Тема: | Понятие о наречии | ||||||
Класс: | 7 | ||||||
Автор: | Резнер Светлана Викторовна | ||||||
Цель: | Дать представление о наречии как самостоятельной части речи, познакомиться с морфологическими признаками и синтаксической ролью наречия; | ||||||
Задачи: | Создать условия для «открытия» учащимися понятия наречие. Формировать умение находить в тексте наречие, а также определять морфологические признаки и синтаксическую роль. | ||||||
Тип урока: | урок открытия нового знания. | ||||||
Планируемые результаты (предметные) | умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей. | ||||||
Личностные результаты | формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку; | ||||||
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные:умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности. Познавательные:умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение;поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные:умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,формулировать собственное мнение. | ||||||
Образовательные ресурсы | компьютер, проектор, презентация, таблицы, карточки | ||||||
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1.Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Беседа | Приветствие учащихся. Выразительное чтение вслух. (Со мной трудно, друзья, Самостоятельная часть речи, А зовут меня НАРЕЧИЕ.) Дать представление о наречии как самостоятельной части речи, познакомиться с морфологическими признаками и синтаксической ролью наречия. Запись числа и темы урока в рабочую тетрадь | 1.Приветствуют учителя; 2. Проверяют готовность к уроку; 3. Отвечают на вопросы | Регулятивные УУД:саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь учителя. |
2.Актуализация опорных знаний. Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков. | Работа со схемой | Формулирует задание. Составить схему всех ранее изученных самостоятельных частей речи: 1вариант, изученных в 5, 7 классе, 2 вариант в 6 классе, с вопросами, определениями 1 вариант: существительное, причастие, деепричастие. 2 вариант: глагол, прилагательное, числительное, местоимение. Учащиеся пишут примеры, должно получится 14 слов. А давайте на листочках напишем по 2 примера каждой изученной части речи. | Слушают задание, отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУД: структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи. формулировать информационный запрос, выдвигать предположения. Коммуникативные УУД: умение высказывать свое мнение. Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний. Регулятивные УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя. | |||
3. Постановка проблемы и постановки цели урока учащимися Создать проблемную ситуацию для определения цели и задач урока. Обеспечить деятельность по определению целей урока. | Создание проблемной ситуации. Побуждающий диалог. | Работа по таблице, которую учитель раздаёт заранее (разбираем первые две колонки) (устно) Работа по таблице, состоящей из 5-ти колонок, две из которых заполнены, 3 колонки – пустые; учащимся предлагается самим заполнить колонки, добывая знания из учебника. Первые две колонки таблицы представлены примерами наречий в предложениях, отражённых в презентации. Учащиеся сами доказывают с помощью данных примеров общее грамматическое значение наречия. Наречие – самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы в какой степени, насколько, где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как и обозначающая признак действия или признак признака. Посмотрите на таблицу и скажите, что же такое наречие? На какие вопросы отвечает? Каково общее грамматическое значение наречия? - | Отвечают на вопросы, формулируют тему и цели урока Цель нашего урока: познакомиться с наречием и его грамматическим значением | Познавательные УУД: формулировать информационный запрос, выдвигать предположения. Коммуникативные УУД: умение высказывать свое мнение. Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний. Регулятивные УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя. | |||
4. Изучение нового материала. Познакомить с делением существительных на три группы | Фронтальная, индивидуальная работа | Предлагаю учащимся выписать наречия со словами, к которым они относятся, определить части речи. (доказывая тем самым общее грамматическое значение наречия) (письменно, самостоятельно, затем проверяем) А давайте докажем, что действительно наречие обозначает признак действия и признак признака. Выписать наречия со словами к которым они относятся, определить части речи
