Наилучшего результата воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеурочной деятельностью. Уроки и внеурочная деятельность должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.
Экологическое воспитание должно быть систематическим и регулярным.
Важным условием экологического воспитания является – использование местного краеведческого материала. Результатом работы являются: сообщения учащихся, поделки, рисунки.
Второе условие – вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: уход за цветниками, озеленение школы как внутри, так и внешне, на пришкольных участках, уход за живым уголком. Учащиеся являются активными участниками природоохранных акций, организованных школой, районом.
На занятиях окружающего мира, внеурочной деятельности необходимо давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок. Результатами являются учебно - исследовательские работы, которые представлены на различных конференциях.
Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, её ориентация на общественно - полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся. “Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить в каждом мероприятии.
К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется всё: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Волга, Байкал, Ладога, Чёрное море – это только некоторые адреса кричащих экологических проблем. На второй план отходит беспокойство о наших соседях на планете – растениях и животных. В результате многие виды полностью исчезли с лица Земли, другие – на грани жизни и смерти. Разрушающая сила нашего воздействия на природу усугубляется тем, что между живой и неживой природой существуют разнообразные и весьма тесные связи. Воздействие человека вызывает разрывы этих связей, нарушает сложенные природой сообщества.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей. Индивидуальный анализ учебников подтверждает, что предпосылки для этого имеются. Однако в настоящее время качество и результативность школы в области экологического образования нельзя считать удовлетворительной.
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.
Природа – великий учитель!
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства. Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети.
В учебном процессе экологическое образование необходимо обеспечить последовательностью изучения экологических проблем и научных основ решения. Эта последовательность выражается в следующих этапах:
-выявление ценностных свойств и качеств компонентов окружающей среды, кризисное состояние которых вызывает тревогу;
-определение экологической проблемы как выражение реального противоречия во взаимодействии общества и природы:
-выдвижение научных, нравственных, экономических, технологических идей оптимизации взаимодействия общества и природы; привлечение теоретических концепций обществоведения, естествознания, искусства и техники в целях обеспечения экологически безопасного существования человека;
- характеристика реальных успехов в решении экологических проблем на международном, государственном, региональном уровнях;
- практическая деятельность учащихся по оценке состояния окружающей среды своей местности, решению местных экологически проблем, освоение норм и правил ответственного отношения к природе.
4