Формирование мотивации учебной деятельности у детей с РАС
Хочу начать с ситуации, которая вам всем знакома.
Ребенок хочет что-то получить или от чего-то избавиться, и начинает «плохо себя вести» вместо того, чтобы приемлемым способом объяснить, что ему нужно. Он кричит, дерется, щипается, закатывает истерики, убегает. Такое поведение чаще встречается у детей, которые не имеет речи или речь развита очень слабо.
Они не могут озвучить просьбу и объяснить, что хотят. Такой ребенок не поддаётся контролю со стороны родителей, учителя - не реагирует на просьбы и запреты, не выполняет инструкции, не откликается на имя, не стремится к коммуникации.
Вработе с такими детьми специалисты часто сталкиваются с проблемным поведением. Проблемное поведение затрудняет процесс обучения, так же подвергает риску самого ребенка и его окружение, затрудняет общение субъекта и его социализацию. Формирование мотивации к коррекции развития у таких детей осуществляется, с использованием различного вида поощрений.
Поощрения действительно нужны всем детям. Однако существует различия в то, что здоровый ребенок имеет внутренние (естественные) и усвоенные стимулы, в том числе в связи с пониманием и восприятием социальных норм, ценностей и смысла взаимодействия с другими людьми.
Дети с РАС в силу искаженного восприятия мира не имеют мотивации ко многим видам деятельности, они не обладают пониманием необходимости вещей, отсутствует к ним интерес. Данные нарушения проявляются в коммуникативных и речевых отклонениях, узости интересов, стереотипности деятельности и т.д.
У ребенка с РАС может полностью отсутствовать желание разговаривать с другими людьми(даже с близкими родственниками), так как они не понимают назначение данного действия. Они не обладают такими естественными потребностями для коммуникации как любовь к матери, близким или живой интерес к чему-либо.
Эти дети не только плохо разговаривают (не имея для этого прямых физиологических предпосылок), но и не могут зачастую себя полноценно обслуживать. У них отсутствуют социально-бытовые навыки, поскольку им недоступен смысл социальных норм.
Например, ребенок с РАС не понимает зачем ему нужна одежда, если ему хорошо и без нее.
Главным принципом ABA считается, что если поведение вознаграждается, то оно повторится вновь. Для этого специалист или родитель даёт ребёнку мотиватор: вопрос или просьбу. Дожидается реакции. Если она положительная взрослый использует похвалу или фактический стимул (игрушка, конфета и т.д.). Негативную же реакцию нужно игнорировать.
АВА терапия основана на некоторых общих представлениях о том, как дети с РАС учатся поведению.
Базовый уровень включает в себя:
стимул (запрос) для ребёнка
следствие – реакция ребёнка
«подкрепление» или «наказание» основано на реакции ребёнка
Подкрепление это то, чем вознаграждается ребёнок за правильный ответ, оно повышает вероятность этого ответа. Примеры возможных подкреплений для особых детей: похвала, улыбка, игрушка, мыльные пузыри, мультик, лакомства и т.д.
Наказание не подразумевает никакого физического насилия! Этот термин означает неодобрение и отсутствие поощрения.
Необходимо провести функциональную оценку возможных подкреплений, чтобы определить наиболее эффективные в формировании поведения ребёнка.
Для детей с РАС стимулирующим подкреплением их деятельности является поощрение, которое необходимо для развития нужных навыков и преодоления выявленных отклонений.
Выборпоощрения определяется не только этапом работы, но и возрастом, интеллектом, предпочтениями ребенка к какому-либо поощрению. По наблюдениям специалистов на первых этапах коррекции большим эффектом будет обладать именно пищевое поощрение. Это то, что ребенок любит.
Пищевое поощрение представляет собой различного рода маленькие перекусы- конфетки, кусочки мармелада, фрукты, сухарики, орехи, печенье и др. В прикладном поведенческом анализе выделена такая особенностьпищевого поощрения, как быстрая насыщаемость ребенка положительными эмоциями от еды. Кроме того, необходимо контролировать количество поощрения, получаемого ребенком на занятии.
С помощью поощрений ребенок приобретает новые навыки, достигает уровень приемлемой социализации.
Подкрепляющие стимулы (поощрение) можно разделить на три основные группы:
Материальные
Социальные
Виды деятельности
Материальными стимулами могут быть лакомства, любимые игрушки, музыкальные книги и т.п.
К социальным стимулам относится все, что связано с общением: улыбка другого человека, приятный тактильный контакт, словесное одобрение …
Виды деятельности и занятия — рисование, прослушивание музыки, подвижные игры,общение по телефону и т. д. — все это может использоваться как подкрепляющий стимул.
Правила для того, чтобы положительное подкрепление было эффективным:
1. Нельзя судить об эффективности подкрепляющего стимула, пока не увидели его влияние на поведение ребенка.
