Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира»
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования основ здорового образа жизни у младших школьников
1.1. Проблема и особенности формирования основ здорового образа жизни у младших школьников в современной школе
1.2. Психолого-педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира
ГЛАВА 2. Методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у младших школьников
2.1. Диагностика уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников
2.2. Формы и методы работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека,определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническоеразвитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познаниюокружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активнаядолгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора Человек – самтворец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возрастанеобходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматьсяфизкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом,добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Здоровыйобраз жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципахнравственности, рационально организованный, активный, трудовой,закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятныхвоздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старостисохранять нравственное, психическое и физическое здоровье Формированиездорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому.
Особенно актуальна эта проблема в начальной школе, что связано скардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоениемим новой социальной роли «ученик». Именно в младшем школьном ивозрасте закладывается фундамент здоровья и привычки к ведению здоровогообраза жизни, взрослого человека. Стандарт нового поколения обеспечиваетформирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения,обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованногоотношения к своему здоровью, знание негативных факторов риска здоровья ит.д.
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образованиябезопасностьисохранениездоровьяшкольниковявляетсянеотъемлемойчастьюобразовательногопроцесса.Стандартновогопоколения способствует формированию знаний, установок, интересов и нормповедения,обеспечивающихсохранение,укреплениездоровья,заинтересованного отношения к собственному здоровью, знаний негативныхфактороврискадлябезопасностиздоровьянаосновереализациимежпредметныхсвязей,интегративногоподхода,дифференцированногообучения в процессе образовательной деятельности.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе НОО,так как в процессе его изучения младшие школьники овладевают основамипрактикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатсяосмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Предмет«Окружающий мир» обладает огромными возможностями для развития умладших школьников представлений о здоровом образе жизни. Каждомуребенку жизненно необходимы знания о своем теле, знания из областианатомии человека, о том, какие могут быть проблемы со здоровьем принеправильном образе жизни. Программа дисциплины начальной школы«Окружающий мир» дает возможность донести эти знания до учащихся младшей школы. Важность вопросов о формировании нужного объемазнаний о здоровом образе жизни у учащихся прослеживается в научныхтрудах известных ученных (А.А. Бодалев, А.Л. Венгер, В.Д. Давыдов, М.И.Лисина, А.В. Мудрик, И.П. Подласный, В.А. Сластенин, Е.О. Смирнова).
Всё это предполагает актуальность разработки и проведения мероприятий по валеологизации учебно-воспитательного процесса в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний, как на уроках, так и во внеурочное время.
Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. Этой проблемой занимались И.И.Бецкой, Ф.Ф.Эрисман, Е.М.Белостоцкая, В.Г.Нестеров, М.В.Антропова и др.
Объект исследования – процесс воспитания младших школьников науроках окружающего мира.
Предмет исследования - условия формирования представлений об основах здорового образа жизни на уроках окружающего мира.
Цель исследования–выявитьи экспериментально доказатьэ ффективность условий формирования представлений у младших школьников о здоровом образе жизни на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
1. Изучить проблема и особенности формирования основ здорового образа жизни у младших школьников в современной школе.
2. Исследовать психолого-педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
3. Провести диагностику уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников.
4. Предложить формы и методы работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: мыпредположили,чтопроцессформирования представлений младших школьников о здоровом образежизни(ЗОЖ)осуществляетсяуспешнееприсоблюденииследующихусловий:применяются различные методы обучения на уроках окружающего мира,основанные на закономерностях формирования представлений младшихшкольников о здоровом образе жизни; образовательной организации ребенка окружает оздоровительная среда.
При написании работы нами были использованы следующие методы:анализ научно-методической литературы; опрос обучающихся; анкетирование детей; беседа с детьми, педагогом; наблюдение.
Практическая значимость работы состоит в доказательности эффективности деятельности учителя в формировании основ здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
База исследования: МБОУ СОШ № , г. Владикавказ.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования основ здорового образа жизни у младших школьников
1.1. Проблема и особенности формирования основ здорового образа жизни у младших школьников в современной школе
Процесс формирования основ культуры здорового образа жизни младших школьников во многом будет зависеть от того, какое содержание мы будем вкладывать в это понятие. Теоретические основы культуры здорового образа жизни у младших школьников основаны на следующих понятиях: формирование - это процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.; здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (из Устава о Всемирной организации здравоохранения).
Улучшение состояния здоровья нового поколения - важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми.
Здоровье, занимая среди всех прочих жизненных ценностей приоритетное место, является естественной, абсолютной и непреходящей ценностью. Взгляд на здоровье, как наивысшее жизненное благо, имеет тысячелетнюю традицию, и по мере расширения научно-технических преобразований общества значение сохранения и укрепления здоровья возрастает.
Здоровье - это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно не стоит жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей своей жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной. Здоровье является предметом изучения многих наук.
В фундаментальном ядре содержания общего образования отмечается,что осознание ценности человеческой жизни и умение противодействоватьвлияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственномуздоровью и духовной безопасности личности, являются одними из основныхзадач воспитания личностной культуры человека.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)общего образования второго поколения для начального общего образования(НОО) впервые определяют здоровье школьников как одно из важнейшихрезультатов образования, а укрепление и сохранение здоровья – в качествеодногоизглавныхнаправленийдеятельностисовременнойшколы.
Например, требования ФГОС к личностным результатам освоения всехпредметных областей ООО, среди многих, включают в себя усвоение правилиндивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайныхситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения натранспорте и на дорогах, а также формирование ценности здорового ибезопасного образа жизни.
ФГОС НОО ввел в обращение новый термин «безопасный образжизни» (БОЖ). Уровни интеграции БОЖ в жизнь учащихся (от выполненияправил до формирования установок и ценностей) есть в описании «портретавыпускника» и его личностных результатов для каждого уровня общегообразования. Есть более детальное описание уровней формирования БОЖ впредметных результатахпо отдельным предметам (ОБЖ, физическаякультура, экология). Детальное изучение ФГОС всех уровней с целью поискавсех словосочетаний, связанных с БОЖ показало, что данное явлениепредставляет собой обширное поле деятельности, как для педагогов-исследователей, так и педагогов-практиков.
Проблемы содержания, формирования здорового образа жизни, его сущностных характеристик рассматривали отечественные ученые различных аспектах: физического воспитания (Л.П.Греев, А.П.Матвеев,С.Б.Шармановаидр.),гигиенического (Г.Н.Сердюковская, И.И.Соковня-Семенова), нравственного (О.С.Богданова, И.С.Марьяненко, И.Ф.Харламов и др.).
Основным содержанием данного феномена является забота о физическом, психическом и социальном здоровье как высшей ценности. По мнению Ю.П.Лисицына, здоровый образ жизни - это деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение своего здоровья.
Ряд специалистов определяет здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья людей, обеспечение высокого уровня трудоспособности и социальной активности.И.И. Соковня-Семенова считает, что «образ жизни личности считается здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах».
З.И. Тюмасева рассматривает «здоровый образ жизни как поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья».
Б.Н.Чумаков рассматривает «здоровый образ жизни как типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций».
Имеется множество определений понятия «здоровый образ жизни», однако их суть сводится к тому, что здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это сложившийся, повторяющийся стереотип поведения человека, являющийся для него привычной нормой, и приносящий пользу для сохранения и укрепления его здоровья. В это понятие входят следующие ключевые положения:
- отсутствие зависимостей - разрушителей здоровья: неупотребление психоактивных веществ (табачных изделий, алкоголя, наркотических и токсических веществ и др.) и свобода от негативных социальных зависимостей (злоупотребления телевизором, компьютером, игромании и т.п.);
- оптимальный режим (наилучший для данного конкретного человека): дня, труда и отдыха, двигательной активности, питания, сна и т.д.;
- рациональное питание, которое включает соблюдение правил по режиму питания; калорийности рациона; соотношению основных питательных веществ (белков, жиров и углеводов); восполнению потребности в необходимых веществах (вода, клетчатка, витамины, микроэлементы и т.п.) и др.;
- личная гигиена как наука изучает правила нейтрализации воздействия на организм внешних неблагоприятно действующих факторов (биологических, физических, химических и др.), как практика включает соблюдение правил ухода за телом, создание благоприятных условий жизнедеятельности (одежда, жилище, рабочее место и т.д.);
- закаливание - это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости (внутренних возможностей) организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (холода, тепла, солнечной радиации и т.д.). Наиболее распространенная форма - тренировка терморегуляции.
Понятие«здоровье»неотделимоотпонятия«образжизни»,трактуемогокакустойчивыйспособжизнедеятельностилюдей,проявляющийсявихдосуге,трудеиудовлетворениидуховныхиматериальных потребностей.
Однако образ жизни людей не может быть схожим, так как все мыизначальноразные.Известно,чтоздоровымсчитаетсяобразжизни,приводящий человека к оптимальной длительности и качеству жизни. Этоможет быть лишь тогда, когда человек действительно заинтересован всобственном здоровье и способен им управлять.
Чтобы раскрыть содержание и структуру интересующего нас понятия«формирование культуры здорового и безопасного образа жизни», мыопирались на определенный порядок нижеследующих терминов: «здоровье»,«образ жизни», «здоровый образ жизни», «безопасность», «безопасный образжизни», «культура», «культура здоровья», «формирование», «формированиекультуры здоровья», «формирование культуры здорового и безопасногообраза жизни». Определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)дает представление о здоровье как о состоянии полного физического,психического и социального благополучия, а не только отсутствии болезнейили имеющихся физических дефектов.
И.И. Брехман дает определение здоровью как способности человекасохранять устойчивость, которая соответствует возрасту в условиях резкихколебаний количественных и качественных параметров триединого потокасенсорной, вербальной и структурной информации».
Е.А.Чернявскаяопределяетздоровьединамическимсостояниемфизического, духовного и социального благополучия, которое обеспечиваетполноценноевыполнениечеловекомтрудовых,психическихибиологических функций в условиях максимальной продолжительности егожизни».
С. В. Алексеев, Т. В. Мельникова выделяют два направлениябезопасности - направление необходимого безопасного и здорового образажизни и направление достаточного безопасного и здорового образа жизни:
Направление необходимого безопасного и здорового образа жизнихарактеризуется следующими положениями:
- Физическая защита (физическое здоровье) - физическая культура,охрана,гражданская оборона,техникабезопасности,защищённостьоттерроризма и т.д.
- Психологическая защита (психологическое здоровье) - климат вколлективе,удовлетворенность уровнемобразованияидальнейшей еёвостребованности.
-Санитарно-гигиеническоесостояние(экология),организациязащиты и контроля СЭН.
Выбортогоилииного направлениябезопасного образажизниобучающихсяобразовательных организацийосуществляется руководствомобразовательного учреждения, исходя из анализа образовательного процесса,в том числе:
- исходного состояния здания, аудиторного фонда, состояния электро-,пожаро- и иной безопасности;
- ресурсногообеспечениязадачи формированиябезопасного издорового образа жизни школьников;
- кадрового обеспечения решения задач формирования безопасного издорового образа жизни школьников;
- общейкультурыруководства ипедагогического коллектива,необходимых для формирования безопасного и здорового образа жизнишкольников в образовательном пространстве.
Главная цель концепции обеспечения безопасности образовательногопространства заключается в разработке организационных подходов и методов деятельности учреждений образования по формированию безопасногообразовательного пространства, обеспечивающих сохранение и укреплениездоровья, и снижение социальной дезадаптации подрастающего поколения,предупреждение или снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование безопасного и здорового образа жизни. Анализисследуемой проблемы показал, что большое количество научных статейраскрываетразличныеграни(стороны)деятельностипосбережениюздоровья в образовании (Н. П. Абаскалова, Р. И. Айзман, Э. Н. Вайнер, Г. К.Зайцев, Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, Т. Н. Семенкова, Н. К. Смирнов, Ф. Ф.Харисовидр.)безвзаимосвязисвопросамибезопасностижизнедеятельности, что свидетельствует о необходимости специальногорассмотрения данного вопроса. Образование в области безопасного издорового образа жизни выступает главенствующим фундаментом защитыобъектов безопасности от воздействия комплекса негативных факторовокружающей его природной, техногенной и социальной среды. С нашейточки зрения, взаимосвязь показателей безопасного и здорового образажизни школьника обусловлена наличием у него психологических, физиологических и социальных качеств, которые способствуют выполнениюобразовательных, общественных и социальных функций в оптимальных длябезопасности и здоровья условиях, указывают на направленность личности кформированию устойчивости к стрессорным воздействиям, сохранению иукреплению, как индивидуального, так и общественного здоровья за счетподдержания разумного режима дня, физической активности, закаливания,отказаотвредныхпривычек,питания,социально-психологическогоблагополучия и др.
Вопросы здоровья в образовании – педагогика здоровья – былиразработанызарубежнымиисследователямииполучилидальнейшееразвитие у педагогов России. Российские педагоги Н.Б. Бунаков, П.Ф.Каптерев, Н.А. Корф, С.В. Попов, В.Д. Семенов, Н.В. Шелгунов и др. –развивали и поддерживали концепции К.Д. Ушинского, который в своем,всем известном, научном трактате «Человек как предмет воспитания» писал:«Основной целью воспитания должна стать подготовка человека к жизни».Особоевниманиепроблемамукрепленияздоровьяшкольниковуделяется в трудах известнейших отечественных педагогов – А.С. Макаренкои В.А. Сухомлинского.
В конце 70-х годов прошлого века Б.Г. Ананьев делал акцент на идеисближения педагогики и медицины в решении задач обеспечения здоровьяподрастающего поколения. Ученые Ш.А. Амонашвили, Н.М. Амосов, А.А.Дубровский, А.И. Кочетов, Б.Т. Лихачев, И.Ф. Харламов в своих учебныхпособиях, монографиях, статьях обратились к теме здоровья учащихся иформирования здорового образа жизни.
Появилось направление в отечественной педагогике – валеология.Валеология(отлатинскогоVale–бытьздоровым,logos–наука)рассматривает целостное здоровье человека, причины, механизмы егоформирования, сохранения и совершенствования. Валеология объединяет всебе знания разных наук: анатомии, биологии, физиологии, гигиены,педагогикиипсихологии.
Педагогическаявалеологиярассматриваетздоровьекаксистемупедагогическихвлияний,котораяспособствуетцелостности природы здоровья ребёнка, также ценностному отношению кздоровью и формированию здорового образа жизни к здоровью, не как«состояние благополучия», что характерно для медицины.
Как известно по многим исследованиям, самый важный факторздоровья – это образ жизни, т.е. здоровый образ жизни.
Ученые обращаются к проблеме зависимости всех видов здоровья оттого, как человек относится к дарованной ему жизни. От того, что человеквыбирает в приспособлении к жизни – духовный или биологическийприоритеты, какие ценности ставятся на первое в осуществлении избранногопути – негативные или позитивные. Чем избранные ценности определяются –шаблонным мнением или нравственностью. Другими словами, проблемаобраза жизни становится центровой в решении задач сохранности и усиленииздоровья.
Перед тем как разобраться с понятием «здоровый образ жизни»,обратимся к тому, что такое образ жизни.
Многие авторы рассматривают образ жизни – как биосоциальнуюкатегорию, которая определяет тип жизнедеятельности в материальной идуховной сферах жизни человека.
По мнению Ю.П. Лисицина, образ жизни – это определённый,исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определённыйспособ деятельности в духовной и материальной сферах жизнедеятельностилюдей.
Однозначноепонятиездоровыйобразжизни(ЗОЖ)ещёнеопределенно, существует много разных версий и трактовок данного понятия.
Среди специалистов и в обществе широко распространено такоепонимание здорового образа жизни (ЗОЖ): ЗОЖ – это действия и мысличеловека, которые обеспечивают ему охрану и укрепление здоровья. ЗОЖ -индивидуальный порядок привычек, который обеспечивает человеку нужныйуровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнениемобязанностей и решения личных проблем и запросов; система жизни,обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой итем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасномуровне.Отмечается, что формирование ЗОЖ – является задачей не медицинской, апрежде всего воспитательной, т.е. педагогической.
В психолого-педагогическом направлении ЗОЖ рассматривается сточки зрения понимания, психологии человека, побуждения. Имеются идругие точки зрения (например, медико-биологическая), впрочем, резкойграни между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы –укрепление здоровья индивидуума.
Ю.П. Лисицын пишет, что здоровый образ жизни – это не просто всето, что благотворно влияет на здоровье людей. В текущем случае речь идетобо всех компонентах разных видов деятельности, направленных на охрану иулучшение здоровья. Автор, также отмечает то, что понятие здоровогообразажизнинесводитсякотдельнымформаммедико-социальнойактивности (правильному следованию гигиеническим правилам и нормам,уничтожению вредных привычек, обращению за советом или лечениеммедицинские учреждения, следованию правильному отдыху, режиму труда,питанию и др., хотя всё это отражает те или иные стороны здорового образажизни). В данном исследовании мы опираемся на следующее определениеЮ.П. Лисицина: «Здоровый образ жизни – это, прежде всего, деятельность,активность личности, группы людей, общества, использующих материальныеи духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармоническогофизического и духовного развития человека».
Можноохарактеризоватьздоровыйобразжизни,какактивнуюдеятельность, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья. Приэтом, важно учитывать, что образ жизни семьи, человека, не можетскладываться сам по себе в зависимости от каких – либо факторов, онгенерируется в течение жизни постоянно и целенаправленно.
Существует, золотое правило здорового образа жизни – мудростьумеренности. Основными элементами здорового образа жизни являются:укрепляющий здоровье жизненный режим, пропорциональное соотношениемежду физическойиумственной нагрузкой;физическаякультура;рациональное питание;гармонические взаимоотношениямеждулюдьми;правильное сексуальноеповедение;личная гигиенаиответственноегигиеническое поведение в сфере труда и быта; отказ от вредных привычек.
Здоровый образ жизни - это совокупность физического и психическогоздоровья. ЗОЖ помогает нам добиваться высоких результатов в разныхсферах деятельности нашей жизни. Из перечисленных компонентов болееподробно остановимся на физической культуре.
В контексте нашего исследования в качестве системообразующегофакторавзаимосвязибезопасногоиздоровогообразажизнинамисформулировано рабочее определение «безопасное и здоровьесберегающееповедение школьника», которое характеризуется как наличие устойчивоймотивациинабезопасностьжизнедеятельностииценностиздоровья,физическуюподготовленность;высокийуровеньприспособительныхвозможностей индивида, активссовых ситуациях и стрессоустойчивостиличности, формирующейся в воспитательно-образовательном процессе наоснове расширения когнитивной и деятельностной функций.
Таким образом, «основы здорового образа жизни младших школьников - это синтез основных правил поведения младших школьников, базирующихся на знаниях о составляющих компонентах здорового образа жизни (оптимальном двигательном режиме, рациональном питании, закаливании, оптимальном режиме труда и отдыха, оптимизации психоэмоционального состояния, соблюдении правил личной гигиены), ценностном отношении к данным составляющим и активном использовании данных знаний в повседневной деятельности».
Но воспринимать здоровый образ жизни как ценность, еще не значит следовать ему. Формирование готовности к здоровому образу жизни должно проходить поэтапно: усвоение знаний о здоровом образе жизни, профилактика заболеваний. Знания, как один из компонентов сознания, представляет собой адекватное отражение субъектом окружающей реальности в виде анализа, синтеза, понятий, теорий, оценок.
1.2. Психолого-педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира
Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, ав настоящее время она становится первостепенной, поэтому одной из задачнашегогосударстваявляетсявоспитаниездоровогоподрастающегопоколения. В связи с этим, одной из приоритетных задач нового этапареформы системы образования стало формирование у учащихся ценностейздоровьяиздоровогообразажизни.Благодарявведениюновогообразовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)повышенноевниманиевобразовательномпроцессесталоуделятьсяформированию личностных универсальных учебных действий, к числукоторых относится формирование представлений о здоровом образе жизни. Втом числе ФГОС НОО содержит требования к примерной программеформирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Многие исследователи отмечают, что младший школьный возраст –значимый период для формирования отношения ребенка к ЗОЖ и собственноздорового образа жизни. Во-первых, идёт интенсивный рост организмаребёнка. Во-вторых, проходит адаптация к новым школьным условиямсуществования.В-третьих,учеба–напряженныйумственныйтруд,связанный с напряжением большого количества центров коры большихполушарий. Поэтому, какие будут созданы условия для учёбы и развитиядетей в школе, от этого и будет зависеть состояние здоровья и формированиездорового образа жизни развивающегося человека. Последнее особенноважно, актуально для детей младшего школьного возраста, так как в этовремя самоопределение личности предполагает определение позиции вразличных сферах жизнедеятельности. В частности, в младшем школьномвозрасте значимо формирование потребности в ведении здорового образажизни.
Исследователь М.Л. Леушина пишет: «Будет справедливым уточнить,что в настоящее время немалая часть педагогов полагает, что школа должнареализовывать, в первую очередь, обучающую и воспитывающую функции,воспринимая заботу о здоровье школьников прерогативой медицинскихработников.Отдаваядолжноеопределеннойобоснованноститакихсуждений, позволим себе отметить, что взрослые люди априори должныотвечать за детей и подростков, которые находятся под их контролем,проводя значительную часть времени в условиях школы. Равнодушие кздоровью детей в данном случае будет означать непрофессионализм идушевную черствость педагога. Кроме того, основная доля воздействий надетское здоровье происходит в ходе учебно-воспитательной деятельности,поэтомуглавнымдействующимлицомздесьвыступаетпедагог,откомпетентностиисознательностикоторогобудетзависетьсостояниездоровья учащихся». Также М.Л. Леушина считает немаловажнымосознать, что наличие у детей теоретических познаний о важности иполезности физической культуры не будет считаться достаточным ввоспитательной работе, что следует развивать, формировать мотивационно-потребностную сферу личности детей.
Л.И. Божович выделяет, что каждому ребёнку свойственна потребностьв новых впечатлениях, которая переходит в ненасыщаемую познавательнуюпотребность. Именно на это необходимо опираться педагогу в ходеформирования положительного отношения к здоровому образу жизни.Нужна его актуализация, точность и осмысленность.
Анализпсихолого-педагогическихтрудов,затрагивающихиустанавливающих содержание понятия «отношение», показывает, что этапсихолого-педагогическаякатегория,характеризующаясяцелостностью,активностью, сознательностью, имеет субъектно-объектное содержание,находит своё собственное выражение в деятельности.
Научные исследования А.Н. Леонтьева, изучающие деятельностьчеловека, рассматривают понятия «мотив», «личностный смысл», «цель» вовзаимосвязи с понятием «отношение», так как они в равной степенивыражаютфактыпристрастностичеловеческогосознания.Понятие«отношение личности» А.Н Леонтьев считает достаточно важным в аспектекаждого возрастного периода ребенка.
В работах последователей школы А.Н. Леонтьева показано, чтосенситивным периодом для формирования отношения ко многим видамдеятельности выступает младший школьный возраст. Выводы ученыхпозволяют рассматривать младший школьный возраст как благоприятный вформированииустойчивогоактивно-положительногоотношенияикфизкультурно-оздоровительной, спортивной деятельности.
В этом возрасте почти полностью завершается морфологическоеразвитиенервнойсистемы,заканчиваетсяростиструктурнаядифференциациянервныхклеток.Однакофункционированиенервнойсистемы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.
Также в этом возрасте слабо развита настойчивость и, если вдругпоявляются трудности, то у детей падает активность. Отсюда появляютсяотрицательные эмоции, а далее происходит отрицательное отношение кзанятиям. В этот период детям характерны внушаемость и необдуманноеподражание.Специалистамирекомендуетсявэтомвозрастедаватьдоступныезадания,упражнения.Следуетформироватьсамооценку,поскольку переоценка или недооценка своих возможностей негативносказывается на проявлении волевых усилий.
Выполнениецелеустремленныхдвигательныхдействийзанимаетглавное местов жизни младшего школьника и является одним издейственныхфакторовразвитияихэмоционально-волевойсферы,источником позитивных эмоций. Российский физиолог И.П. Павлов назвалудовольствие, которое получает человек от двигательной деятельности,«мускульной радостью».
Младшийшкольныйвозрастхарактеризуетсявозрастающимстремлениемдетейксобственнымдостижениям.Именновданныйвозрастной период мотив достижения успеха выходит на первый план средидругих значимых мотивов деятельности младшего школьника.
На протяжении всего периода младшего школьного возраста ушкольника происходит процесс формирования определенных нравственныхидеалов, образцов поведения. Младший школьник осознает их ценность инеобходимость для успешного существования в социуме класса и семьи.Однако данные процессы невозможно представить без адекватной оценкивзрослого, который личностно значим для ребенка.
Данный возраст характеризуется тем, что ребенок начинает переживатьсобственную неповторимость, начинает осознавать себя личностью, ипытается достичь совершенства. Данные характеристика пронизывают всесферы жизни ребенка, особенно его взаимоотношения со сверстниками.Сохранение здоровья детей становится неотъемлемой от образовательныхзадачцельюкаждогообразовательногоучреждения,апроцесс,направленный на формирование у них соответствующей культуры здоровогообраза жизни является значимой составляющей частью процесса развитиявсей системы начального образования. Исследования уровня здоровьяучащихся младшей школы в разных регионах нашей страны говорят онеблагоприятной динамике основных показателей здоровья учащихся (В.Н.Касаткин, Н.К. Смирнов, Е.А. Стальков, Т.Ф. Орехова и др.).
Данные исследования доказывают значимость исследуемой проблемы,охватывающей жизненно важные вопросы, затрагивающие тему заботыкаждого члена общества о своем здоровье и стремлением к здоровому образужизни как к одному из элементов общей культуры человека. Данныезаключения доказывают необходимость воспитания на уровне младшейшколы желания вести здоровый образ жизни. Невозможно возместить ущербздоровью, который дети могут получить в младшем школьном возрасте.Психологи акцентируют внимание на значимости знаний о здоровом образежизни, полученные в младшем школьном возрасте, так как данные навыкипереходят в привычки, превращаясь в основу их жизнедеятельности.
В связи с этим в Федеральном государственном образовательномстандарте (ФГОС) начального общего образования (НОО) выделяется особоенаправление по формированию у младших школьников основ здоровогообразажизни.Стандартомподчёркивается,чтоздоровьесберегающаясоставляющая в современных условиях должна быть неотъемлемой частьюосновнойобразовательнойпрограммы(ООП)образовательногоучреждения/организации. Уровень культуры ведения здорового образажизни не представлен человеку изначально, а считается итогом его обучения,воспитания и саморазвития. Для того чтобы проживать в нынешней, иногдаагрессивной по отношению к человеку социоприродной среде и сберечьздоровье, следует иметь личную/индивидуальную систему поведения накаждый день. С целью её предоставления во ФГОС НОО есть особый раздел.Данный раздел предполагает собой «комплексную программу формированияуобучающихсязнаний,установок,личностныхориентировинормповедения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического ипсихологического здоровья как одного из ценностных составляющих,способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка,достижению планируемых результатов освоения ООП начального общегообразования».
Программа формирования культуры здорового и безопасного образажизни – компонент ООП НОО. Система работы в начальной школе поформированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образажизни представлена пятью взаимосвязанными блоками программы: созданиевобразовательномучрежденииздоровьесберегающейинфраструктуры,среды; рациональная организация учебной и внеурочной деятельностиобучающихся;организацияфизкультурно-оздоровительнойработы;реализация дополнительных образовательных программ; просветительскаяработа с родителями (законными представителями) обучающихся.
Дляуспешнойреализациипрограммыпедагогамнеобходимоосознавать,чтоздоровьеиндивидаопределяетсядействиемгруппыфакторов:
- генетических (показатели физического здоровья – пол, возраст,морфофункциональный вид, биоритмологический тип и т.д.),
- психических (тип высшей нервной деятельности – ВНД, темперамент,уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации, самоконтроль),- социальных и экологических.
Формирующаяся у учащегося личностная модель здоровья содержитследующие компоненты:
1) теоретические знания в области функционирования всех системорганизма;
2) волевая составляющая, коррелирующая с вопросами сохраненияздоровья;
3) профилактические действия, предупреждающие заболевание;
4) мотивы, обеспечивающие оздоровительную деятельность.
Проведенный анализ указанных компонентов показал, что Программаформированиякультурыздоровогоибезопасногообразажизниобразовательного учреждения не обеспечивает в полной мере поставленныхФГОС НОО задач. Таким образом, следует подробнее изучить исследования,затрагивающие вопросы обучения детей навыкам здорового образа жизни.Речь идет о таких ученых, как Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, В.П. Петленко,Л.Г.Татарниковаидр.Упомянутыеисследователидоказали,чторезультатами обучения и воспитания младших школьников в соответствии совсеми четырьмя представленными компонентам является процесс овладениязнаниями и формирование у учащихся потребности в здоровье. Прицеленаправленном использовании определенных методик у детей должнобыть закреплено понимание сути здорового образа жизни и выработкаиндивидуального способа валеологически обоснованного поведения.
Речь идет не только о способах сбережения и поддержания здоровья,но и о формировании осознанных форм поведения младшего школьника,которыебудутспособствоватьведениюздоровогообразажизни.Деятельность учителя рассматривается как образовательно-оздоровительнаяи предполагает проведение комплекса действий.
Основные компоненты ЗОЖ (по В.Н. Куликову) представляют собойметодологическуюосновуозначеннойдеятельности:мотивационно-ценностный и содержательный.
Вмотивационно-ценностныйкомпонентвходятубеждениявнеобходимости вести здоровый образ жизни.
Содержательный компонент включает отказ от негативных факторов,которые влияют на состояние здоровья каждого человека. Включениеданного компонента возможно лишь в случаях личностного осознанияответственности за состояние собственного здоровья.
Соответственно, в свете данной теории ребенок не рассматривается как«объект»иоегоздоровьедолжнозаботитьсягосударство,врачи,образовательное учреждение, принимает на себя роль «субъекта», которыйосознаетиндивидуальнуюценностьздоровья.Педагогамнеобходимонастраивать учащихся сознательное желание быть здоровым и вестиздоровый образ жизни.
ФГОС НОО обозначило проблему найти педагогические средства,позволяющиесформироватьуучащихсяответственноеотношениексобственному здоровью, решение данной проблемы представляется нам вознакомлении младших школьников с основами здорового образа жизни,мотивирование их на данный образ жизни.
Одна из ключевых задач современной школы представляется вформировании у обучающихся понимания, что ЗОЖ это неотъемлемая частьсуществования каждого ответственного индивида.
Проанализировавнаучно-методическуюлитературуиизучивматериалыисследований,посвящённыхформированиюпредставлениймладших школьников о здоровом образе жизни, за основу было решено взятьопределение Всемирной организации здравоохранения: «здоровый образжизни (ЗОЖ) – это поведение и мышление человека, обеспечивающие емуохрану и укрепление здоровья; индивидуальная система привычек, котораяобеспечиваетчеловекунеобходимыйуровеньжизнедеятельностидлярешения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решенияличных проблем и запросов; система жизни, обеспечивающая достаточный иоптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранитьздоровьена Безопасномуровне».Здоровыйобразжизниздесьрассматривается,каквзаимодействиеиединствофизических,индивидуальных и социальных качеств человека.
Многиепреподаватели«обходят»проблемуформированияпредставлений младших школьников о здоровом образе жизни в учебнойдеятельности стороной. Они не понимают, как можно на уроках математики,окружающего мир развивать у младших школьников не только предметныеумения, но и формировать представления о здоровом образе жизни, ненавредив процессу приобретения предметных знаний по теме занятия.
Проанализировав учебники и рабочие тетради по математике УМК«Школа России» с 1 по 4 класс (авт. М.И Моро, М.А. Бантова и др.), былсделан вывод, что возможность формирования представлений о здоровомобразежизниумладшихшкольниковнаурокахматематикинепредусматривается авторами УМК и полностью зависит от учителя.
Проанализировав учебники и рабочие тетради по окружающему мируУМК «Школа России» с 1 по 4 класс (А.А. Плешаков), был сделан вывод, чтоформирование у младших школьников представлений о здоровом образежизни возможно, но в большей степени зависит от учителя и правильнопреподнесенной информации по данному вопросу.
В целях формирования понятия о здоровом образе жизни у младшихшкольников на уроках математики предлагается включать информацию оздоровом образе жизни в виде: 1) решения текстовых задач; 2) проектныхработ. Уже с 1 класса ученики начальной школы на уроках математикирешают текстовые задачи. Учитель может самостоятельно разрабатыватьзадачи, в которых помимо главного, математического вопроса, содержится идополнительный вопрос, связанный с одним из компонентов здоровогообраза жизни: правильное питание, физическая активность, личная гигиена,закаливание, способность к рефлексии, приемлемый режим труда и отдыха,положительные эмоции. Данные задачи педагог должен составлять, опираясьна возрастные и личностные особенности учеников своего класса.
Например: «В один магазин привезли 2 ящика яблок, а в другой – 5ящиков. Сколько всего ящиков с яблоками привезли в оба магазина? Почемуполезно есть фрукты?» Планируется, что после ответа на главный вопросзадачи, учитель проведет с учениками фронтальную беседу (1-1,5 минуты),направленную на формирование представлений об одном из компонентовздорового образа жизни.
Включение тестовых задач с дополнительным вопросом о здоровомобразежизниилиегокомпонентахэффективноотражаютсянаформировании представлений младших школьников о здоровом образежизни. Более сложной формой работы является учебный проект. Однакоданная форма работы не только поможет сформировать представления окомпоненте здорового образа жизни и достичь поставленных предметныхрезультатов, но так, же предоставит большой простор для творчества, какученика,такипедагога.Младшимшкольникамможнопредложитьвыполнить проектную работу: «Математика и ЗОЖ. Распорядок дня»,которая направлена на достижение следующих целей: 1) развитие учащихсякаксубъектовтворческойдеятельности,2)совершенствованиевычислительныхнавыковшкольников,3)формированиеуучащихсяпредставленийоздоровомобразежизни.Даннаяработаявляетсядолгосрочной, по ее окончании ученики могут представить результат втворческойформе:презентации,стенгазеты.Умладшихшкольниковблагодаря проектной работе: 1) формируются представления о правильномрежиме дня, соотношении труда и отдыха, 2) совершенствуется умениеанализироватьиобобщатьполученнуюинформацию,3)развиваетсятворческая сторона личности.
Проанализировав содержание программы предмета для младшейшколы «Окружающий мир» было выявлено, что в основном в рамках этогошкольного предмета изучаются общие вопросы строения человеческогоорганизма, функции органов и систем органов, гигиенические правила и т.д.
Детальные вопросы, позволяющие не потерять здоровье в процессевзаимодействии с окружающей средой с особой топикой (от греческогоtopos - место),организациейжизненногопространства,влияющемназдоровье, не рассматриваются. Стоит уточнить, что заключение экспертовВсемирной организации здравоохранения (ВОЗ) содержит следующуюинформацию: состояние здоровья на 50% определяются именно образомжизни,на20%–состояниемокружающейсреды.Значит,вопросыэкологическоговоспитаниятакжестоитвключитьвПрограммуформированиякультурыздоровогоибезопасногообразажизниобразовательного учреждения. Так как проанализированный курс«Окружающиймир»формируетосновуестественнонаучныхзнанийучащихся в начальной школе, то сформированность показателей культурыздоровья, понимание сущности здорового образа жизни, сохранения здоровьяс учетом условий конкретного региона необходимо осуществлять, расширяяспектр возможностей содержания данного курса в освещенном аспекте.
Можно заключить, что наличие позитивной тенденции к «обучениюздоровью» с раннего возраста обосновывается следующими дидактическимицелями:
- научить младшего школьника навыкам развития адаптационныхвозможностей собственного организма основываясь на знаниях о природе,основныхвзаимоотношенийживыхорганизмовсопределеннойэкологическойсредой,чтоможетбытьследствиемформированияуучащихсяиндивидуальногоспособавалеологическиобоснованногоповедения.
Вышесказанное дает возможность предположить о целесообразности ввключения в программу начальной школы базового интегрированного курса,имеющего естественнонаучную направленность. При этом каждый этапобучения требует акцентирование внимания на соответствующих эколого-валеологических вопросах при изучении таких тем, как: «Взаимосвязьздоровья и чистого воздуха», «Экология и ее вида» «Значимость питания какусловия жизни индивида».
Данный подход дает младшим школьникам представления о влиянииэкологической ситуации на состояние здоровья окружающих, и что в силахкаждого члена общества, чтобы уменьшить негативные последствия наздоровье человека.
Учебныйкурс«Окружающиймир»позволяетсформироватьвсознании учащихся, так называемую «матрицу здоровья», включающейсостоящей несколько «информационных ячеек». Каждая из «ячеек» этофрагментарная часть валеологического анализа или самоанализа, имеющаясвязь с информацией, полученной на уроке. Валеологический анализрассматривает взаимосвязь анатомо-физиологических основ здоровья всехорганов человеческого организма и социально-экологических факторов.Процесссамоанализапозволяетраскрытьсоставляющиездоровьесберегающего поведения. Параллельное рассмотрение вопросовэкологии и валеологии позволяют расширить представления учащихся онюансах собственного здоровья и о том, каким образом можно его сохранитьи укрепить в условиях определенной экологической среды.
Использованиевобразовательномпроцессемладшейшколыфакультативныхпрактико-ориентированныхподдерживающихкурсоввалеологической направленности способствуют повышению уровня знаний вобласти здоровья и экологии. Содержание курсов имеет целью сформироватьформирование базовые составляющие ЗОЖ, а именно: знания о полезных инегативно влияющих наздоровье факторах; ценностное отношенияучащихся к своему здоровью, формирование навыков и привычек здоровогообраза жизни.
Наурокахокружающегомиратемаздоровогообразажизнизатрагивается со 2 класса (УМК «Школа России»). Я предлагаю включатьинформацию о здоровом образе жизни в форме: 1) диспутов, 2) сюжетно-ролевых игр, 3) проектных работ.
Начиная со 2 класса, учитель может включать в уроки окружающегомира сюжетно-ролевые игры, помогающие сформировать представление умладших школьников о здоровом образе жизни в учебном процессе. Цельтакой формы работы – формировать представления о здоровом образе жизнии развивать умения применять знания о здоровом образе жизни в игровойдеятельности. В сюжетно – ролевых играх могут быть использованыэлементы театрализации. Темы таких игр могут быть предложены учителемили самостоятельно придуманы учениками. Например, учитель можетпредложить младшим школьникам сюжетно-ролевую игру «Спорт – важныйкомпонент здорового образа жизни».
Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана вФГОС НОО. На уроке окружающего мира можно предлагать использоватьпроекты для формирования представлений о здоровом образе жизни умладших школьников. Данная форма работы развивает как творческуюсторону личности, так и помогает ученикам получить необходимые знанияпо теме проекта. Проектную работу младшие школьники могут выполнятькак в парах, так и в группах. Опираясь на разделы УМК «Школа России»,могут быть предложены темы проектов по таким темам, как: «Интересныефакты об организме человека», «Спорт! Спорт! Значение физическойнагрузкидлянашегоорганизма»,«Познакомимсяспитательнымивеществами: белками, витаминами, жирами, углеводами» и др. Результатыучебного проекта в основном могут быть представлены в виде стенгазет,сборников советов по ведению здорового образа жизни, презентаций.
Достижениепоставленнойцелинаурокахокружающегомиравозможно не только с помощью сюжетно-ролевых игр и проектных работ, нои с помощью диспутов. Диспуты лучше всего использовать в 4 классе, таккак они являются сложной формой организации учебного процесса. Темыдиспутов предлагаются учителем. Младшие школьники заранее должныподелиться на команды по интересам и подготовить аргументы к своей точкезрения. Например, можно провести диспут на тему «Кто помогает тебе бытьздоровым?». Данная форма работы помогает, как сформировать новыепредставления о здоровом образе жизни, так и провести обобщение изакрепление уже имеющихся знаний по данному вопросу.
Таким образом, можно сделать вывод, что формировать представлениео здоровом образе жизни у младших школьников возможно во времяучебного процесса как на уроках математики, так и на уроках окружающегомира. Во время формирования представлений о здоровом образе жизнирекомендуетсяиспользоватьсловесныеинаглядныеметоды,индивидуальные, фронтальные и групповые формы работы.
Необходимо сделать вывод о том, что процессы формированияздорового образа жизни у учащихся младшей школы представляют собойестественное направление, позволяющее реализовать обозначенные ФГОСНОО варианты поиска педагогических условий и средств, позволяющихответственно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих.Вопросы, касающиеся здорового образа жизни в понимании младшихшкольниковдолжныстатьосмысленнымиипривлекательными,исформировать у каждого ребенка насущную и актуальную потребность ввести здоровый образ жизни.
Проведенныйнамианализпсихолого-педагогическихисточниковотечественных и зарубежных авторов, показал актуальность изученияпроблем, связанных с формированием у детей младшего школьного возрастатеоретических представлений о здоровом образе жизни и необходимостиследовать подобным правилам. А именно, соблюдать режим дня, делатьутреннюю гимнастику, заниматься спортом, питаться здоровой пищей, чащебывать на свежем воздухе и т.д. Мы выявили возрастные особенностиданного периода, отметив, что младший школьный возраст представляетсобойблагодатноевремя,позволяющеепедагогическомуколлективуобразовательногоучреждения(класснымруководителям,учителям-предметникам,психологам)целенаправленнозаниматьсявопросамиповышения у детей данного возраста сознательного отношения к здоровомуобразу жизни. Основой формирования и развития у детей младшегошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни должны бытьуроки окружающего мира, на которых дети знакомятся с информацией оборганизмечеловека,егоздоровьеиовозможныхфакторах,какположительно, так и отрицательно влияющие на данные показатели.
Помимо важности наличия у детей указанных знаний, необходимо, такжеобращать пристальное внимание на то, насколько сознательно учащиесяотносятся к собственному здоровью и к здоровью окружающих.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) // СПС КонсультантПлюс
Аленушкина Е.А., Мерцалова О.Д., Мальцева Н.Н. Формирование основ культуры питания и здорового образа жизни у младших школьников // В сборнике: Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. - 2020. - С. 86-89.
Андреева И.Г. Теоретические основы формирования культуры здоровья младших школьников // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2017. - №4(125). - С. 64-73.
Безрук А.Ю. Формирование основ здорового образа жизни младших школьников в условиях семьи // В сборнике: Школа ответственного родительства. - 2019. - С. 85-89.
Бирюкова А.Н. Урок по окружающему миру в 3-м классе по теме: «Здоровый образ жизни» // В сборнике: Формирование здорового образа жизни. - 2018. - С. 272-281.
Брыкова Е.Ю. Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста // В сборнике: Наука и молодежь – 2019: взгляд в будущее. - 2019. - С. 197-200.
Ганиева Г.Р. Мы за здоровый образ жизни: методическое пособие по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников / Ганиева Г.Р., Абдульменева Л.Р. — Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2017. — 32 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/73542.html (дата обращения: 06.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/73542
Гаспарян А.Г. Основы формирования знаний о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников // В сборнике: Актуальные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. - Ессентуки. 2020. - С. 299-303.
Горбачева В.В. Формирование основ культуры здорового образа жизни у младших школьников // В сборнике: Проблемы повышения эффективности научной работы в оборонно-промышленном комплексе России. - 2020. - С. 353-355.
Ермошина А.А. Формирование основ культуры здорового образа жизни у младших школьников // В сборнике: Актуальные проблемы развития образования на современном этапе. - Кемерово, 2021. - С. 8-10.
Ибрагимова З.Н. Формирование у младших школьников основ культуры здорового образа жизни // В сборнике: Шаг в науку. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 281-287.
Карпенко А.В., Сибирцева Ж.С. Профилактика вредных привычек как условие формирования основ здорового образа жизни у младших школьников // В сборнике: Новый этап развития науки. - 2017. - С. 117-121.
Котова М.А. Использование занимательных заданий в формировании культуры здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира // Аллея науки. - 2020. - Т. 1. - №5(44). - С. 806-809.
Кугушева Т.В., Кожевников В.Ф. Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у младших школьников средствами метапредметных приемов обучения // В сборнике: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО) и массовый спорт в системе здорового образа жизни населения. - 2019. - С. 292-296.
Кулина К.М. К вопросу о сформированности основ здорового образа жизни младших школьников // В сборнике: Развитие личности в образовательном пространстве. - 2020. - С. 234-239.
Лаврищева Л.Н., Полянская А.И. Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках окружающего мира // В сборнике: Традиции и инновации в начальном образовании. - 2017. - С. 166-168.
Малыгина А.И., Дондокова Р.Б. Некоторые аспекты формирования основ здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности // В сборнике: Традиции и инновации в начальном и дошкольном образовании. - 2019. - С. 71-76.
Маренчук Ю.А. Основы здорового образа жизни: учебное пособие (лабораторный практикум) / Маренчук Ю.А., Рожков С.Ю.. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. — 158 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/99441.html (дата обращения: 06.12.2021).
Махфоз Ю.Н., Лукьянова Л.М. Особенности формирования основ культуры здорового образа жизни у младших школьников // Наука-2020. - 2020. - №4(40). - С. 103-106.
Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник и практикум для академического бакалавриата / Д. Ю. Добротин [и др.]; под общей редакцией М. С. Смирновой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 306 с.
Михайличенко М.В. Основные направления внеурочной деятельности для формирования основ культуры здорового образа жизни у младших школьников // Аллея науки. - 2019. - Т. 1. - №2(29). - С. 911-915.
Михайличенко М.В. Анализ экспериментальной работы по формированию основ культуры здорового образа жизни во внеурочной деятельности у младших школьников// Аллея науки. - 2019. - Т. 1. - №2(29). - С. 816-822.
Пинтусова О.Н. Формирование основ здорового образа жизни у учащихся начальной школы // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. - 2018. - С. 289-292.
Садыкова И.А. Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников в процессе освоения краткосрочного курса «Азбука здоровьесбережения» // В сборнике: Современные научно-практические исследования: обучение и воспитание в начальной школе. - Пермь, 2021. - С.118-124.
Сомова А.А. Формирование основ здорового образа жизни младших школьников в игровой деятельности // В сборнике: Развитие современной науки: тенденции, проблемы, перспективы. - 2020. - С. 199-202.
Суржикова А. Формирование у младших школьников основ здорового образа жизни как педагогическая задача // В сборнике: Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования. - 2019. - С. 275-279.
Тамбовцева В.А., Карамчаков А.Н. Влияние изучения темы «человек» на уроках окружающего мира на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников // В сборнике: Образовательная среда сегодня: теория и практика. - 2017. - С. 54-56.
Тарасова А.А. Изучение основ формирования здорового образа жизни младших школьников // В сборнике: Сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в истории и современности. - 2019. - С. 169-174.
Толмачева Е.Ю. Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира // В сборнике: Молодежь и наука: шаг к успеху. - Курск, 2021. - С. 404-407.
Тухтабаева К.М., Иванова Е.В. Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования у младших школьников основ здорового образа жизни // В сборнике: Воспитание и обучение в современном культурно-образовательном пространстве начальной школы. - 2020. - С. 220-225.
Храмцова К.А., Шишкина К.И. Теоретические аспекты вопроса «Формирования основ здорового образа жизни у младших школьников средствами взаимодействия участников образовательных отношений» // В сборнике: Наука XXI века: взгляд в будущее. - 2019. - С. 752-758.
Царёва Н.М. Формирование основ здорового образа жизни младших школьников через активный досуг // В сборнике: Актуальные проблемы здоровья, физической культуры и спорта на современном этапе. - Саратов, 2019. - С. 56-60.
Чернова В.П., Скурятина Е.И. Формирование культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» // В сборнике: Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития. - 2021. - С. 172-175.