Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Фортепианный цикл И.А. Парфёнова "Домик в Клину"

Фортепианный цикл И.А. Парфёнова "Домик в Клину"

В данной методической разработке я предлагаю познакомиться с фортепианным циклом Игоря Алексеевича Парфёнова «Домик в Клину». Музыка этого сборника привлекла меня, прежде всего своей красотой, доступностью образов и пианизма. Дети с удовольствием берутся за её разучивание и исполнение. В первом разделе методической разработки дан краткий обзор биографии композитора, рассмотрены история создания цикла, его композиция и образный строй, общие проблемы исполнения. Второй раздел посвящён педагогическому и исполнительскому анализу произведений цикла.

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

Котласская детская школа искусств №7 «Гамма»

г. Котлас

ФОРТЕПИАННЫЙ ЦИКЛ

И.А. ПАРФЁНОВА «ДОМИК В КЛИНУ»

методическая разработка

Автор: Данильчева Наталья Владимировна

преподаватель по классу фортепиано

высшей квалификационной категории

г. Котлас 2024г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………………3

I. Фортепианный цикл «Домик в Клину» в творчестве И.А. Парфёнова

1. О композиторе ……………………………………………………………………………..4

2. История создания ………………………………………………………………………….6

3. Композиция цикла и музыкальный образ пьес …………………………………………7

4. Фортепианный стиль И.А. Парфёнова и педагогические проблемы

цикла «Домик в Клину» …………………………………………………………………..9

II. Основные исполнительские и педагогические задачи в работе над пьесами цикла

1. ЯНВАРЬ. Домик в Клину………………………………………………………………..10

2. ФЕВРАЛЬ. Проводы русской зимы……………………………………………………...11

3. МАРТ. В лесу весной …………………………………………………………………….12

4. АПРЕЛЬ. Скворушки прилетели ………………………………………………………..14

5. МАЙ. Ландыш ……………………………………………………………………………15

6. ИЮНЬ. Грибная пора …………………………………………………………………… 16

7. ИЮЛЬ. На лодке ………………………………………………………………………… 17

8. АВГУСТ. Зреет рожь над жаркой нивой ………………………………………………. 18

9. СЕНТЯБРЬ. Осенняя ярмарка …………………………………………………………...19

10.ОКТЯБРЬ. Осенний романс ……………………………………………………………. 20

11.НОЯБРЬ. В полях метёт неистовая вьюга …………………………………………….. 21

12.ДЕКАБРЬ. Зимний вальс ………………………………………………………………..22

13. Тихий уголок ……………………………………………………………………………. 23

14. Далёкое – близкое .……………………………………………………………………… 23

Заключение ………………………………………………………………………………… 24

3

ВВЕДЕНИЕ

В учебном процессе современной музыкальной школы наряду с традиционными классическими образцами детской музыки, уже прошедших испытание временем, важным и полезным представляется изучение фортепианной музыки композиторов – наших современников. В России много новых и интересных авторов, таких как И.А. Парфёнов, В.В. Коровицын, Ю.В. Савалов, Н.М. Торопова, В.В. Жакович и многие другие.

Чем обусловлено обращение к музыке современных композиторов? Прежде всего, желанием расширить и обновить учебный репертуар юных пианистов, быть на «одной волне» с современной фортепианной музыкой.

Ещё одно небольшое обстоятельство отмечает композитор Владимир Коровицын: «Включая в свои программы фортепианную классику, в особенности популярную, пианист всегда вступает в невольную конкуренцию с великими музыкантами прошлого, чьи эталонные исполнения, записанные на аудионосители, безусловно, знакомы искушённому слушателю. При исполнении же пьес, ещё не вошедших в «эталонный список» любая трактовка, любая интерпретация будут возможны и уместны и уж точно не вызовут ненужных сравнений с манерой исполнения более именитых коллег».

Наши дети - юные музыканты должны разбираться не только в творчестве великих классиков, но и жить в мире современной музыки и ее создателей. Музыка современных композиторов близка и понятна нашим детям, она уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок.

Исполнение произведений современного композитора требует полноценного музыкального представления о его творчестве, творческом стиле. Поэтому поиграв не одно, а несколько пьес современных авторов, ученик учится понимать его музыкальный язык, постепенно проникается их образным миром и содержанием. Если ребёнку музыка близка и понятна, если она затрагивает «тоненькие струны» его души, у него появляются настойчивость и трудолюбие, желание играть, желание учить и достичь успешного результата.

Таким образом, приобщение ребёнка к музыкальному языку современного фортепианного искусства является одной из актуальных педагогических задач на сегодняшний день, а также работа по расширению репертуара, поиску новых сочинений современных композиторов.

В данной методической разработке я предлагаю познакомиться с фортепианным циклом Игоря Алексеевича Парфёнова «Домик в Клину».

В основе творчества композитора лежит любование природой, любование Россией и всем тем, что дорого нашему сердцу. В своих произведениях композитор стремится использовать все лучшие достижения не только русских и западных классиков, создавших яркие образные пьесы для детского репертуара, но и достижения современных композиторов обогативших детскую музыку «свежими», гармоническими красками, тембровым поэтическим разнообразием. Можно смело сказать, что своим художественным и педагогическим достоинством фортепианные пьесы этого замечательного композитора можно поставить в ряд с лучшими произведениями для детей русских и современных авторов.

Музыка этого сборника привлекла меня, прежде всего своей красотой, доступностью образов и пианизма. Дети с удовольствием берутся за её разучивание и исполнение.

В первом разделе методической разработки дан краткий обзор биографии композитора, рассмотрены история создания цикла, его композиция и образный строй, общие проблемы исполнения. Второй раздел посвящён педагогическому и исполнительскому анализу произведений цикла. Приложение содержит нотный текст фортепианного цикла «Домик в Клину» с небольшими методическими пометками.

