Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Классному руководителю
  3. Формирование нравственных основ у младших школьников

Формирование нравственных основ у младших школьников

В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья И.Ф. Свадковский. Вопросы нравственного воспитания в любые времена волновали общество.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Классному руководителю

Категория

Классному руководителю
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Формирование нравственных основ у младших школьников

В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья. И.Ф. Свадковский. Вопросы нравственного воспитания в любые времена волновали общество. Сейчас, когда в реальной жизни и на экранах телевидения процветает зло, жестокость, насилие, проблема развития норм морали и этики у младших школьников становится все более актуальной. Формирование нравственности начинается в семье. Роль родителей в становлении культуры поведения трудно переоценить, но не менее значимое значение в решении данного вопроса имеет и школа. Нравственное воспитание, по определению Ю.К. Бабанского, — это «процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство».

Развитие нравственности ученика — достаточно сложный процесс. Школьник постепенно овладевает общепринятыми в обществе нормами поведения и взаимоотношений. Источником развития милосердия и сочувствия у младших школьников являются взаимоотношения с близкими людьми. Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых и сверстников, чутко реагируют на проявления недоброжелательности. Важно, чтобы они умели сострадать другим людям, быть милосердными. Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо учить «умению чувствовать человека». Ребенок должен знать, что такое быть чутким, честным, справедливым, добрым. Младший школьный возраст является благоприятным для начала воспитания моральных чувств и нравственных качеств. Ученики I–IV классов чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, способны осознавать отношения между ними и окружающими. В 6–10 лет учащиеся начинают разбираться в мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций. Воспитание системы ценностей происходит не посредством нравоучения, а через практический опыт, который мы формируем на специально организованных занятиях. Их неотъемлемый элемент — диалог взрослого и ребенка. Поводом для нравственного обсуждения выступают произведения из книги В.А. Сухомлинского «Хрестоматия по этике». На простых, понятных и интересных примерах младшие школьники учатся чувствовать разницу между хорошими и плохими поступками, их следствиями. В книге 8 разделов. Их названия и содержание записаны в таблице.

Название раздела

Содержание раздела

Красота — радость жизни

Истории о хороших человеческих поступках, разнообразии и многоликости окружающей природы, желании сберечь и приумножить ее

Человек — это сила духа

Художественные миниатюры о стойкости характера. Значительная часть рассказов посвящена героизму советских воинов в годы Великой Отечественной войны, их подвигам

Человек — высшая ценность

Рассказы о долге человека перед самим собой, любви и уважении к людям, способности чувствовать настроения и желания окружающих

Уважение и почитание старших — закон нашей жизни

Истории и притчи о чутком и бережном отношении к бабушке и дедушке, нежном отношении к матери, отцу, о жизни одиноких пожилых людей, почитании старших, заботе о них, сознательном отношение к их труду

Путешествия к истокам мысли

Рассказы о важности школы, знаний и учителя в жизни каждого

Человек оставляет себя прежде всего в человеке

Рассказы о чувстве товарищества и любви у детей, о том, что даже незначительные события влияют на развитие и закрепление этих качеств

Гармония труда, счастья и долга

Истории о том, насколько важна и ценна работа, умение прилагать усилия к достижению поставленной цели

Развивай в себе чуткость

Произведения о вопросах формирования совести

Время для бесед по рассказам В.А. Сухомлинского можно найти не только на уроках литературного чтения, но и во внеурочное время. Продолжительность занятий — не более 5–7 минут. Читаются эти произведения не спеша. После чтения дается время на размышления. Диалог помогает осмыслить рассказ и сделать соответствующие выводы. Иногда можно предложить маленьким читателям представить себя на месте какого -нибудь героя и подумать над тем, как они поступили бы в той или иной ситуации. Например, после чтения рассказа «Почему плачет синичка» ученики отвечают на вопросы:

Оля не ответила на Мишин вопрос. Как вы думаете, почему?

Догадался ли об этом Миша?

Как поступят дети?

Как поступили бы вы?

Рассказы В.А. Сухомлинского помогают объяснить ученикам смысл понятий «честность», «смелость», «порядочность», «самоуважение» (в сочетании с уважением к другим людям), «скромность», «внимательность», «чуткость».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Азбука нравственного воспитания: Пос. для учителя / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Бог дановой. М., 1997.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1998

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья И.Ф. Свадковский. Вопросы нравственного воспитания в любые времена волновали общество.
0 ₽
Использование проектной деятельности в экологическом воспитании. Проекты экологической направленности вызывают большой интерес у младших школьников. Чтобы решить проблемы, поставленные в проекте, надо пройти все ступени от сознательного усвоения экологических знаний — через изучение теоретического материала, наблюдения и эксперименты — до их анализа и общего вывода, практических мероприятий и составления общего заключения по работе.
0 ₽
Формирование понятия «текст» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, начальная школа, наряду с другими результатами освоения основных образовательных программ, обеспечивает метапредметные результаты. Среди результатов ориентиров педагогического процесса обозначены такие, как осознанное построение школьниками речевого высказывания, осознанное составление текста в соответствии с коммуникативными задачами.
0 ₽