Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Иностранные языки
  3. Формирование и развитие лексических навыков на уроках английского языка средствами игровых технологий у детей с частичной и полной потерей зрения в начальной школе

Формирование и развитие лексических навыков на уроках английского языка средствами игровых технологий у детей с частичной и полной потерей зрения в начальной школе

Статья посвящена проблеме обучения слабовидящих и незрячих школьников иностранному языку. В статье описаны пути решения, приёмы и методы, применяемые в коррекционных классах для детей со зрительной депривацией.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Иностранные языки

Категория

Иностранные языки
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

ГОУ ЯО «Гаврилов-Ямская школа - интернат»

Семинар: «Особенности игровой деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения»

Выступление: «Формирование и развитие лексических навыков на уроках английского языка средствами игровых технологий у детей с частичной и полной потерей зрения в начальной школе»

Подготовила: Копыльцова М.М

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ У ДЕТЕЙ С ЧАСТИЧНОЙ ИЛИ ПОЛНОЙ ПОТЕРЕЙ ЗРЕНИЯ (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА)

На сегодняшний день знание иностранного языка позволяет существенно расширить возможности человека, поскольку обеспечивает получение информации не только на родном языке, но и на одном или более иностранных языках. Именно по этой причине изучение иностранного языка занимает важное место в современной системе образования.

Знание иностранного языка человеком с дефектом зрения дает ему возможность лучше социализироваться и адаптироваться в современном мире. При отсутствии возможности получать и обрабатывать визуальную информацию, незрячий или слабовидящий человек вынужден искать другие источники информации, чтобы компенсировать ее недостаток. Знание иностранного языка лучше всего способствует быстрому восполнению дефицита информации, а также расширяет коммуникативные возможности и дает незрячему человеку возможность стать полноценным активным членом общества с равными возможностями.

Но обучение иностранному (английскому) языку школьников с частичной или полной потерей зрения представляет собой более сложную задачу, чем обучение детей, не имеющих ярко выраженных проблем со здоровьем.

Ученики начальной школы начинают изучение английского языка, как правило, со второго класса. В специализированных коррекционных школах для детей с нарушением или отсутствием зрения изучение иностранного языка начинается с третьего класса ( с учётом пролонгации обучения в начальной школе).

В школах III – IV видов в первом классе младший школьник приобретает навыки письма и чтения на своем родном языке по системе Брайля. Параллельное изучение английской и русской системы Брайля является сложной, а порой, и невыполнимой для первоклассника задачей. По этой причине в первый год обучении иностранному языку в таких школах рекомендуется уделять повышенное внимание говорению и аудированию. Письму и чтению, как правило, отводится второй год изучения иностранного языка. Таким образом, основной целью учителя английского языка является поиск оптимальных средств и методов обучения, позволяющих успешно сформировать и развить навыки школьников с частичной или полной потерей зрения в начальных классах.

В первый год изучения английского языка происходит формирование первичного словаря обучающегося, который состоит из активной лексики изучаемого языка. Активная лексика это – лексика, которая может быть употреблена репродуктивно, в отличие от пассивной лексики, которую коммуникант понимает при чтении и аудировании, но не употребляет в речи [1].

На начальном этапе изучения иностранного языка пассивный лексический минимум у обучающегося, как правило, отсутствует, так как он вынужден использовать во всех видах деятельности изученную лексику, количество которой ограничено. Однако существует опасность перехода активной лексики в пассивную при условии, что лексический запас ученика возрастает, и редко употребляемые слова постепенно переходят в разряд пассивной лексики. Во избежание перехода лексики из активного вокабуляра в пассивный, необходимо постоянное повторение и использование лексических единиц во всех видах речевой деятельности. Успешное использование лексических единиц в речи (во всех видах речевой деятельности) возможно только при развитии у обучающихся лексических навыков, которые, в свою очередь, помогут автоматизировать использование лексических единиц и ускорят выбор необходимой лексики. Лексические навыки (по Цветковой Л.А.) − это способность осуществлять автоматически и самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти и с соотнесением его с другой лексической единицей [2].

По Шатилову С.Ф. формирование лексических навыков подразделяется на три этапа:

-ориентировочно-подготовительный (введение лексики);

-тренировочный (закрепление лексики в соответствующих упражнениях);

-оценочный (контроль) [3].

