Автор: Лисина Елена Юрьевна,
учитель МБОУ «Школа-интернат № 9»
г. Саров Нижегородской области
Мульттерапия в работе с детьми ОВЗ
На мой взгляд, эта форма работы эффективна в работе со всеми возрастными группами и по многим проблемам.
С ведением федеральных государственных образовательных стандартов в образовании, традиционная образовательная система не способна реализовать предъявляемые требования. Поэтому возникает необходимость поиска новых методов и средств социализации детей
.
Мульт-терапия как часть арт-терапии основывается на том, что реализация творческого потенциала личности дает мощный ресурс, который помогает справиться с проблемами, преодолеть болезнь, скомпенсировать недостатки.
Мульт-терапия имеет здесь явные преимущества. В первую очередь, она решает проблему мотивации детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры,человеческих ценностей, к сожалению, сейчас уже все больше отодвигая на второй план литературу, а часто и игру.
Герои мультфильмов, даже отрицательные, сохраняют детские черты и потому не могут вызывать полного негатива. Даже наоборот - этим героям сочувствуют и тем самым снимается агрессия. Мультфильм, как правило, заканчивается позитивно. Он создают положительный эмоциональный настрой.
В отличии от других арт-терапевтических методик, мульт-терапия включает в себя занятия различными видами творческой деятельности:
Изобразительным искусством. «Нарисуем мультфильм»
Здесь мы затрагиваем развитие многих психических процессов (воображение, внимание, память..). Очень важно, что здесь детям не говорят, что нужно делать и как, а пробуждают их собственную активность и фантазию. Задача педагога - умело направить идеи ребенка в нужное русло. При этом важен принцип спонтанности и ценности творческого процесса развиваются навыки эффективного взаимодействия.
Анимация (одушевление) Главный козырь мульт-терапии – феномен оживления персонажей.
«Поиграем в мультфильм».
свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо и вызывает неподдельный восторг у детей.
Замечено, что в процессе мульттерапии ребенок с недостатками развития может делать то, что обычно у него не получается. Например, ребенок с недоразвитием речи при озвучке мультфильма начинает довольно четко говорить.
Мульттерапия позволяет ребёнку, находящимся в трудной жизненной ситуации, почувствовать себя полноценным человеком, почувствовать уверенность в своих силах, развить творческую активность, инициативность, самостоятельность, освоить средства самовыражения, скомпенсировать недостатки и проблемы коммуникации.
Тем самым мульттерапия является моделью совместного творчества взрослых и детей, что рождает доверительные дружеские отношения.
В процессе мульттерапии у детей снижается агрессивность, тревожность, улучшается настроение, повышается самооценка, уверенность в себе, развиваются коммуникативные качества.
Всем известно, что просмотр любимых мультфильмов влияют на развитие детей, а именно:
стимулируют к игре, которая становится основой для будущей деятельности и социальных ролей,
позволяет выделить их на фоне других факторов влияния окружающего мира.
При использовании методов сказкотераппи, арттерапии и мульттерапии, детям предоставляется возможность обращаться к своим чувствам через переживания за любимых героев;
происходит развитие эмпатических способностей ребенка. (сопереживание)
В последующем обсуждении с детьми просмотренного мультфильма, детям легче оценивать свои поступки, высказывать свои чувства по отношению к героям, сравнивать, сопоставлять, отожествлять себя со сказочными героями с целью определения своей ситуации, своего состояния.
Просмотр мультфильма и обсуждение.
Сейчас я вам предлагаю просмотреть мультфильм «Ох и Ах».
Рефлексия.
Вопросы для обсуждения:
– Какое у Вас настроение после просмотра?
– Кто из героев больше всего понравился?
– Какие чувства испытывали герои?
– Кто, наоборот, больше всего не понравился?
– Что бы вы сделали по-другому?
– Какие качества этого персонажа могут быть в Вас?
– На месте кого из героев фильма Вам хотелось бы оказать? Почему?
– А в жизни такое бывает?
– Находились ли вы в таких ситуациях? Как вы преодолеваете подобные проблемы?
– Какие эпизоды хотелось бы пересмотреть снова?
–Что бы вы хотели добавить, изменить в мультфильме?
Мастер-класс
«Мульттерапия в работе с детьми ОВЗ»
Мульттерапия – один из способов выявления психических особенностей личности, решения проблем и налаживания взаимоотношений, путь к позитивному мышлению, поиску и раскрытию внутренних резервов и потенциала человека.
Цель – реабилитация и социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с помощью анимационного творчества.
Задачи:
Создание условий для эмоционального переживания и проживания детьми коррекционных ситуаций, раскрывающихся в мультфильме;
Помощь в осознании трудностей героя и их причин;
Обучение анализу собственного поведения в подобных ситуациях;
Получение вариантов решения проблем.
Ожидаемый результат:
В процессе мульт-терапии у детей снижается агрессивность, тревожность, улучшается настроение, повышается самооценка, уверенность в себе, развиваются коммуникативные качества.
