Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Работа с родителями
  3. «Формирование навыков безопасной жизнедеятельности дошкольников»

«Формирование навыков безопасной жизнедеятельности дошкольников»

Одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в ДОУ является формирование у ребёнка основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно - образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения. Предотвратить опасности, появляющиеся в жизни детей невозможно, но в силах воспитателя и родителей научить детей распознавать и предвидеть потенциальные угрозы жизни и здоровью и, по возможности, научиться избегать их. Формирование основ безопасного поведения у детей - это повседневная, трудная, но крайне важная работа.

Возраст

Дошкольники

Предметы

Работа с родителями

Категория

Работа с родителями
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

«Формирование навыков безопасной жизнедеятельности дошкольников»

Одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в ДОУ является формирование у ребёнка основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно - образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения. Предотвратить опасности, появляющиеся в жизни детей невозможно, но в силах воспитателя и родителей научить детей распознавать и предвидеть потенциальные угрозы жизни и здоровью и, по возможности, научиться избегать их. Формирование основ безопасного поведения у детей - это повседневная, трудная, но крайне важная работа.

В ДОУ работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач: знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту; развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе; воспитание грамотного участника дорожного движения; воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Основные принципы реализации данных задач и формирования первоначальных основ безопасности это:

- системность и последовательность

- доступность

- включение в разные виды деятельности

- наглядность

- динамичность

- психологическая комфортность.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников в дошкольной организации необходимо осуществлять в двух направлениях:

1. устранение травмоопасных ситуаций в помещении и на участке

2. воспитание безопасного поведения у самих дошкольников.

Методы подразделяются на:

- словесные (рассказ, беседа, вопросы к детям и пр.)

- наглядные (показ, демонстрация и пр.)

- практические (выполнение творческих проектов, игры и упражнения и пр.)

Воспитателю необходимо избегать излишнего запугивания детей и заканчивать общение вселением уверенности в то, что в большей безопасности всегда тот, кто предупрежден, и если соблюдать правила личной безопасности, то беды непременно можно избежать.

Следует поддерживать заинтересованность детей совмещая упражнения с эмоциональными разминками и забавами. Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным. Лучший урок безопасного поведения для дошкольников - это пример окружающих ребёнка взрослых.

  1. Наглядные методы

Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов , иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий - метод позволяющий вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме. Просмотр обучающих мультфильмов - это метод наиболее привлекателен для детей. Можно посоветовать педагогам использовать мультфильмы, созданные в советский период («Волк и семеро козлят», «Три дровосека», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка» и др.), т.к. они обладают большим дидактическим потенциалом и воспитательной ценностью.

Показ кукольных и драматических спектаклей по проблемным ситуациям - очень популярная у дошкольников форма наглядного метода. В группах младшего дошкольного возраста целесообразно самому педагогу вести ролевые диалоги с куклой, демонстрирующие или поясняющие способы поведения в различных проблемных ситуациях. Просмотр грамотно подобранных драматических спектаклей весьма положительно влияет на формирование норм поведения и создает благоприятную почву для установления дружеских отношений между сверстниками.

С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно организовать практические опыты с использование микроскопа, лупы.

Сравнительные наблюдения, экскурсии - очень действенные разновидности наглядного метода. Они позволяют максимально приблизить детей к объектам и получить колоссальный сенсорный опыт. В группах младшего дошкольного возраста предпочтения отдается простейшим наблюдениям. В группах старшего дошкольного возраста на первый план выдвигаются сравнительные наблюдения: сравнение крапивы и одуванчика и др. это позволяет структурировать представления дошкольников об особенностях внешнего вида и функционального назначения различных объектов, стимулировать мыслительные операции анализа и синтеза. В старших группах весьма полезно организовать экскурсию к светофору, в пожарную часть или понаблюдать за действиями пожарных во время учений. Такие наблюдения способствуют обогащению личного опыта детей и формируют уважение к профессионалам, которые спасают жизни людей.

