Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся образовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС
Аннотация. В статье проведен анализ формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся образовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС. Рассмотрены Проблемы формирования проектно-исследовательской компетенции. Проведена опытно-экспериментальная работа.
Ключевые слова: проектно-исследовательская компетенция, учащиеся, опытно-экспериментальная работа.
Профилирования в старших классах проектная -исследовательская компетенция делается распространённой категорией среди учащихся в следствии обучения. Так как современное профильное образование в старшей школе подразумевает способность ученика обнаруживать необходимую сведение, исследовать ее, обобщать новые знания в базе ранее освоенного использованного материала и осуществлять профессиональные планы с применением приобретенных сведений. Помимо этого, во минувшие года из-за растущего приоритета людского фактора возросла необходимость в школах в научно обоснованных и в то же время ориентированных на практику и апробированных образовательных
концепциях, которые повышают свойство обучения учеников, которые могут пробудить в них заинтересованность ко своему формированию, которое связано с реализуемыми возможностями средние учебные заведения также сообщества.
Следовательно, следует создать концепцию формирования проектно-исследовательской компетенции, интегрированную в образовательный процедура, не нарушая его единства.
Значимость этого изучения обусловливается [1, с.88]:
1.на общественно-государственном уровне необходимостью подготовки учащихся старших классов к социальной адаптации в обществе и выбору профессии;
2.по социально-педагогическим, ориентация старшеклассников на практическое использование имеющихся знаний, кроме внешного владения ими, на развитие компетентности знаний;
3.на научно-теоретической основе необходимость формирования теоретической базы для формирования проектно-исследовательской компетентности учащихся старших классов;
4.методологические и технологические необходимость изучения надлежащего научно-технического агрегата для результативного развития проектно-исследовательской компетентности учащихся старших классов.
Необходимо выделить, то что, невзирая в принятие значимости трудности развития проектно-исследовательской компетенции школьников, эта тема лишь недавно стала предметом специального исследования. Хотя истоки подходов к организации учебно-исследовательской деятельности в трудах отечественных (В.П. Вахтеров, К.Д. Ушинский, Н.И. Новиков и др.) и зарубежных (Дж. Брунер, Дж. Дьюи, С. Френе и др.) педагогов классиков [2, с.34].
Трудности развития проектно-исследовательской компетенции учащихся старших классов определяется:
потребностью подготовки старшеклассников к активной профессиональной деятельности;
ориентация студентов на формирование компетентности знаний;
необходимость создания теоретической базы для формирования проектно-исследовательской компетентности старшеклассников;
необходимость разработки соответствующего технологического аппарата для эффективного обучения конструкторскому и исследовательскому мастерству старшеклассников.
Историография проблемы включает три основных периода ее становления и развития, каждый из которых характеризуется определенными изменениями в развитии проблемы формирования проектно-исследовательского мастерства старшеклассников.
На первом этапе (с начала 70-х до начала 90-х годов ХХ века) обучение навыкам подхода происходит за рубежом, изучаемая проблема не является предметом научных исследований [4, с.22].
На втором этапе (с начала 90-х до 2000-х гг.). Компетентностный подход проникает в отечественное образование, в педагогических науках появляются первые исследования по формированию у учащихся различных умений, в том числе проектной и исследовательской, преимущественно в сфере образования и в области профессионального образования [4, с.25].
На третьем этапе (с начала XXI века по настоящее время) педагогическое сообщество осознает необходимость целенаправленной тренировки проектно-исследовательской компетентности учащихся старших классов [4, с.28].
В ходе анализа исследуемой трудности было уточнено содержание и сущность понятия «проектно-исследовательская компетенция» старшеклассников, которую мы интерпретируем как вид компетенции, позволяющий продуктивно и личностно реализоваться.
Методологической основой модели формирования проектно-исследовательской компетентности старшеклассников явился системный и компетентностно-активный подход. Основополагающими при ее разработке стали принципы целостности, также структурированности.
Данная форма включает в себя целевой, содержательный, организационно-технологический и диагностико-результативный компоненты; реализуется с учетом принципов творческой активности, компетентностной направленности, интерактивного взаимодействия, проективности, сотворчества, ориентации на личность и обеспечивает поступательный процесс развития сначала проектной (в условиях предпрофильной подготовки), а затем проектно-исследовательской компетенции учащихся старших классов, что в свою очередь способствует осмысленному выбору профиля обучения и формированию индивидуальной образовательной траектории каждого ученика.
Обоснован и экспериментально проверен выделенный комплекс педагогических условий: предоставление проектно-экспериментальной ориентированности нахождения создания; помощь сетного общества, формирующегося во просветительном месте средние учебные заведения; актуализирование отражённой деятельности учащихся; способствующий более эффективной реализации модификации развития проектно-исследовательской компетенции учащихся старших классов.
В результате экспериментальной работы апробирована программа обучения проектно-исследовательским навыкам старшеклассников, в том числе: систему курсов предпрофильной и профильной подготовки, методические рекомендации, обеспечивающие интенсификацию учебно-познавательной, проектно-исследовательской деятельности учащихся старших классов, диагностический инструментарий, позволяющий определить степень форсированности проектно-исследовательской компетенции учащихся; обобщены полученные результаты с помощью методов математической статистики.
Данные, полученные в результате экспериментальной работы, доказали, что форма обучения проектно-исследовательской компетенции учащихся старшеклассников при реализации выбранного комплекса образовательных условий эффективна и может быть успешно использована в различных образовательных учреждениях: в общеобразовательных школах, лицеях, моно- и многопрофильных гимназиях для совершенствования образовательного процесса, и более полной реализации государственных образовательных стандартов.
Таким образом, можно сказать, что цель была достигнута, задачи решены и обоснованность доказана.
При этом исследование может быть продолжено в части изучения мотивации старшеклассников к проектно-исследовательской компетенции в связи с эволюцией условий образовательного пространства школы в рамках требований реформы образования. социальный заказ общества, а также разработка электронного методического ресурса «Школьные проекты для жизни взрослых».
Список литературы:
1. Дементьева, И.В. Педагогические условия формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся в образовательном пространстве школы / И.В. Дементьева // СКНЦ Высшей школы ЮФУ. - Ростов-на-Дону, 2013,-№5-С. 24-30.
2. Дементьева, И.В. Возможности и перспективы педагогического моделирования как одного из направлений современного педагогического поиска / И. В. Дементьева // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — 2013. - № 4(36). — С. 67-69.
3. Дементьева, И.В. Опытно-экспериментальная работа по формированию проектно-исследовательской компетенции учащихся старших классов в образовательном пространстве школы / И.В. Дементьева, Л.М. Семенова // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. — Октябрь 2013, ART 1381. - СПб., 2013г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2013/1381 .htm. - Гос.per. 0421000031.
4. Дементьева, И.В. Возможности педагогического моделирования в решении проблемы формирования проектно-исследовательской компетентности учащихся старших классов / И.В. Дементьева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 10 (21).
5. Дементьева, И.В. Понятия «компетенция» и «компетентность» в формате педагогической теории / И.В. Дементьева // Доклады Казахской Академии образования. - Астана, 2012. -№1-2 - С. 59-65.
6. Дементьева, И.В. Процесс формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся в режиме саморазвития в образовательном пространстве школы / И.В. Дементьева // Доклады Казахской Академии образования. — Астана, 2012. - №3-4 - С. 52-55.
7. Бандурина, И.В. Проектная технология на уроках истории и религиоведения как средство повышения мотивации учащихся / И.В. Бандурина // Вестник института культуры и детства. — Вып. 12. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. кол. P.A. Литвак, H.A. Жернокова. — Челябинск, 2011. — 111 с. — С. 11-18.
8. Бандурина, И.В. Возможности и перспективы элективных курсов и курсов по выбору в современном историческом образовании / И.В. Бандурина // Молодежь в науке и культуре XXI века: Материалы X международного научно-творческого форума. Челябинск, 2—3 ноября 2011, Ч. 2 / Челяб. Гос. Акад. культуры и искусств; сост. Е.В. Швачко. —Челябинск, 2011.— 335 е. —С. 11—15.
9. Бандурина, И.В. Перспективы развития исторического образования посредством элективных курсов / И.В. Бандурина // Психосоциопедагогические аспекты образовательного процесса: традиции, ценности, перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. Бэлц, Республика Молдова, 27 мая 2011 / Госуд. универ. им. «А. Руссо»; ред. кол. В. Прицкан, Г. Пет-ку,-Бэлц, 2011.-216 с.-С. 34-36.
10. Бандурина, И.В. Проектные технологии в профильном гуманитарном образовании: задачи, история внедрения, перспективы развития / И.В. Бандурина // Модернизация системы образования как основа устойчивого развития казахстанского общества: Материалы областных Алтынсаринских педагогических чтений. - Часть III. Костанай, 2011. - 302 с. - С. 209-214.