Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 4»
городского округа Сызрань
Методическая разработка
«Формирование и развитие первоначальных исполнительских навыков в классе баяна и аккордеона»
Преподаватель ОНИ
Козлова Светлана Вячеславовна
Сызрань, 2024
Длятогочтобыпроцессобучениявмузыкальнойшколебылуспешным и результативным, необходимо, чтобы в процессе работы над учебным репертуаром, происходило формирование и развитие разнообразных исполнительских навыков. Только их накопление позволит педагогу усложнять репертуар, ставить перед учеником новые, более трудные задачи. Практика показывает, что самипо себенавыки не появляются, поэтому необходима целенаправленная работа по их формированию. Причем работу эту нужно начинать как можно раньше, т.е. с первого класса.
Большое значение в формировании и развитии первых исполнительских навыков у учащихся имеет начальный период обучения, так как в это время происходит первое знакомство ученика с инструментом, развиваются первые слуховые и физические ощущения.
Начальный этап обучения самый сложный и ответственный. Он основа всего дальнейшего отношения ученика к музыке, инструменту, занятиям. Это база для всего последующего музыкального обучения.
Педагог, кроме высокой музыкальной квалификации должен обладать особыми волевыми, психологическими и нравственными качествами. На раннем этапе для учащихся очень важен авторитет, уважение преподавателя. Очень большую роль играет личность самого учителя. Во многом именно от этого зависит отношение ученика к занятиям.
Можно выделить несколько общих характерных особенностей, которые нужно учитывать при работе с учащимися младших классов.
Во-первых, дети этого возраста не могут надолго сосредоточить своё внимание на какой-либо проблеме. Поэтому содержание урока должно быть разнообразным, увлекательным, чтобы в течение всего времени ребенку было интересно.
Во-вторых, малыши бывают очень любознательными и нужно это учитывать.
В-третьих, ребёнок очень быстро воспринимает всё новое, но также быстро и забывает. И в связи с этим нужно постоянно возвращаться к пройденному материалу.
В-четвёртых, дети не могут воспринимать и усваивать очень большое количество информации. Поэтому принуждение к спешке, быстрой реакции приведёт к отрицательным последствиям, так как несёт беспокойство, неуверенность и страх.
В-пятых, дети младшего возраста, как правило мыслят в конкретных образах. Поэтому сначала нужно рассказывать, а потом вводить какое-либо образное обозначение.
Игру на инструменте ребенок должен воспринимать, как новое развлечение. А педагог должен помочь развить это развлечение. Для этого можно использовать всё, что заинтересует ребенка. Это может быть различный музыкальный материал, рисунки, тексты песен, рассказ, сопровождающий игру и т.д.
Всё это помогает представлять музыкальный образ, осваивать трудную для детей музыкальную грамоту и даже находить нужные движения рук.
Пьесы и упражнения должны быть лёгкими и доступными детскому восприятию. Разучивая их, преподаватель должен ставить перед учеником конкретные задачи.
Одно из условий в ранних занятиях – суметь привлечь к себе симпатии ученика. Ребёнку должна быть близка личность учителя, тогда он сможет полюбить и музыку. На уроках нужно создать непринужденную обстановку, чтобы ребенок полностью раскрылся. Это поможет добиться свободы рук и естественности движений для передачи музыкальных образов.
С самых первых занятий педагог получает представление об индивидуальных особенностях ребенка, его темпераменте, одарённости, общем развитии; формируются взаимоотношения педагога и ученика.
Быстрее других проявляют свои способности общительные, подвижные дети. С такими ребятами очень эффективна будет коллективная форма занятий. Такая форма дает педагогу неограниченные возможности моделирования различных игровых ситуаций, которые помогут раскрыть индивидуальные особенности учеников.
С детьми замкнутыми и стеснительными нужен особый характер общения - спокойный, доверительный.
Методику проведения уроков чаще всего может подсказать и сам ребенок. Занятия должны быть построены на одновременном развитии всех важных для музыканта моментов. Каждый урок должен включать: 1)развитие слуха, ритма, памяти, 2) посадку и постановку рук, 3)основы нотной грамоты, 4) знакомство с клавиатурой.
Учебный материал должен быть интересным, и преподноситься с учётом возраста, уровня развития и музыкального опыта ученика. Следует активизировать учащегося к исполнительской деятельности.