4

ФОРТЕПИАННЫЙ ЦИКЛ «ДОМИК В КЛИНУ»

В ТВОРЧЕСТВЕ И.А.ПАРФЁНОВА

О КОМПОЗИТОРЕ

Shape1

посёлок Чашинск

Игорь Алексеевич Парфёнов – современный курганский композитор, поэт и художник. В
сю свою жизнь посвятил творчеству и детям.
Shape2

река Кама, город Соликамск

Игорь Алексеевич, родился 9 апреля 1928 года в городе Кургане, в семье служащих. Родители были очень музыкальны, отец специалист по радио и телевиденью, играл на скрипке и физгармонии, сам сочинял музыку, прекрасно рисовал. Мама пела лирические, народные песни, романсы, любила хоровое пение, сочиняла стихи, играла в народном театре. Стрёх лет Игорь жил с родителями в живописном посёлке лесорубов Чашинске, затем среди роскошной северной природы Урала в Соликамске, красота тех мест с детства покорила его сердце. Дивные хвойные леса, красавица Кама! Игорь мог часами сидеть на берегу, смотреть на заречные дали. Он наслаждался синим небом, кучевыми облаками, лесами, покрывающими высокие кручи, а весной следил за перелётными птицами. В Соликамске ходил с мамой на занятия драмкружка, хора, занятия по вокалу, где впервые услышал романсы русских композиторов. В 1940 году шестилетний мальчик начал осваивать игру на фортепиано. Его первой учительницей стала Ольга Гавриловна Баранова.

Она была не только прекрасной пианисткой, но и талантливой художницей. Этот факт интересен ещё и тем, что в будущей творческой судьбе самого Игоря Алексеевича музыка и живопись тесно переплетались. Внимательно и с большим желанием он слушал по радио симфоническую музыку, талантливых исполнителей, до фанатизма любил кино. Потом война. В 14 лет И. А. Парфёнов приступил к занятиям композицией, проходившим под руководством Трувора Карловича Шейблера (председателя Союза композиторов Кабардино-Балкарии).
В октябре 1945 года, неожиданно для себя И.А. Парфёнов поступает в Ленинградское Высшее Художественное училище им. барона Штиглица, в это же время Игорь Алексеевич начал серьёзно заниматься музыкой, художество отступило на второй план. Сочинял музыку каждый день, читал литературу о всевозможных композиторах, изучал их произведения. По окончании Художественного училища работал в Московских экспериментальных мастерских по реставрации палат Кремля. Всё свободное время проводил у рояля, все выходные дни в большом зале консерватории, в оперном театре.

5

С 1950 по 1954 год служил в погранвойсках в Молдавии, где был концертмейстером ансамбля песни и пляски. По завершении службы он решил продолжить заниматься музыкой. В 1954 году поступил в Краснодарское музыкальное училище на теоретико-музыкальное композиторское отделение. После его окончания И.А. Парфёнов работал директором в детской музыкальной школе в городе Прохладном Кабардино-Балкарской Республики. Там пришла мысль писать миниатюры для детей. С большим интересом Игорь Алексеевич стал изучать детскую музыкальную литературу А. Гедике, Р. Шумана С. Майкапара, А. Гречанинова, П.И. Чайковского. Переписывался с Д. Кабалевским, который одобрил его творчество и рекомендовал писать пьесы для детей.

Проработав 3 года на Кавказе, И.А. Парфёнов переехал в Сибирь. С 1961 по 1966 годы его педагогическая и композиторская деятельность была связана с музыкальной школой

г. Северска Томской области. В 1966 году Игорь Алексеевич возвратился в г. Курган, в ДМШ № 1, где до 1982 года вновь преподавал теоретические дисциплины, продолжал

сочинять для детей. Осознавая эту деятельность как некое предначертание свыше, композитор посетил известную в Курганской области Чимеевскую церковь и обратился к Чудотворной иконе с просьбой позволить писать музыку для юных исполнителей.

Игорь Алексеевич Парфёнов являлся членом Курганской композиторской организации. Его творчество охватывает различные сферы и представлено тремя концертами для скрипки и камерного оркестра, концертами для фортепиано с оркестром, виолончели с оркестром; тремя симфониями для оркестра народных инструментов, двумя сюитами для духового оркестра, трио для фортепиано, скрипки и виолончели, а также хоровыми и вокальными сочинениями. Все эти произведения исполнялись по-городскому, областному радио и телевидению.

Наиболее обширной областью музыки, созданной И.А. Парфёновым, стали фортепианные произведения. Особенной значимостью обладают циклы и сборники пьес для детей («Детский альбом», «Домик под клёнами», «Маленькие сюиты», «Полифонические миниатюры в старинном стиле», «Двухголосные маленькие фуги», «Фортепианные пьесы на темы народных песен», «Мелодии Лесного Просвета», «Кусинская сюита», «Борвлянская тетрадь», «Каргопольский альбом», «Первый концерт», «Партиты»). «Ленинградские мелодии» – последний цикл написанный композитором в 2017 году, на 89-м году жизни. Им написано 35 сборников, более 800 детских пьес.

И. А. Парфёнов известен далеко за пределами своей области в музыкальном мире как композитор, в изобразительном искусстве как прекрасный художник пейзажист. Четыре персональные выставки по живописи, участие в 15 городских выставках. Дипломант зональной выставки «Урал социалистический», лауреат Всесоюзной выставки в Москве, лауреат городской и областной премии «Признание».

В 2013 году в г. Кургане состоялась презентация его книги с символическим названием «Под сенью двух муз», которое отражает тесную взаимосвязь музыкальных и живописных образов в творчестве её создателя. Эта автобиографическая повесть, которая была начата ещё в 1973 году, являет собой значимый итог в творческой деятельности автора.

У И.А. Парфёнова было много творческих встреч с педагогами, с учащимися ДМШ, ДШИ, г. Москвы, г. Клина, г. Соликамска, г. Томска, г. Кирова и многих других городов.

Игорь Алексеевич Парфёнов прожил интересную творческую жизнь. Умер в довольно преклонном возрасте.