При работе с младшими школьниками (первый год обучения английскому языку) с частичной или полной потерей зрения особую трудность для учителя представляют два первых этапа. При подготовке к ознакомлению обучающихся с новым лексическим материалом учителю необходимо убедиться, что младшим школьникам хорошо знакомы предметы, объекты, явления окружающего мире, которые им предстоит изучить. Такая проверка общего уровня развития ребенка вызвана несколькими обстоятельствами:

1.Не имея хотя бы общего представления о предмете или явлении окружающего мира, обучающийся начальной школы не сможет запомнить данное слово на иностранном языке. Как следствие – оно сразу же перейдет в разряд пассивной лексики, а в дальнейшем, возможно его полное забывание.

2.По причине недостатка визуальной информации слепой или слабовидящий школьник может не иметь представления о тех объектах, предметах, явлениях, которые для видящего человека кажутся естественными и простыми. Данный эффект вызывает некоторое отставание в развитии в связи с недостатком в получении информации. Этот недостаток компенсируется при помощи постоянной работы ребенка с тифлопедагогами, психологами, общением в коллективе. К началу обучения в средней школе разница в развитии школьников массовых школ и специальных коррекционных школ III – IV видов практически не заметна [4].

В целом, при работе с младшими школьниками, имеющими проблемы со зрением, используются те же приемы и методы, что и при работе в массовой начальной школе. Принимая во внимание тот факт, что ведущей деятельностью младшего школьника является игра, данная форма активности часто используется на уроках в начальной школе.

Под игровой технологией, применяемой в обучении английскому языку слепых и слабовидящих детей, понимается специально созданная совокупность последовательной диагностируемой и корректируемой деятельности, ориентированной на получение необходимого опыта и овладение определенными знаниями, умениями и навыками. Она способствует достижению прогнозируемого результата и применима в обучении, воспитании, адаптации, социализации, формировании и развитии личности. Особое влияние она имеет на повышение интереса к изучаемому предмету, стимулирует мотивацию к учению, уменьшает нагрузку на детскую психику, то есть выполняет образовательную, воспитательную, развивающую, адаптационную и социализирующую функции.

Дети с частичной или полной потерей зрения, как и все ученики начальных классов, любят и умеют играть. Для них, как и для многих других детей, эта форма познания мира является наиболее приемлемой в данный период времени. Чем младше школьник, тем больше элементов игровых технологий может быть включено в процесс обучения.

Основная трудность в использовании игровых технологий при введении новой лексики (формировании и развитии лексических навыков) на занятиях удетей с частичной или полной потерей зрения заключается в подборе и адаптации игр (языковых упражнений), а также в поиске адекватной замены графической информации на звуковую или получаемую тактильным путем. Эта задача реализуется путем замены графических изображений на игрушки, предметы, реалии и т.п. Чем младше школьник и чем хуже у него развито осязание, тем крупнее должен быть изучаемый им предмет и тем более ярко выраженной рельефной структурой он должен обладать.

В случае если у младшего школьника сохранился небольшой остаток зрения, и он в состоянии воспринимать графическую информацию, работа с масштабированным изображением возможна, но количество заданий, связанных с графикой, должно быть минимально, так как чаще всего существует риск ухудшения зрения.

При закреплении и проверке сформированности лексического навыка в работе также используются предметы, игрушки, фигуры, при необходимости – рельефные пособия. При закреплении лексических навыков используется такая форма работы, при которой обучающемуся предъявляется предмет или игрушка, которую он должен изучить тактильным путем, после чего – назвать этот предмет, используя изучаемую лексику. Чем быстрее происходит распознавание предмета и его называние, тем лучше развиты у школьника лексические навыки, тем больше вероятность того, что данное слово будет использовано в речи в качестве активной лексической единицы.

Скорость распознания объекта не всегда может являться показателем прочного усвоения материала. Трудность у обучающегося может вызывать не вызов необходимой лексической единицы из долговременной памяти, а само распознание предмета (по его форме, размеру, признакам и т.п.). По этой причине еще на этапе закрепления рекомендуется уточнять у младшего школьника, сумел ли он правильно распознать, что за предмет находится перед ним, и только после этого можно переходить к закреплению лексического материала на английском языке.

Приведем пример игровой технологии, направленной на формирование и развитие лексических навыков по теме «Продукты».