Список рекомендованных мультфильмов для просмотра с детьми
Название мультфильмов | Год выпуска | Время | Направленность |
А что ты умеешь? | 1984 | 09:04 | Формирование понимания собственной уникальности |
Бобик в гостях у Барбоса | 1977 | 09:06 | Воспитание правильного поведения |
Большой Ух | 1989 | 10:00 | Формирование желания помогать нуждающимся |
Большой секрет | 1979 | 16:08 | О смысле дружбы |
Бюро находок (мультсериал) | 1982 | 09:17 | Формирование желания помогать нуждающимся |
Варежка | 1967 | 09:51 | Формирование внимательного отношения у близким |
Волшебное кольцо | 1979 | 19:00 | О смысле дружбы, формирование бережного отношения к животным |
Вовка в тридесятом царстве | 1965 | 19:00 | Развитие трудолюбия |
Великий Нехочуха | 1986 | 09:13 | Воспитание трудолюбия, понимания необходимости выполнять домашние обязанности |
Волшебное лекарство | 1982 | 09:00 | Формирование доброжелательности |
Волшебный магазин | 1953 | 29:00 | Развитие трудолюбия, усердия. Воспитание веры в свои силы |
В стране невыученных уроков | 1969 | 19:08 | Формирование понимания важности знаний |
Волшебник изумрудного города | 1973 | 20:00 | Воспитание целеустремленности, дружелюбия |
Грибок-теремок | 1958 | 10:09 | Воспитание дружелюбия, заботы о ближнем |
Два жадных медвежонка | 1954 | 10:00 | Воспитание щедрости |
Дед Мороз и лето | 1969 | 19:00 | Развитие творчества |
Ежик должен быть колючим? | 1990 | 09:00 | Формирование понимания собственной уникальности |
Ежик в тумане | 1975 | 11:00 | Формирование понимания собственной уникальности |
Живая игрушка | 1982 | 09:29 | Формирование бережного отношения к животным |
Как козлик землю держал | 1974 | 10:00 | Воспитание смелости, храбрости |
Заветная мечта | 1972 | 10:00 | Формирование доброжелательности, желание помогать |
Замок лгунов | 1983 | 16:00 | О вреде лжи |
Как котенку построили дом | 1963 | 11:00 | Формирование желания помогать нуждающимся |
Как ослик грустью заболел | 1987 | 09:36 | О дружбе, заботе о ближнем |
Как стать большим | 1967 | 10:00 | Формирование понимания того, что взрослый не тот кто вырос, а тот кто совершает обдуманные поступки |
Капризная принцесса | 1969 | 19:00 | О вреде капризов |
Королева зубная щетка | 1962 | 17:33 | О пользе гигиены |
Крошка Енот | 1974 | 08:51 | О том, как подружиться и с чего начинается дружба |
Лисенок (мультсериал) | 1989-1994 | 07:13 | О доброте |
Лиса и заяц | 1973 | 11:41 | Формирование чувства справедливости, желания помогать нуждающимся |
Лошарик | 1971 | 10:00 | Формирование доброжелательности, умение поддерживать друзей |
Маша и волшебное варенье | 1979 | 11:00 | О вреде лжи |
Мой друг зонтик | 1982 | 09:44 | О смысле дружбы |
Ничуть не страшно | 1981 | 09:24 | Борьба со страхами |
Остров ошибок | 1955 | 25:02 | Формирование понимания важности знаний |
Ох и Ах | 1975 | 08:45 | О смысле дружбы |
Палочка-выручалочка | 1962 | 09:04 | Развитие творчества |
Паровозик из Ромашкова | 1967 | 10:00 | Развитие умения видеть прекрасное |
Песенка мышонка | 1967 | 09:27 | Развитие трудолюбия |
Про мамонтенка | 1983 | 09:00 | О дружбе, любви к родителям |
Просто так | 1976 | 06:32 | воспитание доброжелательности |
Приключения огуречика | 1970 | 09:34 | воспитание доброжелательности |
Подарок для самого слабого | 1978 | 09:09 | формирование чувства справедливости, желания помогать нуждающимся |
Про бегемота, который боялся прививок | 1966 | 17:00 | борьба со страхами |
Про мышонка, который хотел стать сильным | 1983 | 09:00 | формирование понимания собственной уникальности |
Про Чебурашку | 1983 | 10:00 | про дружбу и взаимопомощь |
Птичка Тари | 1976 | 08:47 | формирование помогать нуждающимся |
Пятачок | 1977 | о честности, взаимопомощи | |
Радуга | 1974 | 08:00 | воспитание дружелюбия |
Рассказ о девочке, наступивший на хлеб | 1986 | 09:58 | воспитание правильного поведения |
Разные колеса | 1960 | 10:00 | о трудолюбии и находчивости |
Разрешите погулять с вашей собакой | 1984 | 09:31 | о доброте и бережном отношении к животным |
Самый главный | 1970 | 17:41 | о дружбе, взаимоуважении |
Самый большой друг | 1968 | 09:44 | о смысле дружбы |
Самый маленький гном (мультсериал) | 1977-1983 | 38:21 | формирование желания помогать нуждающимся |
Сестрички-привычки | 1989 | 10:06 | о вреде капризов, лени, неряшливости |
Сладкая сказка | 1970 | 16:00 | воспитание доброжелательности, отзывчивости умения делиться |
Сказка про лень | 1976 | 09:00 | о вреде лени |
Трое из Простоквашино (мультсериал) | 1978 | 17:07 | о дружбе, взаимоуважении |
Трудолюбивая старушка | 1986 | 09:16 | развитие трудолюбия |
Умка | 1969 | 09:50 | о смысле дружбы |
Храбрый олененок | 1954 | 20:00 | воспитание смелости, храбрости |
Цветик-семицветик | 1968 | 25:00 | о вреде необдуманных поступков |
Чуня (про поросенка) | 1968 | 09:44 | формирование воспитанности доброжелательности |
Чужие следы | 1971 | 09:33 | формирование чувства справедливости |
Чудесный колокольчик | 1949 | 19:16 | о добре, скромности и трудолюбии |
Шапка-неведимка | 1973 | 10:00 | формирование честности и трудолюбия |
Щелкунчик | 1973 | 25:33 | о доброте и взаимопомощи |
Желаю удачи!!!