Отдел образования администрации Моршанского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алгасовская средняя общеобразовательная школа
Моршанского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на методическом совете протокол № 1 от 30.08. 2023 г. | Утверждаю директор МБОУ Алгасовской СОШ ________________И.И. Степанникова Приказ № 273 от 31.08.2023 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа личностно-ориентированной,
социально-педагогической направленности
«ДЮП»
(адаптированная для детей с ОВЗ)
(базовый уровень)
Возраст учащегося 15-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Холопова Н.Н..,
педагог дополнительного образования
Алгасово, 2023 г.
Информационная карта
1 | Учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Алгасовская средняя общеобразовательная школа Моршанского района Тамбовской области |
2 | Полное название программы | «ДЮП» |
3 | ФИО должность автора | Холопова Н.Н., педагог дополнительного образования |
4 | Сведения по программе: | |
4.1 | Нормативно - правовая база |
|
4.2 | Область применения | Дополнительное образование для детей |
4.3 | Направленность | Социально-педагогическая |
4.4 | Тип программы | Модифицированная |
4.5 | Вид программы | образовательная |
4.6 | Возраст учащихся | 15-17 лет |
4.7 | Продолжительность обучения | 1 год |
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.
Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Вступление в силу закона «Об Образовании в Российской Федерации» требует введения в деятельность образовательных организаций нового направления - общеобразовательных общеразвивающих программ, адаптированных для работы с детьми ОВЗ. В дополнительном образовании также должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности таких детей. Как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Учить всему этому человека следует с раннего возраста, развивая образное восприятие и пространственное мышление. Именно эти вопросы помогает решить общеобразовательная общеразвивающая программа «ДЮП»: верно выбрать приоритеты в системе социальных отношений и нацелена на формирование творческой индивидуальности, приобретение ребенком основ пожарных знаний, верно выбрать приоритеты в системе социальных отношений и нацелена на формирование творческой индивидуальности, умение увидеть вокруг возможные причины возгорания, выработать интересную идею, оригинальное воплощение.
Педагогическая целесообразность
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при изучении азов пожарного дела, у учащегося с ОВЗ, формируется гражданская позиция, воспитываются чувства патриотизма, толерантности, прививаются навыки делового общении и профессиональной деятельности.
Актуальность программы проявляется в профилактике борьбы с огнем, обучении учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.
Адресат программы
Возраст учащегося, занимающегося по данной программе, составляет 15-17 лет.
Учащиеся в возрасте 15-17 лет испытывают потребность в творческом общественно-полезном проявлении своей личности и индивидуальности.
Для данного возраста характерна критичность мышления. Свойственна большая требовательность к сообщаемой информации. Происходит развитие нравственных идеалов и моральных убеждений.
Реализуя данную программу с ребенком ОВЗ, необходимо понять, что представляет собой такой ребёнок на момент нашего «компетентного» вмешательства в его судьбу. Знание особенностей и проблем у ребёнка с ОВЗ помогает понять причины его сегодняшних проблем и помочь ему самостоятельно составить программу его личностного роста.
Направленность программы.
Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре. Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Форма занятий ребенка с ОВЗ групповая. Программа предусматривает реализацию и организацию других форм занятий - игра, беседа, презентация, лекция в сочетании с практическими занятиями, спортивные соревнования, выставки творческих работ, индивидуальная работа.
Направленность деятельности - социально-педагогическая.
Уровень освоения программы: базовый.
Программа рассчитана на учащихся 8-11-х классов (15-17 лет).
Время реализации программы – 1 год.
Форма обучения – очная.
Всего часов – 36. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
1.2 Цель и задачи программы.
ЦЕЛЬ:
формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения; социальное становление личности ребенка; формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС России.
