Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Открытые уроки
  3. Фортепианный ансамбль

Фортепианный ансамбль

представляю открытый урок по ансамблю для инструмента фортепиано. Материал содержит план, методические задачи, ход урока по предмету ансамбль. Дети любят играть вместе в ансамбле, они чувствуют себя вдвоем за инструментом более раскрепощенными и уверенными.

Предметы

Открытые уроки

Категория

Открытые уроки
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

План – конспект

открытого урока в классе фортепиано преподавателя Лобаковой Юлии Андреевны

П.Вулканный 2024 год

План – конспект

открытого урока по фортепианному ансамблю

преподавателя фортепиано Лобаковой Ю.А.

Тема урока: Ансамблевое музицирование – как коллективная форма исполнительской и творческой деятельности обучающихся.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Дидактическая цель: Развитие музыкально – эстетического воспитания обучающихся через освоение различных видов совместного музицирования.

Методические задачи урока:

Образовательные (обучающие):

  • Обобщить и углубить знания обучающихся в ансамблевом исполнение;

  • Формировать технические навыки;

  • Обучить грамотному прочтению нотного текста;

  • Учить сопоставлять мысленный образ с конкретной пьесой.

Развивающие:

  • Развивать воображение, фантазию;

  • Развивать музыкальный слух, память, внимание, чувство ритма во время работы в ансамбле;

  • Развивать творческую инициативу:

  • Развивать умение анализировать свое исполнение;

  • Развивать у обучающихся устойчивый интерес к коллективной исполнительской деятельности.

Воспитательные:

  • Стимулировать в детях доброжелательность, терпимость друг к другу, коммуникативность;

  • Воспитание чувства ответственности обучающихся за качество освоения собственной партии;

  • Воспитания навыка самоконтроля;

  • Способствовать проявлению творческой активности, силы воли, умения дисциплинировать себя на публичных выступлениях.

  • Создать мотивацию к обучению.

Основные дидактические методы: системно – деятельностный подход, объяснение, практический показ, творческий поисковый, исследовательский, проблемные ситуации.

Методические приемы: диалог, анализ, обобщение, побуждение к действию.

Форма организации познавательной деятельности:групповое занятие с обучающимися.

Реализуемые педагогические технологии:личностно – ориентированного обучения, коллективной творческой деятельности, развивающего обучения.

Место данного урока в системе уроков:повторение и закрепление умений и навыков.

Форма проведения урока:урок с использованием деятельного метода обучения.

Планируемые результаты :

  • Развитие эмоциональной отзывчивости;

  • Проявление творческой активности, самостоятельности;

  • Повышение уровня музыкального мышления (образность, ассоциативность);

  • Умение применять музыкальную терминологию;

  • Развитие интереса к игре в ансамбле.

Используемое оборудование: два фортепиано, стенд с нотной литературой.

План урока:

  1. Вводная часть.

  2. Форма исполнения ансамбля: «ученик – ученик».

  3. Рефлексия – подведения итога.

  4. Заключение.

Вводная часть.

Ансамблевое исполнительство в классе фортепиано продолжает быть одной из важнейших форм обучения пианистов и является неотъемлемой частью учебного процесса, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки.

Фортепианный ансамбль – использовать крылатое выражение Ф. Ницще: «веселая наука, радостное занятие». Это всегда диалог и, говоря словами еще одного известного мыслителя А. де Сент – Экзюпери: «непременная роскошь общения». Оно предполагает слушать и слышать партнера, причем не только в музыке, но и в жизни: вовремя подставить плечо, найти необходимый компромисс.

Совместное музицирование играет важную роль в развитии творческих способностей детей, вызывает живой интерес, активизирует внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности, учит музыкальному мышлению. В этой форме работы каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует, психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере. Ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями особые требования. Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое. В процессе работы над ансамблем дети приучаются слушать партию партнера, подхватывать, если произошел срыв у одного из них, следить за изменениями темпов и подстраиваться. На любом этапе работы внимание каждого исполнителя должно быть обращено на выработку умения слышать весь звуковой комплекс, находить верные звуковые соотношения.

Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащихся: музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков; расширяется музыкальный кругозор, воспитывается и формируется художественный вкус, понимание стиля, формы произведения. Так же развиваются профессионально – психологические качества: наблюдательность, критичность, стремление к совершенствованию собственного звучания, слуховой контроль, рационализация профессиональных игровых движений. Мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ребенок ощущает успех.

В своей педагогической деятельности работы ансамбля над произведением я выстраиваю следующим образом:

  1. Знакомство с произведением в целом.

  2. Техническое освоение выразительных средств.

  3. Работа над воплощением художественного образа произведения.

Ход урока.

Приглашаю к инструментам учеников 4 го класса Шарапина Ярослава и Дуброва Дмитрия.Форма ансамбля « ученик – ученик» имеет большое воспитательное значение: укрепляет чувства товарищества, общей ответственности за дело; воспитывает концентрацию внимания; создается творческая атмосфера в совместной работе в плане решения художественно – образного содержания произведения.

Мальчики исполняют произведение Ю.Весняка –«Карлсон» . Работа над ансамблем выстраивается следующим образом: тональный план, размер, форма; стилистические особенности композитора (переплетение джаза с академической музыкой); синхронность в дуэте, выраженная в темпо – ритмической организации исполнителей; фразировка, штрихи; звукоизвлечение; динамика; эмоционально – художественная сторона исполнения в целом.

Ведя подготовку к этому уроку, я изучила некоторые пособия по психологии и педагогике в сфере музыкального обучения и воспитания именно в ансамблевой деятельности, и определила для себя следующие позитивные моменты, касающиеся группового обучения с точки зрения психологии, а именно:

  • Растет объём усваиваемого материала и глубина понимания;

  • Снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;

  • Растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;

  • Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе.

Рефлексия.

Вопросы по уроку: Понравился ли урок? Что не получалось? Над чем и как надо работать дома (вопрос к каждой паре)? Какие основные этапы в преодоление технических трудностей в ансамблевом исполнении? Поблагодарить мальчиков за работу на уроке!

Заключение.

Надо не только поощрять, но и всячески способствовать развитию игры в ансамбле, так как это обогащает музыкальные впечатления детей, расширяет их кругозор, способствует формированию музыкально – эстетического вкуса. И когда учащиеся получают удовольствие от совместно выполненной художественной работы, почувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки – можно считать, что занятия дали положительный результат.

Хочу закончить наш урок словами педагога, профессора, заслуженного деятеля искусств РФ Н. Я. Лузум: «Настоящий ансамбль – это близость во всем: близость индивидуальностей, эстетических установок, интеллектуальных уровней. Это – духовное единение, эмоциональное родство, близость методов, форм, направлений в совместной работе».

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

представляю открытый урок по ансамблю для инструмента фортепиано. Материал содержит план, методические задачи, ход урока по предмету ансамбль. Дети любят играть вместе в ансамбле, они чувствуют себя вдвоем за инструментом более раскрепощенными и уверенными.
0 ₽