Эффективное обучение первоклассников- залог успешности детей в будущем.
Методика В.И. Жохова, по которой я работаю уже пятый год и на данном этапе у меня первый класс, уникальна, она называется УниК и расшифровывается как Университетский класс!
Подход к обучению детей именно первого класса математике, письму (русскому языку), литературному чтению, в корне отличается от традиционных методик, так как 1 класс дети осваивают за первые два месяца обучения, плюс захватывается небольшая часть 2 и 3 класса по принципу опережающего обучения. Поэтому ребята благодаря этой методике уже на данном этапе обучения, а сейчас только февраль, уже знают падежи, время и вид глагола, могут определить число и род прилагательных и существительных, различают одушевлённые и неодушевлённые существительные, складывают и вычитают с переходом через десяток в пределах 1000, знают большую часть таблицы умножения. Я думаю впечатляющее перечисление знаний и умений первоклассников!
Задача первого года обучения: подготовка организма ребёнка, структуры мозга для дальнейшей работы, а опережающее обучение мощный толчок к этому. Весь сентябрь работали над развитием лобных долей, которые способствуют развитию опережающего мышления, а также над развитием долговременной памяти.
Уроки, при этом очень динамичные и насыщенные. На первый взгляд, покажутся странными, элементы не связаны друг с другом, в отличии от традиционных –линейных уроков. Уроки Владимира Ивановича – многоэтажные, несколько разных уровней, на каждом так называемом этаже много разных комнат. Из каких соображений это делается? Нам нужно, чтобы каждому ребёнку хватило времени на усвоение материала, поэтому урок и делится на несколько разных фрагментов. Эти маленькие фрагменты повторяются много раз (по 1-2 минуты), так как сосредоточится на одном задании маленький ребёнок способен всего 2-3 минуты. На первом уроке чуть коснёмся (как говорил Владимир Иванович «царапнем» новый материал). А на следующем уроке, когда этот материал повторяется, он уже не новый для них. Потом много раз в течении недели предлагается этот материал, при этом достигается полное усвоение знаний. Получается, что главная тема одна, а ниточек и проводников много. Система знаний- стройность.
Хочу представить вам несколько подходов обучения первоклассников по предметам. В первых, дети в основном работают хором, во - вторых всё делают под счёт, это организует процесс обучения, слабые дети подтягиваются за сильными.
Русский язык и литературное чтение!
Не секрет, что дети очень часто допускают ошибки при прочтении и написании слов: пропускают, переставляют, заменяют буквы. А почему? Причина - слоговое чтение и фонетический разбор слов. Поле зрения у малышей маленькое, они не видят слог, поэтому по методике Владимира Ивановича - чтение побуквенное. Такое чтение было в России до конца 19 века. Букву читаем как она читается в слове, а не алфавитное название. Есть особенности прочтения мягкого и твёрдого знака, так как они звуков не дают (демонстрирую устно). При этом ребёнок видит каждую букву, запоминает вид слова, соответственно пишет грамотно!
В первой половине года есть такое задание - продиктовать Неумейкину, где ребята, слушая предлагаемые Владимиром Ивановичем слова, диктуют их побуквенно. Большинство слов называют дети правильно, а слова, я хочу сказать, очень сложные (например, слово иллюминация). Но эти слова детям уже знакомы: читали с доски, встречали в листах для домашней работы, в орфографических зарядках (показываю), поэтому и диктуют, в основном, без ошибок, а затем и пишут правильно.
Что касается уроков письма, то здесь тоже нетрадиционный подход к обучению Прописи есть, но хитрые. Это отдельные листочки. И если, что-то не получилось у ребёнка, он может этот листок потом (обычно это бывает на масленицу) уничтожает, сжигает, убирает весь негатив, чтобы не переживать из – за неуспеха, а в следующий раз постараться сделать лучше. Самые лучшие работы вывешиваются напоказ, даются за них баллы, и ребята, глядя друг на друга очень стараются сделать работу как можно лучше! При этом, даём свободу в написании букв, я показываю, как выглядит буква, из каких элементов можно её составить, а ребёнок пишет, как получается, как подсказывает мозг. Сначала в широкой строке, постепенно строчки уменьшаются и во второй половине года, вот уже совсем скоро мы с ребятами будем писать в тетради, но сразу в широкую линию, как взрослые! И я вас уверяю у ребят сразу всё получается!
Вот тетрадь моей ученицы прошлого выпуска Ходониной Агнии и таких тетрадей, с аккуратными записями много. Заметьте, ребята здесь пишут ручками, но в начале обучения писали строго механическими карандашами. «Почему карандашами» - спросите вы? Письмо лёгкое, мягкое, препятствует возникновению мышечного спазма, так называемого «писчего спазма», так как мышца спазмировалась, карандаш дёрнулся, грифель сломался, рука расслабилась, нажатием ребёнок выдавливает стержень и пишет дальше. Здесь тренируется мускулатура пальцев, поэтому потом легко пишут ручкой. Писать дети не устают. Пишут и левой и правой рукой (связь между полушариями) – тренировка мозга.
