ПРОГРАММА
«АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
К ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
Составила
учитель начальных классов
ГБОУ «ШКОЛА № 60 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРЛОВКА»
Слободянюк Д.Н.
Введение
Под школьной адаптацией мы понимаем процесс и результат приспособления учащегося к изменяющимся условиям школьной среды, позволяющие ему при сохранении здоровья удовлетворить свои потребности.
Школа стремится с одной стороны максимально адаптироваться к учащимся с индивидуальными особенностями, с другой стороны гибко реагировать на социокультурные изменения происходящие в нашей жизни. Главным итогом двухсторонней деятельности является адаптация детей к быстро меняющейся жизни.
В процессе школьного обучения ребёнок проходит три переломных момента:
1. Поступление в первый класс
2. Переход из начальной школы в основную (5 класс)
3. Переход из основной школы в старшую (10 класс)
Каждый из этапов имеет свои сложности. Для нас сейчас актуален переход из начальной школы в основную.(5 класс)
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
• сменой социальной обстановки
• изменением роли учащегося
• увеличением учебной нагрузки (не один учитель, а несколько)
• увеличением темпа работы (дети пишут медленно)
• изменением режима дня
• изменением коллектива
• разностью систем и форм обучения
• различием требований со стороны учителей-предметников
• изменением стиля общения учителей с детьми
Цель программы
Предупреждение и преодоление трудностей в учебе учащихся 5 – классов, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в 5 класс.
Задачи Программы:
1. обеспечить ученикам, пришедшим из начальной школы в 5 класс, эмоциональный комфорт в новых условиях обучения;
2. увеличивать потенциал самостоятельности в процессе выполнения требований учителей-предметников;
3. помочь принять новую социальную роль – ученика основной школы;
4. принять «новых» учителей.
5. повышать уровень педагогической компетентности родителей.
6. сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера
7.формироватьустойчивую учебную мотивации;
8.формировать адекватные формы поведения в новых школьных ситуациях;
Принцип реализации программы
Реализация программы базируется на следующих принципах:
- Программно –целевой подход, который предусматривает единую систему планирования и общее своевременное внесение корректив в планы.
- Обеспеченность участников данного процесса информацией про ход реализации Программы .
- Участие в решении задач Программы всех субъектов обучающего процесса
Актуальность программы.
Причины неуспеваемости при переходе в 5-й класс:
Физиологические изменения. Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.
Неуверенность в себе. Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях “переходит” с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать. Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий. Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки. Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.
Личные проблемы.Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога, и др.
Отсутствие способностей. Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.
Отсутствие интереса. Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.
Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.
Разгадывание кроссвордов требует наличия определенных знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.
Отправляясь с детьми в путешествие, или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.
Таким образом, чтобы помочь ребенку в адаптации к новым условиям, учителя и родители должны учитывать все моменты сложившейся ситуации. Необходимо оказывать психологическую поддержку ребенку не только в период адаптации, но и в течение всего периода обучения.
Система мер по реализации программы “Преемственность”
Начальная школа – основная школа
Содержание работы | Время проведения | Ответственные |
Воспитание самостоятельности , самоконтроля у учащихся 4 класса путем выполнения обязанностей в классе( РостОк, дежурство),проведение бесед с родителями на тему « Доверяйте своим детям»на основе анкетирования .(Анкета прилагается) | В течении года | Классный руководитель 4 класс |
Посещение уроков в 4 классе учителями -предметниками с целью определения уровня учебных достижений | Январь-апрель | Классный руководитель 4 класс |
ШМО учителей начальных классов с учителями естественно – математического цикла и гуманитариев « круглый стол» “Готовность учащихся выпускного начального класса к переходу в среднее звено”. Цель : Корректировка и уточнение программных требований в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю | Апрель | ШМО учителей начальных классов с учителями естественно – математического цикла и гуманитариев. |
Итоговые контрольные работы в 4-х классах по русскому языку, математике и литературному чтению. Совместный анализ работ с учителями естественно – математического цикла и гуманитариями. | Апрель-май | Классный руководитель 4 класс . учителямя естественно – математического цикла и гуманитарии. |
Совместное заседание ШМО учителей начальной школы и основной школы по итогам контрольных работ | Май | ШМО учителей начальных классов с учителями естественно – математического цикла и гуманитариев. |
Диагностика готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено | Март-апрель | Педагог-психолог |
Знакомство учащихся начальных классов с учебным процессом в среднем звене (деловая игра . ) | Январь-май | Классный руководитель 4 класс |
Совместное мероприятие учащихся 4 класса и 5 класса . Классный часс на тему нравственного воспитания | апрель | Классный руководитель 4 класс .,классный руководитель5 класса |
Итоговое родительское собрание. Цель: “Особенности адаптации пятиклассников” | Май | Классный руководитель 4 класс ., Педагог-психолог |
Подготовка и проведение выпускного праздника в выпускном классе. | Май | Классный руководитель 4 класс . родители учеников 4 класса |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендации родителям.
