Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Краеведение
  3. Экология южных морей России

Экология южных морей России

Технологическая карта урока «Экология южных морей России» предназначена для уроков географии в 9 классе, к учебнику под редакцией А. И. Алексеева. Учащимся предлагается проблемный вопрос «Море враг или друг человека?» Учащиеся, работая в группах, дают характеристику южных морей нашей страны (Черное, Азовское и Каспийское моря). Обсуждают и решают экологические задачи по южным морям и, возвращаясь к проблемному вопросу, вместе приходят к выводу.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Краеведение

Категория

Краеведение
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

9кл Технологическая карта урока

Тема и номер урока в теме

Экология южных морей России.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Средства обучения

Учебник, атласы 8-9 класс, раздаточный материал

Цели урока:

Цели урока: организовать деятельность учащихся в группах и самостоятельную работу по созданию «образа южного моря», выявить особенности моря и его проблемы, используя различные источники географической информации. Рассмотреть природные ресурсы морей

Задачи:совершенствование навыков работы с картами;расширить знания о природных богатствах России; создать комфортную, культуротворческую и здоровьесозидательную обстановку на уроке.

Планируемый результат

Предметные умения

- иметь представление о географическом положении Южных морей;

- иметь представление о роли Южных морей

-уметь определять климатические условия

-понимать экологические проблемы морей и предлагать пути их решения.

Личностные УУД:

- Способность к самостоятельному получению знаний

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

-Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом;

-выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

Познавательные УУД:

-умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

-осуществлять логическую операцию

- выявлять причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

-осознанное, уважительное и доброжелательное отношением к другому человеку, его мнению;

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

СТРУКТУРА УРОКА:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.

«Морская стихия удивительна и привлекательна в различных её проявлениях.

«Море зовет» - это не простые слова. Море повлияло не только на различные виды хозяйственной деятельности человека, но так же на культуру, религию, на эпос и традиции, на архитектуру, одежду, хозяйство, транспорт.

Различные сферы деятельности людей связанны с морем: рыболовство, навигация, добыча полезных ископаемых, продуктов питания. Человек издревле селился по берегам морей. Древнейшие цивилизации возникали именно на морских побережьях.

Приветствие учителя, слайд с видео «море»

Постановка цели и задач урока

Давайте все вместе сформулируем тему урока («Южные моря России»).

Ребята, какие цели и задачи мы поставим сегодня для работы на уроке по данной теме.

Отвечают на вопросы учителя

Создание проблемной ситуации

И, как писал Тур Хейердал - известный путешественник - «…человек научился ставить парус раньше, чем седлать коня. Шест и весло он стал использовать раньше на море, чем колесо на суше».

Человек рассматривал море как друга или врага?

Отвечают на вопросы учителя

Первичное закрепление.

Учитель корректирует работу.

На уроке мы будем использовать термины, с которыми знакомы давно. Но я предлагаю вспомнить определения. Вам это пригодится на сегодняшнем уроке.

И мы поработаем с информационным бюллетенем. СЛАЙД

А теперь историческая справка. СЛАЙД

Южные моря имеют тектоническое происхождение. И являются потомками древнего океана Тетис. Перед вами модель развития поверхности Земли. Теорию движения материков выдвинул немецкий ученый Альфред Вегенер в начале 20 века. Согласно этой теории океан Тетис существовал примерно 200 млн лет назад зародившись между расходящимися суперконтинентами Лавразия и Гондвана.

Некоторые ученые называют этот океан Морем Тетис. Но это не меняет сути. Тетис существовал в палеозойскую эру. Прошло 200 млн лет , мы сейчас живем в кайнозойскую эру в четвертичном периоде. И от океана остались осколки: 3 моря.

Отвечают на вопросы учителя

Самостоятельная работа учащихся

Моря юга России: Черное, Азовское, Каспийское.

Поэтому вы сидите, разделившись на 3 группы.

