Эффективные подходы успешной профориентации и социализации детей и подростков в системе дополнительного образования
Светлакова Светлана Алексеевна, педагог дополнительного образования ДДТ Ленинского района
Современные социально-экономические отношения как никогда повышают важность задачи адаптации детей к условиям реальной жизни и приобретения ими социального опыта. Социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, группами, организациями. Главной воспитательной задачей, которая решается семьей, УО, УДО становиться формирование активно утверждающей себя личности, использующей все свои способности для максимальной самореализации. Это возможно, когда человек познает свои физические и интеллектуальные способности, использует все предлагаемые ему возможности для активной деятельности по достижению жизненного успеха.
Социализация личности обучающегося – процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия семьи, школы УДО и среды. В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и поведением, осуществляется социальное становление индивида. Большое влияние на социализацию ребенка оказывают многие факторы микросоциальной среды, требующей большого внимания со стороны образовательных учреждений.
В условиях кризисного социума повышается роль учреждений дополнительного образования как центров воспитания, социальной адаптации, допрофессионального определения ребенка.
Исследования психологов показали, что ребята очень хотят развивать у себя универсальные, жизненно-необходимые качества общей культуры жизнедеятельности, такие как нравственное отношение к людям, эстетические и творческие способности, физическую и психологическую культуру (умения общения, владения собой, умения самопознания, самореализации). Именно этим, действительно полезным и важным в течение всей жизни вещам, гармонизирующим весь жизненный процесс не учат в школе. В жесткой для многих детей жизненной ситуации учреждения дополнительного образования могут стать и часто становятся единственным островком понимания, хорошего отношения.
Социально-психологическая адаптация детей подросткового и старшего школьного возраста (11 - 17 лет) в детских объединениях учреждения дополнительного образования имеет свои особенности. Для этой возрастной группы наиболее выраженными являются следующие мотивы:
мотив подготовки к будущей профессиональной деятельности,
мотив общения со сверстниками, познавательный мотив.
Учреждения дополнительного образования являются той средой для детей, где они могут выявить и развить свои способности, таким образом, подготавливаясь к будущему профессиональному выбору и условиям взрослой жизни. При этом очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребёнку ситуацию успеха. Успех порождает стремление к новому успеху, формирует уверенность в своих силах, что в дальнейшем приведет к индивидуальному развитию личности ребенка.
В Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года отмечено, что отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:
создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;
многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;
создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении.
Конечным продуктом социально - педагогической деятельности по социализации ребенка становится уровень овладения им минимумом специальных ролей, необходимых для нормальной жизнедеятельности каждого человека, оканчивающего образовательное учреждение.
Современный этап развития технического творчества характеризуется стремлением преодолеть противоречие между высоким уровнем стандартизации жизни человека, порожденной техническим прогрессом, и природной индивидуальностью каждой человеческой личности, ее эстетическими, духовными потребностями. Творческого развития личности сложно достичь, оставаясь в рамках узкопрофильных программ технического творчества. Именно интегрированные программы позволяют снять данное противоречие.
Система педагогических норм и ценностей, выраженных в Концепциии программе развития образования Свердловской области предопределяет личностно-ориентированный характер образования, создание условий длясамостоятельного развития личности; приоритет гуманистических ценностей в образовании и педагогических отношениях; вариативность как основание свободного самоопределения обучающегося; формирование в образовательном процессе творческих, исследовательских подходов; стимулирование самостоятельной познавательной активности обучающегося в единстве с умением использовать знания в нестандартных ситуациях.
В контексте с этими положениями дополнительное образование детей можно рассматривать как сферу объективного объединения в единый процесс воспитания, обучения и развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на его воспитании и укрепляет его личное достоинство.
Нельзя недооценивать значение эстетической роли одежды, благодаря которой девочки-подростки могут изменить свой внешний вид, продемонстрировать свой вкус. К тому же одежда выполняет роль посредника в кругу сверстников, в сфере общения, помогает найти свою референтную группу
Мало таких семей, где бы девочку учили моделировать и шить модную современную одежду, правильно определять свою цветовую гамму и в соответствии с ней составлять гардероб, где бы возрождали виды народного творчества учили вышивать, использовать лоскут в изделиях.
Поэтому начиная с раннего возраста у детей необходимо развивать художественно-эстетический вкус, учить навыкам самостоятельного шитья изделии, развивать их творческие способности в области создания и моделирования одежды.
