Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Формирование понятия «текст»

Формирование понятия «текст»

Формирование понятия «текст» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, начальная школа, наряду с другими результатами освоения основных образовательных программ, обеспечивает метапредметные результаты. Среди результатов ориентиров педагогического процесса обозначены такие, как осознанное построение школьниками речевого высказывания, осознанное составление текста в соответствии с коммуникативными задачами.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Формирование понятия «текст»

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, начальная школа, наряду с другими результатами освоения основных образовательных программ, обеспечивает метапредметные результаты. Среди результатов ориентиров педагогического процесса обозначены такие, как осознанное построение школьниками речевого высказывания, осознанное составление текста в соответствии с коммуникативными задачами. Известно, что осознанное отношение к выражению мыслей возможно, если обучающимися усвоены существенные признаки явления, с которым они имеют дело, т.е. школьники обладают знаниями об объекте деятельности. В научной литературе по методике обучения русскому языку при определении понятия «текст» учитывается его внешняя сторона, или признается его речевая и языковая принадлежность, или текст определяется как продукт речевой деятельности. В книге Е.Н. Никитиной «Русская речь» дано такое определение: «Текст — это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически». Это определение, разумеется, допустимо, оно фиксирует факт: текст состоит из предложений. Но с точки зрения того, кто его создает, возможны предложения, не связанные грамматически с другими предложениями, возможны разрывы в группе предложений, возможны повторы одних и тех же предложений.

Признание за текстом речевой и языковой принадлежности содержится в книге Н.А. Ипполитовой «Текст в системе русского языка в школе». «Единицей речи он является потому, что представляет собой конкретное речевое произведение, проявляющееся чаще всего в письменной форме, но также и в устной. Единицей языка он является потому, что в обучении мы используем различные модели текстов, воспроизводимые частично или полностью на различных этапах анализа и интерпретации». Такое определение, безусловно, отражает речевую и языковую природу текста. Оно содержит указание на соединение в нем двух сущностей. Однако с точки зрения того, кто создает текст, текст выступает в виде продукта, который получается в результате осуществления речевых актов посредством языка. Определяя текст как последовательность предложений, как единицу языка, речи, ученые стремятся выделить нормы его построения: наличие смысловой, грамматической связи между предложениями, соответствие содержания текста его названию (заголовку), завершенность по отношению к названию (заголовку), литературную обработанность, целенаправленность. По М.Р. Львову, «...текст — это продукт речевой деятельности , пространство высказывания, поле выражения мысли. В пределах этого пространства складывается, формируется стратегия речи» [3, 161]. Текст — это произведение речевой деятельности, порождаемое в процессе работы механизмов речи, в процессе проявления речевых актов, получаемое в виде речевого продукта, отчуждаемого от его автора. Это произведение в процессе своего создания приобретает свойственные ему признаки и состоит из синтаксических единиц более обширных, чем предложение. Признаки текста представляют собой ступени в познании его онтологических, гносеологических, структурных признаков. Их общепризнанный, ограниченный перечень в научной литературе отсутствует: у одних авторов он более подробный, у других — менее подробный. В методике обучения русскому языку предпочтение отдается нескольким признакам текста. Так, например, Н.А. Ипполитова называет важнейшими категориями цельность, связность Исследователь пишет, что цельность проявляется в единстве темы. Ее развитие осуществляется путем смены предикаций. Средствами выражения цельности служат повторяемость ключевых слов, тождество референции (соотнесенность данных слов с одним и тем же предметом действительности), ситуативные связи, лицо, время, наклонение глагола. При характеристике связности Н.А. Ипполитова обращается к работе И.Р. Гальперина, Н.Д. Зарубиной, которые сопоставляют эту категорию с последовательностью, с соотнесенностью предложений. Наиболее общими существенными признаками текста мы считаем информативность, цельность, связность, членимость. Информативность текста представляет собой существенный признак, характеризующий его предметное и смысловое содержание. Цельность текста является признаком, тесно связанным с раскрытием темы, с распространением предметного и смыслового содержания в текстовом пространстве, с грамматическим выражением этого содержания. Связность текста характеризует содержательную взаимную соотнесенность предложений, подкрепленную средствами их соединения. Членимость текста отражает процесс его разбиения на части в соответствии с замыслом автора. Синтаксические единицы текста являются проявлением речевых актов, проявлением работы механизмов речи. Они создаются в жизненных ситуациях в результате воспроизведения единиц языка. Обладая коммуникативной направленностью, эти единицы относятся к произведению, снятому во времени, они объективируются, отделяясь от субъекта, порождающего их. На минимальном уровне к этим единицам относятся «группа предложений» («сложное синтаксическое целое», «прозаическая строфа», «компонент», «сверхфразовое единство», «прозаическая строфа», «абзац»), самостоятельное отдельное предложение. Тем самым с точки зрения структурной текст выступает как взаимодействие групп предложений и самостоятельных отдельных предложений.

