Чепелкина Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ п. Пятидорожное
Экскурсия «Кто живёт в листве?»
Уровень сложности:начальная школа, 2 класс
Предмет:окружающий мир
Методы: внеучебная экскурсия, коллективное и индивидуальное наблюдение, беседа, рассказ, распознавание объектов.
Структура экскурсии:
вводная беседа;
индивидуальное наблюдение;
индивидуальное самостоятельное наблюдение детей; сбор материала;
коллективная работа, распознавание объектов;
природоохранная деятельность
заключительная часть, во время которой учитель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.
Формы работы:
индивидуальная, групповая
Цель:изучить листовой опад и выявить составживотных, обитающих в нем.
Ученик:
научитсяраспознавать природные объекты с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя, разовьёт умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
смоделирует экологические связи;
проведёт природоохранную деятельность, включающую анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил;
Место проведения: экскурсия в парк
Оборудование: совки, лупы, атласы-определители, ручки, коробочки с дырочками для найденных экземпляров, индивидуальные карточки, перчатки для сбора мусора.
Ход экскурсии:
Вводная беседа
Учитель: Ребята, вот мы с вами и на месте.
Посмотрите вокруг, какое сейчас время года?
Какие изменения произошли с растениями?
Проблемный вопрос: как вы думаете, кто может жить в опавшей листве?
Индивидуальное самостоятельное наблюдение детей.
Детям предлагается с помощью совков индивидуально исследовать листву и найти экземпляры животных. Собранные организмы дети складывают в коробочки.
Коллективная работа, распознавание объектов.
Учащиеся делятся на группы по количеству атласов-определителей, определяют вид животных и заносят данные в индивидуальные карточки. После все найденные экземпляры возвращаются обратно в природу.
Природоохранная деятельность.
Детям предлагается определить захламлённость участка бытовыми отходами (пластмассовые предметы:бутылки, крышки, пакеты; стекло, окурки). Сделать вывод о необходимости сохранять чистоту в парках, т.к. это дом для многих животных.
Дети в перчатках собирают мусор на участке, складывают в мешки и уносят с собой.
Заключительная часть.
Детям предлагается сделать вывод о том, кто живёт в листве, и какую пользу они приносят природе.
Материал для учителя:
При уборке территории парков собранные листья часто сжигают. Но
листовой опад - это не мусор, а необходимый компонент природы, место
обитания многих животных. Даже в свежем опаде живут животные. В листовом опаде можно увидеть кольчатых червей и личинок, почвообитающих насекомых, которые активно перерабатывают листья в перегной. Именно в опаде зимуют многие виды полезных насекомых, и других беспозвоночных (как правило хищники или паразиты - жужелицы, пауки, многоножки, наезники, и т.д.).Простым глазом, к сожалению, не увидеть всех обитающих здесь же бесчисленных мелких почвенных насекомых, клещей и микроорганизмов – участников превращения опавших листьев в ценное органическое удобрение. Несмотря на обилие мусора,листовой опад мусором не является. Если опад будет сожжен, то погибнутживущие в нем животные, а воздух будет отравлен сгоранием бытовыхотходов. При уборке территории надо выбирать бытовоймусор, а листья вывозить в ямы, кучи, где они будут перегнивать.Перегной можно будет потом использовать для улучшения свойств почвы.