На первых уроках следует не только проверить музыкальные данные, но и попытаться развить их.
Считается, что из всех музыкальных способностей раньше всего проявляется музыкальный ритм. Совершенствование чувства ритма ускоряет музыкальное развитие учащегося.
Гораздо сложнее проверить слух, так как многие дети, обладающие отличным слухом, интонируют слабо. Но со временем они должны научиться интонировать, управлять динамикой.
Формирование первых навыков звукоизвлечения следует начинать с упражнений, которые помогут правильно вести мех. Для это можно использовать воздушный клапан. Сначала учащийся нажимает воздушный клапан, потом ведёт мех, раскрывает и закрывает его. А педагог следит за этим процессом и контролирует свободу и движения руки ученика. Это упражнение поможет, сосредоточить своё внимание на правильности движения меха.
Для таких инструментов, как баян и аккордеон, мех играет очень большую роль. Работа над техникой ведения меха, ведётся практически весь период обучения, так как от этого зависит прежде всего качество звучания.
Чтобы управлять мехом маленьким детям приходится применять довольно большую физическую силу, это вызывает у некоторых ребят определённый дискомфорт. Некоторые даже отказываются играть на "сжим." В этом случае следует переключить внимание на другой вид деятельности. Это будет способствует меньшей утомляемости учащегося.
Очень важным является развитие навыка смены меха между музыкальными фразами. Следует уже в первом классе обратить внимание детей на фразировочное строение восьмитактовой мелодии, видеть места смены меха.
Когда происходит знакомство ученика с пьесой, педагогу следует проставить в тексте фразировочные лиги. Тогда первокласснику будет более понятно требование менять мех между музыкальными фразами.
При воспроизведении мелодии голосом, педагог должен обратить внимание учащегося на места, где берётся дыхание. В этих же местах при игре, нужно производить смену меха.
При работе над пьесой, её следует не играть от начала и до конца, а учить по фразам, повторяя их много раз подряд. Когда ученик научится фиксировать внимание на начале и окончании фраз, он научиться замечать места смены меха.
Прежде чем играть по нотам, необходимо научиться их читать. Здесь будет очень важен навык зрительного восприятия нотного текста. Педагог должен добиться, чтобы при взгляде на нотную запись учениквиделодновременно:иноту,иеедлительность,аппликатуру,обозначения штрихов, темпа, динамики и т.д. Чтобы воспитать у детей умение распределять внимание между различными объектами, можно посоветовать при устном чтении мелодии называть одновременно: нотуидлительность; ноту и аппликатуру; ноту и штрих и т.д.
Но главное, педагог должен при каждом проигрывании требовать от ученика выполнения всех обозначений, имеющихся в тексте. Ученик должен представить и услышать, как будут звучать увиденные нотные знаки. Потом он должен найти их на клавиатуре и сыграть.
И здесь очень важен навык свободного ориентирования на клавиатуре, которую необходимо освоить. Этот навык вырабатывается такими приёмами, как игра не глядя на клавиатуру, пение мелодии с названием нот, подбор по слуху знакомых мелодий, транспонирование, запоминание с помощью величины интервалов, т.е. расстояние между двумя клавишами и т.д.
Формируянавык правильной постановки и организации игрового аппарата, преподаватель должен добиться, чтобы учащийся умел расслаблять руку. Нельзя допускать напряжения в мышцах при посадке за инструментом и постановке рук при игре. Положение рук определяется естественностью и целесообразным удобством. Передвижения по клавиатуре должны быть свободными и рациональными. Но свобода – это понятие относительное. Мышцы должны быть свободными, но не вялыми.
В процессеработытакжеследует развивать навык рациональной организации движений рук. Частопричинойневерноговоспроизведенияштриховидинамикиявляетсяне то, что ученики не замечают соответствующих обозначений, а то, что они просто не знают, какими приёмами, какими движениями рук это исполняется.
Детей нужно научить воспринимать, поставленные возле нот точки, лиги, черточки не только, как обозначения штрихов, а прежде всего, как обозначения приёмов игры! На каждое обозначение штрихов дети должны реагировать соответствующими движениями рук. Зная, какими движениями извлекается тот или иной штрих, ученик сможет создать задуманный автором художественный образ.
