Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
. В дополнительном образовании также должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности таких детей. Как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях?

Предметы

Педагогика

Категория

Педагогика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Отдел образования администрации Моршанского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алгасовская средняя общеобразовательная школа

Моршанского района Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована к утверждению

на методическом совете

протокол № 1 от 30.08. 2023 г.

Утверждаю

директор МБОУ Алгасовской СОШ

________________И.И. Степанникова

Приказ № 273 от 31.08.2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа личностно-ориентированной,

социально-педагогической направленности

«ДЮП»

(адаптированная для детей с ОВЗ)

(базовый уровень)

Возраст учащегося 15-17 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Холопова Н.Н..,

педагог дополнительного образования

Алгасово, 2023 г.

Информационная карта

1

Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Алгасовская средняя общеобразовательная школа Моршанского района Тамбовской области

2

Полное название программы

«ДЮП»

3

ФИО должность автора

Холопова Н.Н., педагог дополнительного образования

4

Сведения по программе:

4.1

Нормативно - правовая база

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы, разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

4.2

Область применения

Дополнительное образование для детей

4.3

Направленность

Социально-педагогическая

4.4

Тип программы

Модифицированная

4.5

Вид программы

образовательная

4.6

Возраст учащихся

15-17 лет

4.7

Продолжительность обучения

1 год

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.

Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей.

Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.

Вступление в силу закона «Об Образовании в Российской Федерации» требует введения в деятельность образовательных организаций нового направления - общеобразовательных общеразвивающих программ, адаптированных для работы с детьми ОВЗ. В дополнительном образовании также должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности таких детей. Как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Учить всему этому человека следует с раннего возраста, развивая образное восприятие и пространственное мышление. Именно эти вопросы помогает решить общеобразовательная общеразвивающая программа «ДЮП»: верно выбрать приоритеты в системе социальных отношений и нацелена на формирование творческой индивидуальности, приобретение ребенком основ пожарных знаний, верно выбрать приоритеты в системе социальных отношений и нацелена на формирование творческой индивидуальности, умение увидеть вокруг возможные причины возгорания, выработать интересную идею, оригинальное воплощение.

Педагогическая целесообразность

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при изучении азов пожарного дела, у учащегося с ОВЗ, формируется гражданская позиция, воспитываются чувства патриотизма, толерантности, прививаются навыки делового общении и профессиональной деятельности.

Актуальность программы проявляется в профилактике борьбы с огнем, обучении учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.

Адресат программы

Возраст учащегося, занимающегося по данной программе, составляет 15-17 лет.

Учащиеся в возрасте 15-17 лет испытывают потребность в творческом общественно-полезном проявлении своей личности и индивидуальности.

Для данного возраста характерна критичность мышления. Свойственна большая требовательность к сообщаемой информации. Происходит развитие нравственных идеалов и моральных убеждений.

Реализуя данную программу с ребенком ОВЗ, необходимо понять, что представляет собой такой ребёнок на момент нашего «компетентного» вмешательства в его судьбу. Знание особенностей и проблем у ребёнка с ОВЗ помогает понять причины его сегодняшних проблем и помочь ему самостоятельно составить программу его личностного роста.

Направленность программы.

Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре. Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

Форма занятий ребенка с ОВЗ групповая. Программа предусматривает реализацию и организацию других форм занятий - игра, беседа, презентация,  лекция в сочетании с практическими занятиями, спортивные соревнования, выставки творческих работ, индивидуальная работа.

Направленность деятельности - социально-педагогическая.

Уровень освоения программы: базовый.

Программа рассчитана на учащихся 8-11-х классов (15-17 лет).

Время реализации программы – 1 год.

Форма обучения – очная.

Всего часов – 36. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

1.2 Цель и задачи программы.

ЦЕЛЬ:

формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения; социальное становление личности ребенка; формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС России.

ЗАДАЧИ:

1. Воспитательные:

- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;

- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;

- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.

2. Образовательные:

- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;

- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;

- научить основам строевой подготовки;

- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.

3. Развивающие:

- развитие детского технического творчества,

- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;

- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.

1.3 Содержание программы

Учебный план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

Текущий

2

Цели и задачи пожарной охраны.

1

1

опрос

3

Причины пожаров в жилом доме.

