Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
. В дополнительном образовании также должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности таких детей. Как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях?

Предметы

Педагогика

Категория

Педагогика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Отдел образования администрации Моршанского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алгасовская средняя общеобразовательная школа

Моршанского района Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована к утверждению

на методическом совете

протокол № 1 от 30.08. 2023 г.

Утверждаю

директор МБОУ Алгасовской СОШ

________________И.И. Степанникова

Приказ № 273 от 31.08.2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа личностно-ориентированной,

социально-педагогической направленности

«ДЮП»

(адаптированная для детей с ОВЗ)

(базовый уровень)

Возраст учащегося 15-17 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Холопова Н.Н..,

педагог дополнительного образования

Алгасово, 2023 г.

Информационная карта

1

Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Алгасовская средняя общеобразовательная школа Моршанского района Тамбовской области

2

Полное название программы

«ДЮП»

3

ФИО должность автора

Холопова Н.Н., педагог дополнительного образования

4

Сведения по программе:

4.1

Нормативно - правовая база

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы, разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

4.2

Область применения

Дополнительное образование для детей

4.3

Направленность

Социально-педагогическая

4.4

Тип программы

Модифицированная

4.5

Вид программы

образовательная

4.6

Возраст учащихся

15-17 лет

4.7

Продолжительность обучения

1 год

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.

Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей.

Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.

Вступление в силу закона «Об Образовании в Российской Федерации» требует введения в деятельность образовательных организаций нового направления - общеобразовательных общеразвивающих программ, адаптированных для работы с детьми ОВЗ. В дополнительном образовании также должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности таких детей. Как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Учить всему этому человека следует с раннего возраста, развивая образное восприятие и пространственное мышление. Именно эти вопросы помогает решить общеобразовательная общеразвивающая программа «ДЮП»: верно выбрать приоритеты в системе социальных отношений и нацелена на формирование творческой индивидуальности, приобретение ребенком основ пожарных знаний, верно выбрать приоритеты в системе социальных отношений и нацелена на формирование творческой индивидуальности, умение увидеть вокруг возможные причины возгорания, выработать интересную идею, оригинальное воплощение.

Педагогическая целесообразность

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при изучении азов пожарного дела, у учащегося с ОВЗ, формируется гражданская позиция, воспитываются чувства патриотизма, толерантности, прививаются навыки делового общении и профессиональной деятельности.

Актуальность программы проявляется в профилактике борьбы с огнем, обучении учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.

Адресат программы

Возраст учащегося, занимающегося по данной программе, составляет 15-17 лет.

Учащиеся в возрасте 15-17 лет испытывают потребность в творческом общественно-полезном проявлении своей личности и индивидуальности.

Для данного возраста характерна критичность мышления. Свойственна большая требовательность к сообщаемой информации. Происходит развитие нравственных идеалов и моральных убеждений.

Реализуя данную программу с ребенком ОВЗ, необходимо понять, что представляет собой такой ребёнок на момент нашего «компетентного» вмешательства в его судьбу. Знание особенностей и проблем у ребёнка с ОВЗ помогает понять причины его сегодняшних проблем и помочь ему самостоятельно составить программу его личностного роста.

Направленность программы.

Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре. Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

Форма занятий ребенка с ОВЗ групповая. Программа предусматривает реализацию и организацию других форм занятий - игра, беседа, презентация,  лекция в сочетании с практическими занятиями, спортивные соревнования, выставки творческих работ, индивидуальная работа.

Направленность деятельности - социально-педагогическая.

Уровень освоения программы: базовый.

Программа рассчитана на учащихся 8-11-х классов (15-17 лет).

Время реализации программы – 1 год.

Форма обучения – очная.

Всего часов – 36. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

1.2 Цель и задачи программы.

ЦЕЛЬ:

формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения; социальное становление личности ребенка; формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС России.

ЗАДАЧИ:

1. Воспитательные:

- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;

- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;

- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.

2. Образовательные:

- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;

- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;

- научить основам строевой подготовки;

- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.

3. Развивающие:

- развитие детского технического творчества,

- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;

- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.

1.3 Содержание программы

Учебный план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

Текущий

2

Цели и задачи пожарной охраны.

1

1

опрос

3

Причины пожаров в жилом доме.

2

2

доклад

5

Спички - детям не игрушка.

1

1

памятка

6

Действия при возникновении пожара

1

1

опрос

7

Противопожарная безопасность в школе.

2

1

1

тренинг

8

Эвакуация при пожаре из здания школы.

2

1

1

Рисунок, плакат

9

Участие в месячниках по пожарной безопасности.

2

1

1

презентация

10

Первичные средства пожаротушения.

1

1

памятка

11

Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

2

1

1

презентация

12

Виды и назначение огнетушителей

2

1

1

зачет

13

Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.

1

1

опрос

14

Травмы, полученные при пожарах.

1

1

презентация

15

Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних

праздников.

1

1

текущий

16

Экскурсия в пожарную часть

2

1

1

доклад

17

Пожары на территории Тамбовской области.

1

1

презентация

18

Знаки пожарной безопасности.

1

1

текущий

19

Пожарно-прикладной вид спорта.

2

1

1

текущий

20

Строевая подготовка.

4

1

3

презентация

21

Противопожарная профилактика.

1

1

«Веселые старты»

22

Соревновательная деятельность.

2

2

зачет

23

Контрольные зачеты.

2

1

1

презентация

24

Итоговое занятие

1

1

ИТОГО

36

18

18

  1. Вводное занятие.

Задачи и план работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

  1. Цели и задачи пожарной охраны.

Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение

пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.

  1. Причины пожаров в жилом доме.

Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.

  1. Спички - детям не игрушка.

Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место хранения спичек.

  1. Действия при возникновении пожара.

Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.

  1. Противопожарная безопасность в школе.

Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных мастерских, на детских праздниках и утренниках.

  1. Эвакуация при пожаре из здания школы.

План эвакуации детей при пожаре. Эвакуационные выходы. Пути эвакуации школьников при пожаре.

  1. Участие в месячниках по пожарной безопасности.

Рисунок. Макетные работы. Литературные работы.

  1. Первичные средства пожаротушения.

Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды

и назначение. Подсобные средства тушения пожара.

  1. Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк.

Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем.

  1. Виды и назначение огнетушителей.

Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители.

Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей.

  1. Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.

Соблюдение правил пожарной безопасности в кинотеатрах, в спортивных сооружениях, в парках культуры и отдыха.

  1. Травмы, полученные при пожарах.

Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.

  1. Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников.

Правила пользования пиротехников. Правильное изготовление новогодних костюмов и украшение ёлки. Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.

  1. Экскурсия в пожарную часть.

Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.

  1. Пожары на территории Тамбовской области.

Хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами во Владимирской области. ЧС в городе Владимире.

  1. Знаки пожарной безопасности.

Знаки для использования на путях эвакуации.

  1. Пожарно-прикладной вид спорта.

Правила соревнований. Подъем по штурмовой лестнице. Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями. Этапы пожарной эстафеты.

  1. Строевая подготовка.

Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно». Движение строевым шагом в составе отделения.

  1. Противопожарная профилактика.

Участие в оформлении стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.

  1. Соревновательная деятельность.

Участие в школьных соревнованиях по противопожарной тематике.

  1. Контрольные зачеты.

Противопожарная профилактика в летнее время.

1.4 Планируемые результаты

После изучения программы учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

1.Основные причины пожаров в жилом доме.

2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.

  1. Сведения о подсобных средствах тушения пожара.

4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.

  1. Виды травм, полученных при пожаре.

  2. Знаки пожарной безопасности.

УМЕТЬ:

  1. Пользоваться спичками.

  2. Эвакуироваться из здания школы.

  3. Пользоваться всеми видами огнетушителей.

  4. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.

  5. Преодолевать 100-метровую полосу препятствий.

Выполнять команды по строевой подготовке.

Блок 2.

«Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы».

2.1 Календарный учебный график.

No

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Количество

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1

09

4

беседа

1

Вводное занятие.

МБОУ Алгасовская СОШ

Текущий

2

09

11

беседа

1

Цели и задачи пожарной охраны.

МБОУ Алгасовская СОШ

опрос

3

09

09

18

25

Круглый стол

2

Причины пожаров в жилом доме.

МБОУ Алгасовская СОШ

доклад

4

10

2

игра

1

Спички - детям не игрушка.

МБОУ Алгасовская СОШ

рисунок

5

10

9

беседа

1

Действия при возникновении пожара.

МБОУ Алгасовская СОШ

памятка

6

10

16

презентация

1

Противопожарная безопасность в школе.

МБОУ Алгасовская СОШ

опрос

7

10

11

23

7

тренинг

2

Эвакуация при пожаре из здания школы.

МБОУ Алгасовская СОШ

тренинг

8

11

11

14

21

вернисаж

2

Участие в месячнике по противопожарной безопасности.

МБОУ Алгасовская СОШ

Рисунок, плакат

9

11

28

Круглый стол

1

Первичные средства пожаротушения.

МБОУ Алгасовская СОШ

презентация

10

12

12

4

11

Творческая мастерская

2

Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

МБОУ Алгасовская СОШ

памятка

11

12

12

18

25

Круглый стол

2

Виды и назначение огнетушителей.

МБОУ Алгасовская СОШ

презентация

12

01

15

Круглый стол

1

Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.

МБОУ Алгасовская СОШ

зачет

13

01

22

лекция

1

Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников.

МБОУ Алгасовская СОШ

опрос

14

01

29

презентация

1

Травмы, полученные при пожаре.

МБОУ Алгасовская СОШ

презентация

15

02

02

5

12

видеоурок

2

Экскурсия в пожарную часть(видеоурок)

МБОУ Алгасовская СОШ

текущий

16

02

19

диспут

1

Пожары на территории Тамбовской области.

МБОУ Алгасовская СОШ

доклад

17

02

26

презентация

1

Знаки пожарной безопасности.

МБОУ Алгасовская СОШ

презентация

18

03

03

5

12

эстафета

2

Пожарно-прикладной вид спорта.

МБОУ Алгасовская СОШ

текущий

19

03

04

04

04

19

9

16

23

Практическое занятие

4

Строевая подготовка.

МБОУ Алгасовская СОШ

текущий

20

04

05

30

7

презентация

2

Противопожарная профилактика

МБОУ Алгасовская СОШ

презентация

21

05

05

14

21

Практическое занятие

2

Соревновательная деятельность.

МБОУ Алгасовская СОШ

«Веселые старты»

22

05

05

28

29

семинар

2

Контрольные зачеты.

МБОУ Алгасовская СОШ

зачет

23

05

30

беседа

1

Итоговое занятие

МБОУ Алгасовская СОШ

презентация

ИТОГО

36

2.2 Условия реализации программы

Результат реализации программы «ДЮП» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

  • Оборудование: столы для ручных работ; компьютерный кабинет, видеопроектор, экран редактор MS WORD, редактор MS Publisher, презентации PowerPoint.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

2.3Формы аттестации.

Индивидуальные выступления. Работа на компьютере – создание презентации

2.4Оценочные материалы.

Достижения учащихся в презентации своих проектов. (Наличие готовых проектов, конкурсная активность, грамоты). Во время занятий проводятся спортивные разминки, игры  и прогулки на свежем воздухе. При подготовке к занятиям необходимо подбирать наглядные средства и пособия (плакаты, слайды, короткометражные видеофильмы, различные макеты, противопожарный инвентарь), необходимые для лучшего восприятия программы обучения. Как дополнение к теоретическим занятиям организовываются экскурсии в пожарную часть, встречи с  сотрудниками государственной противопожарной службы, медицинских учреждений, отделов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних УВД, РОВД, юристов.

2.5Методические материалы.

Организация образовательного процесса - очная.

Методы обучения - словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.)

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

2.6 Список литературы

1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

ППБ 01-98 г.

2. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника.

Краснодар, 2005 г.

3. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль»,

1998 г.

4. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва,

«Просвещение», 1988 г.

5. Зотов Ю.И. «Воспитание подростков в спортивном коллективе»,

Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1994 г.

6. Косарин Н.Я., Швидченко К.Е. «Строевая и физическая подготовка»,

Москва, 1970 г.

7. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 кл.

Москва, «Просвещение», 2011 г.

8. «Основы безопасности жизни», научно-методический и

информационный журнал, № 2, 2007 г.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

. В дополнительном образовании также должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности таких детей. Как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях?
0 ₽