Также неверно требование к учащимся сначала выучить текст пьесы, а уже потом овладевать средствами художественной выразительности. В этом случае дети могут играть неправильной аппликатурой, неточными штрихами и динамикой. В дальнейшем они будут вынуждены не просто учить новые движения, а переучивать сформированные ранее. Это является для детей задачей практически невыполнимой.
Чтобы не подвергать учащихся необходимости переучивать неверно сформированные движения, следует с самого начала работы над произведением не просто осваивать правильные средства художественной выразительности, а формировать у учащихся те движения рук, которые должны быть в окончательном варианте исполнения!
Большую роль играет навык игры со счётом вслух. Игра со счётом вслух полезна, в первую очередь потому, что, считая, ученик сосредотачивает внимание на ритмическом строении мелодии и аккомпанемента, т.е. учится видеть и слышать длительности, их сочетание. Кроме того, игра со счётом вслух развивает координацию между зрительными, слуховыми и тактильными ощущениями. Очень важно, чтобы ученик научился считать ровно. Для выполнения этой задачи необходимо поначалу долго и терпеливо считать вместе с учеником.
Большую роль играет развитие навыка чтения нот с листа. Заниматься чтением нот нужно регулярно. Не задерживаться подолгу на одной пьесе, а стараться прочесть, как можно больше нотного текста. Перед чтением с листа нужно обязательно проанализировать нотный текст произведения. В процессе чтения педагог должен научить ученика забегать взглядом вперед не только на ноты, которые нужно сыграть в данный момент, но и на ноты, которые предстоит сыграть позже.
Умение правильно читать с листа будет способствовать быстрому разбору и выучиванию произведения
Также для учащихся очень важен - навык слухового самоконтроля и самооценки. Без развития этого навыка успешное обучение невозможно. Умение контролировать свои действия и правильно оценивать звуковые результаты этих действий необходимо развивать с первого класса!
Детей нужно учить замечать текстовые и аппликатурные ошибки, реагировать на неверную смену меха, вслушиваться в соотношения темпов, динамических уровней, в качество штрихов, а главное, учащихся нужно учить оценивать характер звучания, его соответствие задуманному образу. Для развития этого навыка исполнителю необходимо начинать работу над произведением с анализа.
Также необходимо развивать навыки публичного выступления. Умение играть на сцене вдохновенно и без ошибок вырастает из целого комплекса различных исполнительских навыков, которые нужно формировать целенаправленно.
Это прежде всего автоматизация движений, тренировка внимания и воли. Чтобы справиться с волнением на глазах у публики, ученику необходимо научиться выполнять поставленную задачу в классе, сначала на маленьких пьесах.
Уверенное самочувствие, умение играть в состоянии волнения зависит от того, готовил ли педагог своего ученика к тем ощущениям, которые ждут его на сцене! Готовил ли педагог к публичному выступлению не только исполнительский аппарат, но и психику юного музыканта! Этим нужно заниматься с первого класса. Необходимо учить детей выходить на сцену не для того, чтобы сыграть без ошибок и получить хорошую оценку, а для того, чтобы своей игрой создать и воплотить художественный образ произведения, доставить удовольствие: себе, педагогу, родителям, и другим слушателям.
Список использованной литературы:
Ананьев Б. «Вопросы обучения и воспитания». – М.: «Наука», 1997.
Говорушко П. «Школа игры на баяне». - М.: «Музыка», 1969.
Дмитриев А. «Позиционная аппликатура на баяне». – М.: Союз Художников, 1998.
Максимов В. «Основы исполнительства и педагогики». – М.: «Композитор», 2003.
Семенов В. «Современная школа игры на баяне». – М.: «Музыка», 2003.
Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию, школа игры на фортепиано. Выпуск 1. – Л., 1981.
Кончаловская, Н.П. Нотная азбука. Изд. 5-е. – Киев, Муз. Украина, 1987.
Милич, Б.Е. Маленькому пианисту.: Пособие для дошкольников и для преподавателей и учащихся ДМШ – Киев, Муз. Украина, 1975.
Стативкин, Г.Н., Начальное обучение на выборно-готовом баяне. Для детей дошк. и мл. шк. возраста / под ред. Б. Егорова. — М.: Музыка, 1989.
10. Хереско. Л.П. Музыкальные картинки: занимательная книга для первоначального обучения детей игре на фортепиано / Л.П. Хереско; Авт.ст. Н. Копчевский, Ред. Н. Копчевский, Худ. А. Финогенов. - Л.: Советский композитор, 1988