6

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА

Посмотри на причуды природы,

Как сосульки весною звенят,

На распаханные огороды,

На родившихся в зиму телят,

На подснежники в рощах с ручьями,

На зарю, где токует глухарь,

На туман, что весной над полями,

На весенний, сосновый угар,

Посмотри, когда плачут берёзы,

Свято тайно роняя слезу,

Как чудесны весенние грёзы,

Когда бродишь в сосновом лесу,

Когда пахнет прозрачной смолою,

Когда трелью листва отдаёт,

Когда небо слепит синевой,

Белым облачком проплывёт,

Посмотри на причуды природы,

Если хочешь ты долго прожить,

То смотри каждый день в небосводы,

Где бы ласточкой мог закружить.

И.А. Парфёнов

Я родился в России, средь роскошных цветов,

Я люблю с синевой поутру говорить,

Я хочу над землёю, словно аист парить,

И лететь, как и он, так легко в вышине,

Самой ранней порой, на прохладной заре…»

И.А. Парфёнов

Следует заметить, что обращение композитора к теме природы отнюдь не случайно. Вся его жизнь и творчество наполнена глубокой любовью к красивым местам.

«Для меня природа – вторая мать, и я часто разговариваю с ней, она живая, ласковая и мудрая. Она, и только она создает гениев музыки, литературы, поэзии и живописи», – часто говорит композитор в связи с характеристикой своей музыки. «Очень люблю небо. Ему я посвящаю стихи и фортепианные пьесы и часто смотрю на голубой бездонный “океан” и испытываю детскую радость общения с ним». Мир природы во всем своем величии предстает в музыке многих сборников фортепианных пьес И.А. Парфёнова.

В 1956 году, обучаясь в Краснодарском музыкальном училище, у Игоря Алексеевича возник замысел создания цикла фортепианных пьес, который первоначально условно назывался «Времена года».

Первыми истоками, питавшими творческое воображение композитора и воплотившиеся в музыке пьес «Домика в Клину», послужили переживания и впечатления от общения с природой Северного Урала и Зауралья. Живописные берега Камы и Тобола, заливные луга и заречные дали, солнечные поляны и яркое буйство красок осени, поэзия весны благоуханные ароматы лесных просек – все это, несомненно, оставило неизгладимый след в сознании и просило воплощения в музыке. Мысль о создании цикла вынашивалась и не оставляла композитора на протяжении более 30 лет.

Осенью 1988 года Игорь Алексеевич побывал в доме – музее П.И. Чайковского в Клину. Здесь у композитора и была окончательно выношена мысль о создании цикла, пьесы которого бы отображали живописную природу окрестностей города Клина. Поездка обогатила его новыми впечатлениями.

Город Клин расположен в Московской области, на берегу реки Сестры, в 86 км к северо-западу от Москвы. С его окрестностями связаны имена выдающихся писателей, художников, музыкантов: А. Н. Радищева, Л. Н. Толстого, В. Г. Перова, М. А. Балакирева, В. И. Танеева. Здесь провел последние восемь лет своей жизни Пётр Ильич Чайковский. «Я нанял дом в Клину для будущего жилья. Не знаю, помнишь ли ты, это дом Сахарова, большой, комфортабельный, по шоссе по направлению к Москве, уже за городом… Мне необходимо, я это чувствую, иметь жильё в деревне или, что-то же, в Клину, дабы знать,

7

что стоит захотеть – и покойный, тихий угол для работы у меня всегда готов. Кроме того, привычка к Клину играет тут большую роль. Из дома чудесный вид, и при нём сад весьма достаточный. Может быть, впоследствии я его и куплю” – признавался Пётр Ильич Чайковский в письме своему брату Анатолию Ильичу. В
от как выглядел Клин, когда там жил П.И. Чайковский. Усадьба была расположена на высоком берегу реки Сестры. За ней - леса, поля. Когда шел февраль, стояли морозы, толстым слоем лежал снег, а в доме было не очень тепло и уютно, П. И. Чайковский удовлетворенно сообщал: «Не могу изобразить, до чего обаятельна для меня русская деревня, русский пейзаж и эта тишина, в коей я всего более нуждался». «Тихий уголок», так называл свой дом в Клину композитор.

Дом окружён большим парком. К серому дому ведёт изогнутая полукругом грунтовая дорожка. Сквозь деревья старинного парка виден фасад серого дома с белыми наличниками и большой террасой. Он и сейчас мало изменился. После смерти композитора, его брат, Модест Ильич, выкупил дом с целью устроить музей. И, чтобы сохранить подлинную обстановку, сделал пристройку, в которой и поселился. Брат композитора надеялся, что музей просуществует, по крайней мере, 70 лет, пока не уйдёт поколение, которое застало П.И. Чайковского живым. К счастью, он ошибся. В 2012 году музей отметил 117 годовщину, а посетителям нет конца.

После посещения И.А. Парфёновым дома-музея П.И. Чайковского, появилась целая серия фортепианных пьес: «Осенняя греза», «Портрет», «Мелодия», «В осеннем лесу». Пьесы написаны в стилистическом колорите XIX столетия. И только спустя два года замыслы написания фортепианного цикла начали претворяться в жизнь. Озарение пришло в конце 1990 года и не покидало его несколько месяцев. И вот фортепианный цикл «Домик в Клину», который Игорь Алексеевич посвятил своей матери Марии Степановне Парфёновой, готов.

КОМПОЗИЦИЯ ЦИКЛА И МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ПЬЕС

Фортепианный цикл «Домик в Клину», И. А. Парфёнова состоит из 14 пьес.

Все пьесы концертные, имеют трёхчастную и сложную трёхчастную форму. Средняя часть всегда контрастная. Третья часть у композитора часто расширена, в некоторых пьесах есть кода.

Пьесы написаны для 6-7 классов ДМШ с большим разнообразием пианистических задач.

Фортепианный цикл «Домик в Клину», И. А. Парфёнов посвятил образам природы.

Двенадцать пьес цикла тематически связаны с временами года. Последние две пьесы «Тихий уголок», «Далёкое – близкое» итог всей поездки в Клин, это мысли о тихом уголке для творческой работы, воспоминания, думы о будущем, настоящем, прошедшем.

Каждой пьесе предпослан эпиграф, содержащий выдержки из писем П.И. Чайковского братьям Анатолию и Модесту. При помощи эпиграфа, композитор стремится раскрыть

8

содержание пьесы, углубить музыкальный образ произведения, что помогает правильно понять исполнителю замысел автора и исполнить пьесу.

Рассматривая пьесы, хочется отметить их контрастность и разнообразие. Если сравнивать «Домик в Клину» с циклом «Времена года» П.И. Чайковского, можно заметить общую направленность музыкальных образов. Например:

  • Январь «У Камелька» - Январь «Домик в Клину»

Камелёк – это камин, у которого зимой собиралась семья. Часто у камина сидели в размышлении, ведь известно, что огонь и вода всегда притягивают взгляд человека и побуждают к задумчивому созерцанию. Музыка этих пьес элегичная, спокойная. Образ уютного дома, где можно помечтать, уйти от городской суеты, спрятаться ото всех;

  • Февраль «Масленица» - Февраль «Проводы русской зимы»

И.А. Парфёнов, так же как и П.И. Чайковский, рисует в пьесе картину народного гулянья. Пьеса «Проводы русской зимы» состоит из маленьких картинок, которые сменяют одна другую. Это и образ тройки с бубенцами, образ мужика играющего на гармошке, народное веселье, образ красивейшей русской природы во второй части;

  • Март «Песнь жаворонка» - Апрель «Скворушки прилетели»

Пение жаворонка, а также появление скворцов в России связано с приходом весны. Про скворцов часто говорят как про великих певцов и это не случайно. Для этой птицы характерно большое разнообразие издаваемых звуков. Её голос может быть похож на свист, скрип, дребезжание и даже мяуканье. Это объясняется тем фактом, что скворцы обладают даром звукоподражания. Известно, что они способны улавливать и воспроизводить голос дроздов, камышевок, жаворонков, иволг, перепелов, и даже соек. Поэтому неудивительно, что скворец поёт на все лады. В пьесе «Скворушки прилетели», композитор изображает разнообразное пение этих птиц, используя различные штрихи, форшлаги, ритмические фигуры;

  • Апрель «Подснежник» - Май «Ландыш», образ весенних цветов;

  • Август «Жатва» - Август «Зреет рожь над жаркой нивой»

Жатва – важнейшая пора в крестьянской жизни. Во время уборки урожая хлеба всегда царило радостное оживление, душевный подъём. Нельзя не восхищаться и картиной родных бесконечных просторов, ржаного поля, по которому долго-долго можно бежать, раскинув руки. Такой образ создал И. А. Парфёнов в пьесе «Зреет рожь над жаркой нивой».

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око. А.А. Фет

А.А. Фет - один из любимых поэтов И.А. Парфёнова;

  • Октябрь «Осенняя песнь» - Октябрь «Осенний романс»

Пьесы наполнены чувством грусти и любви к красоте русского осеннего пейзажа.

В произведениях фортепианного цикла «Домик в Клину» прост и ясен музыкальный

язык, рельефна и выразительна мелодика, разнообразна в ритмическом рисунке фактура. Музыка очень приятна на слух, пронизана красивыми гармониями.

9

ФОРТЕПИАННЫЙ СТИЛЬ И.А. ПАРФЁНОВА

И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИКЛА «ДОМИК В КЛИНУ»

Фортепианный цикл «Домик в Клину» составляет особую область произведений И.А. Парфёнова, поскольку они ярко демонстрируют связь с творчеством П.И. Чайковского – его любимого композитора.

«Домик в Клину» олицетворяет различные образы природы, её состояния, настроения. Музыкальный язык цикла в целом выдержан в романтических тонах. Сходство с пьесами П.И. Чайковского проявляется в лирической романсовости произведений, в обращение к жанру вальса, в певучих мелодиях с аккомпанементом.

Пьесы достаточно сложны во всех отношениях – технических, тембральных, ритмических, формообразующих. Работа над такими произведениями помогает преподавателю подготовить ученика к исполнению музыки таких именитых композиторов как Э. Григ, П. И. Чайковский, Р. Глиэр, Р. Шуман.

Фортепианный цикл «Домик в Клину» прекрасный материал для работы над мягким, певучим звучанием инструмента. В пьесах представлено много разных исполнительских задач. Это и объединение мелодической линии, особенно это касается широких интервалов, больших скачков, а также умение обозначить кульминационные точки и подвести к ним, найти главную кульминацию пьесы.Важно осознание роли пауз как элемента выразительности и умение вести мелодию «через паузы».

Очень мастерски в произведениях передаются тембры различных инструментов, часто угадывается определенная «инструментовка» (напримерструнно-смычковые инструменты), особенно это можно услышать в перекличках тем, которые проводятся в разных октавах. Это требует определённых звуковых представлений от ученика, умение максимально точно создать имитацию определённого музыкального инструмента.

Для фортепианной фактуры И. А. Парфёнова характерна значительная роль полифонического типа изложения. Множество подголосков, басовых тем, на протяжении почти всей пьесы, требуют большой слуховой работы.

Так же определённую техническую сложность в пьесах представляет довольно частое использование арпеджированных аккордов, скачков по всей клавиатуре, смена образов, а значит смена штрихов и динамических оттенков. Всё это заставляет ученикауметь быстро перестраиваться, концентрировать своё внимание.

Каждая часть пьесы фортепианного цикла контрастна. Большой помощью для педагога является разнообразие композиторских указаний, относительно темпа и характера исполнения фортепианных пьес цикла. Такие определения настроений в музыке как: «выразительно», «тепло», «чуть живее», «светло, радостно», «душевно», «жизнерадостно», «чуть замедлить», «спокойно», «распевно» – это своего рода подсказка, которая даёт возможность исполнителю правильно интерпретировать музыкальное произведение.

