Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Педагогика
  3. Эффективные приемы по формированию компонентов функциональной грамотности младших школьников на примере читательской грамотности

Эффективные приемы по формированию компонентов функциональной грамотности младших школьников на примере читательской грамотности

Доклад на тему "Эффективные приемы по формированию компонентов функциональной грамотности младших школьников на примере читательской грамотности", для обмена опыта между педагогами начальной школы. Информация полезна молодым педагогам.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Педагогика

Категория

Педагогика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Эффективные приёмы по формированию компонентов функциональной грамотности младших школьников на примере читательской грамотности.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С каждым годом информации становится всё больше, поэтому главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что же такое «функциональная грамотность»Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в нейФункционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Поэтому актуальны важнейшие задачи, стоящие перед педагогом:

- научить осознанно, правильно, выразительно читать;

- извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- самостоятельно выбирать книги для чтения;

работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

- развивать читательскую компетентность учащихся через уроки литературы и организацию внеклассной деятельности

 Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося начальных классов была скорость чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. 

На мой взгляд читательская грамотность - это ключ к другим видам функциональной грамотности, без которого невозможно понимание учебных материалов, умение извлекать информацию из текста и использовать ее при решении различных задач.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию. Базовым навыком является читательская грамотность. Грамотное чтение подразумевает под собой следующие умения:

- умение понимать тексты

- размышлять над содержанием

- излагать мысли о прочитанном

- умение понимать различные формы представления информации

- применять информацию из текста в изменённой ситуации;

-критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.

Работа с текстами относится к числу умений, которыми должен владеть современный функционально грамотный человек.

Тексты бывают:

- сплошные - описание, повествование, рассуждение.

-несплошные - графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления (приглашения, повестки, буклеты).

Хочется отметить, что навык смыслового чтения относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться и при обучении всем школьным предметам.

На уроках изучения нового материала или комбинированном уроке можно использовать технологический приём «Пазл».

Приём «Пазл» ориентирован на те же правила, что и детская игра, только вместо картинок учащимися собирается текст на определенную тему, а в качестве «фрагментов-пазлов» используются карточки с отдельными пунктами готового плана – характеристики героя или отрывками из текста. Метод «Пазл» универсален.

Цель приема: понимание и усвоение новой темы, приобретение практических умений и навыков смыслового чтения; запоминание и длительное хранение в памяти учащихся необходимой учебной информации; обучение составлению алгоритма (плана) характеристики образа героя.

Например, на уроке литературного чтения во 2 классе, при изучении произведения Л.Н. Тольстого «Филиппок» с помощью карточек – пазлов, опираясь на знание текста, дети должны составить характеристики главных героев мальчика Филиппка и учителя. Затем, ребята подбирают отрывок в тексте, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героев?

На уроке русского языка во 2 классе, при изучении темы «Типы текстов», даём детям следующее задание:

1.Возьмите 1 конверт.

2.Прочитайте части текста на пазлах.

3. Составьте связанный текст.

4.Возьмите 2 конверт. В нём вы найдёте название типов текстов.

5.Подумайте, Какой вопрос можно задать к каждому типу текста.

6.Постарайтесь определить, как называется данный тип текста.

7.Где мы можем проверить правильность выполнения задания? (правило в учебнике)

На пазлах напечатан текст разных типов (названия типов текста не раздаём)

1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

3.Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?

Приём “Создай паспорт”

Суть приёма «Создай паспорт» в том, что дети самостоятельно знакомятся с материалом. Осмысление прочитанного помогает в составлении обобщённой характеристики изучаемого явления по определенному плану.

Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Деревья, кустарники, травы родного края». Работая в группах, ребята самостоятельно читают текст, выделяют главное и составляют паспорт того или иного растения по плану:

Имя

Автор (создатель)

Прописка (где живёт)

Внешний вид

Личные качества (свойства)

Использование

Данный приём может быть использован для создания характеристик:

- на литературном чтении – героев литературных произведений;

- на окружающем мире – природных зон, полезных ископаемых, систем организма…

- на математике – математических величин, геометрических фигур;

- на русском языке – частей речи, частей слова, членов предложения.