Итак, каждая группа должна будет создать образ одного из южных морей России. Работать вы будем по плану.

Знакомство с планом

ПЛАН создания образа моря ЧЕТЫРЕ уровня заданий.

1-й уровень – составление образа моря на основе дополнительной информации или данных учащихся из своей группы.

  1. ГП

  2. Внутреннее или окраинное

  3. К бассейну, какого океана относится

  4. Берега, каких государств омывает. 

2-й уровень – подбор материала и выступления о природных особенностях морей

5. Природные особенности:

А) климатический пояс, средняя температура января и июля
Б) соленость
В) преобладающие и максимальные глубины
Г) впадающие реки

3-й уровень – сбор материала и выступление о ресурсах морей, портовых городах, транспорте

6. Ресурсы моря

7. Транспорт

8. Портовые города

9. Значение моря

4-й уровень – выявление проблем моря и предложение путей их решения

Каждая группа должна определить своего руководителя. Вы получаете пакет дополнительной информации для выполнения пока 3 уровней заданий. РАБОТАТЬ ВЫДЕЛИТЕЛЯМИ ТЕКСТА.

Знакомятся с планом, распределяют работу в группе

Выступления учащихся по плану

Учитель корректирует подготовку

  • Проверка понимания Контроль усвоения обсуждение ошибок и их коррекция.

Ребята, мы сегодня поставили своей целью создать образ Южных морей России, выявить особенности моря и его проблемы, используя различные источники географической информации. Достигнута ли цель.

Вопрос: Какова роль этих морей?

Море Азовское: Какую проблему имеет море, предложите меры по решению данной проблемы.

Море Каспийское: Каковы последствия моря от загрязнения воды нефтью?

Море Черное: Как вы считаете, какое будущее у Черного моря?

  • Необходима ли им помощь в решении экологических проблем?

Отвечают на поставленные вопросы:

Подводят итоги работы, оценивают себя.

Возвращение к проблемной ситуации

Итак, море друг или враг человеку?

А человек морю друг или враг?

Отвечают на вопросы учителя

Задание на дом. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

§ 39, информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Записывают домашнее задание в дневники.

Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок.

Учитель: Ребята прошу вас оценить свою работу на сегодняшнем уроке

Каждый ученик оценивает свою работу на уроке. Отвечают на вопросы.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

П л а н создания ОБРАЗА МОРЯ

1-й уровень– составление образа моря на основе дополнительной информации или данных учащихся из своей группы.

  1. ГП

  2. Внутреннее или окраинное

  3. К бассейну, какого океана относится

  4. Берега, каких государств омывает. 

2-й уровень– подбор материала и выступления о природных особенностях морей

5. Природные особенности:

А) климатический пояс, средняя температура января и июля
Б) соленость
В) преобладающие и максимальные глубины
Г) впадающие реки

3-й уровень– сбор материала и выступление о ресурсах морей, портовых городах, транспорте

6. Ресурсы моря

7. Транспорт

8. Портовые города

9. Значение моря

4-й уровень– выявление проблем моря и предложение путей их решения

Южные моря России

Несмотря на относительно небольшую длину береговой линии, южные моря имеют огромное значение для нашей страны. Через Черное, Азовское и Каспийское моря осуществляются связи России как со странами ближнего, так и дальнего зарубежья. Из Азово-Черноморского бассейна через проливы Босфор и Дарданеллы можно непосредственно попасть в Средиземное море и далее в Атлантический и Индийский океаны.

В чем заключается своеобразие Черного моря?

Черное море — самое теплое и приветливое из наших морей, у берегов России оно не замерзает. Это внутреннее море занимает обширную и глубокую плоскодонную котловину глубиной 2 тыс. м (наибольшая глубина 2245 м). Характерной чертой моря является небольшое количество заливов и бухт и практически полное отсутствие островов.

За длительную историю своего существования Черное море испытывало неоднократные поднятия и опускания. Поэтому неудивительно, что на дне моря морские археологи обнаруживают погребенные под толщей ила античные города и селения.