В процессе обучения школьники (в том числе и младшие) создают тексты, например, тексты изложений, сочинений. Эти тексты — формирующиеся произведения. Учащиеся придают своим произведениям признаки текста. Они строят его синтаксические единицы. Однако они часто не знают, что стремятся получить в процессе выражения мыслей при письме, не в полной мере осознают свою речевую деятельность. В лингвометодической литературе вопрос о сообщении школьникам знаний о тексте разрабатывается с начала 80-х годов прошедшего столетия. Это, прежде всего, книги «Речь. Речь. Речь», «Речевые секреты», «Речевые уроки», «Детская риторика», написанные группой ученых под руководством Т.А. Ладыженской. В этих трудах понятие «текст» становится центральным. Изучая тему «Текст» в курсе «Детская риторика», школьники усваивают следующие его признаки: наличие темы, заголовка (названия), основной мысли, опорных слов, композиционных частей. Для ознакомления школьников с синтаксическими единицами предложен абзац. В дальнейшем заданный познавательный объем включается в содержание Примерной программы по русскому языку, учебников по русскому языку различных авторов. Усвоение школьниками этого содержания должно вести к пониманию ими того, что текст состоит из предложений, связанных по смыслу. Однако, на наш взгляд, существуют методические резервы формирования понятия «текст», которые заключаются в содержании работы по раскрытию основных признаков текста, по уточнению его структуры. Методами этой работы должны стать создание учителем проблемных речевых ситуаций (ПС), использование специальных упражнений, каждое из которых заключается в неоднократном выполнении определенного приема обучения. Раскроем применение названных методов при описании нижеследующей технологии.

1-й этап. Усвоение признака «информативность текста». Усвоение этого признака школьниками ведет к пониманию ими внутреннего плана текста (в отличие от плана выражения), плана содержания текста и связано с работой над такими терминами, как тема, микротема, предметное содержание, смысловое содержание. Работа над этими терминами сопровождается следующими выводами: тема — это то, о чем или о ком говорится в тексте; микротемой называется подтема, которая не делится далее; в тексте о ком или о чем что-то раскрывается.

ПС 1. Учитель в классе попросил второклассников рассказать о наступлении осени. Петя Иванов поднял руку и сказал: «Лето мне больше нравится. Можно сходить на речку, поесть ягоды в саду, поиграть в футбол. Осенью этого не сделаешь. Поэтому осень я встречаю не очень охотно». — Выполнил ли задание мальчик? Почему?

Приемы усвоения признака: определение темы текста в процессе слушания; прогнозирование темы текста по заголовку; наблюдение за отражением темы текста в заголовке; формулирование темы высказывания; осмысление процесса раскрытия темы при чтении художественных произведений.

