Экологические проблемы
Цель. Пополнение знаний воспитанников об экологических проблемах планеты, их связи с повседневным бытом человека, понимание своей значимости в решении экологических проблем; формирование культуры экологического мышления.
Задачи:
- расширить представление детей об экологических проблемах;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- способствовать воспитанию милосердия и гуманного отношения к родной природе;
Методы обучения: словесный, наглядный.
Форма проведения - познавательное занятие рамках реализации программы «Экология и творчество»
Оснащение– презентация, «Основные экологические проблемы современности»
Ход занятия
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.
2. Основная часть занятия.
Презентация
Отрицательное влияние деятельности человека на окружающую среду.
- Сегодня на занятии мы будем говорить об экологических проблемах нашей страны. (Слайд 1)
- В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? (О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события) (Слайд 2.)
- Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.
- Если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни.
Но со временем человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники.
- К чему привело такое покорение? (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных).
- Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее).
- Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы).
- Как выдумаете, может ли планета заболеть?
- Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня на занятии мы будем говорить об этом.
- Но прежде, давайте вспомним, что такое экология?
-Экология – это наука об окружающей среде, которая изучает жизнь различных организмов в окружающей среде, где всё живое и неживое вокруг нас взаимодействует.
Экологические проблемы России и причины их возникновения.
- Экологических проблем много, но на сегодняшнем занятии мы рассмотрим некоторые из них.
( Слайд 4):
- загрязнение воздуха
- гибель лесов
- загрязнение воды
Загрязнение воздуха
- Если без пищи и воды человек может прожить несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут. Не случайно американский ученый Л.Дж. Баттан - писал: “Одно из двух: или люди сделают так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на земле станет меньше людей”. (Слайд 5)
Рассматриваются следующие причины загрязнения воздуха:
- автомобильные выхлопы ( Слайд 6)
- промышленные выбросы в атмосферу (Слайд 7)
- курение ( Слайд 8)
- радиационная опасность ( Слайд 9)
Гибель лесов
Лес – это «лёгкие» нашей планеты. ( Слайд 10 )
Причины гибели лесов:
- истощение леса чрезмерными вырубками ( Слайд 11)
- лесные пожары (Слайд 12)
- мусорные свалки (Слайд 13)
Загрязнение воды
Жизнь начинается с воды! ( Слайд 14)
«Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».
Леонардо да Винчи. (Слайд15,слайд 16)
Причины загрязнения воды:
- загрязнение горючими и смазочными веществами (Слайд 17)
- различный мусор (Слайд 18)
- отходы промышленных предприятий (Слайд 19)
Последствия загрязнения окружающей среды (Слайд 20)
- гибель животного мира (Слайд 21, слайд 22)
- заражение и гибель окружающей среды радиационными веществами (Слайд 23, слайд 24)
- увечья человеческого организма (Слайд 25)
- нарушение экосистемы (Слайд 26, слайд 27, слайд 28)
- Мы рассмотрели некоторые экологические проблемы нашей страны. Что же надо сделать для того, чтобы их решить? (Слайд 29)
Меры по охране окружающей среды.
Международное сотрудничество по охране природы». (Слайд30)
- А как вы думаете, может ли один человек справиться с такими серьёзными проблемами? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).
3. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
а) проверочная работа «Продолжи предложение»
1. Причины загрязнения воздуха …., ……
2. Причины гибели лесов …..,……
3. Причины загрязнения воды ….., …..
4. Последствия загрязнения окружающей среды …., …..
- Что нового узнали на занятии? Хотели бы вы стать защитниками природы? Почему?