МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 69»
630036, г. Новосибирск, ул. 2-я Портовая, 36, тел./факс: (383) 290-38-01
e-mail:
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
Методическое объединение учителей ру | Заместитель директора по УВР | Директор школы Аникина Л.А. |
Руководитель МО | Федулова М.В. | Аникина Л.А. |
Протокол №____ | Приказ №_____ | |
Резнер С.В. | ||
Протокол №_____ | от "_____" __________ 2024 г. | от "____" ___________ 2024 г. |
от "___" ____________ 2024 г.
Рабочая программа
элективного курса для 9 класса
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Составитель: Резнер Светлана Викторовна
2024 год
Пояснительная записка
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы. Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса составлена на основе сайта ФИПИ. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.
Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешного прохождения ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа«Подготовка к ОГЭ по русскому языку» включает темы, необходимые для успешного прохождения ОГЭ.
При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии, работа над 2 частью экзаменационной работы - во II полугодии, так как к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
Данный элективный курс призван помочь обучающимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.
Цели и задачи курса
Цель курса:
подготовить учащихся к ОГЭ;
обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»;
создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.
Задачи курса:
развитие умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ОГЭ;
совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей;
развитие умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах;
совершенствовать навыки анализа структуры предложения;
формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;
развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей;
создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.
Требования к уровню подготовки
Планируемые результаты:
Личностные:готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные:знать/ понимать/ уметь
знать трудные случаи правописания;
понимать их роль в общекультурном развитии человека;
объяснять языковое явление;
уметь применять знания при тестировании;
формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
работать над расширением словарного запаса;
опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
обучить порядку работы над сочинением-рассуждением: умению формулировать тезис, аргументированно доказывать свою точку зрения, делать вывод;
совершенствовать умение правильно, логично и последовательно излагать свои мысли в письменной форме; совершенствовать и редактировать текст;
развивать орфографическую и пунктуационную грамотность.
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл);
четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Наименование тем, разделов | |||
Теоретическое обучение | Практикумы | Уроки контроля | ||
1 | Введение | 2 | ||
2 | Подготовка к написанию изложения | 2 | 1 | |
3 | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | 5 | 2 | 1 |
4 | Подготовка к написанию задания с кратким ответом (тест) | 11 | 2 | |
5 | Контроль знаний | 7 | ||
Всего | 20 | 5 | 8 | |
33 |
Календарно – тематическое планирование Элективный курс по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
№ | Тема занятия | Форма занятий | Виды деятельности | Дата проведения |
Введение -2 часа. | ||||
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Знакомство с демонстрационным вариантом 2025 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. | Мини-лекция, практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. | ||
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. | Мини-лекция, практикум | Работа с критериями. | ||
Часть 1. Подготовка к написанию изложения – 3 часа. | ||||
Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Абзацное членение текста. | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. | ||
Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёмов ИСКЛЮЧЕНИЕ ОБОБЩЕНИЕ УПРОЩЕНИЕ. | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. | ||
Задание 1. Практикум. Сжатое изложение. | Практикум | Практикум | ||
Часть 3. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – 8 часов | ||||
Задание 13.2. Сочинение – рассуждение. Критерии оценивания. Структура сочинения. | Мини-лекция | Работа с текстом, создание текста. | ||
Задание 13.2 Сочинение –рассуждение. Учимся аргументировать. | Мини-лекция | Создание текста, оценивание | ||
Задание 13.3. Сочинение – рассуждение. Критерии оценивания и структура сочинения. Тезис и аргументы. | Мини-лекция | Элементы сочинения, анализ текстов | ||
Задание 13.3Сочинение – рассуждение. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод. | Мини-лекция | Элементы сочинения, анализ текстов |
Задание 13.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. | Мини-лекция | Элементы сочинения, анализ текстов | ||
Задание 13.1. Сочинение на лингвистическую тему. Учимся формулировать тезис сочинения и аргументировать его. | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | ||
Практикум. Написание сочинения на одну из предложенных тем (15.1., 15.2., 15.3.). | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | ||
Практикум. Написание сочинения на одну из предложенных тем (15.1., 15.2., 15.3.). | Самостоятельная работа | Урок контроля | ||
Часть 2 Подготовка к написанию задания с кратким ответом (тест) – 13 часов | ||||
Задание 2. Грамматическая основа предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. | Мини-лекция | Работа с материалом сборника | ||
Задание 3. Синтаксический анализ сложного предложения. | Мини-лекция | Работа с материалом сборника | ||
Задание 4. Знаки препинания в сложном и простом предложении | Мини-лекция | Работа с материалом сборника | ||
Задание 5. Пунктуационный анализ | Мини-лекция | Работа с материалом сборника | ||
Задание 6.Повторение правил орфографии | Мини-лекция | Работа с материалом сборника | ||
Задание 7. Повторение правил орфографии | Мини-лекция | Работа с материалом сборника | ||
Задание 8. Языковые нормы | Мини-лекция | Работа с материалом сборника | ||
Задание 9. Виды связи в словосочетании | Мини-лекция | Работа с материалом сборника | ||
Задание 10. Смысловой анализ текста | Мини-лекция | Работа с материалом сборника | ||
Задание 11. Анализ средств выразительности | Мини-лекция | Работа с материалом сборника | ||
Задание 12. Синоним .Антоним. | Мини-лекция | Работа с материалом сборника | ||
Работа с тестом | Практикум | Работа с материалом сборника | ||
Работа с тестом | Практикум | Работа с материалом сборника | ||
Контроль знаний – 7 часов | ||||
27 | Тестовая часть. Отработка полученных знаний и умений. Анализ ошибок. | Урок контроля | Самостоятельная работа. Работа с материалом сборника | |
28 29 | Тестовая часть. Отработка полученных знаний и умений. Анализ ошибок. | Урок контроля | Самостоятельная работа. Работа с материалом сборника | |
30 31 | Тренировочное выполнение 1 задания ОГЭ. Сжатое изложение. Отработка умений написания сжатого изложения | Урок контроля | Самостоятельная работа. Работа с материалом сборника | |
32 33 | Тренировочное выполнение 13 задания ОГЭ. Сочинение | Урок контроля | Самостоятельная работа. Работа с материалом сборника |
Литература:
Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2024: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен» 2024
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен» 2024
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен» 2024
Материалы сайта ФИПИ: http://www.fipi.ru/
7