Практически с первых дней, работа с толковыми словарями, дети очень любят с ними работать. Читаем сложные для первого класса произведения, сейчас, например, читаем сказку Петра Павловича Ершова «Конёк-горбунок», впереди - «Каштанка» Антона Павловича Чехова, словари всегда под рукой! Каждое, предлагаемое произведение- источник нравственного рота детей и с каждым днём это заметнее!
Научившись писать и читать, зачастую дети не знают, как это красиво и правильно преподнести слушателям, поэтому Владимир Иванович ввёл Урок риторики, на котором дети слушают аудиозаписи разных людей, чтобы, во-первых, понимать разную речь других людей (опять работаем на опережение, переходят в 5 класс, учитель меняется, а наши ребята легко привыкают к речи другого педагога), во-вторых пробовать самим так же красиво и выразительно читать и излагать свои мысли, чтобы в будущем быть интересными собеседниками.
И, так, если в лобных долях опережающее мышление, то в теменных долях мозга находятся математические знания. Считают на пальцах, так как счётные палочки, линейки не проецирует мозг! В коре головного мозга проекция каждого пальца, сначала шевеля пальцами, что – то считают, потом переходят к проекциям, которые в мозгу.
Предлагается несколько моделей счёта кроме пальцев ещё деньги - разные купюры и монеты, яйца (десяток). Здесь развивается гибкость мышления, умение ориентироваться, связь с жизнью. Не на абстрактных палочках, а на десятке яиц, например.
Сразу после таблицы сложения и вычитания, уже сейчас вводится умножение и степень числа – чуть позже. Умножение на основе сложения одинаковых слагаемых и ребята плавно погрузились в это математическое действие, а на основе умножения вводятся степени- умножение одинаковых слагаемых, например, 23=2х2х2=8, 109–миллиард.
Очень большая сложность всегда была связана с изучением времени, работой с циферблатом. В наших классах такой сложности нет, научившись считать пятёрками, а это таблица умножения, ребята легко определяют время, могут сказать, какое время показывали часы 5,10 и т. д. минут назад, или какое покажут через 5,10 и т.д. минут.
Вот такие листы с домашним заданием (показываю) получают ребята, но так как у нас гимназия полного дня, всё это мы успеваем сделать здесь. Бывает, что не сразу все усвоили материал, но я повторюсь, частое повторение фрагментов уроков по определённой теме, заставляют мозг ребёнка всё – таки запомнить и понять! Ведь дети –это поле цветов и каждый цветок раскрывается в своё время!
Через две недели обучения в классе появляется кукла, Владимир Иванович назвал её Первуша. У нас она тоже есть и ребята её любят! Передали нам её гимназисты 2 класса. Если кто – то не понимает чего – то на уроке, я обращаюсь к ребятам помочь ей, чтобы ещё раз проговорить слабому ребёнку, то что он не усвоил, не называя его. Куклы берут негатив. К тому же у нас много парной работы. Если нет пары работают с Первушей!
На каждом уроке будь то математика, чтение, письмо –обязательна хорошая песня или классическая музыка. Внутри мозга процессы гармоничные, поэтому музыка: классическая музыка, детские песни! У них звуковые колебания сродни тому, что происходит в мозге. Чтобы развить связи между правым (творческим) и левым (аналитическим) полушариями мозга, ребята много поют, рисуют музыку и к тому же это им еще очень нравится.
На каждом занятии выделено время для пальчиковой гимнастики, упражнений для глаз и обязательной зарядки, поэтому ребята не устают. Необычная посадка в позе орла, укрепляет позвоночник, к доске и от доски ребята бегут-это здоровьесберегающая составляющая урока.
Дети помогают друг другу, на уроках разрешено списывать друг у друга (кроме проверочных работ), но практика показывает, что ребята этим не пользуются, сами умные, уже есть консультанты, более быстрые, сильные дети помогают тем, кто еще не успел до конца вникнуть в тему. Радуемся кричим «Ура!». Крик воздействует на кости, резонанс – кости вибрируют. У девчонок резонанс на высоких частотах, так как кости тоньше, они визжат, мальчишки кричат. Это еще и заставляет мозг проснуться. Ребята радуются успехам одноклассников, поэтому часто с удовольствием аплодируют друг другу за ответы на уроке, за прекрасный поступок, за неординарную мысль, и мне аплодируют, и в эти моменты я особо горда за своих учеников, значит, ребята слышат друг друга и меня, а это дорогого стоит.
Дети в наших классах очень любят обниматься.
Если подвести итог, могу сказать, что методическая система В.И. Жохова направлена на развитие личности каждого ребёнка, его талантов и способностей, поэтому растут прекрасные люди!