Отличительной чертой толщи воды Черного моря является ее «двухэтажность». Верхний 100-метровый слой воды хорошо перемешивается и, соответственно, насыщен кислородом. Глубже перемешивания не происходит, воды все более застаиваются, и со 100—200 м кислород вытесняется ядовитым газом сероводородом. На глубине 1500 м его содержание достигает такой концентрации, что здесь живут только анаэробные бактерии — это практически мертвая зона.

Рыбными ресурсами Черное море по сравнению с другими морями России небогато. Видимо, сказывается влияние сероводородной зоны. Из рыб встречаются средиземноморские виды — кефаль, скумбрия (это основные промысловые виды), а также анчоус, ставрида и пресноводные — судак, лещ, тарань и другие. Совсем немного сохранилось проходных видов — осетровые, сельди. Во многом это связано с загрязнением сточными водами.

Прямоугольник 2ьник 2" /> Новороссийск — крупнейший порт России на Черном мор

Новороссийск основан в 1839 г. как военное укрепление на берегу Цемесской (Новороссийской) бухты. В конце прошлого века вблизи города были обнаружены богатейшие залежи мергелей — сырья для производства цемента, — и вскоре здесь работали 10 цементных заводов. В годы Великой Отечественной войны город-герой Новороссийск стал местом ожесточенных боев: в сентябре 1942 г. фронт остановился на юго-восточной окраине, город был полностью разрушен. Современный Новороссийск — крупнейший порт России с грузооборотом до 40 млн т. Это основной порт по отгрузке за рубеж российской нефти, поступающей сюда по нефтепроводу из Западной Сибири и Поволжья. Цемесская бухта — очень удобная гавань, в нее могут заходить самые большие суда; но осенью и зимой здесь случаются ветры ураганной силы — бора, дующие с северо-востока через горные перевалы.

Южные моря России

Несмотря на относительно небольшую длину береговой линии, южные моря имеют огромное значение для нашей страны. Через Черное, Азовское и Каспийское моря осуществляются связи России как со странами ближнего, так и дальнего зарубежья. Из Азово-Черноморского бассейна через проливы Босфор и Дарданеллы можно непосредственно попасть в Средиземное море и далее в Атлантический и Индийский океаны.

Каковы проблемы Азовского моря?

Азовское море — одно из самых маленьких морей земного шара и самое мелководное: наибольшая глубина не достигает и 14 м, а преобладающие глубины всего 5—7 м. В восточной части моря с российской стороны на сотни метров от берега глубина обычно не превышает 2—4 м. Летом вся толща воды прогревается до 26—28°С, зимой море замерзает.

Через узкий (всего 3 км) и неглубокий (до 7 м) Керченский пролив осуществляется водообмен с Черным морем. Длительное время Азовское море отличалось необычайной продуктивностью, являясь мировым рекордсменом по запасам рыбы на единицу площади. Этому способствовали мелко-водность моря, хорошая прогреваемость и освещенность всей толщи воды, отличное перемешивание и насыщение вод кислородом. Главными промысловыми видами были осетровые (белуга, осетр, севрюга), судак, лещ, сазан, тарань и сельди.

С зарегулированием рек водохранилищами и большими расходами воды на промышленные, бытовые нужды и орошение речной сток Дона и Кубани в море за последние 30—40 лет резко сократился. Это вызвало некоторое падение уровня воды в море и увеличило приток более соленых черноморских вод. В итоге соленость моря заметно возросла и сократилась акватория, пригодная для обитания ценных промысловых рыб (снизились запасы кормов для многих видов рыб). Плотины преградили путь к местам нерестилищ проходным рыбам, резко увеличились сбросы сточных вод. Следствием стало падение продуктивности моря.

Южные моря России

Несмотря на относительно небольшую длину береговой линии, южные моря имеют огромное значение для нашей страны. Через Черное, Азовское и Каспийское моря осуществляются связи России как со странами ближнего, так и дальнего зарубежья. Из Азово-Черноморского бассейна через проливы Босфор и Дарданеллы можно непосредственно попасть в Средиземное море и далее в Атлантический и Индийский океаны.

Когда Каспийское море стали осваивать русские купцы?

На протяжении многих столетий Каспийское море служило южными воротами Русского государства. Известно, что восточные славяне проникали сюда еще в VII в., а с IX—X вв. русские суда уже достаточно прочно освоили этот морской бассейн. Русские купцы торговали с народами, жившими в Прикаспии, и даже проникали в дальние страны — Индию, Китай. К слову сказать, Каспий имел огромное множество имен: Гирканское (для греков), Восточное (для ассирийцев), Западное (для китайцев), Хоросанское (для арабов). В русских летописях Каспий называли Хвалынским, Дербентским морем. Современное название происходит от исчезнувшего народа каспиев (коневодов), когда-то обитавших на западном и юго-западном побережьях.

С присоединением Астраханского ханства в середине XVI в. на побережье Каспийского моря появляются постоянные российские укрепленные пункты и рыболовецкие селения. Россия прочно утвердилась на Каспийском море и вела торговлю с Персией, Индией и другими южными странами.

Петр I, желая знать как можно больше о Каспии, направляет туда с 1714 г. несколько экспедиций, благодаря которым была составлена первая карта моря.

Исчезнет ли когда-нибудь Каспийское море?

Каспийское море — крупнейший в мире замкнутый водоем, вытянутый с севера на юг почти на 1200 км, со средней шириной 320 км.

Климат российской части Каспия континентальный, с преобладанием антициклональных условий, сухих ветров и суровой, морозной зимы. Летом температура достигает +24—25°С, а зимой опускается до -10°С. Северная часть моря в течение 2—3 месяцев покрывается льдом толщиной до 2 м. Соленость воды изменяется от 0,5 промилле в устье Волги до 14 на юго-востоке.

Главная проблема Каспийского моря заключается в многолетних колебаниях его уровня. В 1929 г. он находился на отметке 26 м ниже уровня Мирового океана, а к 1970-м гг. понизился до -28,5 м.

С 1976 г. наблюдалось устойчивое повышение уровня моря, которое к 1995 г. достигло 2,5 м и привело теперь к затоплению обширных площадей и разрушению морских причалов, портовых и промышленных сооружений. Такие перемены, связанные с отступлением или наступлением моря на многие десятки километров, приводят к необходимости переноса рыбацких поселков, перепланировке приморских частей городов. Это и постоянная забота картографов — нужно составлять новые карты прибрежной части моря.

В чем же причина такого поведения Каспия? Пожалуй, наиболее достоверно то, что уровень Каспия всегда менялся, то повышаясь, то понижаясь. Считается, что колебания уровня связаны как с тектоническими движениями, так и с многолетними климатическими циклами. Наибольшее падение уровня составляло 34 м, а повышение в XVII в. достигло 22 м (были затоплены многие постройки города Дербента).

Дербент — старейший город на территории России, на юге Дагестана. Был основан в 438 г. как крепость на северной границе персидских владений. Его географическое положение уникально: здесь Кавказские горы ближе всего подходят к Каспийскому морю, и, перегородив узкий проход вдоль его берега, можно контролировать сообщение между степями Северного Кавказа и Закавказья.

Дербент— старинный центр ковроткачества, здесь производятся высококачественные виноградные вина, коньяки, фруктовые консервы (в окрестностях города расположены сады и виноградники).

Чем богато Каспийское море?

Уникальны рыбные богатства Каспийского моря. В мелководной северной части Каспия нагуливается крупнейшее в мире стадо осетровых: белуга, осетр, стерлядь, севрюга, шип, белорыбица. (Еще недавно Каспий давал 90% мирового улова белой рыбы, 95% черной икры.) Большую ценность представляют также сельдь, килька, лещ, судак, вобла, сазан и другие.

Богатые месторождения нефти открыты как на побережье, так и на дне моря, в основном вблизи Азербайджана и Туркмении. Побережье Каспия — это и месторождения природного газа.

АЗОВСКОЕ МОРЕ

КАСПИЙСКОЕ МОРЕ

ЧЁРНОЕ МОРЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ для групп

Таблица №1 Среднемноголетний водный балансАзовского моря, км3/год

Приходная часть

Речной сток

37,1

Осадки

15,5

Приток из Черного м.

36,7

Приток из зал. Сиваш

0,4

Расходная часть

Испарение

34,6

Сток в Черное м.

53,6

Сток в зал. Сиваш

1,5

Всего

89,7

Таблица№2 Водный баланс Азовского моря за 2019-2020 г.г., км3/год

Приходная часть

Речной сток

27,1

Осадки

15,5

Приток из Черного м.

45,7

Приток из зал. Сиваш

1,4

Расходная часть

Испарение

34,6

Сток в Черное м.

53,6

Сток в зал. Сиваш

1,5

Всего

89,7

Проблема № 2: повышение солёности. На реках, впадающих в Азовское море (Дон, Кубань, Ея, Миус, Молочная и другие), построены плотины и водохранилища. Воду разбирают оросительные системы. Водоводы спасают от жажды растущие населённые пункты. Плюс к тому, реки заиливаются, зарастают, заболачиваются. В итоге в море они приносят воды намного меньше, чем некогда. Конечно, Азов от этого не пересыхает – через Керченский пролив черноморская вода восполняет потери. Но она-то не пресная, а солёная. Так что солёность моря растёт, и не всем его обитателям это по нраву. Вместо них появляются солелюбивые виды.

Так, в последние десятилетия прибрежные воды во второй половине лета заполоняет крупная (3–4 кг!) медуза корнерот. Она – конкурент всех морских обитателей, питающихся планктоном. И эта киселеобразная масса – не лучшая замена исчезающих рыб. Прочая фауна её практически не ест, о людях и говорить нечего.

Популяциякаспийского тюленя, который, по заявлению экологов, является показателем здоровья экосистемы Каспийского моря, за последние сто лет сократилась на 90 %.Одной из причин этого экологи называют активную нефтегазовую компанию на шельфе моря. Мех тюленя действует как изолятор, помогая животному сохранять тепло. Когда же мех смазывается нефтью, тюлени быстро теряют тепло и могут умереть от холода. Разлитая нефть также может приклеивать ласты к телу, или утяжелять животное, в результате чего оно теряет способность к плаванию. Самки тюленей узнают своих детёнышей по запаху, поэтому велик риск того, что смазанный нефтью детёныш будет непринят своей матерью и погибнет от голода и холода. Кроме прочего, уникальным обитателям Каспийского моря нечем питаться: за последние двадцать лет наблюдается массовое исчезновение каспийской кильки — основного вида пищи тюленей. Температура воды и питание являются одними из главных факторов благополучной жизни тюленей. В среднем взрослый тюлень потребляет свыше трёх килограммов мелкой рыбы в день — в основном каспийской кильки, которая тоже находится на грани исчезновения. В 2000 году на Каспии в результате эпидемии за несколько дней погибло около 30 000 тюленей — загрязнение окружающей среды сильно ослабило иммунитет животных, в результате чего тюлени не смогли справиться с вирусом. Сегодня этот вид занесён в Красную книгу.

Нефть особенно опасна для морских птиц, потому что она образует тонкий слой на поверхности воды, где многие морские птицы проводят большую часть своего времени. Это означает, что нефть, сбрасываемая в воду, представляет для них угрозу. Морские птицы страдают даже от небольшого количества нефти — контакт нефти с перьями подвергает птицу воздействию холодных вод и приводит к смерти от холода. Загрязнённые нефтью перья сильно влияют на способность морских птиц летать и находить пищу, что приводит к голодной смерти. Кроме того, морские птицы непосредственно поглощают нефть. При попадании внутрь токсичные соединения могут приводить к смертельному воздействию на внутренние органы морских птиц и вызывать повреждения в почках, печени и желудках. Каспийский пеликан, большая часть которого гнездится на Каспии, внесён в Красную книгу, в России этих птиц осталось всего полторы тысячи.

Когда происходит крупномасштабное разлитие нефти, большинство рыб уплывают от места загрязнения, тем не менее, иногда рыбу относит к разливу нефти и когда нефть покрывает жабры, рыба умирает от удушья. У рыб, которые подвергаются воздействию меньшего количества нефти, часто появляются язвы на коже, повреждение печени и рак. Кроме того, онипроизводят меньше икринок, что сказывается на будущих поколениях. Когда люди или представители дикой природы потребляют рыбу, загрязнённую токсинами, они также подвергаются опасности этих токсинов. Икринки многих рыб развиваются в поверхностном слое. При концентрации нефти в морской воде в количестве 0,1−0,01 мл икринки погибают за несколько суток. На 1 га морской поверхности могут погибнуть более 100 млникринок при наличии нефтяной плёнки. А чтобы получить эту нефтяную плёнку, достаточно вылить всего 1 л нефти. Нефтяная пленка мешает рыбным малькам сделать глоток воздуха, чтобы заполнить свой плавательный пузырь.

Учёные, изучающие Чёрное море, отмечают, что проблема загрязнения моря мусором сегодня становится одной из ключевых. Сейчас в нём в два раза больше морского мусора, чем в Средиземном море, и основная часть — как раз пластик.

В прошлом году научная команда из Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН исследовала состояние млекопитающих Чёрного моря. Но во время полётов над побережьем ей встречались не только дельфины, но и мусорные острова. Учёные зафиксировали более 450 точек скопления мусора.

Исследователи наблюдали с самолёта целые «острова» и поля пластикового мусора в центральной части Чёрного моря. Такого раньше не было: в 2001 году в центральных районах моря отдельно плавали матрасы, круги и другие надувные элементы, которые хорошо держатся на поверхности. Их было много, но сплошных «островов» не было, и пластиковые бутылки в таком количестве тоже не плавали.

Мы можем говорить о том, что на животных в Чёрном море пластик влияет так же, как в других частях мирового океана. В Чёрном море живут краснокнижные животные: тюлень-монах, дельфины афалина и белобочка. Они страдают от пластика не меньше, чем все остальные морские млекопитающие в мировом океане. 

Млекопитающие могут заглатывать пластиковые отходы, бутылки, пакеты и еще какие-то вещи. Это может приводить к серьёзным последствиям для их здоровья вплоть до смерти. Дельфины также могут съедать пластик вместе с организмами, которыми они питаются. Частицы микропластика в последние годы обнаруживают в рыбах, планктонных ракообразных, медузах.

Пластиковое загрязнение в широком смысле слова опасно для любой природной среды, и для Чёрного моря в том числе. Опасность пластика в том, что он представляет собой совершенно чужеродный компонент, к тому же плохо разлагается, а значит медленно уходит из воды, пляжей и донных осадков. Три опасности, которые несёт пластик: птицы, морские млекопитающие и рыбы могут запутаться в нём, могут подавиться или отравиться им. Конкретно для Чёрного моря эти угрозы тем более опасны, потому что видовое разнообразие у нас не очень высокое, и так как море замкнутое, баланс сложнее восстановить.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Технологическая карта урока «Экология южных морей России» предназначена для уроков географии в 9 классе, к учебнику под редакцией А. И. Алексеева. Учащимся предлагается проблемный вопрос «Море враг или друг человека?» Учащиеся, работая в группах, дают характеристику южных морей нашей страны (Черное, Азовское и Каспийское моря). Обсуждают и решают экологические задачи по южным морям и, возвращаясь к проблемному вопросу, вместе приходят к выводу.
0 ₽