- на ОРКСЭ – тема «Долг и совесть», «Добро и зло».

Методика развития умений чтения несплошных текстов специально не разработана. Технология продуктивного чтения была создана для сплошных текстов, но она результативна и при работе с несплошными текстами. Задания на основе несплошных текстов применяются в комплексных работах и ВПР. Поэтому важно научить детей работать с таким видом текста.

При работе с несплошными текстами необходимо, отрабатывать следующие умения:
1. Умение различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста:

- научить детей определять, какой текст перед ними (является сплошным или несплошным);

- каков вид несплошного текста (схема, диаграмма, карта или таблица).

Задание: выберите из предложенных текстов таблицу. Докажите, что это таблица.

При работе с таблицами следует отметить, что она делится на строки и столбцы, в которых содержится какая-то информация. Важно отработать умение ее читать. Это могут быть такие вопросы:

- как называется таблица;

- назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;

- какая информация представлена в столбцах, в строках;

- используя данные таблицы, ответьте на вопросы.

Так как большинство учебников содержат лишь готовые таблицы для работы, можно предлагать учащимся задания на составление таблиц по имеющимся данным. Например, предложить провести опрос среди одноклассников и друзей на разнообразные темы (какие кружки или секции посещают ваши одноклассники, какие домашние животные есть у них дома и т. д.) Полученные сведения представить в виде таблицы.

2.Умение читать несплошной текст (воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать её)

Приём «Афиша, билет, объявление». Данный приём можно использовать на уроках литературного чтения, математики, изобразительного искусства, технологии, музыки.

Предлагаем детям следующие задания:

- К какой группе относится текст? (несплошной)

- Какой вид несплошного текста перед нами? (Афиша)

- Какую информацию можно извлечь из афиши?

Используя афишу, нужно научить детей извлекать информацию, данную в явном виде?

- Где будет проходить спектакль?

- Как называется спектакль?

- В каком месяце будет проходить спектакль?

- Назовите время начала спектакля?

К объявлению швейной мастерской можно задать следующие вопросы:

- Что не указано в объявлении?

-Какие услуги оказывают в швейной мастерской?

-Какой адрес, телефон, режим работы?

-Примут ли в ремонт кожаное или вязаное изделие?

-Пользуется ли такой вид услуг популярностью?

Идея любого произведения глубоко запрятанная в текст, извлекается в результате его анализа. Для того, чтобы понять автора, его идею, для анализа текста мы прежде всего должны определить систему образов произведения, составить его «структурную схему», которая поможет увидеть все образы, разобраться в их связях и взаимоотношениях и наглядно представить идею.[3, с.33]

Применение данных приёмов дает положительные результаты. Такие задания позволяют ребятам быть функционально грамотными, умело работать с разными текстами.

Ребята успешно участвуют в различных предметных олимпиадах, используя интерактивную образовательные онлайн – платформы, например, платформа «Учи.ру».

В этом году на платформе Учи.ру проводится Диагностика функциональной
грамотностиДля 2-3 классов «Диагностика читательской грамотности», для 4-5 классов Три «К» (критическое мышление, коммуникация, кооперация)

По результату диагностики учитель сможет получить полную картину развития следующих навыков:

-находить информацию, представленную в явном виде;

-делать простые умозаключения, и прямые выводы на основе прочитанного;

-интегрировать и интерпретировать прочитанное;

-рефлексировать относительно содержания и формы текста.

Исходя из полученных результатов, можно строить дальнейшую работу в этом направлении.

Подводя итоги, можно сказать с уверенностью, что вопросу формирования функциональной читательской грамотности на уроках в начальной школе следует уделяют большое внимание. Навык смыслового чтения должен формироваться при обучении всем школьным предметам.

Моя главная цель научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях. А также воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, формировать личность, которая не боится мыслить. Чтобы достигнуть цели, я пытаюсь создать такие условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения.

В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические практики результативны, целесообразны и нацелены на формирования читательской грамотности.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Доклад на тему "Эффективные приемы по формированию компонентов функциональной грамотности младших школьников на примере читательской грамотности", для обмена опыта между педагогами начальной школы. Информация полезна молодым педагогам.
0 ₽