В пьесах тщательно проставлены все штрихи, динамические оттенки. Автор оставляет за собой право не указывать аппликатуру и педаль, так как всё это индивидуально и подстраивается под исполнителя.

Далеко не всегда проста педализация в фортепианном цикле. Педаль часто имеет тембровую, красочную, гармоническую функцию, обогащает и наполняет звучание. Важно и связующее значение педали, помогающее справиться с неудобными для пальцевого соединения последовательностями, для преодоления неудобств изложения, например частые переходы темы из одного регистра в другой.

Фортепианные пьесы И.А. Парфёнова соответствуют учебно-воспитательным задачам, обогащают музыкальный опыт учащихся, обладают достаточно высоким художественным уровнем, доступны по восприятию и нравятся детям. Здесь есть над чем потрудиться. Добиться хорошего исполнения не просто, но если заниматься с «умом», результаты не

10

заставят себя ждать. Пьесы очень выигрышны и могут являться прекрасным украшением любого концерта.

ОСНОВНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

В РАБОТЕ НАД ПЬЕСАМИ ЦИКЛА

ЯНВАРЬ. «ДОМИК В КЛИНУ»

*Все рисунки, специально по моему заказу, нарисованы моей дочерью Барановой Александрой.

  • Для более удобного изучения данной работы, все методические указания, отмечены в нотном приложении.

«
Домик в Клину» - лирическая пьеса, кантиленного характера. Написана в трёхчастной форме, в темпе медленного вальса. Вторая часть с ярковыраженной кульминацией исполняется немного подвижнее, взволнованнее, с чувством радости, благодати быть «здесь» (имеется ввиду место, где творил П.И.Чайковский). Музыкальный язык пьесы представлен различными перекличками тем между руками, полифоническим расслоением фактуры. Сложность заключается в исполнении музыки очень певучим звуком, а именно, в умении объединять мелодию сначала по два такта, затем по четыре, в итоге поставить точку в конце восьмого такта. Начиная с девятого такта главная мелодия переходит в левую руку, она обладает более широкими скачками, которые нужно услышать и пропеть. Это трудно, но если на время перестроить фразировочную лигу и думать подругому результат не заставит себя ждать. Я предлагаю учить мелодию по две ноты с маленькими люфт-остановками, при этом «ухо» должно слышать внутреннее движение, как будто первая нота стремится во вторую. Так же нужно услышать тембральное разнообразие произведения (можно представить исполнение темы в правой руке (1-8 такты) скрипкой, а тему в левой руке (9-12 такты) виолончелью).

В фактуре важно обязательно отдельно выучить линию баса, линию аккордов, в которых нужно услышать верхний голос (т.е. диффиренциацию). Затем можно поиграть

11

мелодию с одним басом, послушать динамическую линию обеих тем, далее только с аккордами, насладиться гармонической окраской, в итоге исполнить всё как написано в тексте.

В торая часть построена на

разнорегистровых перекличках, здесь они более мелкие по два такта, а объединение мелодии идёт по четыре такта. Самое яркое, технически не простое место во второй части это кульминация. Изложнение аккордовое. Сложность исполнения в их скачкообразном движении. Для техничной игры необходимо найти удобное положение в руке и проучить с маленькими люфт-остановками, готовя заранее определённую позицию. Все аккорды автор предлагает играть акцентированно, но если не определить с учеником главные точки, к которым нужно идти во всей этой аккордовой линии, то при исполнении вся музыка будет стоять на месте и играть её будет гораздо сложнее технически. Если говорить о позициях, то нужно знать, что правой руке удобно играть скачки снизу вверх, а левой руке с верху вниз. Исходя из этой информации, япредлагаю посмотреть в нотном приложении, в разделе кульминация, методические пометки. Самый яркий аккорд в каждой группе, идёт на сильную долю. Предложенная группировка поможет ученику играть техничнее, выразительнее, ярче, свободнее.

Третья часть пьесы требует проработки тех же музыкальных задач, о которых я говорила в первой части.

ФЕВРАЛЬ. «ПРОВОДЫ РУССКОЙ ЗИМЫ»

«Проводы русской зимы» - жизнерадостная пьеса виртуозного характера. Композитор создал ярую картинку масленицы. Пьеса написана в трёхчастной форме, с красивой, протяжной, широкой второй частью изображающей необъятные просторы природы.

В крайних частях слышится задорная пляска, «свиридовский» мужик, играющий на

гармошке (такты 9-10), бубенцы.

12

Пьеса рассчитана на ученика с хорошей координацией движений, которая особенно нужнапри исполнении крайних частей. Множество маленьких небольших мелодических образов, постоянная смена регистра, требуют от исполнителя большого внимания, свободного передвижения по клавиатуре. При разучивании таких элементов отрабатываются «стыки» между началом следующей темы и окончанием предыдущей (2-3, 4-5такаты и другие). Заранее нужно успевать подумать, куда переместить руки, в какую точку инструмента. «Стыки» в 6-7 тактах проучивать с конца первой доли на вторую, со второй на третью, с четвёртой на первую и т.д., с остановкой на том месте, где должны оказаться руки, при этом проверять точность приземления (правильно ли пальцы нашили свои ноты, удобной ли аппликатурой). Если сразу учить правильно и заострять на этом внимание, то в дальнейшем мышечные ощущения запомнятся и будут точные попадания на клавиши. Не допускайте ошибок, они ведут к неправильному запоминанию мышцами разных расстояний и в итоге это приводит к «грязной» игре. Для получения нужного образа в крайних частях стоит обратить особое внимание на большое разнообразие штрихов и динамических оттенков, которые следует исполнять в точности с авторскими указаниями.

Вторая часть требует от пианиста хорошего легато, услышать внутреннее движение мелодии, гармоническую окраску фактуры, более цельно охватить лирическую проникновенную тему, думать по 4 такта.