Основное направление детского объединения«Винтаж» по программе «Конструирование и моделирование одежды» - реализация интересов и потребностей подростков в сфере свободного времени, обучение умению красиво и со вкусом одеваться, подчеркивая свою индивидуальность.
Ведущие потребности подростков - это желание подчеркнуть свою индивидуальность, найти эстетическое самовыражение, а значит красиво и модно одеваться, получать наслаждение от общения с окружающим миром
В отличие от традиционных программ, программа «конструирование и моделирование одежды» предполагает комплексное изучение швейного дела и видов декоративно-прикладною искусства, которые используются в художественном оформлении одежды, выражение творческой индивидуальности каждого ребенка посредством демонстрации, созданной своими руками одежды Демонстрация одежды помотает детям, красиво и свободно двигаться самокритично, относиться к своему внешнему облику, развивает коммуникативные навыки. Одним из факторов «красоты» является искусство общения, умение подавать себя. Все разделы программы направлены на приобщение детей к культуре одежды и тела, что способствует эффективному эстетическому, нравственному и трудовому воспитанию подростков Подбор практических заданий ведется с учетом природных задатков, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей детей и экономических возможностей семей. Программа дает возможность детям претворить в жизнь свои художественные замыслы, фантазии, реализовать творческий потенциал, проявить изобретательность и смекалку при использовании остатков материалов при обновлении одежды, при создании фольклорных изделий, возрождая народное творчество.
Программа
предполагает многообразие, вариативность и свободу выбора детьми различных форм
деятельности.
Образовательный процесс строится на основе личностно - деятельностного характера
обучения, дифференциации и индивидуализации, многоуровневого подхода.
Трехступенчатая модель образовательного процесса включает 3 уровня:
1 уровень - начальный, социального самоопределения.
2 уровень - уровень специализации, обеспечивающий глубокие и прочные знания.
3 уровень - профессионально-ориентированный.
Воспитанники могут пройти все ступени от первой до третьей, а могут сразу перейти
на любую из них.
Тип программы: образовательно - развивающая, профессионально – ориентированная.
Главной целью программы является выявление и развитие творческого потенциала
подростка, помощь в реализации своих возможностей, подготовка учащихся к будущей
профессиональной деятельности, трудовое и эстетическое воспитание.
Профессиональная ориентация в детском объединении «Винтаж» по программе «Конструирование и моделирование одежды» - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий, востребованных в области пошива и дизайна одежды.
Главные задачи деятельности по профориентации обучающихся:
сформировать положительное отношение к труду;
научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).
Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация- умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии. Таким образом профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Основными направлениями профориентационной работе в детском объединени «Винтаж»являются:
Профессиональная информация.
Профессиональное воспитание.
Формы работы могут быть следующие:
экскурсии;
встречи со специалистами;
профессиографические исследования;
родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Мероприятия, ориентированные на профориентацию обучающихся:
экскурсии на предприятия и в частные ателье с целью ознакомления;
посещение выставок-ярмарок учебных мест, организованных учебными заведениями (совместно с Центром занятости);
посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей;
участие в конкурсах и выставках, связанных с пошивом и дизайном одежды;
Таким образом, предпрофильная подготовка позволяет достичь положительных результатов. Она создает возможность полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся в детском объединении, формировать интерес к продолжению образования и получениюпрофессии. В ходе предпрофильной подготовки все участники этого процесса: педагоги,
родители и ученики получают возможность выстраивать личностно ориентированныйиндивидуальный план обучения.
Проведя анализ актуальности вопросов образования, я пришла к выводу, что в детских объединениях учреждений дополнительного образования необходимо создать условия, которые способны вызвать в учащихся творческую активность, креативность принятия решений, что должно привести к адаптации детей к условиям современного мира.
Профориентационной работе следует занять важное место в деятельности и других объединений, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности обучаюучащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Вся профориентационная работа с обучающимися осуществляется в
нескольких направлениях:
во-первых, в расширении представлений детей и подростков о
профессиях и выявлении их отношения к различным группам профессий
во-вторых, вформировании адекватной самооценки и осмыслении своих личностных качеств и склонностей,на основе которых возможно осуществить правильный профессиональный выбор,
и, в-третьих,в формировании профессиональных способностей обучающихся и развитии ихпрофессиональной мотивации.
Итак, нужно научить хорошо ориентироваться в быстро меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения.