Администрация города Магнитогорска Челябинской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4» города Магнитогорска
455026, Челябинская область, Магнитогорск, Суворова, 110
+7(3519)20-25-85\
Формы и приёмы работы над выполнением
третьего и четвёртого задания итогового собеседования.
Подготовила:
Учитель русского языка и литературы
Астафьева Т.В.
Магнитогорск
2024
В мире современных технических достижений умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, самовыражения. Введение устного собеседования позволяет оценить не только то, насколько хорошо или плохо ученик усвоил школьную программу, но и то, как он умеет строить высказывания, доносить свои мысли до окружающих, доказывать свою точку зрения.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность - сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Как известно, в устном собеседовании четыре задания мы сегодня рассмотрим:
3.Создание монолога по заданной теме.
4.Участие в диалоге.
На первый взгляд, кажется, что задания несложные, и большинство выпускников должны с ними справиться. Но опыт показывает, что это не так. Поэтому нужно вести целенаправленную каждодневную работу в этом направлении, и не только на уроках русского языка и литературы.
Чтобы весь процесс подготовки к экзаменам был полноценным, необходимо познакомить учащихся в первую очередь с системой оценивания экзаменационной работы. Мы с моими учащимися завели отдельные папки для подготовки к устному собеседованию и письменному экзамену. На первой странице этих папок – требования, критерии оценивания, проработанные варианты, сайты для самостоятельной работы.
Выполняя 3 и 4 задания, в процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование, рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка нужно уделять особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению.
Определены следующие тематические направления: музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся. Другой вопрос возникает, насколько кругозор некоторых учащихся может позволить свободно не только беседовать, но и высказать свое мнение по некоторым темам. Необходимо обратить внимание детей и на то, что экзаменационные задания опираются на их личный жизненный опыт и результат зависит во многом и от него. Для облегчения работы совместно с учащимися составляем памятку к речевому оформлению монологического высказывания:
Определи основную мысль высказывания.
Продумай план ответа.
Определи ключевые слова-помощники.
Помни об объёме высказывания (не менее 10 фраз).
Используй разнообразные синтаксические конструкции.
Постарайся использовать изобразительно-выразительные средства.
Вырази собственное отношение к проблеме высказывания.
Рекомендации:
1. Определи основную мысль будущего описания. Подумай: что главное ты хочешь донести до адресата; зачем (цель выступления), для кого и что именно ты будешь говорить.
2. Определи ключевые слова, опираясь на которые ты будешь строить своё выступление (главное в выступлении).
Композиция монологического высказывания:
Требования:
1. Обязательное использование изобразительных средств (эпитеты, сравнения, оценочная лексика, прилагательные и др.)
2. Не допускается использование говорящим односложных фраз. Предложения должны включать различные синтаксические конструкции: однородные члены, причастные, деепричастные, сравнительные обороты; вводные слова со значением порядка изложения мыслей (во-первых, во-вторых), с оценкой говорящего (конечно, к сожалению, я надеюсь и т.д.); вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и предложения.
3. В описании картины или фотографии нужно отметить: Передний и задний план, перспективу, цветовой ряд: краски, оттенки, настроение, предметный ряд, персонажи и предметы.
4. В заключении высказывания выступающий подводит итог: о чём напомнила картина; какие ассоциации вызвала, какие планы возникли.
В качестве домашнего задания предлагаю учащимся подобрать картинку и составить тезисы для монолога.
Отрабатывая навыки составления текста-повествования, предлагаю поучаствовать в творческой мастерской, работая в группах.
1 группа - расскажите о выходном дне, который запомнился вам больше всего,
2 группа - расскажите о своём лучшем друге,
3 группа - расскажите о ваших занятиях спортом,
4 группа - расскажите об экскурсии с классом,
5 группа - расскажите о запомнившемся школьном мероприятии,
6 группа - расскажите об одном из домашних праздников.
Речевые упражнения для неподготовленной монологической речи на уроках:
1. Придумывание заголовка и его обоснование;
2. Описание картины;
3. Составление ситуации с опорой на жизненный опыт или прочитанное;
4. Обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
5. Характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.);
6. Оценка прослушанного и прочитанного;
7. Составление кратких объявлений и текстов открыток.
Для формирования навыков неподготовленной речи можно использовать дискуссию, спор или совместное решение какой-то задачи. Один из приёмов - обсуждение на уроке какого-либо высказывания:
эпиграфа,
пословицы,
фразеологизма,
афоризма,
высказывания выдающихся личностей по разным проблемам.
На первых этапах обучения неподготовленной речи можно проводить игру «Ассоциации». Учитель пишет слово, а учащиеся называют свои ассоциации, связанные с ним, при этом объясняя, почему именно такие связи.
Таким образом, работая над заданиями такого типа, мы не только развиваем речевые навыки, но и повторяем многие разделы языкознания (лексику, изобразительно-выразительные средства, синтаксис и др.). Отрабатывая на каждом уроке составление текста, попутно готовимся к написанию сочинения.
Овладение монологической речью, как известно, вызывает у многих учащихся определенные трудности. Для того, чтобы говорящий мог гладко и связно строить свое высказывание, чтобы его рассказ был достаточно информативным и логичным, произносился без длительных пауз между предложениями, ученик должен уметь правильно выражать свои мысли, уметь логически правильно построить свое сообщение, выделить главное, сделать выводы или заключения. Как подтверждает практика, не всем учащимся это под силу. Поэтому на первых этапах работы над развитием и совершенствованием монологической речи, можно рекомендовать использовать речевые клише.
Советы учителю:
Вызывайте детей к доске
По традиции старой советской школы, старайтесь вызывать ученика к доске и дать ему возможность развернуть свой ответ до небольшого монолога. Что в этом случае работает? Ребенок вырабатывает уверенность при работе с аудиторией, получает определенный опыт такой работы, речевая деятельность оценивается учителем и учениками.
Проводите дискуссии
Можно устраивать и целые уроки-дискуссии под руководством учителя с обязательной рефлексией: что получилось и что необходимо скорректировать в дальнейшей работе.
Анализируйте выступления
Можно записывать небольшие выступления учащихся и затем анализировать их как самостоятельно, так и в группе. Главное – снижать порог страха, корректно давать замечания, уметь на них адекватно реагировать и развивать навыки.
Подавайте хороший пример
Учитель должен быть сам образцом речевого поведения, транслировать это на уроках. Кстати, это касается не только учителей русского языка.
Советы ученикам
Хорошо изучать структуру заданий устного собеседования. Активно участвовать в работе класса на уроке. Давать открытые полновесные ответы на вопросы. Не бояться высказывать собственное мнение. Сформировать привычку хотя бы раз в неделю брать на себя роль рассказчика. Например, рассказать дома членам своей семьи новый материал, который узнали на уроке.
Я надеюсь, что предложенные формы и приемы работы окажут методическую помощь в подготовке к предстоящему устному экзамену.
Успехов вам, уважаемые коллеги!