1.Уважайте ребенка как личность.
2.Развивайте и поддерживайте интерес ребенка к обучению.
3.Поощряйте успехи, не акцентируйте внимание на неудачах при обучении.
4.Радуйтесь Вашему ребенку!
5.Установите четкие требования к ребенку.
6.Будьте терпеливы!!!
7.Поощряйте игры с другими детьми.
8.Будьте примером для ребенка!
9.Не теряйте чувства юмора.
10.Не следует критиковать ребенка в присутствии других людей!
11 Не сравнивайте ребенка с другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами.
Уважаемые мамы и папы!
Если вы испытываете чувство озабоченности или беспокойство в отношении своего пятиклассника, то мы рады предложить вам эти рекомендации, как средство, которое поможет решить некоторые проблемы.
Формирование учебной мотивации
Не мешайте подростку учиться самостоятельно. Только в процессе самостоятельных открытий, «озарений» у него появится желание учиться дальше. Радость от постижения нового – самый лучший мотивирующий фактор.
Учебный труд интересен только тогда, когда он разнообразен. Не повторяйте дома школьную систему. Пусть подросток сам организует свой учебный труд дома, как ему нравится, сам решит, как обставить свой рабочий уголок, как организовать свое рабочее время.
Любой человек выполняет деятельность с удовольствием только тогда, он когда понимает, для чего это нужно. Ребенок не знает, где ему могут пригодиться знания по природоведению? Покажите эту область. Причем, желательно, чтобы знания были востребованы именно сегодня, так понимание того, что эти знания будут нужны через несколько лет, не являются мотивирующим фактором.
Покупайте интересные книги («Занимательная физика», «Занимательная геометрия»), справочники то разным учебным дисциплинам. Может быть, через интерес к этим книгам сформируется и интерес к предмету в целом. Еще Л.Фейербах утверждал: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума».
Не спешите облегчить труд подростка (сделать за него домашнее задание, потребовать от учителя отменить какой-либо вид работы). Но и не заставляйте ребенка переделывать задание, выполнять нудную монотонную работу, заучивать дополнительно трудный, непонятный материал. Помните, что ни слишком трудный, ни слишком легкий материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
Вселяйте в ребенка уверенность, что у него все непременно получится. Рассказывайте о том, какие проблемы в учебе возникали в детстве у вас. Если ребенок не верит в свои силы, то у него формируется обученная беспомощность, то есть он не в силах выполнять деятельность успешно.
Ни в коем случае не наказывайте ребенка за неудачи в учебе. Это не способствует повышению мотивации.
В этом возрасте начинают проявляться интересы, учение ребенка становится избирательным: на любимые предметы он тратит больше времени, на нелюбимые меньше. Не мешайте ему самоопределяться. Если он успешен в чем-то одном, готов заниматься этим предметом часами, это уже хорошо. Усвоить все предметы одинаково хорошо очень сложно.
Ребенку нравится только то, что он знает хорошо, что ему удается. Иногда отсутствие интереса к какому-либо предмету связано с тем, что у ребенка очень много пробелов в знаниях. Это мешает ему усвоить дальнейший материал. Помогите ребенку восполнить эти пробелы.
Помните: если подросток проявляет нежелание учиться – это не каприз, а крик о помощи. Не ругайте, а выясните причины такого поведения.
Рекомендации классному руководителю:
1. Создавать благоприятную атмосферу на уроках
2. Формировать потребность учащихся в получении знаний
3. Создавать ситуации успеха на уроках
4. Поощрять творческую активность учащихся
5. Повышать уровень самооценки учащихся
6. Оказывать психологическую поддержку учащимся в процессе обучения
7. Осуществлять индивидуальный подход в обучении
8. Стремиться к взаимопониманию в коллективе
9. Создать благоприятный климат в классном коллективе.
10.Формировать правильное отношение к мнению окружающих.
11.Способствовать сплочению классного коллектива.
12.Повышать уровень мотивации к учению, школе.
13.Способствовать развитию доверительных, дружелюбных отношений между учащимися и учителями, формировать благоприятные взаимоотношения учащихся и учителей
14.Способствовать самораскрытию и самовыражению учащихся, как на уроках, так и во внеурочное время
15.Объективно оценивать способности и возможности учащихся
16.Оказывать психологическую поддержку учащимся в ситуациях проверки знаний
17.Осуществлять индивидуальный подход в обучении и общении с учащимися
Рекомендации учителю, работающему с пятиклассниками.
Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
Уделять особое внимание организации учебного процесса:
готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
правильность оформления тетради, различных видов работ;
требования к ведению дневника.
Сделать нормой единые дисциплинарные требования:
начинать уроки со звонком;
готовиться к уроку на перемене;
прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;
поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа;
отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.
Урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей.
Домашнее задание не оставляем на самый конец урока его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.
Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку.
На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений.
Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.
Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися, убеждать в целесообразности.
Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний (найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей), контролируйте своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе, ежедневно в конце учебного дня в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.
Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.
Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.
Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным». Учитесь учить не уча.
Итоговое родительское собрание в 4 классе
Присутствуют: Классный руководитель 4 класс Слободянюк Д.Н.,родители учащихся 4 класса, педагог-психолог Кобылянская А.Н.
Цель:
- ознакомить родителей с возможными трудностями, возникающими у детей при переходе в 5 класс,
- раскрыть особенности обучения в среднем звене школы.
Ход собрания
Вступительное слово Слободянюк Д.Н.
Вот и заканчивается обучение ваших детей в 4 классе. Впереди – переход в 5 класс, на вторую ступень обучения.
Притча о путнике и проводнике
Один путник оказался в незнакомой стране перед высокой горой. Ему надо было перейти через нее, но он понимал, что ему нужен проводник. Проводник пришел, и перед тем, как начать путь, он сказал:
- Прежде всего, мы должны договориться с тобой о взаимном уважении: я уважаю тебя и твой путь, а ты уважаешь меня и мой опыт.
Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но именно эту гору я вижу впервые. Поэтому не теряй бдительности, будь так же внимателен, как и я. Я могу только идти рядом с тобой, но ноги за тебя я передвигать не могу. Если ты не захочешь пойти по пути, предложенному мной – это будет твой выбор.
В горах холодно, поэтому я не стану затягивать наш путь. Я с тобой временно. Я покину тебя, как только пойму, что дальше ты сможешь идти сам к той цели, которую себе наметил.
И последнее. Я никому не расскажу, что я покорял с тобой эту гору.
И они отправились в путь. Это было нелегко, были и отчаяние, и новая надежда. А незадолго от вершины проводник покинул путника. И он дошел, и увидел восход Солнца. А с другой стороны горы оказался цветущий сад.
Пятый класс для ребёнка — это довольно сложный этап в его личностном и эмоциональном взрослении. Это этап изменений, затрагивающий не только личностные особенности ребёнка, но и все его психические функции и состояния. В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.
Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни».
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке.
Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом.
В чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги. Рассмотрим некоторые из таких «камней».
Камень 1: изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно.
При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы. За первые дни, недели в школе ребенок привыкает к новой системе, постепенно адаптируется.
Камень 2: изменение требований. Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. И т.д. Как быть в этом случае? Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые по началу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» - норма вещей. Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.
Камень 3: отсутствие контроля. Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши. Учитель мог отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся.
Вам, родители, нужно стараться быть более терпеливыми. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. При возможности помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет). Расскажите об особенностях своего ребенка.
Камень 4: пробелы в знаниях. Не усвоив тему в пятом классе, ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний.
Что же делать? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяют при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости стоит, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания, поскольку и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали – все это поможет разбору и усвоению материала. Или обратитесь за этой помощью к учителю.
С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройденного в начальной школе.
Но, с другой стороны, …
Существенные психологические изменения 5-го класса:
➢ занятия теперь проходят в в разных кабинетах.
➢ В расписании появились названия незнакомых предметов (алгебра, физика, история).
➢ И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель.
Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.
Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя.
