Доклад
по теме: «Воспитательные технологии и формирование активной гражданской позиции у дошкольников.
Подготовила:
Педагог-психолог
Кузьменкова В.В.
Лабинск 2024 г.
Сегодня целью воспитательной работы должно являться формирование гражданина свободного, демократического государства, который обеспечен всеми правами и наделён всей полнотой обязанностей, позволяющими ему свободно развиваться на пространстве гражданского общества. Соответственно основной задачей воспитания становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия. На сегодняшний день не найдено единого подхода к определению понятия «гражданская позиция»; вопрос о содержании процесса ее формирования находится в стадии разработки; недостаточно рассмотрены вопросы, связанные с определением способов и средств формирования гражданской позиции школьников. Но гражданская позиция, как междисциплинарное понятие, в современной науке можно рассматривать на философском, социологическом, психологическом, педагогическом уровнях.Выделены составляющие гражданской позиции обучающегося, которыми могут являться следующие качества личности:
Патриотизм
гражданственность
активная жизненная позиция
нравственность
творчество
Формирование патриотизма тесно связано с воспитательными технологиями это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель-приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
Диагностирование
Целеполагание
Проектирование
Конструирование
Организационно-деятельностный компонент
Рассмотрим основные воспитательные технологии.
Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского. Идеи и принципы:
в воспитании нет главного и второстепенного;
воспитание -прежде всего человековедение;
эстетическое начало в воспитании (внимание к природе ,красота родного языка)
принцип единства обучения и воспитания
культ родины.
Гуманно-личностная технология Ш.А. Амоношвили. Целевые ориентиры:
способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
развитие и становление познавательных сил ребенка;
идеал воспитания-самовоспитание.
Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова. Идеи и принципы:
включение детей в улучшение окружающего мира;
соучастие детей в воспитательном процессе;
комплексный подход к воспитанию;
коллективно-деятельностный подход к воспитанию;
личностный подход, одобрение социального роста детей.
Формирование гражданской позиции начинается с целостного восприятия человеком мира и себя в нем. Поэтому содержание педагогического процесса формирования гражданской позиции личности включает в себя овладение воспитанниками социально ценным жизненным опытом. Однако сформировать гражданскую позицию без организации воспитательной работы не представляется возможным. Необходимость формирования гражданской позиции, а, следовательно, и социальной активности, личности, предполагают формирование гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы, ответственности за собственный выбор и деятельность.
Формирование активной гражданской позиции у дошкольника - это важный процесс, который способствует развитию у детей понимания своей роли в обществе и развитию навыков взаимодействия с окружающими.
Одной из основных задач: гражданского воспитания в моей работе это создание социальной ситуации развития дошкольников на основе включения семей воспитанников в жизнь детского сада (формирование чувства любви и уважения к родителям, к семье, дому, детскому саду, родному краю через привлечение детей и родителей участию в социально значимых событиях и конкурсах разного уровня).
Набирая малышей, необходимо обязательно знакомиться с семьей чтобы лучше узнать условия и уклад жизни ребенка. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению, к детскому саду. Но как же научить малыша таким серьезным вещам, как научить уважать историю народа и гордится своим Отечеством? Нет ничего удивительнее и интереснее для ребенка, чем совместно с родителями петь и танцевать, водить хороводы, выполнять различные поделки, дарить эти поделки близким. От такого общения и взрослые и дети получают массу положительных эмоций. Дети радуются тому, что их любимые папы и мамы, так же как они пришли в детский сад и занимаются интересным делом, а родители получают возможность уйти от проблем и уделить больше внимания своему чаду. К четырем годам дети начинают осознавать себя не только как частичку семьи и группы детского сада, а понимают, что они живут в городе, их окружают другие люди, у детей начинает формироваться представления о Родине, углубляется представление о семье.
Любовь к родному городу, гордость за свой родной край имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине, уважения к ее истории и культуре, невозможно воспитать гражданина и патриота, формировать у дошкольников чувство собственного достоинства. Представление о Родине у детей формируется в разных видах деятельности – это игровая деятельность, занятия, экскурсии, целевые прогулки, продуктивная и самостоятельная деятельность.
Старшие дошкольники с удовольствием принимают участие в праздновании памятных дат и значимых мероприятий города.
Поэтому, в работе с родителями, особенно популярны активные формы совместной деятельности:
-родительские собрания,
-консультации,
-творческие семейные мастерские,
-совместные праздники,
-развлечения, экскурсии,
-благотворительные акции,
-круглые столы, дни открытых дверей,
-участие в конкурсах.
Такая работа способствует единению родителей и детей, укрепляет взаимоотношение между детским садом и семьей в решение вопросов нравственного воспитания и гражданско-патриотического образования. Я считаю, что успех напрямую связан с активной позицией обеих сторон, с желанием учиться и изменяться.
Вот несколько способов, которые помогут формировать активную гражданскую позицию у дошкольников:
1. Развитие чувства ответственности: Преподаватели и родители могут помочь дошкольникам понимать, что они также являются членами общества и что их действия могут влиять на других людей и окружающую среду.
2. Развитие социальных навыков: Дошкольным детским садам и группам следует предоставлять возможности для взаимодействия и сотрудничества с другими детьми. Это поможет им развить навыки коммуникации, уважения и взаимопомощи.
3. Участие в добровольческих проектах: Дошкольники могут принимать участие в добровольческих проектах, таких как уборка природных территорий или помощь в местных организациях. Это поможет им понять значение вклада в общество и развить чувство ответственности.
4. Преподавание истории и географии: Преподавание истории и географии в дошкольном возрасте поможет детям понимать, как общество функционирует, и развить интерес к миру вокруг них.
5. Экологическое воспитание: Экологическое воспитание поможет дошкольникам понимать, что они также являются частью природной среды, и что их действия могут влиять на окружающую среду.
6. Преподавание прав и обязанностей человека: Преподавание прав и обязанностей человека поможет дошкольникам понимать, что они также имеют права и обязанности в качестве граждан.
7. Развитие критического мышления: Развитие критического мышления у дошкольников поможет им понимать, что им нужно решать проблемы и принимать решения, а также поможет им развивать навыки принятия ответственных решений.
к 1" /