2. Подкрепляющие стимулы подбираются к каждому ребенку индивидуально.
3. Для эффективности подкрепления, стимул должен предоставляться во время или сразу после той поведенческой реакции, которую пытаемся сформировать.
4. Подкрепление должно соотноситься с поведением.
5. Во время обучения новым навыкам поведения подкрепление должно производиться часто.
1)Предоставлениеучащемусятолько одногообъектаединовременно
2)Предоставлениеучащемусядвухобъектовединовременно(форматвынужденноговыбора)
3)Предоставлениеучащемусямножестваобъектовединовременно.
Когда предпочтения определены, начинаем их использование.
Пять этапов применения набора индивидуальных поощрений.
Первый этап подразумевает использование первичных простейших подкреплений:
• любимая еда;
• игра любимой игрушкой;
• прослушивание любимой песни и т.д.
Второй этап предполагает награждение предметами, отражающими достижения ребенка:
• стикер или значок с изображением за достижения;
• одна из фишек, которые нужно собрать в определенном количестве для обмена на приз и т.д.
На третьем этапе предполагается обретение статуса за правильные действия:
• передача ребенку полномочий, в которых он обычно ограничен (привилегированные действия);
• назначение его главным по решению какого-то вопроса(за ним последнее слово) и т.д.
На четвертом этапе можно перейти к утрированной форме социального одобрения в виде устной похвалы.
На пятом этапе возможно сформировать принятие самостоятельных решений и способности оценивать свою деятельность:
• оценка своих действий с позитивной и негативной точки зрения;
• самостоятельное установление порядка действий и т.д.
Каждый учитель может видоизменять этапы подкреплений. При составлении подбора подкрепляющих стимулов необходимо руководствоваться способностями и интересами каждого ребенка. Таким образом, все этапы должны быть максимально стимулирующие, с нарастающим интересом привлечения воспитаника к деятельности.
Важно помнить!!!
Со временем меняются приоритеты.
Не используйте все время одно и то же поощрение и ограничьте к нему доступ.
Используйте различные стимулы.
Предлагайте выбор.
Со временем сокращайте использование усилителей.
Когда поведение ребенка стало поддаваться коррекции, вы овладели руководящим контролем!!!
Руководящий контроль – умение педагога/родителя управлять поведением ребенка путем подкрепления желательного поведения и формирования мотивации.
1)Устойчивая ассоциация взрослого с какими-либо приятными вещами и занятиями
2)Выполнение инструкций взрослого при наличии
подкрепления.
3)Контроль процесса взаимоотношений всегда у взрослого.
Вот на этом этапе необходимо вырабатывать учебное поведение.
Учебное поведение и сотрудничество:
Установление зрительного и телесного контакта
Сидеть за столом определенное количество времени
Навык « Сидеть за партой»
Умение выполнять инструкции:
В контексте
С предметами
Без предметов
Навыки имитации:
Выражать социальный интерес к людям
Учить действовать по очереди
Учить сосредотачивать внимание на другом человеке
!!!!Чему научились воспитанники , когда мы начали использовать материальные и социальные поощрения.
Красиво сидеть. Разбор кейса.
Рассчитать временной интервал для подкрепления
Подобрать поощрения для ребенка
Постепенно увеличивать требования
Дать ребенку инструкцию «Садись за стол».
Цель – просидеть за столом не менее 2-5 минут.
«Руки красиво, ноги на полу» - моделирующая подсказка.
Если ребенок сидит правильно – получает
прямое поощрение (маленький кусочек лакомства).
Если ребенок проявляет неадекватное поведение – тренировка прекращается.
После 3-5 успешных сессий подряд, меняется режим
подкрепления. Каждые 5-10.мин = 1 кусочек, сидим больше времени +выполняем задание= поощрение.
После 3 -5успешных сессий с простыми заданиями, увеличение общего количества времени и поощрение в конце.
Учимся понятию «ждать»
Учимся самоконтролю и саморегуляции
Учимся спокойно ждать поощрение
Этапы отработки навыка:
Подкрепляем только спокойное ожидание
Ввод незначительных требований (сядь,жди)
Ввод требований среднего уровня ( сложи книжки, жди)
Ввод сложных требований (2 инструкции и более)
Обобщение с разными людьми в разных условиях
Обобщение в разных социальных ситуациях
Список используемой литературы:
1. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 176 с.
2. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И.М. Бгажнокова. – М. : Владос, 2017. – 240 с.
3. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: теоретические аспекты специального образования детей с отклонениями в развитии, организация коррекционного обучения и воспитания, педагогические технологии в коррекционной работе / Н.Ю. Борякова. – М. : АСТ: Астрель, 2018. – 222 с.
4. Воронкова, В.В. Повышение эффективности обучения учащихся младших классов вспомогательной школы / В.В. Воронкова – М. : Просвещение, 2018. – 245 с.
5. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 199 с.