ЗАДАЧИ:
1. Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
3. Развивающие:
- развитие детского технического творчества,
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | Текущий | |
2 | Цели и задачи пожарной охраны. | 1 | 1 | опрос | |
3 | Причины пожаров в жилом доме. | 2 | 2 | доклад | |
5 | Спички - детям не игрушка. | 1 | 1 | памятка | |
6 | Действия при возникновении пожара | 1 | 1 | опрос | |
7 | Противопожарная безопасность в школе. | 2 | 1 | 1 | тренинг |
8 | Эвакуация при пожаре из здания школы. | 2 | 1 | 1 | Рисунок, плакат |
9 | Участие в месячниках по пожарной безопасности. | 2 | 1 | 1 | презентация |
10 | Первичные средства пожаротушения. | 1 | 1 | памятка | |
11 | Правила пользования первичными средствами пожаротушения. | 2 | 1 | 1 | презентация |
12 | Виды и назначение огнетушителей | 2 | 1 | 1 | зачет |
13 | Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. | 1 | 1 | опрос | |
14 | Травмы, полученные при пожарах. | 1 | 1 | презентация | |
15 | Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников. | 1 | 1 | текущий | |
16 | Экскурсия в пожарную часть | 2 | 1 | 1 | доклад |
17 | Пожары на территории Тамбовской области. | 1 | 1 | презентация | |
18 | Знаки пожарной безопасности. | 1 | 1 | текущий | |
19 | Пожарно-прикладной вид спорта. | 2 | 1 | 1 | текущий |
20 | Строевая подготовка. | 4 | 1 | 3 | презентация |
21 | Противопожарная профилактика. | 1 | 1 | «Веселые старты» | |
22 | Соревновательная деятельность. | 2 | 2 | зачет | |
23 | Контрольные зачеты. | 2 | 1 | 1 | презентация |
24 | Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 36 | 18 | 18 |
Вводное занятие.
Задачи и план работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.
Цели и задачи пожарной охраны.
Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение
пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.
Причины пожаров в жилом доме.
Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.
Спички - детям не игрушка.
Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место хранения спичек.
Действия при возникновении пожара.
Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.
Противопожарная безопасность в школе.
Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных мастерских, на детских праздниках и утренниках.
Эвакуация при пожаре из здания школы.
План эвакуации детей при пожаре. Эвакуационные выходы. Пути эвакуации школьников при пожаре.
Участие в месячниках по пожарной безопасности.
Рисунок. Макетные работы. Литературные работы.
Первичные средства пожаротушения.
Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды
и назначение. Подсобные средства тушения пожара.
Правила пользования первичными средствами пожаротушения.
Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк.
Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем.
Виды и назначение огнетушителей.
Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители.
Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей.
Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.
Соблюдение правил пожарной безопасности в кинотеатрах, в спортивных сооружениях, в парках культуры и отдыха.
Травмы, полученные при пожарах.
Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.
Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников.
Правила пользования пиротехников. Правильное изготовление новогодних костюмов и украшение ёлки. Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.
Экскурсия в пожарную часть.
Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.
Пожары на территории Тамбовской области.
Хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами во Владимирской области. ЧС в городе Владимире.
Знаки пожарной безопасности.
Знаки для использования на путях эвакуации.
Пожарно-прикладной вид спорта.
Правила соревнований. Подъем по штурмовой лестнице. Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями. Этапы пожарной эстафеты.
Строевая подготовка.
Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно». Движение строевым шагом в составе отделения.
Противопожарная профилактика.
Участие в оформлении стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.
Соревновательная деятельность.
Участие в школьных соревнованиях по противопожарной тематике.
Контрольные зачеты.
Противопожарная профилактика в летнее время.
1.4 Планируемые результаты
После изучения программы учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
1.Основные причины пожаров в жилом доме.
2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.
Виды травм, полученных при пожаре.
Знаки пожарной безопасности.
УМЕТЬ:
Пользоваться спичками.
Эвакуироваться из здания школы.
Пользоваться всеми видами огнетушителей.
Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.
Преодолевать 100-метровую полосу препятствий.
Выполнять команды по строевой подготовке.
Блок 2.
«Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы».
2.1 Календарный учебный график.
