ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ
Мы намеренно употребляем этот термин без кавычек. Тот уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова не может служить для полноценного общения. Та «речь», которая есть у ребенка, не выступает «регулятором поведения», т. к. выработка условных связей на слова значительно затруднена.
Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией анартрией (тяжелой степенью дизартрии) ранним детским аутизмом интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха. Что же является общим для всех детей? Отсутствие мотивации к общению неумение ориентироваться в пространстве, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.
Часто, логопедическая работа проводится без учета нейрофизиологических особенностей безречевых детей и поэтому не только является панацеей, а может даже навредить. Роль повторения в нормальном онтогенезе незначительна, любой ребенок усваивает материал активно. Поэтому необходимо создавать ситуации для развития речи а не просто повторять заученный материал.
Даже опытные логопеды, обследуя безречевого ребенка, не всегда могут с точностью назвать речевой диагноз Действительно, трудно выделить первичное нарушение и вторичные проявления
Поэтому, на начальных этапах коррекционной работы дополнительно проводится динамическое наблюдение за безречевыми детьми в игровой и бытовой деятельности. Уточняется состояние слуха для отграничения детей с сенсорной алалией от детей со сниженным слухом и с преимущественным нарушением восприятия Выявляется степень владения практическими навыками самообслуживание бытовые действия, предметно-практическая деятельность Многое зависит от того, как ребенок вступает в контакт есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, может ли ребенок развернуть игру включиться в подражание игровым действиям и продолжить их.
В коррекционную работу с ребенком необходимо включать родителей, сообщать им о результатах обследования ближайших и отдаленных целях коррекции. На наш взляд, с родителями должна проводиться предварительная работа по разъяснению значимости развития личностных качеств- доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям. Это необходимо не только из этических соображений но и способствует вовлечению родителей в работу. Родители не должны доделывать или дублировать работу логопеда. Их основной задачей является создание необходимого эмоционального фона, формирование навыков общения.
Если же ребенок воспитывается в социально неблагополучной семье, рассчитывать на помощь со стороны родителей не приходится Что же делать в этом случае? Необходимо выбирать организационные формы работы, основанные полностью на внесемейных методах коррекции. Решение этих задач должно осуществляться в ходе воспитательских занятий и на протяжении всего дня пребывания ребенка в учреждении Дети вовлекаются в общение не только на специально организованных занятиях, но и в режимных моментах на прогулке для того, чтобы полученные умения не были «пассивным багажом», а обеспечивали основу, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение
В основу предлагаемой программы положен принцип комплексного подхода предложенный Л. С. Выготским и адаптированный к безречевым детям. Суть программы состоит в том, что она предполагает поэтапно развивать сохранный потенциал безречевого ребенка с опорой на комплексную работу анализаторных систем и компенсировать его недостатки. Педагогический эффект программы заключается в деятельностном подходе во включении безречевых детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию сложности, степени социального опосредования.
Существуют определённые условия которые, на наш взгляд в большей степени могут обеспечить проективность данной программы
• единая принципиальная схема обучения для всех безречевых детей на начальных этапах и индивидуальный подход,
• представление планируемых результатов коррекционного воздействия.
• наблюдение за текущим состоянием, уточнение речевого диагноза и ориентирование на тенденцию ближайшего развития каждого ребенка
В рамках одного занятия решаются несколько разноплановых задач, т.е. занятия носят интегративный характер.
Начальный этап решает задачи выработки языковых умений и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования общения. Важным является «закладка фундамента» предпосылок общения.
На начальном этапе для всех детей используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания памяти оптико-пространственных представлений нарядно-действенного мышления. Они являются базой для формирования общения Разнообразные приемы воздействия способствуют исключению подражательных инертных стереотипов и стимулируют развитие способности детей переносить полученные умения в условия реального общения.
Коррекционная работа с безречевыми детьми строится по следующим направлениям:
• Развитие слухового восприятия
• Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
• Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
• Развитие зрительнo-пространственного анализа и синтеза.
• Развитие сенсорно перцептивной деятельности.
• Развитие функции голоса и дыхания.
• Развитие чувства ритма.
• Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приемы, дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей безречевых детей.
1. Развитие слухового восприятия.
Задачи: расширение рамок слухового восприятия развитие сенсорных функций, направленности слухового внимания, памяти.
2. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
Цель: активизация ощущений собственных движений (активных и пассивных руками взрослого)- побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.
Фрагмент 1. Ребёнку показывается, как причёсывают волосы (рукой поглаживают по волосам);
как едят суп (рукой действуют в направлении от стола ко рту);
как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову);
как грозят пальцем и т.д.
Затем просят ребёнка произвести эти действия не с реальными, а с воображаемыми предметами.
Цель: воспроизведение движений, изображённых на сюжетной картинке; развитие мимики.
Фрагмент 1. Ребёнок, рассматривая сюжетную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением.
На сюжетной картинке «бабочка летит» - ребёнок машет руками, имитируя махи крыльев;
«девочка кушает» - движения рукой от стола ко рту;
«кошка лакает молоко» - имитирующее движение языком и т.д.
Цель: установление контакта: развитие понимания рисованного знака (пиктограммы) адекватное использование жестов.
Фрагмент 1. Ребёнка знакомят с двумя рисованными знаками (машина- яблоко) и предлагают дополнить незаконченное предложение одним из них, подняв его вверх
На дереве растёт... По дороге едет...
Затем ребёнок, используя жест «дай»- показывает рукой на ту картинку, которую бы хотел получить.
3. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Задачи: развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики рук
глазодвигательных-тактильно-проприоцептивных и статико-динамических ощущений
чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти;
формирование представлений о схемах лица и тела;
развитие подвижности речевой мускулатуры- произвольности и дифференцированности мимических движений - кинестетического контроля за мимикой и мышечными ощущениями;
восприятие артикуляционных укладов звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений.
Приёмы:
• прослеживание по направлениям сверху вниз- снизу-вверх- справа налево- слева направо;
• прослеживание прямых- ломаных- извилистых линий;
• массажные расслабляющие (активизирующие) движения; размазывание крема на различных поверхностях;
• проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех щётки с различным ворсом);
• узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц;
• двигательные упражнения с погремушкой-мячом- платочкам- флажком;
• «рисование» в воздухе рукой;
• различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;
• активизация пассивных и активных движений пальцев рук;
• упражнения с пластилином;
• использование кукол би-ба-бо;
• артикуляционная и мимическая гимнастика;
• задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;
• упражнения на преодоление сопротивления;
• автоматизация отдельных артикулем;
• выработка речедвигательных образов звукообразных слов.
Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-моторной координации- мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Цель: развивать моторику рук с использованием «пальчикового бассейна».
Фрагмент 1. «Пальчиковый бассейн» представляет большую прямоугольную коробку с низкими бортиками- в которой слоем в 6-8 см. рассыпаны горох или фасоль. Логопед- читая стихотворный текст- побуждает ребёнка к одновременному выполнению движений в «бассейне» (предварительно движения показаны).
Мама и дочка стирали платочки (движения раскрытой ладонью по дну бассейна вперёд - назад- пальцы разведены)
Вот так- вот так!
Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью в направлении слева - направо)
Вот так- вот так!
Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью вверх — вниз над бассейном)
Вот так- вот так!
Фрагмент 2. Упражнение выполняется каждой рукой попеременно. Движение раскрытой ладонью осуществляется в направлении сверху вниз с фиксацией запястья рукой логопеда. Аналогичное движение выполняется рукой, сжатой в кулак.
Фрагмент 3. Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед, приподнимая кисть руки, отводит большой палец ребёнка назад, легко фиксирует его своей рукой, организуя таким образом растяжку и мышечное напряжение и побуждает перебирать пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» - пальчики «побежали» вперёд.
Цель: выработка контроля за положением рта, развитие мимических мышц.
Фрагмент 1. Игра «Зеркало». Копирование мимических и артикуляционных движений: закрыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.
4. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Задачи: формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения: выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объёма зрительного внимания и памяти: развитие стереогноза - умения ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве: анализ зрительного образа.
Приёмы:
• нахождение игрушек в пространстве комнаты.
• перемещение их в заданном пространстве.
• поиск предметов:
• соотнесение игрушки с её изображением на картинке:
• определение сторон тела у людей, изображённых на картинке, сторон собственного тела,
• выработка навыков ориентировки;
• упражнения в перекрёстном ориентировании;
• выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции;
• определение недостающих частей у предметов по картинкам;
• узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела:
• запоминание изображений предметов;
• фиксация изменений в расположении предметов,
• выделение из множества предметов;
• запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.);
• идентификация зрительных изображений по заданной теме;
• определение различий в предметах и картинках;
• сравнение сходных по зрительному образу предметов;
• конструирование по образцу, по инструкции;
• конструирование заданных предметов со сходными и дискретными признаками из отдельных деталей;
• выделение фигуры из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов.
Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, соотносить их с частями собственного тела, развитие имитирующих жестов.
Фрагмент 1. Ребёнку показывают картинку с изображением человека или куклы, затем просят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого ребёнка просят показать. как он «вымоет» определенную часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую картинку (глаза, рот. нос).
Цель: учить узнавать предметы по их цветному и контурному изображению, функциональному назначению, развивать внимание и память.
Фрагмент 1. Ребёнок узнаёт предметы, изображённые на цветных картинках. Последовательно (по одной) ему предъявляются контурные изображения тех же предметов. Предлагается соотнести цветное и контурное изображение, накладывая парные картинки друг на друга. Затем логопед перемешивает картинки и просит ребёнка разобрать их по парам.
5. Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.
Задачи: формирование сенсорного и тактильного гнозиса;
восприятия цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов; дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм;
формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса.
Приёмы:
• выработка умения ориентации в окружающем;
• работа с тактильными таблицами; выделение цвета:
• знакомство с размером и формой (плоскостной и объёмной);
• выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой):
• выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;
• соотнесение цветного и контурного изображений предметов;
• дифференциация плоскостного и объёмного изображений;
• конструирование целого из частей;
• классификация по цвету, подбор определённой цветовой гаммы;
• идентификация предметов и геометрических фигур:
• работа с «Доской Сегена», кубиками Кооса.
Приведём фрагменты занятий по развитию сенсорно-перцептивной деятельности.
Цель: учить выделять шар из ряда предметов, совершать с ним игровые действия - катать, собирать в коробку, делать бусы (действия выбираются с учётом двигательных возможностей ребёнка)
Фрагмент 1. В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы" шары разной величины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребёнку предлагается найти на ощупь и вынуть шарик, затем ребёнка просят показать, как можно играть с ним, побуждают к совершению различных действий. После того, как вес шарики выбраны из мешочка, ребёнок и логопед рассматривают их, находят отличия (большие и маленькие) и раскладывают в большую и маленькую коробочки.
Цель: учить адекватно использовать плоскостные и объёмные фигуры в различных игровых условиях.
Фрагмент 1. В крышке коробки вырезаны квадратное, круглое, треугольное отверстия. Жестом ребенку предлагается убрать в коробку объёмные формы (шар, куб. призму), не поднимая крышку, особое внимание уделяется соотнесению формы прорези с геометрической формой. Логопед демонстрирует игровые действия с фигурами, сопровождая их словами. Затем по просьбе логопеда ребёнок вынимает заданные формы.
Цель: развитие тактильного гнозиса, узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности).
Фрагмент 1. Ребенка последовательно знакомят со свойствами тактильных таблиц: - меховая- мягкая, пушистая:
- шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги
- неровная, шершавая:
- шелковистая - гладкая, ровная.
Просят ребёнка погладить, ощупать их и найти парные таблицы (работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц). Набор таблиц можно расширить за счет включения колючей поверхности - индикатор Кузнецова, неровной - наплывы свечи на картоне, наклеенные обломки спичек, рельефная тесьма и т.д.
Фрагмент 2. Ребёнка просят найти таблицу с заданными свойствами, спрятанную за ширмой («Найди мягкую, пушистую»). Затем логопед раскладывает таблицы и заданной последовательности, комментируя свои действия, и предлагает ребёнку сделать то же самое со вторым набором таблиц.
6. Развитие функций голоса и дыхания.
Задачи: увеличение объёма дыхания, нормализация сто ритма; развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции: развитие высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани: активизация целенаправленною ротового выдоха, знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса, формирование диапазона голоса на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости.
Приёмы:
• упражнения на расслабление шейной мускулатуры:
• активизация движений мягкого нёба, имитация жевания:
• тренировка носового выдоха;
• развитие произвольного речевого вдоха.
• выработка произвольного контроля за объемом и темпом выполнения движений:
• выработка комбинированного типа дыхания.
• упражнения на контролирование силы воздушной струи и ротовою выдоха:
• различение холодной и тёплой струй выдыхаемого воздуха:
• выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.
Приведем фрагменты занятий но развитию функций голоса и дыхания.
Цель: формирование длительного целенаправленного выдоха.
Фрагмент 1. Перед ребёнком на столе зажжённая свеча. Логопед предлагает подуть так, чтобы она погасла, предварительно показывая способ действия.
Цель: формирование носового вдоха
Фрагмент 1. Для проведения игры используются два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголки, специи, апельсиновые корочки). Ребёнку предлагается понюхать каждую из коробочек первого набора и рассмотреть её содержимое. Затем коробочки закрываются лёгкой тканью, и предлагается, последовательно понюхав коробочки, подобрать аналогичные из второго набора.
Фрагмент 2. Коробочки на столе выставлены в определённом порядке. Ребёнку предлагается, понюхав их. поставить свой набор в той же последовательности.
Цель: формирование диапазона голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний «Л», «У», «И», «О» различной громкости.
Фрагмент 1. Ребёнку предлагается рассмотреть парные картинки «большой - маленький самолёт (кукла, заяц, лошадка). Затем логопед объясняет, что большой самолёт гудит громко -«У», а маленький - тихо (кукла - звук «А», заяц «О», лошадка - «И», побуждая ребёнка к произнесению этих звуков. Картинки перемешиваются, и ребёнку предлагается разобрать их по парам, воспроизводя соответствующие звуки. Как вариант, предлагается выбрать из предложенных только те картинки, чьи голоса «звучат» громко (тихо).
