Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Старогородковская средняя общеобразовательная школа
Выступление на тему:
«Формирование коллективизма и взаимопомощи у младших школьников».
подготовила: классный руководитель
3 «Б» класса Картавцева Е.М.
п.Старый городок
2021год
Каким станет наше общество - зависит от того, какими личностями вырастут сегодняшние школьники.
Одним из коллективов, где ученик проводит значительную часть своей жизни, является школьный класс.
Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный школьный коллектив - это группа, взаимоотношения в которой намеренно созданы педагогом с воспитательной целью.
Взаимодействуя с детьми, учитель обязан изучать, знать и учитывать особенности любого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную развивающую деятельность.
Коллектив представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников и для его основания необходимы определённые условия. Необходимо объединить детей, построить объединяющие коллективные отношения. Люди объединяются тогда, когда им необходимо вместе выполнить важное для них дело. Для закрепления коллективных отношений требуется время.
Ключевыми способами объединения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность.
Цель исследования: раскрыть особенности формирования классного коллектива в начальной школе.
Задачи: 1. Изучить педагогическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть этапыразвития коллектива.
3. Раскрыть пути сплочения коллектива.
4. Выявить условия, способствующие формированию коллектива в начальной школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: ученический коллектив.
Для того, чтобы правильно определить значение понятия «коллектив», я обратилась к нескольким источникам:
С.И.Ожегов в «Словаре русского языка» даёт следующее толкование данному слову: «Коллектив - группа лиц, объединённых общей работой и общими интересами». Эту трактовку нельзя принять за определение коллектива. Оно представляется слишком общим и не вполне точным.
Антон Семёнович Макаренко писал: «…Только социальное единство, построенное по социальному принципу, может быть названо коллективом».
В Российской педагогической энциклопедии дается следующее толкование понятия «коллектив». «Коллектив» (от лат. Collectives –собирательный) рассматривается как собирательная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения»
Коллектив как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе понимается по-разному: под коллективом понимают любое организованное объединение людей или же высокую степень развития группы.
Таким образом, коллектив – это сформированная группа людей, сплочённая совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.
Коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом значительных признаков. Рассмотрим их.
Общая социально-значимая цель.
Общая совместная деятельность для достижения намеченной цели, общая организация этой деятельности.
Отношения ответственной зависимости.
Общий выборный руководящий орган.
По характеру деятельности первичные коллективы можно разделить на три группы:
созданные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности: классы, отряды;
созданные на основе какого-то одного вида деятельности: кружки, секции, клубы;
созданные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.
Таким образом, проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.
2.1 Учение А.С. Макаренко о коллективе
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Ему принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых подробно разработана методика коллективистского воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит детальную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти. Также определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия) и вычленил этапы развития коллектива.
Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).
1. Становление коллектива. В это время коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, желающего организационно оформленную группу превратить в коллектив, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. Первый этап считается завершенным, когда в коллективе выделился и заработал актив, ученики объединились на основе общей цели, деятельности и организации.
Актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога.
Для второго этапа присуще стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают функционировать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения и круг требований постепенно при этом расширяется.
Третий и последующие этапы характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этом этапе, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данном этапе коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – главной признак и наиболее свойственная черта коллектива на третьем этапе.
Теория Анатолия Николаевича Лутошкина
В книге «Как вести за собой» А.Н. Лутошкин характеризует стадии развития коллектива следующим образом: формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине.
Методика формирования и воспитания ученического коллектива опирается на двух вещах: первое – необходимо вовлекать всех учащихся в различную и содержательную общую деятельность и, во- вторых, необходимо организовать и активизировать эту деятельность так, чтобы она объединяла и сплачивала учащихся в дружный и работоспособный коллектив.
В качестве основных и центральных средств воспитания ученического коллектива выступают: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно- массовая деятельность учащихся. В процессе организации деятельности необходимо применять специальную методику, сориентированную на формирование и воспитание сплоченного коллектива.
Для того чтобы педагогические требования поддерживались всеми учащимися, необходимо стремиться к тому, чтобы их поддерживала более сознательная часть учащихся. Потому в воспитательной работе с коллективом немалое значение имеет воспитание ученического актива, развитие его самостоятельности и принципиальности.
Свою деятельность по созданию классного коллектива я условно разделила на несколько стадий, взаимосвязанных между собой:
I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.
II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.
Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.
С ребятами я познакомилась только в сентябре этого года, они перешли в четвертый класс и , естественно, в нем уже были лидеры, активисты и класс был разделен на несколько подгрупп по интересам.
Следующее, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, - это организовала работу по созданию классного самоуправления. В конце первого полугодия были проведены выборы классного самоуправления. Каждый из ребят высказал своё мнение о том, в каком секторе он хотел бы работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. (учебный сектор, трудовой сектор, спортивный, культмассовый, пресс-центр).После распределения каждый сектор выбрал представителя в актив класса, которому я передала некоторые простые функции руководства коллективом.
Наряду с работой по организации классного самоуправления закладывались основы классных традиций. Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. “Ничто так не скрепляет коллектив, - говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций... не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал...- это школы, которые накопили традиции”.
Классный коллектив - это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после работы собраться всем вместе и поговорить о том, как слаженно и весело работалось, каковы итоги, что ждет впереди.
«Самый, самый лучший день» – поздравление учащихся с днем рождения, праздник именинников. Проводится четыре раза в год. Ребята заблаговременно готовят для своих одноклассников – именинников небольшой сценарий, подарки и поздравления.
Также, большинство учащихся моего класса часто уезжают на сборы в разные города. После таких поездок мы с удовольствием выслушиваем впечатления о поездке с фотоотчетом.
Также, объединению коллектива содействуют всевозможные внеклассные мероприятия, где дети принимают активное участие,такие как : «Песни дедов и отцов», «Подготовка макетов военной техники». В конце каждой четверти дети с удовольствием принимают участие в решении проектных задач, и в подготовке индивидуальных проектов весь класс старается помочь кто чем может.
К тому же я, как учитель начальных классов, стараюсь уделять больше внимания групповой работе на уроке. Так, на уроке технологии по теме «изготовление игрушки своими руками ребята в группах подготавливали разные элементы из цветной бумаги, картона, фольги и т.д. У каждой группы свое задание. В ходе урока каждый школьник был заинтересован, старался выполнить пропорциональные элементы, волновался за исходный результат.
Анализ результатов исследования
К концу первого года обучения было проведено анкетирование, цель которого было выявить комфортно ли детям в классе. Анкетирование состояло из шести вопросов, на которые ребята должны были дать один из трех вариантов ответа: да, нет, иногда. Вопросы анкетирования были следующими:
С желанием ли ты ходишь в школу, в свой класс?
Легко ли тебе общаться с одноклассниками?
Обижают ли тебя в классе?
Приходишь ли ты на помощь одноклассникам?
Любите ли вы вместе проводить время, сообща работать?
Было ли у тебя желание перейти в другую школу, в другой класс?
Следует заметить, что сплочение классного коллектива это очень продолжительный процесс. И потому необходимо постоянно отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе участия, в обсуждении вопросов, затрагиваемых в связи с выбранными темами на классных часах, их работу над заданиями. Это отличная возможность рассмотреть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом.
Разумеется, в начальной школе еще бывают расхождения, несовпадение мнений, но общая совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает возможность классному коллективу перейти к более высоким уровням организации, модифицирует межличностные взаимоотношения и ведет при благоприятных условиях (грамотном руководстве учителя) на следующую ступень развития.