МАРТ. «В ЛЕСУ ВЕСНОЙ»

«В лесу весной» - лирическая пьеса, написанная в трёхчастной форме с кодой, изображающая пробуждение природы, когда начинают петь птицы, разливаются реки.

13

Вторая часть по характеру отличается от крайних частей. Здесь меняется темп, появляется взволнованность, радость и как итог яркая красивая кульминация.

В пьесе часто происходит смена размера: 6/4,7/4,9/4 это доставляет учащимся некоторую сложность сохранить единый пульс произведения. Также во второй части есть постепенное увеличение темпа, которое отображает некую взволнованность. Это требует от исполнителя определённой меры быстроты и логичного развития музыки, так, чтобы получилось именно постепенно.

Непроста при исполнении и фактура первой части. Аккорды должны быть трепетные, мягкие, с хорошей дифференциацией по басу. Часто ученики, исполняя такую фактуру «придавливают» третью долю, тем самым делают пьесу очень тяжёлой, и звучит она по слогам. Таким образом, обращаясь к изучению левой руки в пьесе нужно обратить внимание на штрих, который указывает автор. Не позволять играть иначе.


Ещё одна сложность и часто используемый музыкальный приём автора это арпеджированные аккорды.

Их исполнение требует очень хороших цепких пальцев, проученных «стыков», чтобы точно на них попасть, не застрять, не остановить внутреннее движение мелодии. Для этого нужно мыслить вперёд и много поработать над технически трудными местами.

Мелодический музыкальный язык на протяжении всей пьесы пронизан скачкообразным движением мелодии, регистровыми перекличками, большими фразами, ритмическим, динамическим разнообразием всё это требует большой слуховой работы.

14

АПРЕЛЬ. «СКВОРУШКИ ПРИЛЕТЕЛИ»

«Скворушки прилетели» - подвижная пьеса виртуозного, скерцозного характера. Автор изображает в музыке щебетание птиц. Как я уже говорила выше, скворцы обладают даром звукоподражания. Они способны воспроизводить голоса разных птиц, исходя из этого, можно сделать вывод, что большое разнообразие одно тактовых мотивов, различная ритмическая группировка, форшлаги, постоянная смена штрихов, чётко проставленная динамика, всё это поможет передать нужный образ, который задумал композитор и интересно исполнить пьесу. Проучивать произведение можно как этюд. Сложность игры состоит в позиционной группировке кисти, более собранной в мотивах с плавным движением мелодии, а там, где есть скачки, с раскрытой ладонью. Рассмотрим первые два такта. Все группы из шестнадцатых нот должны быть озвучены, поэтому их стоит проучить с люфт – остановками, изменив на время фразировочные лиги. Понятно, что в итоге нужно играть с опорой на сильную долю, но при быстрой игре часто у учащихся только эта доля и звучит, а вся начинка отсутствует или заболтана так, что пальцы и слух не могут контролировать игру. Поэтому заставьте ухо услышать всё, что написано после сильной доли. Предлагаю поиграть с акцентом на 3 и 5 ноту в 1 такте. Затем, вторую долю 1такта соединить внутренним слухом с первой долей 2 такта. Сделать остановку. Далее на одном движении руки доиграть оставшиеся три ноты в группе. Кисть при этом (конец второго такта) должна пойти вверх, быть в свободном состоянии (пальцы должны смотреть вниз, запястье приподнято). Если проучить такие мотивы, а их в пьесе немало, игра исполнителя будет ровнее, появиться интонация, чего обычно не хватает в пьесах этюдного плана.

15

Во второй части пьесы мотивы ещё мельче, появляются паузы, которые нужно услышать, а также различные штрихи требуют большого внимания, цепкой игры. Проученные мотивы нужно будет объединить: в первой части 2+2 такта, затем на крещендо ещё 4 такта, во второй части сначала по два такта, затем по четыре, в итоге на одном дыхании нужно исполнить все восемь тактов. Начиная с 17 такта второй части восьми такт увеличивается до 14 тактов, где идёт замедление, и переход к третьей части.

Третья часть расширена, с большой кодой. Не стоит забывать и о гармонической поддержке написанной композитором сначала в виде интервалов, а затем в виде аккордов. Все интервалы и аккорды требуется проучить с хорошей дифференциацией по верхнему голосу. Провести слуховую работу над звуком.

МАЙ. «ЛАНДЫШ»

«Ландыш» - поэтическая картинка, с особым колоритом, где царят красочные, гармонические переходы, модуляции. Пьеса очень полно отображает эпиграф, данный автором в начале произведения. Форма пьесы сложная трёхчастная, написана в довольно редко встречающемся размере 6/4. Середина относительно крайних частей более подвижна по темпу, сложна для запоминания наизусть, поскольку написана с многочисленными внезапными гармоническими отклонениями. Появление дополнительных знаков альтерации (бемолей), при основной тональности ре мажор, очень замедляет разбор текста. Сложность при исполнении заключается в том, чтобы услышать всю гармоническую окраску, сделать её максимально «вкусной», разнообразной и интересной по звуку, на фоне длинной задушевной мелодии, которую так же нужно пропеть, охватить все скачки, объединить в целые предложения. Конечно, предварительно стоит каждую часть проучить по рукам, услышать все мелодические линии. Играя двумя руками должна быть хорошая звуковая

16

дифференциация, особенно во второй части, где, к примеру, длинная нота в верхнем голосе не должна заглушаться басом и гармоническими аккордами.

Следуя авторским указаниям относительно характера и темпа произведения, а также проставленным динамическим оттенкам, исполнитель с «хорошими ушами», имея музыкальность, и особое прикосновение к клавишам легко справится с этим замечательным произведением.