ПС 2. В окружающем нас мире предметы, явления, события находятся в тесной взаимосвязи. Представьте себе, что произошло, если бы прервался звук во время просмотра мультфильма? Если бы вы из-за болезни пропустили несколько учебных дней? Если бы вдруг исчезли книги? А что случится, если предложения в тексте будут записаны так, как в этом примере? (Текст записан на доске.) Гнездышко Птичка вспорхнула из- за куста и закружилась над нашими головами. Мы осторожно раз двинули ветки. Они нас не боялись. Птенцы вы росли и улетели. Появились птенцы. Мы часто приходили к гнезду. Мы не тронули гнезда, даже не коснулись его. Птенцы к нам привыкли. Мы ехали в город. Дома часто вспоминали теплое ле то и наших доверчивых птичек (по И. Соколову-Микитову). — Что необходимо сделать, чтобы получился текст? Назовите его тему. О чем должна пойти речь в начале текста? О чем можно рассказать во-вторых, в-третьих? (О находке людей, о привязанности птенцов к людям, о расставании людей и птиц.)

Сколько подтем получилось? Можно ли эти подтемы разделить еще на подтемы?

Приемы усвоения признака: формулировка микротем; нахождение границ микротем; раскрытие микротем.

ПС 3. Прослушайте фрагмент стихотворения. Определите, о ком идет речь, затем — что о них говорится. (Текст учитель читает два раза: первый, пропустив слова, заключенные в круглые скобки, второй, пропустив слова, заключенные в квадратные скобки.)

* * *

(...Я) [послал на базар] (чудаков),

[Дал] (чудакам) [пятаков.

Один пятак — на кушак,

Другой пятак — на колпак,

А третий пятак — так.

По пути на базар] (чудаки)

[Перепутали все пятаки:

Который пятак — на кушак,

Который пятак — на колпак,

А который пятак — так...] Ю. Владимиров. Чудаки

— Почему возникли трудности при выполнении задания? Что нужно помнить, раскрывая тему?

Приемы усвоения признака: осмысление предметного и смыслового содержания по вопросам учителя, например, при чтении стихотворения; сравнение однотемных текстов; выражение мыслей об общем предмете речи.

2-й этап. Усвоение признака «цельность текста».

Усвоение этого признака выражается в понимании школьниками роли заголовка в тексте, в формировании умений составлять план содержания текста. В ходе работы делаются следующие умозаключения: «Текст имеет заголовок, название, часто отражающее его содержание», «План — это последовательность заголовков смысловых частей текста».

ПС 1. Где бы мы ни были, повсюду нас окружают предметы. Назовите то, что вы видите вокруг себя.

— Вы произнесли слова-названия предметов. Где вы еще встречали слова-названия? Произнесите слова, называющие магазины, здания культуры, образовательные учреждения. Вспомните названия, заголовки книг. Почему писатели подбирают заголовки к книгам? Заголовки книг, текстов позволяют определять их содержание до чтения литературных произведений. Они как бы дверь в мир познания окружающего мира.

Приемы усвоения признака: подбор заголовков к сюжетным картинкам; подбор заголовков к серии картинок; озаглавливание текста.

ПС 2. Однажды Незнайка захотел всех удивить. Он решил создать видимость того, что читает книги. Для этого рассмотрел иллюстрации, воспроизвел их содержание «про себя» и отправился к друзьям.

— С сегодняшнего дня я стал читать книги! — воскликнул лгунишка. — Вот посмотрите! — И он начал излагать содержание иллюстраций. Да делал это так, как бы мы рассказывали, рассмотрев иллюстрации не по порядку.

— Ты читал с пятое на десятое, — ответили друзья.

— Почему Незнайке не удалось задуманное? Что помогает воспроизвести содержание речи последовательно?

Приемы усвоения признака: чтение текста; анализ содержания текста; формулировка подтем; выделение смысловых частей; озаглавливание смысловых частей текста.

3-й этап. Усвоение признака «связность текста».

Усвоение этого признака характеризуется сформированностью умений выражать мысли во взаимно соотнесенных по содержанию предложениях, в самостоятельных отдельных предложениях.

