План – конспект
открытого урока в классе фортепиано преподавателя Лобаковой Юлии Андреевны
П.Вулканный 2024 год
План – конспект
открытого урока по фортепианному ансамблю
преподавателя фортепиано Лобаковой Ю.А.
Тема урока: Ансамблевое музицирование – как коллективная форма исполнительской и творческой деятельности обучающихся.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Дидактическая цель: Развитие музыкально – эстетического воспитания обучающихся через освоение различных видов совместного музицирования.
Методические задачи урока:
Образовательные (обучающие):
Обобщить и углубить знания обучающихся в ансамблевом исполнение;
Формировать технические навыки;
Обучить грамотному прочтению нотного текста;
Учить сопоставлять мысленный образ с конкретной пьесой.
Развивающие:
Развивать воображение, фантазию;
Развивать музыкальный слух, память, внимание, чувство ритма во время работы в ансамбле;
Развивать творческую инициативу:
Развивать умение анализировать свое исполнение;
Развивать у обучающихся устойчивый интерес к коллективной исполнительской деятельности.
Воспитательные:
Стимулировать в детях доброжелательность, терпимость друг к другу, коммуникативность;
Воспитание чувства ответственности обучающихся за качество освоения собственной партии;
Воспитания навыка самоконтроля;
Способствовать проявлению творческой активности, силы воли, умения дисциплинировать себя на публичных выступлениях.
Создать мотивацию к обучению.
Основные дидактические методы: системно – деятельностный подход, объяснение, практический показ, творческий поисковый, исследовательский, проблемные ситуации.
Методические приемы: диалог, анализ, обобщение, побуждение к действию.
Форма организации познавательной деятельности:групповое занятие с обучающимися.
Реализуемые педагогические технологии:личностно – ориентированного обучения, коллективной творческой деятельности, развивающего обучения.
Место данного урока в системе уроков:повторение и закрепление умений и навыков.
Форма проведения урока:урок с использованием деятельного метода обучения.
Планируемые результаты :
Развитие эмоциональной отзывчивости;
Проявление творческой активности, самостоятельности;
Повышение уровня музыкального мышления (образность, ассоциативность);
Умение применять музыкальную терминологию;
Развитие интереса к игре в ансамбле.
Используемое оборудование: два фортепиано, стенд с нотной литературой.
План урока:
Вводная часть.
Форма исполнения ансамбля: «ученик – ученик».
Рефлексия – подведения итога.
Заключение.
Вводная часть.
Ансамблевое исполнительство в классе фортепиано продолжает быть одной из важнейших форм обучения пианистов и является неотъемлемой частью учебного процесса, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки.
Фортепианный ансамбль – использовать крылатое выражение Ф. Ницще: «веселая наука, радостное занятие». Это всегда диалог и, говоря словами еще одного известного мыслителя А. де Сент – Экзюпери: «непременная роскошь общения». Оно предполагает слушать и слышать партнера, причем не только в музыке, но и в жизни: вовремя подставить плечо, найти необходимый компромисс.
Совместное музицирование играет важную роль в развитии творческих способностей детей, вызывает живой интерес, активизирует внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности, учит музыкальному мышлению. В этой форме работы каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует, психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере. Ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями особые требования. Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое. В процессе работы над ансамблем дети приучаются слушать партию партнера, подхватывать, если произошел срыв у одного из них, следить за изменениями темпов и подстраиваться. На любом этапе работы внимание каждого исполнителя должно быть обращено на выработку умения слышать весь звуковой комплекс, находить верные звуковые соотношения.
Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащихся: музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков; расширяется музыкальный кругозор, воспитывается и формируется художественный вкус, понимание стиля, формы произведения. Так же развиваются профессионально – психологические качества: наблюдательность, критичность, стремление к совершенствованию собственного звучания, слуховой контроль, рационализация профессиональных игровых движений. Мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ребенок ощущает успех.
В своей педагогической деятельности работы ансамбля над произведением я выстраиваю следующим образом:
Знакомство с произведением в целом.
Техническое освоение выразительных средств.
Работа над воплощением художественного образа произведения.
Ход урока.
Приглашаю к инструментам учеников 4 го класса Шарапина Ярослава и Дуброва Дмитрия.Форма ансамбля « ученик – ученик» имеет большое воспитательное значение: укрепляет чувства товарищества, общей ответственности за дело; воспитывает концентрацию внимания; создается творческая атмосфера в совместной работе в плане решения художественно – образного содержания произведения.
Мальчики исполняют произведение Ю.Весняка –«Карлсон» . Работа над ансамблем выстраивается следующим образом: тональный план, размер, форма; стилистические особенности композитора (переплетение джаза с академической музыкой); синхронность в дуэте, выраженная в темпо – ритмической организации исполнителей; фразировка, штрихи; звукоизвлечение; динамика; эмоционально – художественная сторона исполнения в целом.
Ведя подготовку к этому уроку, я изучила некоторые пособия по психологии и педагогике в сфере музыкального обучения и воспитания именно в ансамблевой деятельности, и определила для себя следующие позитивные моменты, касающиеся группового обучения с точки зрения психологии, а именно:
Растет объём усваиваемого материала и глубина понимания;
Снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;
Растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе.
Рефлексия.
Вопросы по уроку: Понравился ли урок? Что не получалось? Над чем и как надо работать дома (вопрос к каждой паре)? Какие основные этапы в преодоление технических трудностей в ансамблевом исполнении? Поблагодарить мальчиков за работу на уроке!
Заключение.
Надо не только поощрять, но и всячески способствовать развитию игры в ансамбле, так как это обогащает музыкальные впечатления детей, расширяет их кругозор, способствует формированию музыкально – эстетического вкуса. И когда учащиеся получают удовольствие от совместно выполненной художественной работы, почувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки – можно считать, что занятия дали положительный результат.
Хочу закончить наш урок словами педагога, профессора, заслуженного деятеля искусств РФ Н. Я. Лузум: «Настоящий ансамбль – это близость во всем: близость индивидуальностей, эстетических установок, интеллектуальных уровней. Это – духовное единение, эмоциональное родство, близость методов, форм, направлений в совместной работе».