Экологическое воспитание обучающихся в процессе преподавания биологии в 5 классе
Гарифуллина Э.Ф
МБОУ «СОШ№33» г. Набережные Челны РТ
E-mail:garifullinaelvira@inbox.ru
B современном обществе перед человечеством встает проблема об изменении к природе, его отношения к ней, обеспечения должного воспитания и образования современного поколения. Проблемы окружающей среды заслужили глобального масштаба. Любой человек обязан понимать, что исключительно в согласованном сосуществовании с природой допустимо дальнейшее развитие нашего общества. Человеку нужны свежие познания, новейшая система ценностей, необходимая для воспитания с раннего детства любви к природе.
Об экологическом воспитании было сказано в Федеральном Законе от 31.07.2022 г.№304-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ», по вопросам воспитания обучающихся. Экологическое воспитание является организованным и целенаправленным процессом формирования системы научных знаний о природе и обществе, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения человека к природе, реальным показателем которого являются практические действия по отношению к природной среде, соответствующие нормам морали. Формирование ценностного отношения к природе стоит на первом месте.
Если обратиться к учебнику 5 класса под редакцией В.В. Пасечника, издательство «Просвещение », в разных разделах рассматриваются аспекты экологического воспитания.
В разделе «Организмы и среда обитания» мы даем понятие «Экология», определяются цели и задачи, экологические факторы, среда обитания. Рассматриваются физиологические процессы живых организмов, их приспособления относительно среды обитания. Отдельно рассматриваем на конкретных примерах влияние биотических, абиотических, антропогенных факторов на живые организмы. Дается понятие «фотопериодизм», как реакция живых организмов на смену времен года. Дети приводят примеры из своих личных наблюдений за природой. Проводят фенологические наблюдения в природе. Говорим об отношении к абиотическим факторам разных растений и животных. Рассматриваем, как относятся к свету светолюбивые, теневыносливые растения, даем их описание. Обучающиеся по иллюстрациям учебника, с помощью гербариев и слайдов презентаций пытаются рассказать, приводя аргументы, о тех или иных приспособлениях к среде обитания. На уроках используются схемы, красочные рисунки, перевод информации с текстовой в табличную информацию, помогая сосредоточиться на материале. В процессе уроков формируется читательская, естественнонаучная, информационная грамотность. Дети начинают думать, размышлять. Все это формирует основы экологической культуры учащегося.
В разделе «Природные сообщества» идет речь о природных сообществах и их функциях. Даются основы экологических знаний по составлению пищевых цепей, о чем раньше говорили только в старших классах. Дается акцент на различные группы организмов и их приспособлениях к жизни в различных сообществах и природных зонах. На уроке используется экологическая игра «Лото», для составления цепей питания.
Раздел «Живая природа и человек» дает возможность понять негативное и позитивное влияние деятельности человека на природу, о деятельности природоохранительных организация, красной книги России, красной книги Татарстана. Дети пишут рефераты, делают рисунки животных и растений из Красной книги Татарстана, сами придумывают кроссворды по теме.
Есть очень известная пословица «Что посеешь, то и пожнешь». Зерно, которое мы посеем в пятом классе, потом только будем пожинать плоды. Через знакомство с природой мы воспитываем добрых, чутких, отзывчивых, внимательных, заботливых жителей нашей планеты, готовых создавать, а не губить и разрушать.