Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Математика
  3. «Формирование у младших школьников умений учебно-исследовательской деятельности»

«Формирование у младших школьников умений учебно-исследовательской деятельности»

Одной из современных методических проблем организации учебно-воспитательного процесса на уроке математики в младшей школе является массовое внедрение инновационных технологий обучения, которые часто являются заимствованными и не адаптированными к условиям отечественной школы, что приводит к снижению уровня учебных знаний учеников, в частности к ухудшению качества знаний по математике. Безусловно, учитель не может избежать реформаторских изменений в образовании и эти изменения с каждым годом будут глобальными и стремительными. Вместе с тем, современному учителю необходимо научиться выделять базис каждой инновации и проектировать его на основе сформированного национального опыта преподавания математики. Обновления Государственного образовательного стандарта начального общего образования стимулирует учителя к поиску новых направлений совершенствования собственной методической системы преподавания предмета. Учитывая содержание, указанного выше документа, мы можем говорить о приоритетности в выборе инноваций, которые позволят успешно решить методические вопросы: развития умений и навыков личности; применению школьником на практике полученных знаний по различным учебным предметам; успешную адаптацию ребёнка в социуме и профессиональной его самореализации в будущем формированию способностей к коллективной деятельности и самообразованию. Цель работы – обосновать сущность формирования навыков учебно-исследовательской деятельности младших школьников в процессе реализации задач предметной области «Математика». Задачи исследования: 1) проанализировать особенности учебно-исследовательской деятельности младших школьников; 2) рассмотреть содержание и структуру исследовательской деятельности школьников в процессе обучения математике; 3) определить способы организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Математика

Категория

Математика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

«Формирование у младших школьников умений учебно-исследовательской деятельности»

Слободянюк Дарья Николаевна

учитель начальных классов

ГБОУ «ШКОЛА № 60 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРЛОВКА»

ВВЕДЕНИЕ

Одной из современных методических проблем организации учебно-воспитательного процесса на уроке математики в младшей школе является массовое внедрение инновационных технологий обучения, которые часто являются заимствованными и не адаптированными к условиям отечественной школы, что приводит к снижению уровня учебных знаний учеников, в частности к ухудшению качества знаний по математике. Безусловно, учитель не может избежать реформаторских изменений в образовании и эти изменения с каждым годом будут глобальными и стремительными. Вместе с тем, современному учителю необходимо научиться выделять базис каждой инновации и проектировать его на основе сформированного национального опыта преподавания математики. Закономерно значимыми в преподавании математики становятся детализированные аспекты изучаемых явлений, возникает интерес к углубленному изучению сущностных особенностей инноваций в обучении математики, в частности, их структурных составляющих, иерархий, взаимосвязей и видоизменений, которые существенно изменяют сущность самой инновации с точки зрения системного подхода.

Обновления Государственного образовательного стандарта начального общего образования стимулирует учителя к поиску новых направлений совершенствования собственной методической системы преподавания предмета. Учитывая содержание, указанного выше документа, мы можем говорить о приоритетности в выборе инноваций, которые позволят успешно решить методические вопросы: развития умений и навыков личности; применению школьником на практике полученных знаний по различным учебным предметам; успешную адаптацию ребёнка в социуме и профессиональной его самореализации в будущем формированию способностей к коллективной деятельности и самообразованию.

Цель работы – обосновать сущность формирования навыков учебно-исследовательской деятельности младших школьников в процессе реализации задач предметной области «Математика».

Задачиисследования:

1) проанализировать особенности учебно-исследовательской деятельности младших школьников;

2) рассмотреть содержание и структуру исследовательской деятельности школьников в процессе обучения математике;

3) определить способы организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.

.

Особенности учебно-исследовательской деятельности младших школьников

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на понимание окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Во время учебно-исследовательской деятельности создаются условия для формирования исследовательских компетенций школьников, которые охватывают не только соответствующие знания и элементарные исследовательские умения, но и внутреннюю потребность детей в исследовательской деятельности [9].

Значение формирования у учащихся начальной школы исследовательско-поисковых способностей заключается в том, что этап начального обучения является переходным от привычного образа жизни в период дошкольного детства, к младшему, а затем и старшему подростковому возрасту. Основная задача начальной школы – подготовка детей к систематическому и целенаправленному предметному обучению в дальнейшем, воспитание положительной мотивации учения, эмоционально благополучного отношения к школе и учебной работе, формирование познавательных потребностей, интереса и активности, воспитание нравственных качеств и развитие необходимых психофизиологических качеств личности [3].

Для формирования у младших школьников исследовательско-поисковых способностей целесообразно использовать определённые приёмы, это: расширение педагогического поля; стимулирование любознательности; стимулирования познавательного интереса и активности; формирование положительной установки на «неинтересное»; создание ситуации успеха. На уроках учитель может сообщать ученикам интересные факты об обычных предметах, которые нас окружают, тогда у них формируется понимание того, что и в обычных вещах много неизвестного, и его интересно исследовать и познавать [6].

Успешно решить задачу формирования исследовательско-поисковых способностей можно только с учётом особенностей, обусловленных спецификой младшего школьного возраста и характерными для него видами посильной и интересной деятельности. Учебно-исследовательскую деятельность ребёнка важно специально организовывать сразу после начала обучения в школе. Первоначально учитель берёт на себя функцию её организации, последовательно формируя соответствующие действия поиска, моделирования, контроля, оценки. С дальнейшим освоением детьми способов анализа учебного материала учитель сворачивает свои функции, отдельные компоненты деятельности переходят к самим детям. Дети учатся учиться и самостоятельно исследовать окружающий мир [10].

Рассмотрим особенности организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе.

В 1 классе проводятся самостоятельные занятия с включением задач, направленных на овладение общими логическими умениями (сравнение, классификация, обобщение). Поэтому на уроках дети получат представление о свойствах и признаках предмета, о сравнении и классификации, причинах и последствиях. В 1 классе практикуются исследовательские задачи: экспресс-исследования, игра-исследование, мини-исследования, мини-проект исследовательского характера, наблюдения, коллективный учебный диалог, рассмотрение предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассмотрение, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребёнком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ. Работа проходит под руководством учителя. Тематика работ общая. Объём работы небольшой [8].

Второй этап формирования навыков учебно-исследовательской деятельности – второй класс начальной школы –посвящён: приобретению новых представлений об особенностях деятельности исследователя; развитию умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; поддержке инициативы, активности и самостоятельности школьников. На данном этапе используются такие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдение по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности [4].

Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей. В этот период темы могут быть индивидуальными и коллективными. Объём работы немного увеличивается. Со 2 класса с детьми организуются тренировочные занятия и специальные занятия с отработкой этапов исследовательской работы.

Третий этап формирования навыков учебно-исследовательской деятельности соответствует третьему и четвертому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, её средствах и способах, осознании логики исследования и развития исследовательских умений [8].

На третьем этапе идёт повышение сложности учебно-исследовательских задач, переориентация процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, развёртывание и осознанность рассуждений, обобщений и выводов. С учётом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективная реализация и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. В течение всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности в этот период активно используются и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а также домашние исследования школьников. Домашние задания могут выполнятся по собственному желанию школьников. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников организовывается на уроках разной направленности: уроки окружающего мира, литературного чтения, устного народного творчества, трудового обучения [7].

Таким образом, мы определяем учебно-исследовательскую деятельность младших школьников как специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, которая характеризуется целеустремленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознанием. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с разной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учениками субъективного знания с использованием доступных для детей методов исследования. Результатом формирования навыков учебно-исследовательской деятельности является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для ученика знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика.

Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Формирование исследовательских умений в начальной школе является актуальным для современной образовательной практики. Такая деятельность позволяет младшим школьникам пройти путь учёного от выдвижения гипотезы, до её доказательства или опровержения.

Способы организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики

Анализ содержания математического образования в начальной школе показывает, что особое место среди всех математических знаний, которыми должны овладеть учащиеся занимают учебно-исследовательские вопросы, которые существенно влияют на качественное усвоение учащимися школьного курса математики, и способствуют расширению и углублению учебно-исследовательских умений учащихся, развитию математических способностей, воспитанию устойчивого интереса к занятиям математикой.

Для того чтобы поддерживать у учеников интерес к знаниям на уроках математики, необходимо строить обучение на активной основе, через целесообразную исследовательскую деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Приоритет в этом отношении принадлежит проектно-исследовательскому методу. Немецкий педагог А. Флитнер характеризует проектную деятельность как учебный процесс, в котором обязательно участвуют ум, сердце и руки, то есть осмысление самостоятельно добытой информации осуществляется через призму личного отношения к ней и оценку результатов в конечном продукте [11].

Процесс обучения по методу проектов – процесс двусторонний; для успеха обучения нужно не только высокое качество работы учителя, но и активная самостоятельная деятельность учащихся, их желание овладеть переданными учителем знаниями, их неугасающий интерес к обучению. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для её решения определённые знания и умения, в том числе и новые, которые ещё предстоит приобрести, и получить в результате реальный, ощутимый результат [11].

Метод проектов предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, позволяющих решить любую проблему путём самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией (представлением) полученных результатов. С другой стороны, эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Итак, основные требования к использованию метода проектов, в частности при изучении математики: наличие значимой в исследовательском или творческом плане проблемы или задачи, для решения которой требуются интегрированные знания и исследовательский поиск; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; определение конечной цели проектов (совместных, индивидуальных); определение базовых знаний из разных областей, необходимых для работы над проектом; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов (определение проблемы, исследовательских задач, вытекающие из проблемы, выдвижение гипотез относительно их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы); результаты выполненных проектов должны быть материальными, то есть определённым образом оформлены [11].

В ходе проведения исследовательских работ (под руководством учителя) ученик осознает следующие этапы научного познания: постановка проблемы; формирование гипотез решения проблемы (на основе проведённых экспериментов); подтверждение или опровержение гипотез.

Одним из примеров обучения, который позволил бы обучать критическому мышлению, формировать навыки исследовательских и поисковых умений является проблемное обучение. Основная идея проблемного обучения состоит в организации учителем самостоятельной поисковой деятельности учащихся, в процессе которой они усваивают новые знания, развивают общие способности, творческую активность, исследовательские умения и навыки. Главной особенностью проблемного обучения является целенаправленное использование учителем проблемных ситуаций, которые возникают вне его желания (объективных), и ситуаций, которые создаются им специально [5].

Проблемная ситуация – это психическое состояние затруднения, невозможность объяснить факт или решить задачу, опираясь на имеющиеся знания. Преимуществами проблемного обучения являются: возможность привлечения учеников к активной интеллектуальной и практической деятельности, испытывая при этом сильные положительные эмоции (интерес, удовольствие, радость) формируются навыки исследовательской деятельности (поиск, анализ, систематизация, обобщение необходимой информации); развиваются навыки творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы; формируется и накапливается опыт творческой и опытно-поисковой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и прочее) [5].

Целью проблемного обучения является не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого хода процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей. Результатом реализации системы проблемного обучения на уроках математики являются формирование научной целеустремлённости, развитие поисково-исследовательских знаний и умений.

Таким образом, использование методы проектов, проблемного обучения и проблемных ситуаций в процессе обучения младших школьников на уроках математики позволит формировать навыки учебно-исследовательской деятельности учеников.

. Содержание и структура исследовательской деятельности школьников в процессе обучения математике

Согласно Государственного образовательного стандарта начального общего образования, одним из предметных результатов образовательной отрасли «Математика» в начальной школе является приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Для достижения указанной цели предусматривается формирование у учащихся целостного восприятия мира, понимание роли математики в познании действительности; готовности к распознаванию проблем, которые решаются с применением математических методов, способности решать сюжетные задачи, логически рассуждать, обосновывать свои действия и выполнять действия по алгоритму; применять вычислительные навыки в практических ситуациях и понимать сущность процесса измерения величин; интереса к изучению математики, творческого подхода и эмоционально-ценностного отношения к выполнению математических задач; умение учиться [1].

О. М. Куликова предлагает проводить подготовку младших школьников к осуществлению исследовательской деятельности постепенно. Так, в 1-м классе при работе над разделом «Счёт. Свойства предметов. Пространственные отношения» «целесообразно проводить занятия с включением задач, направленных на овладение общими логическими умениями (сравнение, классификация, обобщение) и проводить краткосрочные мини-исследования.

Во 2-м классе при работе над задачами раздела «Таблицы сложения и вычитания. Задачи в двух действиях. Скобки» «младшим школьникам следует предлагать задачи, которые формируют умение проявлять различные признаки предмета, составление последовательности действий, определения причинно-следственных связей» [2]. Также во 2-м классе учеников целесообразно обучать приёмам наблюдения и описания исследуемых объектов. Поэтому работу по проведению краткосрочных исследований следует продолжать.

В 3-м классе при овладении задачами раздела «Табличное умножение и деление» младшие школьники могут переходить к самостоятельным длительным исследованиям с применением приобретённых знаний и умений, а именно: осуществлять поиск информации, выделять главное, формулировать определения, проводить простые опыты, опросы, анкетирование, наблюдать, составлять доклады. Ход исследования обсуждается с учителем, учитель выступает в роли консультанта.

В 4-м классе работа по развитию исследовательских умений проводится в форме индивидуальной работы с младшими школьниками [2].. Исследовательские задачи можно предлагать на основе тем «Площадь фигуры. Единицы измерения площади», «Дроби» и др.

Исследовательские умения младших школьников помогают не только получить новые знания из разных областей, но и овладеть универсальным способом познания окружающего мира. По мнению учителей-практиков и моему личному опыту в каждой текстовой задаче в учебниках по математике можно найти проблему, над которой младший школьник может задуматься, если учитель не будет предлагать готовые способы решения задач того или иного вида. Решение составных текстовых задач, сравнение выражений, требующие использования известных ученикам закономерностей в новых условиях, упражнения геометрического содержания следует использовать для постановки перед учащимися задач проблемного характера [3].

Так, например, при работе с геометрическим материалом при изучении многоугольников в 1-м классе можно предложить детям плакат, на котором изображены несколько треугольников, четырехугольников и пятиугольников. Фигуры на плакате не сгруппированы, но каждая группа многоугольников имеет свой цвет. Учитель сообщает, что, например, фигуры синего цвета называются треугольниками, желтого – четырехугольник, а красного – пятиугольниками и спрашивает у учеников, почему группы фигур имеют именно эти названия. В результате сопоставлений, сравнений и рассуждений ученики приходят к определённому заключению.

При рассмотрении двух примеров 25 + 7х3 = 96 и 25 + 7х3 = 46 у младших школьников возникает недоумение. Они самостоятельно приходят к выводу, что результат вычислений зависит от того, в каком порядке были выполнены действия умножения и сложения. Естественно возникает проблемный вопрос, как записывать примеры, чтобы правильно выполнять вычисления. В результате размышлений ученики приходят к понятию скобок.

При решении нового вида составленной текстовой задачи, содержащей уже известные учащимся простые задачи, от младших школьников требуется изучение фактов (анализ условия, выделение данных, осознание вопроса задачи), выявление промежуточных неизвестных данных (связи, существующие между ответом и искомым), составление плана деятельности (план решения задачи), причём на этом этапе могут возникнуть новые идеи по решению задачи, и найдены различные способы её решения, осуществление этого плана, формулировка ответа и выполнение проверки решения. Все эти шаги свойственны исследовательскому подходу к обучению.

Для организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики целесообразно использовать следующие типы задач: с несформулированными вопросами; с недостающими данными; с лишними данными; с несколькими решениями; с меняющимся содержанием; на понимание, логическое мышление. Однако, как отмечают учителя-практики, такие элементы математического материала, как вся конкретная информация, содержащая цифровые и качественные данные, факты, которые нельзя «открыть», все задачи, решаемые по образцу, по алгоритму, по известному способу, не могут служить основой для организации исследовательской деятельности [3, 7].

Ещё одним видом задач для организации исследовательской деятельности младших школьников на уроке математики могут служить математические паралогизмы, софизмы и парадоксы. При разработке таких задач ученики наблюдают, анализируют данные, делают предположение, выдвигают гипотезы, высказывают своё мнение и доказывают его. Нахождение и осознание ошибок при выполнении таких задач предотвращает их повторение в математических рассуждениях в других ситуациях. Исследование математических паралогизмов, софизмов, отыскивание (без помощи учителя) ошибок в рассуждениях, обоснование ошибочности утверждения являются прекрасными упражнениями для формирования навыков учебно-исследовательской деятельности [2].

Для организации учебно-исследовательской деятельности на уроках математики в начальной школе целесообразно подбирать нестандартные задачи-исследования числовых закономерностей. На уроках математики можно предложить учащимся исследовать многозначное число, ряд чисел, сумму, разность, произведение, часть.

Так, например, при исследовании многозначного числа младшим школьникам можно предложить следующие задачи: как определить количество единиц первого, второго классов, найти сумму чисел каждого разряда; проанализировать записи чисел; определив одинаковые цифры, составить из них двусмысленные, трёхзначные числа, умножить и разделить их на одно и то же число; определить закономерности в увеличении и уменьшении чисел. После выполнения каждого шага при вычислениях целесообразно спрашивать у учащихся, что интересного они заметили в записях чисел [6].

При исследовании ряда чисел целесообразно предложить школьникам продолжить этот ряд влево и вправо с определённой закономерностью, которую можно обнаружить в представленном ряде чисел, составить уравнение с числами, выявить закономерности в увеличении или уменьшении чисел. При работе с примерами можно предложить младшим школьникам выписать все двузначные числа, определить общее в числах и разделить их на группы (например, чётные и нечётные), расположить числа в порядке возрастания или убывания и определить закономерность в их изменении, найти пары чисел, при составлении которых не будет перехода через разряд, при которых в сумме будет круглое число и тому подобное.

Также целесообразно организовывать с учениками и практико-ориентированные исследования. Так, например, при изучении площади фигур можно предложить ученикам определить количество рулонов обоев для оклеивания собственной или классной комнаты. При отработке задач определённого типа можно предложить младшим школьникам самостоятельно составить подобные задачи на одно, два, три действия [9].

Таким образом, учебно-исследовательская деятельность является высшей формой самообразовательной деятельности ученика. Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что именно исследовательская деятельность развивает у учащихся способность к творческому самостоятельному мышлению. Учебный материал школьного курса математики позволяет создавать проблемные ситуации, которые способствуют активизации самостоятельной творческой деятельности учащихся. Для того чтобы младшие школьники активно приобщились к учебно-исследовательской деятельности, учитель должен избегать предоставления ученикам готовых способов действий при решении тех или иных типов задач.

Выводы

Рассмотрев вопросы формирования навыков учебно-исследовательской деятельности младших школьников в процессе реализации задач предметной области «Математика», можно сделать вывод о том, что особенность учебно-исследовательской деятельности младших школьников заключается в том, что данная деятельность является творческой, направленной на понимание окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Структуру и содержание исследовательской деятельности школьников в процессе обучения математике составляют проблемные ситуации, задачи, которые способствуют активизации самостоятельной творческой деятельности учащихся.

Среди наиболее часто используемых в современной педагогической практике и наиболее эффективных способов организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики выделают: метод проектов, исследовательские работы, метод проблемного обучения, создание проблемных ситуаций. Каждый из данных методов имеет свою структуру и особенности применения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Об утверждении Государственного стандарта основного общего образования на 2015-2017 гг. [Текст] : приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17 июня 2015 г. № 327 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doc.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2015/08/PrikazMinObraz_N327_17072015s_prilogeniem.pdf

  1. Альмагамбетова Л. С. Формирование компонентов учебной деятельности младших школьников при обучении математике / Л. С. Альмагамбетова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2013. – №3. – С. 19-22.

  2. Бадмаева М. Г. Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников / М. Г. Бадмаева // Российское образование за рубежом: традиции, современность и перспективы Сборник материалов научно-практической конференции. Редколлегия: Н. В. Фалилеева, Н. В. Самсонова, Т. А. Витульева. – 2017. – С. 4-8.

  3. Бурзалова Т. В. Учебно-исследовательская деятельность учащихся профильных классов как важный фактор воспитания / Т. В. Бурзалова // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. – 2013. – №15. – С.24-27.

  4. Винокуров А. К. Организация поисково-исследовательской работы младших школьников / А. К. Винокуров // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – №3. – С. 56-58.

  5. Гаффарова Г. И. Формирование научно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики / Г. И. Гаффарова, Н. Г. Шмелева // Практическая педагогика и психология: методы и технологии. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 84-86.

  6. Кирилина М. А. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе реализации технологии проблемного обучения / М. А. Кирилина // Вестник Пензенского государственного университета. – 2015. – №1 (9). – С. 31-35.

  7. Клещева И. В. Развитие мотивации учащихся к учебно-исследовательской деятельности / И. В. Клещева // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. – 2014. – №1 (4). – С. 65-69.

  8. Корнева Г. Н. Исследовательская деятельность младших школьников / Г. Н. Корнева, Р. В. Удовина // Символ науки. – 2015. – №7. – С. 133-135.

  9. Соловьёва Л. Г. Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников / Л. Г. Соловьёва, Г. В. Ногина // Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях материалы Всероссийской научно-практической конференции. Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет». – 2013. – С. 54-59.

  10. Федина Л. С. Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе как фактор повышения уровня учебной мотивации школьников / Л. С. Федина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2015. – №4. – С. 7-9.

Приложение 1.1

Меры длины в Древней Руси




Приложение 1.2

Единицы длины

Миллиметр

Сантиметр

Дециметр

Метр

Километр

Приложение 1.3




САНТИМЕТР – СМ


Источник: Максимова Е. Е. Учебная исследовательская деятельность на уроках математики как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / Е. Е. Максимова // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2014/07/10/issledovatelskaya-deyatelnost-na-uroke-matematiki-1-kl. Дата обращения: 20.05.2018.

Приложение 2

Примеры заданий на уроках математики для учеников младших классов, направленные на развитие учебно-исследовательской деятельности

Задание 1. Предлагается ребятам в группах по 4 человека выполнить задание. У каждого ученика по два равных прямоугольных треугольника. Из двух прямоугольных треугольников составить четырехугольник. Найти различные способы решения данного задания.

– Как вы думаете, какая фигура здесь лишняя? Почему вы считаете лишней фигурой?

Здесь мнения учащихся расходятся. Кто-то выделяет 1 фигуру, другие 4-ю фигуру. Выяснить, что представляет каждая из фигур. Чем отличается 1-я фигура, а чем 4-я?

Оказывается, что первые три фигуры ребятам знакомы, а вот последнюю фигуру они не знают. При обращении к учебнику, данную фигуру не находят.

Таким образом, вводится новая фигура – дельтоид, которая не изучается в школьном курсе. Учащиеся параллельно с остальными четырехугольниками исследуют и данную фигуру.

Задание 2.

Источник: Ларионова В. И. Организация исследовательской работы учащихся на уроках математики / В. И. Ларионова // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://pedsovet.su/publ/173-1-0-5402. Дата обращения: 20.05.2018.

Приложение 3

Фрагмент урока по теме «Треугольник» в 1 классе

На доске модели геометрических фигур.

– Посмотрите на доску. Определите, под какими номерами треугольники?

– Как вы находите треугольники, по каким признакам?

– Что надо сравнивать у фигур, чтобы доказать, что выбран именно треугольник?

1. Сложите треугольник из счётных палочек.

– А как вы думаете – из любых трёх палочек можно сложить треугольник?

– Давайте проверим. (У детей наборы полосок разной длины.)

– Получилось? Почему?

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: Треугольник можно сложить не из всяких палочек.

– Что нужно знать для того, чтобы из трёх взятых палочек сложить треугольник? (Какие бы две палочки из трёх не взяли, они вместе должны быть длиннее третьей.)

2. Сложите треугольник из палочек.

– Что нужно проверить? (Любые две из этих палочек вместе длиннее третьей.)

3. Подберите три такие палочки, из которых нельзя сложить треугольник.

– Скажите: почему из них не получился треугольник?

4. А из трёх одинаковых палочек всегда можно сложить треугольник?

– Что можно сказать о его сторонах?

– Правильно. У него все стороны равны друг другу.

– А кто может сказать, как называется такой треугольник?

5. Работа в парах

– Изготовьте каркас равностороннего треугольника из спичек и пластилина.

– Наложите получившиеся треугольники друг на друга.

– Что вы можете сказать об углах этих треугольников?»

Источник: Алексеева Г.Н. Исследовательские задания на уроках математики // Совушка. 2016. №3(5). URL:http://kssovushka.ru/zhurnal/5/ (дата обращения: 20.05.2018.

18

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

ПРОГРАММА «АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА К ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ» Цель программы Предупреждение и преодоление трудностей в учебе учащихся 5 – классов, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в 5 класс. Задачи Программы: 1. обеспечить ученикам, пришедшим из начальной школы в 5 класс, эмоциональный комфорт в новых условиях обучения; 2. увеличивать потенциал самостоятельности в процессе выполнения требований учителей-предметников; 3. помочь принять новую социальную роль – ученика основной школы; 4. принять «новых» учителей. 5. повышать уровень педагогической компетентности родителей. 6. сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера 7.формировать устойчивую учебную мотивации; 8.формировать адекватные формы поведения в новых школьных ситуациях;
0 ₽
Одной из современных методических проблем организации учебно-воспитательного процесса на уроке математики в младшей школе является массовое внедрение инновационных технологий обучения, которые часто являются заимствованными и не адаптированными к условиям отечественной школы, что приводит к снижению уровня учебных знаний учеников, в частности к ухудшению качества знаний по математике. Безусловно, учитель не может избежать реформаторских изменений в образовании и эти изменения с каждым годом будут глобальными и стремительными. Вместе с тем, современному учителю необходимо научиться выделять базис каждой инновации и проектировать его на основе сформированного национального опыта преподавания математики. Обновления Государственного образовательного стандарта начального общего образования стимулирует учителя к поиску новых направлений совершенствования собственной методической системы преподавания предмета. Учитывая содержание, указанного выше документа, мы можем говорить о приоритетности в выборе инноваций, которые позволят успешно решить методические вопросы: развития умений и навыков личности; применению школьником на практике полученных знаний по различным учебным предметам; успешную адаптацию ребёнка в социуме и профессиональной его самореализации в будущем формированию способностей к коллективной деятельности и самообразованию. Цель работы – обосновать сущность формирования навыков учебно-исследовательской деятельности младших школьников в процессе реализации задач предметной области «Математика». Задачи исследования: 1) проанализировать особенности учебно-исследовательской деятельности младших школьников; 2) рассмотреть содержание и структуру исследовательской деятельности школьников в процессе обучения математике; 3) определить способы организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.
0 ₽