  1. Словесные методы

Ситуационное индивидуальное и групповое общение относится к группе словесных методов. Для данного метода характерно обсуждение взрослого с детьми ситуации из жизни. Такое общение чаще бывает спонтанным, обусловленным возникновением каких-либо ситуаций, но может быть и специально спланировано. Ситуативно-индивидуальное общение позволяет конкретизировать представления детей о правилах безопасного поведения в быту и социуме. В процессе такого общения дети усваивают правила личной безопасности: закружилась голова на солнце - скорее присядь или приляг в тень и позови взрослых и т.д. Ситуативное общение также направлено на формирование у детей умения выполнять поручения, просьбы взрослых и сверстников. Объяснение, напоминание, словесная инструкция - самые распространенные разновидности данной группы методов, позволяющие детям осваивать опыт поведения и устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками. В процессе объяснения дети узнают об основных источниках и видах опасностей в быту, природе, на улицах города, в общении с незнакомыми людьми; получают знания о том, как следует себя вести в случае возникновения опасности; узнают о наиболее распространенных ошибках, совершаемых в чрезвычайных ситуациях, и путях их разрешения. Словесные инструкции являются для дошкольника своеобразным алгоритмом действий, которые необходимо выполнить. Чтение художественной литературы, загадывание и сочинение загадок весьма востребованная разновидность словесного метода. Классическая детская художественная литература дает массу примеров, которые полезно обсудить с детьми с целью формирования у них ценностных установок и усвоения ими правил безопасного поведения в природе и социуме. Именно произведения художественной литературы впоследствии становятся основной для самостоятельных игр-драматизаций и режиссерских игр детей. Отгадывание загадок вызывает неизменный интерес у большинства дошкольников. Рассказ, рассказ-пояснение, составление рассказов из личного опыта детей. Беседы, обсуждение и решение проблемных ситуаций.

  1. Практические методы

Игровые упражнения, игры с правилами (в том числе и с использованием презентаций), компьютерные игры, игры-придумывания. Игровые упражнения и игры с правилами используются во всех возрастных группах и являются действенным средством для уточнения и закрепления представлений дошкольников об основах безопасности жизнедеятельности. Так, задание «Сгруппируй опасные и безопасные предметы в доме (на улице, в лесу, в транспорте)», предложенное для выполнения одному ребенку или подгруппе воспитанников, является игровым упражнением. Самостоятельные игры детей (сюжетные с правилами) используются во всех возрастных группах. Воспитатель создает условия для возникновения и развития активной игровой деятельности детей на темы «Семья», «Детский сад», «Больница», «Путешествие на транспорте» и др., включая в сюжетные линии ситуации, связанные с соблюдением норм и правил безопасного поведения: «Пожар в кукольном доме», «В лечебнице у Айболита», «Чужой хочет проникнуть в дом». Выполнение творческих заданий продуктивного и ролевого характера позволяет отработать навыки правильного и безопасного поведения младших дошкольников в конкретных ситуациях. К заданиям продуктивного характера относится применение всех видов средств изобразительной выразительности для достижения поставленной задачи: «Починить сломанный светофор» (аппликация), «Подобрать нужные колеса машине»(конструирование) и т.д. Изготовление книжек-самоделок доставляют большое удовольствие воспитанникам, т.к. даёт им возможность почувствовать себя авторами книг. Игры-инсценировки , подготовка и показ спектаклей - наиболее трудоёмкий вариант, но доставляющие большое удовольствие не только самим исполнителями , но и зрителями.

Для того, чтобы работа педагогов по формированию навыков безопасного поведения у детей дала положительные результаты, необходимо привлекать родителей воспитанников. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т. д. Всё это объекты исследования. Организуя познавательно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность, педагог имеет возможность развивать у детей мыслительные, речевые и творческие способности, реализовывать индивидуальный подход, решая при этом образовательные и методические задачи. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе опытов идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния исследований на эмоциональную сферу дошкольника, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключение, устанавливают причинно-следственные связи в природе. И поэтому, различные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.
0 ₽
Одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в ДОУ является формирование у ребёнка основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно - образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения. Предотвратить опасности, появляющиеся в жизни детей невозможно, но в силах воспитателя и родителей научить детей распознавать и предвидеть потенциальные угрозы жизни и здоровью и, по возможности, научиться избегать их. Формирование основ безопасного поведения у детей - это повседневная, трудная, но крайне важная работа.
0 ₽