7. Развитие чувства ритма.
Задачи: формирование ритмико-интонационной стороны речи; ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового. речедвигательного. зрительного), обеспечивающих основу коммуникативной функции речи, формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью, знакомство с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков А, О. У, И:
Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.
Приёмы:
• воспроизведение ритма в движениях и играх;
• ходьба и маршировка под музыку;
• двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;
• ритмические упражнения для рук и ног;
• воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;
• развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности;
• знакомство с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков;
• развитие речевых вокализаций;
• знакомство со схемой ритма;
• соотнесение ритма со схематическим изображением;
• произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;
• дифференциация ритмических рисунков: отображение определенных качеств движения:
• ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.
Приведём фрагменты занятий по развитию чувства ритма.
Цель: формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного)
Фрагмент 1. Ребёнку предлагается раскидывать на пол игрушки из корзинки на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух» После того, как все игрушки раскиданы на пол, на каждый удар бубна игрушка кладётся обратно в корзинку. Как варианты, ребенку предлагается действовать по световому сигналу (включать и выключать фонарик) или перелистывать книгу из твёрдой бумаги на каждый звуковой или световой сигнал
Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи, слухового и тактильного восприятия
Фрагмент 1. На глазах ребенка выкладывается сплошная дорожка из мозаики, произносится звукоподражание с нажимом пальца на каждую из мозаик. Затем просят ребёнка повторить также - ААААААА. записывая произнесение на магнитофон.
Ритмический рисунок меняется - дорожка из мозаики выкладывается синкопированная (с пропуском через одну) Логопед, нажимая на мозаику, произносит звукоподражание, и молчит, нажимая на пропуск - А-А-А-А-А. Ребёнок повторяет ритмический рисунок, его произношение записывается на магнитофон.
Фрагмент 2. Ребёнку предлагается прослушать магнитофонную запись и подобрать к озвученной дорожке нужную дорожку из мозаики Постепенно ритм чередования усложняется.
Развитие импрессивной и экспресснвной речи
Задачи: развитие понимания ситуативной и бытовой речи, формирование первичных коммуникативных навыков и лексики на звукоподражании и звукосочетаний имитирующих неречевые комплексы звуков восклицания: крики птиц и голоса животных,
слов обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия,
работа над семантикой слова стимулирование простых видов коммуникативной речи
Приемы
• узнавание предметов по их названию (игрушки части тела одежда животные),
• показ предметов по их признакам
• показ картинок с изображением предметов относящихся к определенным категориям
• выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами
• выполнение вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний
• побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб, развитие непроизвольного подражания - звукового и словесного
• различение звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие, соотнесение игрушек (картинок) с сопряженным отраженным и произвольным звукоподражанием
• различение действий совершаемых одним объектом соотнесение действий и слов их обозначающих
• выполнение инструкций содержащие слова с уменьшительно ласкательными суффиксами
• побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов
• автоматизация в диалогической речи слов « хочу, буду»
• автоматизация отдельных штампов kommуникативной побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди)
• узнавание предмета по словесному описанию
• выработка обобщенных понятий
• смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты
• выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений
Приведем фрагменты занятий по развитию импрессивной и экспрессивной речи
Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к произвольному произнесению звукоподражания «а а а», развивать слуховое внимание
Фрагмент 1. Ребенку показывается кукла, говорится что она хочет спать и ее нужно покачать. Взрослый качает куклу сопровождая действия звукоподражанием «a a a» 3aтем, показывает игровые действия, сопровождая их эмоциональным комментарием и побуждает ребенка к совершению аналогичных действии со звукоподражанием
Цель: побуждать ребенка к произнесению эмоциональных рефлексивных восклицаний «Ой, Ай, Ух Ах» используя разницу температурных ощущений.
Фрагмент 1. На столе перед ребенком тарелочки с теплой водой, кусочком льда, предварительно нагретым в горячей воде, шариком для пинг – понга. Ребенок последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (речевой образец предварительно демонстрирует логопед)
Цель, закрепление слухового образа звуков «А О У И» и образов звучащих игрушек; развитие тактильного восприятия
Фрагмент 1 За ширмой знакомые ребенку игрушки: кукла, лошадка, зайка, мишка, и т.д.
Ребенок по произнесенному звуку догадывается, кто так говорит и выбирает соответствующую игрушку за ширмой на ощупь.
Фрагмент 2 Знакомые ребенку игрушки зaвернуты в бумагу. Ребенку предлагается ощупав игрушку, не разворачивая ее, догадаться кто (что) там и произнести соответствующее звукоподражание.