2

2

доклад

5

Спички - детям не игрушка.

1

1

памятка

6

Действия при возникновении пожара

1

1

опрос

7

Противопожарная безопасность в школе.

2

1

1

тренинг

8

Эвакуация при пожаре из здания школы.

2

1

1

Рисунок, плакат

9

Участие в месячниках по пожарной безопасности.

2

1

1

презентация

10

Первичные средства пожаротушения.

1

1

памятка

11

Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

2

1

1

презентация

12

Виды и назначение огнетушителей

2

1

1

зачет

13

Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.

1

1

опрос

14

Травмы, полученные при пожарах.

1

1

презентация

15

Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних

праздников.

1

1

текущий

16

Экскурсия в пожарную часть

2

1

1

доклад

17

Пожары на территории Тамбовской области.

1

1

презентация

18

Знаки пожарной безопасности.

1

1

текущий

19

Пожарно-прикладной вид спорта.

2

1

1

текущий

20

Строевая подготовка.

4

1

3

презентация

21

Противопожарная профилактика.

1

1

«Веселые старты»

22

Соревновательная деятельность.

2

2

зачет

23

Контрольные зачеты.

2

1

1

презентация

24

Итоговое занятие

1

1

ИТОГО

36

18

18

  1. Вводное занятие.

Задачи и план работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

  1. Цели и задачи пожарной охраны.

Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение

пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.

  1. Причины пожаров в жилом доме.

Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.

  1. Спички - детям не игрушка.

Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место хранения спичек.

  1. Действия при возникновении пожара.

Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.

  1. Противопожарная безопасность в школе.

Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных мастерских, на детских праздниках и утренниках.

  1. Эвакуация при пожаре из здания школы.

План эвакуации детей при пожаре. Эвакуационные выходы. Пути эвакуации школьников при пожаре.

  1. Участие в месячниках по пожарной безопасности.

Рисунок. Макетные работы. Литературные работы.

  1. Первичные средства пожаротушения.

Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды

и назначение. Подсобные средства тушения пожара.

  1. Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк.

Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем.

  1. Виды и назначение огнетушителей.

Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители.

Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей.

  1. Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.

Соблюдение правил пожарной безопасности в кинотеатрах, в спортивных сооружениях, в парках культуры и отдыха.

  1. Травмы, полученные при пожарах.

Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.

  1. Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников.

Правила пользования пиротехников. Правильное изготовление новогодних костюмов и украшение ёлки. Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.

  1. Экскурсия в пожарную часть.

Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.

  1. Пожары на территории Тамбовской области.

Хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами во Владимирской области. ЧС в городе Владимире.

  1. Знаки пожарной безопасности.

Знаки для использования на путях эвакуации.

  1. Пожарно-прикладной вид спорта.

Правила соревнований. Подъем по штурмовой лестнице. Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями. Этапы пожарной эстафеты.

  1. Строевая подготовка.

Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно». Движение строевым шагом в составе отделения.

  1. Противопожарная профилактика.

Участие в оформлении стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.

  1. Соревновательная деятельность.

Участие в школьных соревнованиях по противопожарной тематике.

  1. Контрольные зачеты.

Противопожарная профилактика в летнее время.

1.4 Планируемые результаты

После изучения программы учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

1.Основные причины пожаров в жилом доме.

2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.

  1. Сведения о подсобных средствах тушения пожара.

4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.

  1. Виды травм, полученных при пожаре.

  2. Знаки пожарной безопасности.

УМЕТЬ:

  1. Пользоваться спичками.

  2. Эвакуироваться из здания школы.

  3. Пользоваться всеми видами огнетушителей.

  4. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.

  5. Преодолевать 100-метровую полосу препятствий.

Выполнять команды по строевой подготовке.

Блок 2.

«Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы».

2.1 Календарный учебный график.

No

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Количество

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1

09

4

беседа

1

Вводное занятие.

МБОУ Алгасовская СОШ

Текущий

2

09

11

беседа

1

Цели и задачи пожарной охраны.

МБОУ Алгасовская СОШ

опрос

3

09

09

18

25

Круглый стол

2

Причины пожаров в жилом доме.

МБОУ Алгасовская СОШ

доклад

4

10

2

игра

1

Спички - детям не игрушка.

МБОУ Алгасовская СОШ

рисунок

5

10

9

беседа

1

Действия при возникновении пожара.

МБОУ Алгасовская СОШ

памятка

6

10

16

презентация

1

Противопожарная безопасность в школе.

МБОУ Алгасовская СОШ

опрос

7

10

11

23

7

тренинг

2

Эвакуация при пожаре из здания школы.

МБОУ Алгасовская СОШ

тренинг

8

11

11

14

21

вернисаж

2

Участие в месячнике по противопожарной безопасности.

МБОУ Алгасовская СОШ

Рисунок, плакат

9

11

28

Круглый стол

1

Первичные средства пожаротушения.

МБОУ Алгасовская СОШ

презентация

10

12

12

4

11

Творческая мастерская

2

Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

МБОУ Алгасовская СОШ

памятка

11

12

12

18

25

Круглый стол

2

Виды и назначение огнетушителей.

МБОУ Алгасовская СОШ

презентация

12

01

15

Круглый стол

1

Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.

МБОУ Алгасовская СОШ

зачет

13

01

22

лекция

1

Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников.

МБОУ Алгасовская СОШ

опрос

14

01

29

презентация

1

Травмы, полученные при пожаре.

МБОУ Алгасовская СОШ

презентация

15

02

02

5

12

видеоурок

2

Экскурсия в пожарную часть(видеоурок)

МБОУ Алгасовская СОШ

текущий

16

02

19

диспут

1

Пожары на территории Тамбовской области.

МБОУ Алгасовская СОШ

доклад

17

02

26

презентация

1

Знаки пожарной безопасности.

МБОУ Алгасовская СОШ

презентация

18

03

03

5

12

эстафета

2

Пожарно-прикладной вид спорта.

МБОУ Алгасовская СОШ

текущий

19

03

04

04

04

19

9

16

23

Практическое занятие

4

Строевая подготовка.

МБОУ Алгасовская СОШ

текущий

20

04

05

30

7

презентация

2

Противопожарная профилактика

МБОУ Алгасовская СОШ

презентация

21

05

05

14

21

Практическое занятие

2

Соревновательная деятельность.

МБОУ Алгасовская СОШ

«Веселые старты»

22

05

05

28

29

семинар

2

Контрольные зачеты.

МБОУ Алгасовская СОШ

зачет

23

05

30

беседа

1

Итоговое занятие

МБОУ Алгасовская СОШ

презентация

ИТОГО

36

2.2 Условия реализации программы

Результат реализации программы «ДЮП» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

  • Оборудование: столы для ручных работ; компьютерный кабинет, видеопроектор, экран редактор MS WORD, редактор MS Publisher, презентации PowerPoint.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

2.3Формы аттестации.

Индивидуальные выступления. Работа на компьютере – создание презентации

2.4Оценочные материалы.

Достижения учащихся в презентации своих проектов. (Наличие готовых проектов, конкурсная активность, грамоты). Во время занятий проводятся спортивные разминки, игры  и прогулки на свежем воздухе. При подготовке к занятиям необходимо подбирать наглядные средства и пособия (плакаты, слайды, короткометражные видеофильмы, различные макеты, противопожарный инвентарь), необходимые для лучшего восприятия программы обучения. Как дополнение к теоретическим занятиям организовываются экскурсии в пожарную часть, встречи с  сотрудниками государственной противопожарной службы, медицинских учреждений, отделов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних УВД, РОВД, юристов.

2.5Методические материалы.

Организация образовательного процесса - очная.

Методы обучения - словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.)

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

2.6 Список литературы

1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

ППБ 01-98 г.

2. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника.

Краснодар, 2005 г.

3. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль»,

1998 г.

4. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва,

«Просвещение», 1988 г.

5. Зотов Ю.И. «Воспитание подростков в спортивном коллективе»,

Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1994 г.

6. Косарин Н.Я., Швидченко К.Е. «Строевая и физическая подготовка»,

Москва, 1970 г.

7. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 кл.

Москва, «Просвещение», 2011 г.

8. «Основы безопасности жизни», научно-методический и

информационный журнал, № 2, 2007 г.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

. В дополнительном образовании также должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности таких детей. Как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях?
0 ₽