3. Выступление педагога- психолога Кобылянская А.Н.
Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. .
Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому.
Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только способствовал повышению качества их обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной ориентации.
Именно возможность для ребенка начать учебную жизнь сначала и является ключевым положительным моментом перехода в среднюю школу. Но сделать это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и родителей.
Какую же помощь могут оказать родители своим детям в период адаптации?
➢ В период адаптации обеспечьте ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте режим,
➢ Основное внимание уделяйте развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
➢ На первых порах помогайте и в подготовке домашних заданий, в преодолении трудностей в учебе.
➢ Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка каждый день, а не только в конце недели.
➢ Не ждите следующего родительского собрания. Найдите время подойти к классному руководителю.
➢ Если возникла проблемная ситуация, никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не спешите выносить поспешный приговор. Лучше отправляйтесь в школу и вместе с учителем разрешите возникшую ситуацию. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает, прежде всего, не школа, а семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.
Притча Мудрец и бабочка
Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».
То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках» Желаем удачи!
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Прошу Вас ответить на несколько вопросов, касающихся Вашего ребенка. Выберите один или несколько предлагаемых вариантов ответа.
1. Что Вы понимаете под словом «самостоятельность»?
А) Личная ответственность за свою деятельность и поведение.
Б) Способность действовать без чьего-либо вмешательства.
В) Умение жить без посторонней помощи.
Г) Другое (укажите) _______________________________________
2. Какие качества, на ваш взгляд, характеризуют самостоятельную личность?
А) Инициативность, решительность.
Б) Смелость, ответственность.
В) Принципиальность, настойчивость.
Г) Другое (укажите) _______________________________________
3.В чем, по- вашему мнению, заключается главная задача воспитателя при формировании самостоятельности у детей младшего школьного возраста?
А) Включение детей в трудовую деятельность.
Б) Учет возрастных особенностей детей, способствующих развитию самостоятельности.
В) Другое (укажите) _______________________________________
Г) Я не задумывался о данной проблеме.
4. Какого характера поручения Вы даете своему ребенку?
А) Убрать в своей комнате.
Б) Сходить в магазин за продуктами.
В) Другое (укажите) _______________________________________
Г) Никаких, не считаю нужным это делать.
5. В какой совместной деятельности Вы позволяете своему ребенку проявить инициативу?
А) В играх.
Б) В приготовлении обеда, ужина и т.д.
В) Другое (укажите) _______________________________________
Г) Ни в какой, он еще маленький.
6. Какое решение Вы позволите принять ребенку самостоятельно?
А) Выбрать одежду, которую он наденет в школу.
Б) Общаться с теми детьми, с которыми он хочет.
В) Другое (укажите) _______________________________________
Г) Все решения за него принимают взрослые.
7.Какое важное дело Вы бы доверили своему ребенку?
А) Присмотреть за младшим ребенком, пока родителей нет дома.
Б) Приготовить обед.
В) Другое (укажите) _______________________________________
Г) Никакого, будет лучше, если я сам это сделаю.
8. Какие действия Вы делаете за ребенка?
А) Собираю его портфель.
Б) Выполняю домашнее задание, если он не справляется.
В) Другое (укажите) _______________________________________
Г) Я лишь помогаю ему, основные дела он делает самостоятельно.
9. Как вы отнесетесь к тому, если ваш ребенок не будет обладать навыками самообслуживания?
А) Нормально, всегда есть кто-то из взрослых, кто уберет за ним игрушки, помоет посуду, заправит постель.
Б) Отрицательно, так как это посильные для младших школьников обязанности.
В) Другое (укажите) _______________________________________
Г) Не задумывался над этим.
10. Какой интерес проявляет Ваш ребенок к труду взрослых?
А) Интересуется, нужна ли помощь родителям.
Б) Без напоминания взрослых выполняет домашние обязанности.
В) Изредка помогает по дому.
Г) Другое (укажите) _______________________________________
Литература для работы по программ
Активные методы в работе школьного психолога./Сб. научных трудов. – М., 1990.
Алан Дж. Ландшафт детской души. – СПб., Минск, 1997.
Гин С. Мир человека. – М., 2003.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
Кряжева Н.Л.Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.
Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999.
Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. – М. :Эксмо, 2009.
Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М., 1997.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373/.
Фопель К.Как научить детей сотрудничать? Ч. 1-4. – М., 1998.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М, 2010.
Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб., 1996.