Приемы усвоения признака: осмысление выделенных учителем слов (выделяются слова, связывающие предложения), выбор слов для соединения предложений (из двух данных учителем слов), нахождение слов, соединяющих предложения, вставка пропущенных слов, устранение неоправданных лексических повторов; расположение групп предложений в правильной последовательности, установление соответствия между заголовками плана и группами предложений, озаглавливание групп предложений, восстановление «деформированного» текста.

Выполнение учащимися последнего приема проиллюстрируем примером. Учитель предлагает следующие задания.

— Прочитайте группы предложений, самостоятельные отдельные предложения. Расположите группы предложений, самостоятельные отдельные предложения по порядку.

* * *

Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина. На осине сосновые шишки не рас тут. Значит, кто -то натаскал их сюда.

Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!

Вдруг вижу — на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто -то потрудился.

Отошел я в сторону и сел на пенек, гляжу — к дереву птица летит. Сразу узнал я дятла.

Шел я однажды зимой по лесу (по Г. Скребицкому).

4-й этап. Усвоение признака «членимость текста»

Усвоение этого признака происходит в том случае, если школьники умеют применять знания об абзаце. Они знают, что в абзац выделяются предложения, начинающие раскрывать что-то новое, или предложения, начинающие раскрывать что-то важное с точки зрения автора текста.

ПС. Как-то ребята одного класса затеяли спор, почему в книгах отдельные предложения имеют отступы от красной линии. Одни утверждали, что это делается для предупреждения смешения строк, другие настаивали на том, что так красивее страница, третьи просто молчали. Помогите ученикам найти верные ответы, прослушав тексты.

Зеленая аптека

В лесу, в поле вы попадаете в зеленую аптеку. Вот стебелек сорняка. Это пастушья сумка. Се мена этого растения в коробочках. В них — ценное лекарство. Оно останавливает кровь. На пустыре растет ядовитая белена. Из листьев ее делают лекарство от боли. На лугах много валерианы. Из корней ее гото вят капли. Они помогают при болезнях сердца.

Пушок

В доме жил еж. Он был ручной.

Если еж хотел есть, то он гонялся за мной. Ежик пыхтел, фыркал и кусал за ноги. Так Пушок требовал еды.

Летом я брал гулять его в сад. Ежик бегал по дороге. Он любил ловить жуков (по Г. Скребицкому).

Приемы усвоения признака: объяснение простых случаев абзацного членения текста; соотнесение количества групп предложений с количеством предложений, выделенных в абзацы; выделение предложений в абзацы при списывании текста.

Описанная технология формирования понятия «текст» способствует такому его определению, соответствующему возрасту младших школьников, как: «Текст обладает содержанием, которое раскрывается в группах предложений или в самостоятельных отдельных предложениях, выделяемых при письме в абзацы и расположенных в определенной последовательности».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе / Н.А. Ипполитова. М., 1992.

2. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика. Учебная тетрадь для первоклассников: В 2 ч. М., 1997; Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. 2 класс. М., 1996; Ладыже нская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Кн. для чтения в 3 классе средней школы. М., 1997; Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник -тетрадь для 4 класса общеобразовательной школы. М., 1997.

3. Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2000.

4. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. пос. по развитию связной речи. 5–7 классы. М., 1994.

5. Юртаев С.В. Основы совершенствования речевой деятельности младших школьников: Учеб. пос. М., 2014.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья И.Ф. Свадковский. Вопросы нравственного воспитания в любые времена волновали общество.
0 ₽
Использование проектной деятельности в экологическом воспитании. Проекты экологической направленности вызывают большой интерес у младших школьников. Чтобы решить проблемы, поставленные в проекте, надо пройти все ступени от сознательного усвоения экологических знаний — через изучение теоретического материала, наблюдения и эксперименты — до их анализа и общего вывода, практических мероприятий и составления общего заключения по работе.
0 ₽
Формирование понятия «текст» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, начальная школа, наряду с другими результатами освоения основных образовательных программ, обеспечивает метапредметные результаты. Среди результатов ориентиров педагогического процесса обозначены такие, как осознанное построение школьниками речевого высказывания, осознанное составление текста в соответствии с коммуникативными задачами.
0 ₽