Перед началом игры необходимо предпринять следующие действия:

-убедиться, что дети знакомы со всеми наименованиями фруктов, овощей, ягод на родном и английском языках;

-убедиться, что дети умеют тактильно различать фрукты, овощи, ягоды;

-подготовить и принести необходимые продукты или игрушки в виде продуктов. Каждый предмет должен обладать рельефной структурой и быть легко распознаваем;

-убедиться, что дети могут дифференцировать продукты по классам.

Первый вариант. Задание: мы идем в магазин и покупаем только фрукты. Комментируем покупки и их количество на английском языке. Действия: ученик должен положить себе в корзинку только фрукты, отличив их тактильно и выбрав из множества.

Второй вариант (к продуктам добавляются предметы, названия которых известны школьникам на английском языке). Задание: определи съедобное или не съедобное. Назови предмет. Скажи, можно ли его есть. Определи его класс (фрукт, овощ, ягода…). Действия: ученики садятся в один ряд. Учитель дает каждому ребенку предмет. Школьник определяет предмет, называет на английском языке, решает, съедобен он или нет, и классифицирует его.

Третий вариант. Задание: мы обсуждаем меню на праздник. Договоритесь с друзьями, какие продукты вы хотите купить в магазине и сколько. Действия: ученики договариваются, какие продукты они хотят купить в магазине и их количество.

Описанная в данной статье методика работы с младшими школьниками позволяет успешно формировать и развивать лексические навыки на уроках иностранного языка, не затрагивая такие аспекты, как письмо и чтение. При работе в начальной школе с детьми с частичной или полной потерей зрения необходимо ориентироваться на то, что развитие лексических навыков проходит те же стадии формирования, что и при развитии лексического навыка в начальной школе у детей без дефекта зрения. Однако, при работе с учениками, имеющими проблемы со зрением, этот процесс может протекать гораздо медленней по причине недостатка информации об окружающем мире. В связи с этим, в начале работы по формированию и развитию лексических навыков учителю необходимо выявить уровень общего развития ребенка, его знания об окружающем мире. После чего можно приступать к поиску оптимальных средств и методов, позволяющих успешно развить навыки учеников с частичной или полной потерей зрения в начальных классах и, конечно, развитию и закреплению лексических навыков обучающихся.

Применение игровых технологий в ходе изучения английского языка вообще и в процессе формирования и развития лексических навыков в частности поможет младшим школьникам с дефектом зрения получить больше необходимой информации об окружающем их мире. Это позволит обучающимся приобрести навыки индивидуальной и командной работы, укрепит коммуникативные связи внутри детского коллектива, а также даст обучающимся элементарные знания в области английского языка, что в дальнейшем послужит хорошим стимулом для совершенствования английского языка.

Литература:

1.Борисова Ю. Особенности незрячего или слабовидящего ребенка / Ю. Борисова [Электронный ресурс].

2.Денискина В.З. Взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. –№ 5. – С. 20–28.

3.Цветкова Л.А. Формирование лексических навыков у младших школьников с помощью компьютерной программы (на материале английского языка) / дисс… канд. пед. наук / Л.А. Цветкова. – М., 2002.

4.Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе./ С.Ф. Шатилов. ─ М.: Просвещение, 1986.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Урок литературы с элементами профориентационной работы Цель: стимулирование профессионального самоопределения учащихся через обращение к биографиям русских писателей и их произведениям. Задачи: - познакомить обучающихся с малоизвестными фактами биографий русских писателей (профессии русских писателей) - обобщить знания, полученные в ходе профориентационной работы - развивать умение работать с текстом (формирование читательской грамотности) - сформировать умение составлять визитные карточки
0 ₽
Женский образ в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (кластер) Образ русской женщины, ее судьба занимают осо­бое место в поэзии Некрасова. Женщина — всегда ос­новная носительница жизни, воплощение ее полноты и многообразия. В поэме «Кому на Руси жить хоро­шо» осмыслению женской доли отведена самая боль­шая из всех глав — «Крестьянка».
0 ₽
Статья посвящена проблеме обучения слабовидящих и незрячих школьников иностранному языку. В статье описаны пути решения, приёмы и методы, применяемые в коррекционных классах для детей со зрительной депривацией.
0 ₽