No п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 09 | 4 | беседа | 1 | Вводное занятие. | МБОУ Алгасовская СОШ | Текущий | |
2 | 09 | 11 | беседа | 1 | Цели и задачи пожарной охраны. | МБОУ Алгасовская СОШ | опрос | |
3 | 09 09 | 18 25 | Круглый стол | 2 | Причины пожаров в жилом доме. | МБОУ Алгасовская СОШ | доклад | |
4 | 10 | 2 | игра | 1 | Спички - детям не игрушка. | МБОУ Алгасовская СОШ | рисунок | |
5 | 10 | 9 | беседа | 1 | Действия при возникновении пожара. | МБОУ Алгасовская СОШ | памятка | |
6 | 10 | 16 | презентация | 1 | Противопожарная безопасность в школе. | МБОУ Алгасовская СОШ | опрос | |
7 | 10 11 | 23 7 | тренинг | 2 | Эвакуация при пожаре из здания школы. | МБОУ Алгасовская СОШ | тренинг | |
8 | 11 11 | 14 21 | вернисаж | 2 | Участие в месячнике по противопожарной безопасности. | МБОУ Алгасовская СОШ | Рисунок, плакат | |
9 | 11 | 28 | Круглый стол | 1 | Первичные средства пожаротушения. | МБОУ Алгасовская СОШ | презентация | |
10 | 12 12 | 4 11 | Творческая мастерская | 2 | Правила пользования первичными средствами пожаротушения. | МБОУ Алгасовская СОШ | памятка | |
11 | 12 12 | 18 25 | Круглый стол | 2 | Виды и назначение огнетушителей. | МБОУ Алгасовская СОШ | презентация | |
12 | 01 | 15 | Круглый стол | 1 | Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. | МБОУ Алгасовская СОШ | зачет | |
13 | 01 | 22 | лекция | 1 | Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников. | МБОУ Алгасовская СОШ | опрос | |
14 | 01 | 29 | презентация | 1 | Травмы, полученные при пожаре. | МБОУ Алгасовская СОШ | презентация | |
15 | 02 02 | 5 12 | видеоурок | 2 | Экскурсия в пожарную часть(видеоурок) | МБОУ Алгасовская СОШ | текущий | |
16 | 02 | 19 | диспут | 1 | Пожары на территории Тамбовской области. | МБОУ Алгасовская СОШ | доклад |
17 | 02 | 26 | презентация | 1 | Знаки пожарной безопасности. | МБОУ Алгасовская СОШ | презентация | |
18 | 03 03 | 5 12 | эстафета | 2 | Пожарно-прикладной вид спорта. | МБОУ Алгасовская СОШ | текущий | |
19 | 03 04 04 04 | 19 9 16 23 | Практическое занятие | 4 | Строевая подготовка. | МБОУ Алгасовская СОШ | текущий | |
20 | 04 05 | 30 7 | презентация | 2 | Противопожарная профилактика | МБОУ Алгасовская СОШ | презентация | |
21 | 05 05 | 14 21 | Практическое занятие | 2 | Соревновательная деятельность. | МБОУ Алгасовская СОШ | «Веселые старты» | |
22 | 05 05 | 28 29 | семинар | 2 | Контрольные зачеты. | МБОУ Алгасовская СОШ | зачет | |
23 | 05 | 30 | беседа | 1 | Итоговое занятие | МБОУ Алгасовская СОШ | презентация | |
ИТОГО | 36 |
2.2 Условия реализации программы
Результат реализации программы «ДЮП» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы для ручных работ; компьютерный кабинет, видеопроектор, экран редактор MS WORD, редактор MS Publisher, презентации PowerPoint.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
2.3Формы аттестации.
Индивидуальные выступления. Работа на компьютере – создание презентации
2.4Оценочные материалы.
Достижения учащихся в презентации своих проектов. (Наличие готовых проектов, конкурсная активность, грамоты). Во время занятий проводятся спортивные разминки, игры и прогулки на свежем воздухе. При подготовке к занятиям необходимо подбирать наглядные средства и пособия (плакаты, слайды, короткометражные видеофильмы, различные макеты, противопожарный инвентарь), необходимые для лучшего восприятия программы обучения. Как дополнение к теоретическим занятиям организовываются экскурсии в пожарную часть, встречи с сотрудниками государственной противопожарной службы, медицинских учреждений, отделов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних УВД, РОВД, юристов.
2.5Методические материалы.
Организация образовательного процесса - очная.
Методы обучения - словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.)
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
2.6 Список литературы
1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
ППБ 01-98 г.
2. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника.
Краснодар, 2005 г.
3. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль»,
1998 г.
4. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва,
«Просвещение», 1988 г.
5. Зотов Ю.И. «Воспитание подростков в спортивном коллективе»,
Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1994 г.
6. Косарин Н.Я., Швидченко К.Е. «Строевая и физическая подготовка»,
Москва, 1970 г.
7. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 кл.
Москва, «Просвещение», 2011 г.
8. «Основы безопасности жизни», научно-методический и
информационный журнал, № 2, 2007 г.