Откройте параграф__32__прочитайте правило и заполните таблицу самостоятельно, затем проверим. ПРОВЕРЯЕМ! (обобщаем, разбираем морф., синт., признаки и примеры) Вставьте таблицу в тетрадь для схем. Чтение параграфа про себя, самостоятельное заполнение 3-х оставшихся колонок таблицы | Учащиеся выписывают в тетради словосочетания:сегодня выпал, написанное вчера, оченьхолодный. Определяют части речи. К какой части речи может присоединиться наречие? В ходе беседы делаем вывод: если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает признак действия, если наречие присоединяется к прилагательному или причастию, то оно обозначает признак признака | Регулятивные УУД: составлять план действий с учетом конечного результата. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные УУД: анализировать и выбирать рациональные пути решения проблемы. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
5.Физминутка. Снятия мышечного напряжения; повышение продуктивности работы | Физические упражнения | Выполняют физическое упражнение, повторяя за дежурным. | |||||
6.Первичное применение знаний. Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного | Фронтальная Индивидуальная | Записываем предложения у доски, делаем синтаксический разбор, тем самым доказывая, что наречие может быть и обстоятельством и определением) Вчера, проходя мимо рынка, я заметил кошелёк, оставленный кем-то на прилавке. (А что бы вы сделали в этой ситуации??? – воспитательный вопрос, ситуация взаимопомощи) Повторяем определение «причастный оборот и знаки препинания при причастном обороте Мой друг живёт в доме напротив. (Наречие примыкает к существительному в том случае, если в предложении нет наречий синонимичных прилагательному и является определением) Распознавание наречий и слов на них похожих (устно) Какое из них наречие? Как вы догадались? Определите остальные части речи. Сделайте вывод о правописании наречий. Утро туманно. - Говорить туманно. | Запись на доске 2-х предложений, 2 ученика по очереди выходят к доске, остальные письменно в тетрадях, делают синтаксический разбор и видят, что в 1-м предложении наречие является обстоятельством, а во 2-м определением, со 2-м предложением ученикработает с помощью учителя. Ученики читают предложения, вопросы адресуются всему классу. Наречие определяем по вопросу и делают вывод, что в данных предложениях наречия пишутся слитно, в отличии от сущ. с предлогом (более подробна эта тема будет рассматриваться на последующих уроках – «Правописание наречий», «Слитное и дефисное написание наречии», | Предметные УУД: Определять способы выражения наречий. Коммуникативные УУД: уметь донести свою позицию до других, Познавательные УУД: осознанно строить речевые высказывания в устной форме, Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы в действие после его завершения. Личностные УУД: воспроизводить нормы речевого этикета и соблюдать их при построении диалога с одноклассниками | |||
7. Контроль и самопроверка знаний. Выявить качество усвоения материала | Работа в паре | Найдите в предложениях фразеологизмы (устойчивые словосочетания), замените их синонимичными наречиями, запишите в тетрадь.
| Работа с фразеологизмами (письменно, самостоятельно в паре, затем проверяем) | Регулятивные УУД: умение контролировать результат работы с эталоном на доске; адекватно оценивать свои достижения. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
8. Подведение итогов. Рефлексия. Дать оценку работы класса | Фронтальный опрос. Дифференцированная рефлексия по карточкам. | Учащиеся делают выводы, устно. Работа по карточкам 1.Запишите текст, вставляя вместо пропусков подходящие по значению придуманные вами наречия. Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______ заметались птицы (ДЛЯ СИЛЬНЫХ) 2. Запишите текст, вставляя вместо пропусков словама для справок. Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______ заметались птицы. Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно. (ДЛЯ СЛАБЫХ) Итак, какова была наша цель? Добились ли мы поставленной цели, давайте расскажем, что мы сегодня узнали о наречии? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. | Коммуникативные УУД: отображать свои мысли и чувства в речевом высказывании. Познавательные УУД:анализировать, сравнивать, выделять сходства и отличия, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и формулировать выводы. Личностные УУД:осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. Регулятивные УУД: оценивать правильность своих действий на уровне адекватной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий; проверка действий по образцу, контроль действий по результату. -оценивание качества и уровня усвоения материала. | |||
9. Информация о домашнем задании. Обеспечить понимание содержания домашнего задания | Беседа, ситуация занимательности | Разобрать таблицу, дополнив колонку тремя примерами, работа по карточкам, упражнение на карточке | Открывают дневники, записывают домашнее задание в дневник, слушают комментарий, задают вопросы | Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать |