Конспект Занятия «Семейный бюджет. Доходы и расходы» для подготовительной группы.
Тема: <<Семейный бюджет. Доходы и расходы. >>
Цель: формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей; развитие экономического мышления, интереса к материально-предметному окружению.
Задачи: образовательные - формировать у дошкольников навык различать понятия «хочу» и «надо»; дать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; познакомить детей со следующими понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»; дать представление о сущности расходов, показать их многообразие; познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией.
развивающие - развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи; активизировать детей к деловой активности.
воспитательные - воспитывать чувство мер в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности; воспитывать уважение к труду взрослых.
Словарная работа: доходы, расходы, деньги, монеты, финансы, экономика, бережливость, бюджет.
Ход ООД.
Организационный момент:
- Дети, у нас группе появилась необычная вещь, которой раньше у нас не было. Что же это такое? (дети находят коробку с изображением денег). А в нём для нас послание. Мне нужна ваша помощь, нам предлагают отгадать загадку и понять, что в нём хранится.
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные! (Деньги, монеты)
- Для чего нужны деньги? А что можно купить за деньги? Совершенно верно. Деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно.
(Воспитатель читает отрывок стихотворения)
Если денег накопить,
Можно многое купить:
Ездить можно на курорт,
Есть конфеты – первый сорт,
Можно кушать виноград,
Вечеринки для ребят
Можно делать каждый день
(если делать вам не лень)
Так что лучше экономить,
Чтобы все осуществить.
Экономика поможет
Деньги правильно копить.
- Как думаете, о чём учит это стихотворение?
- Что значит <<экономить>>?
- Вы слышали от родителей такие слова? В каких случаях?
- Экономика – это наука. Без неё невозможно стать счастливым и помочь другим! Что же означает то слово? (воспитатель подводит итог, что экономика – это ведение хозяйства по правилам.).
- Представим, что к нам в гости пришла семья (иллюстрации членов семьи). Как вы думаете, чем каждый из них занимается? (папа-полицейский, мама-врач, дочка-студентка, бабушка и дедушка - пенсионеры).
- Они трудятся, работают. За вой труд получают зарплату. Что такое зарплата? Всё верно, зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц, неделю или за день.
-Кто получает зарплату? За что они её получают?
(Папа и мама кладут деньги в коробку).
- Дети, но ведь в семье есть ещё бабушка и дедушка. Они уже не работаю, потому что они пожилые. Но бабушка и дедушка получают пенсию. Что же такое пенсия? Пенсию – это тоже деньги, только пенсию платят пожилым людям, за то, что они проработали много лет.
(Бабушка и дедушка кладут деньги в коробку).
- Мы уже сказали, что сестра кто? Верно, студентка. Она учится, получает в институте отличные оценки. И за свой труд получает стипендию. (Сестра пополняет копилку. Копилка постепенно наполняется, и дети наглядно видят составляющие бюджета).
- Денег стало больше или меньше?
- В копилке лежат деньги – это доход семьи, то есть – это все деньги, которые получают члены семьи. Вот как складывается семейный бюджет.
- Но с нашей семьёй произошла такая история: собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить. Мама хотела купить новую шубу, папа хотел купить новую машину, бабушке нужен был новый набор чашек, а дедушке – лейку для огорода. А сестре красивые туфли. Решили они купить всё сразу и потратить все деньги. Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, еды нет, бензина в машине тоже нет. А квитанции об оплате дома оплатить нечем.
- Дети, правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги? Что семья сделала не так? Что им нужно было купить и оплатить в первую очередь?
- Объясните мне, как вы понимаете «расходовать деньги», « расход бюджета»
(Расход-это удовлетворение потребностей человека.)
- Предлагаю теперь вам посмотреть и подумать о самых важных и необходимых тратах, а что можно оставить на вторую очередь или вообще обойтись без этого?
(Детям раздаются карточки, в которых обозначены расходы – это оплата за воду и электричество, еда, заправка автомобиля, одежда, мебель, развлечения, игрушки, сладости, лекарства).
- Представьте, что родители доверили вам распоряжаться семейным бюджетом.
(Дети выкладывают картинки.)
- Объясните, почем именно так. Как думаете вы экономично распорядились деньгами? Всё ли необходимое вы оплатили?
- Если так, то на что ещё можно их потратить? А как вы думаете можете ли вы помочь своим родителям экономить? Ведь на сэкономленные деньги они могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники?
- А как в сказках и рассказах пополнить бюджет семьи? (Клад) Мы тоже попробуем найти свой клад.
Физкультурная минутка:
Мы нашли богатый клад, (изображают как копают клад)
Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются и обнимают друг друга)
Стали думать, как нам быть? (повороты головой, поднятие плеч)
Как же клад нам разделить? (руки в сторону)
Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам.
- А как бы вы распорядились кладом? С кем поделились?
- Продолжим наш разговор о семейных доходах и расходах.
- По электронной почте мне прислали загадки. Мне нужна ваша помощь. Будем играть и отгадывать. Я вам загадку, а вы отгадку (дети стоят в кругу, воспитатель загадывает загадку и бросает мяч, ребёнок ловит и говорит отгадку).
Люди ходят на базар: там дешевле весь. (Товар)
На товаре быть должна обязательно. (Цена)
Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без. (Рекламы)
Коль трудился круглый год, будет кругленьким. (Доход)
Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой. (Вклад)
Приносить доходы стал в банке папин. (Капитал)
И врачу, и акробату выдают за труд. (Зарплату)
Чтобы партнёров не мучили споры, пишут юристы для них. (Договоры)
Он финансовый факир, в банк к себе вас ждёт. (Банкир)
В море коварном товаров и цен бизнес-корабль ведёт. (Бизнесмен)
Мебель, хлеб и огурцы продают нам. (Продавцы)
За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт.( Кассир).
- Продолжаем серьёзный разговор. Человеку необходимо иметь три вещи, какие? Верно, пища, одежда, жильё.
- Это «НАДО».
Игра «Хочу и надо»
Сейчас я буду показывать вам товар, а вы поднимите вверх ту карточку, которая, по-вашему, мнению, походит для характеристики предмета как желаемого или необходимого. Пожалуйста, тщательно обдумывайте свой ответ в полной тишине.
(Карточки «хочу/надо», изображения: Пальто, мяч, санки, яблоки, кровать, стакан с водой, велосипед, книга, молоко, телевизор, хлеб, свитер, кукла, машина, карандаш, стол, лимонад, сок, куртка, цветы, обувь, дом. Дети обосновывают свой выбор.)
- Теперь, когда вы родителей просите купить очередную игрушку или сладость, подумайте это вам необходимо «НАДО» или без этого можно обойтись «ХОЧУ».
Заключение:
- На этом наш серьёзный разговор подошёл к концу. Закончить его хочется пословицами о бережливости. А я определю, что вы поняли об экономике и финансах.
Копейка рубль бережет.
Доход не живет без хлопот.
Кто не бережет копейку, тот сам не стоит рубля.
Курочка по зернышку клюет, да сыто живет.
Пушинка к пушинке – и выйдет перинка.
(Дети объясняют смысл).
Есть еще одна пословица у русского народа: БЕРЕЖЛИВОСТЬ – ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО. Конечно это мудрая пословица, но не забывайте еще об одном богатстве – это дружная семья, верная дружба и здоровье.
- Мы с вами узнали сегодня много новых слов, которые нам так необходимы.