ИЮНЬ. «ГРИБНАЯ ПОРА»

«Грибная пора» - относится к виртуозной пьесе, характер марша, бодрый весёлый, радостный, где композитор при помощи скачков в мелодии изобразил образ поиска грибов в лесу, такие своеобразные перебежки с одного места на другое. По форме произведение напоминает рондо. Оно сложно ритмически, где используется пунктирный ритм и триоли в двухдольном размере. Часто встречающаяся пауза (например: такты 3-4) на последнюю восьмушку в такте, умение её услышать, и при этом не потерять пульс и характер, непростая задача для исполнения. Так же сложность вызывает четверть на последнюю долю в такте, которую нужно выдержать, но при этом не остановить внутреннее движение мелодии (например: такты 13-14). Начиная с 17 такта (первый эпизод), пьеса усложняется разными штрихами, это требует хорошей координации между руками. С 25 такта и до рефрена, появляются скачки, которые требуют тщательной технической проработки. О методах работы над скачками я говорила выше (смотреть страницу 12). Много в пьесе тембровых окрасок, мажорных и минорных

17

настроений, которые обязательно нужно почувствовать и разукрасить с помощью динамических оттенков. Это сочинение очень полезно для развития координации движений.

ИЮЛЬ. «НА ЛОДКЕ»

«На лодке» - поэтическая картинка, любование живописным лесом, душевное наслаждение от вида красивой природы. Музыка написана в трехдольном размере, здесь есть образ покачивания на лодке, который создаёт левая рука. Первая часть неторопливая, очень певучая, сменяется второй, чуть, более подвижной, жизнерадостной. Постоянное, непрерывное движение восьмых, да ещё с постепенным нарастанием темпа создают образ «головокружения» от счастья, радости. Неторопливую, певучую мелодию в начале пьесы можно исполнять приёмом rubato. Встречающиеся двойные ноты (такты 7-8) требуют от исполнителя дифференциации по верхнему голосу, хорошего легато и одновременного «не квакающего» исполнения двух нот. Строение мелодии идёт по 8 тактов, но прежде чем охватить период, следует поиграть сначала фразами по два такта, затем по четыре. В левой руке нужно проучить линию баса с мелодией, затем аккорды с мелодией, потом играть, как написано. Такая форма работы очень развивает гармонический слух.

Во второй части есть сложное технически неудобное место (такты 23-24), скачкообразные движения и полиритмия триоль на двуоль. Полиритмия требует звуковой ровности и свободы движения обеих рук. Сначала игра происходит в изучении «приблизительного исполнения», а именно, первые ноты играются одновременно, остальные по очереди. Полиритмия получится, если пианист

18

много наиграет это место, услышит мелодию, проучит скачок, появиться более подвижный темп, который не будет сковывать исполнителя.

Первые восемь тактов третьей части повторяют первую, затем появляется неспешная, душевная, задумчивая кода. Произведение заканчивается в низком регистре, возможно музыка олицетворяет вечер, окончание дня, или заснувшую природу.

АВГУСТ. «ЗРЕЕТ РОЖЬ НАД ЖАРКОЙ НИВОЙ»

«Зреет рожь над жаркой нивой» - образ нивы, развевающейся на ветру. Произведение больше виртуозное, подвижное, чем лирическое. На мой взгляд, здесь много разных картинок, которые постоянно сменяют друг друга. В начале первой части, автор показывает лирический образ, чудного, широкого, раздольного ржаного поля. Это первый восьми такт, и такой же период можно услышать в третьей части. Музыка следующих 16 тактов напоминает пляску, имеет весёлый, скерцозный характер.

Вторая часть состоит из трёх восьми тактовых периодов. Композитор определяет им разные темпы: сдержанный, жизнерадостный, взволнованный. Это могут быть разные природные явления – дуновение ветерка, или сильный ветер, которые быстро пролетели над нивой и исчезли.

Первая сложность пьесы – это передача настроения в произведении, умение перестроиться на разные темпы, характер, и исполнить их с помощью различных штрихов и динамических оттенков, которые предлагает композитор.

В лирическом эпизоде первой части стоит обратить внимание на вторую и четвёртую восьмые в тактах. Часто пианисты заваливаются на них, тем самым играют по слогам, не дают мелодии объединиться в длинные фразы. Такие восьмые следует играть мягче, не передерживать, слушать на фоне баса паузы. Аккомпанемент должен быть воздушным, на фоне мелодии, которую могла бы сыграть скрипка.

19

Технически сложная здесь вторая часть. В первом эпизоде, стоит обратить внимание на 1 и 3 такты. Залигованная нота и выход из неё 32-ми длительностями, требуют мотивной проработки, о бязательно следует найти удобное положение в руке, так что бы первый палец, который идёт на чёрную клавишу был с ней рядом, очень близко, иначе не избежать рывков, ненужных движений, неровностей в игре. При разучивании можно поиграть таким образом: сыграть первую ноту правой руки и первую ноту левой руки 1 такта, сделать остановку, далее на вторую ноту левой руки опереться и от неё доиграть остаток мотива правой руки. Точнее сказать играть с опорой на каждую восьмую долю в такте. Такая интонация будет правильнее, и игра будет ровнее. Обычно играют по-другому, собирая ноты по «трёшкам». Во втором и третьем эпизодах второй части следует обратить внимание на шестнадцатые длительности и скачки. В шестнадцатых не стоит забывать проучивать стыки между первыми пальцами, а также середину каждой группы нот. Скачки требуют точного приземления на клавиши, голова должна вовремя подумать, куда направить руку.

Пьеса очень красочная по музыке, и полна интересных музыкальных находок.

СЕНТЯБРЬ. «ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА»

20

«Осенняя ярмарка» - виртуозное произведение, написано в скерцозном характере, в трёхчастной форме. В пьесе автор изобразил музыкальным языком образ народной суеты, кутерьмы. Первая часть подвижная, жизнерадостная, где много различных штрихов, особенно в изобилие используется стаккато. От исполнителя требуется играть эту часть довольно ровно, хорошо слышать и цепко играть верхний голос, особенно в двойных нотах, часто здесь не хватает ясного и внятного исполнения мелодии пятым пальцем. Динамические оттенки, а именно крещендо, провоцируют ученика на ускорение, это не допустимо, поэтому стоит слушать ровную пульсацию пьесы, возможно, кому-то поможет метроном. Чтобы не было суматохи в игре, обязательно нужно обратить внимание на восьмую паузу в конце каждого восьми такта первой части. Это своего рода возможность «вдохнуть», перестроиться на другой характер музыкального изложения, и продолжить играть пьесу. Ненадолго во второй части меняется характер. Он становится немного спокойнее, напевнее, но при этом темп пьесы не меняется. Сложность заключается в исполнении хорошего легато виолончельной мелодии в нижнем регистре, но довольно в подвижном темпе. Я бы применила здесь исполнение приёма rubato. В третьей части задачи остаются те же, что и в начале пьесы.

ОКТЯБРЬ. «ОСЕННИЙ РОМАНС»

21

« Осенний романс» - картина грусти, прощания с природой. Очень певучая, проникновенная мелодия пьесы написана в жанре романса. Играть нужно по «вокальному», как бы спел певец. Думать по четыре такта, «дышать» вместе с вокалистом, пропеть все ноты в мелодии, услышать все широкие и узкие интервалы, использовать приём игры rubato. Фактура пьесы аккордовая и подголосочная, требует отдельной проработки. Все подголоски не должны звучать ярче мелодии, но исполнять их нужно не менее выразительно, чем основную тему. Очень важно почувствовать трёхдольный размер произведения, услышать движение третьей доли в первую. Особенно это касается часто встречающихся в пьесе подголосков в левой руке на третью долю. Они стремятся к басу, движение в руке должно быть естественное. Для достижения лучшего результата нужно отдельно поучить левую руку. Начинать играть пьесу не с первой доли такта, а с третьей.

НОЯБРЬ. «В ПОЛЯХ МЕТЁТ НЕИСТОВАЯ ВЬЮГА»

«В полях метёт неистовая вьюга» - самое сложное, виртуозное произведение цикла. По стилю изложения, музыкальному языку, пьеса схожа с «Бурным потоком» С. Майкапара.

Образ вьюги, метели, снежного вихря. Сложность заключается в качественном исполнении пьесы и в довольно быстром темпе. С чем здесь столкнётся пианист?

С мелкой техникой, хроматизмами, неудобными ритмическими переходами на триоли, с умением виртуозно играть не только более сильной, ведущей правой рукой, но и левой, менее поворотливой, часто снижающей темп пьесы, а также с художественным

22

исполнением произведения, а именно с выразительной игрой основной мелодии, на фоне б ольшого потока шестнадцатых. Проучивать пьесу нужно в довольно медленном темпе, с интонированием каждого мотива. Играть, такие мотивы можно с опорой, с акцентом на определённую ноту (например: с четвёртой ноты в первую и со второй в третью) в группе из четырёх шестнадцатых нот.

И сполнение пьесы требует активных самостоятельных пальцев, соблюдение ровной пульсации. Мыслить основную тему по 2+2+4, 2+2+2 такта в первой части, и по 4 такта во второй части. Произведение полезно для развития технической базы ученика, самостоятельности пальцев.

ДЕКАБРЬ. «ЗИМНИЙ ВАЛЬС»

«Зимний вальс» - непринуждённый, полётный, затрагивающий своей непосредственностью, написанный в трёхчастной форме. Музыка пьесы невольно напоминает русский новогодний бал. Праздничный маскарад, кружащиеся пары, повсюду гирлянды, серпантин, новогоднее радостное настроение. Пожалуй, по сложности это произведение одно из самых простых сочинений цикла. Основные требования исполнения вальса заключаются в выразительной игре основной мелодии, в сохранении трёхдольной пульсации (три-раз, два; три-раз, два и т.д.). В мышлении более крупными мелодическими линиями (в данном вальсе по 4 такта), а также в гармонической проработке фактуры (ведении басовой линии, дифференциации аккордов, интервалов), в разнообразном исполнении динамики, в поиске разных тембровых, гармонических красок.

23

«ТИХИЙ УГОЛОК»

«Тихий уголок» - предпоследняя пьеса цикла, образ мечты о домике в деревне и радость от появления такого места, где можно спрятаться, отдохнуть от городской суеты, насладиться природой. Пьеса написана в трёхчастной форме, с контрастной серединой, и яркой кульминацией. В первой части произведения музыкальный язык насыщен полифонией. Сложность пьесы заключается в умении ученика услышать всю полифоническую ткань, дифференцировать её между голосами. Трёхдольный размер, начало каждой темы из затакта, делает мелодию очень длинной, в итоге не хочется нигде останавливаться. С помощью внутреннего движения, нужно дойти до самого конца первой части. Вторая часть подвижная, взволнованная, динамичная, яркая. Для юных пианистов требуется проучить скачки, сделать удобными позиционные переходы в обеих руках, обратить внимание на разные тембры. Эта часть, так же требует более цельного охвата. Если каждую последнюю ноту в такте, тянуть внутренним слухом в сильную долю следующего такта, тогда вся часть объединится. Динамика в пьесе нарастающая, две волны. Первые 12 тактов от пиано к форте, т.е. делается общее крещендо. С 13 такта, по звуку стоит немного отступить и начать ещё одно крещендо, к 18-19 такту должно быть хорошее форте, так как это пик кульминации. Затем идут более мелкие динамические всплески, где нужно услышать окраску тембров в разных регистрах.

«ДАЛЁКОЕ – БЛИЗКОЕ»

«Далёкое – близкое» - пьеса написана в трёхчастной форме. Композитор использует две параллельные тональности. Ре минор, в первой и третьей части, олицетворяющий неизвестность в будущем, что-то далёкое, прошедшее. Более позитивный по настроению фа мажор, во второй части. Использование в произведении разных ритмических групп (триоли в сочетании с восьмыми, переход на шестнадцатые длительности) осложняет задачу для исполнителя играть ровно, сохранять единый пульс. На это следует обратить внимание и проучить всю пьесу со счётом. Строение основной мелодии первой части идёт по четыре такта,

24

в каждом предложении третий такт является более важным, туда идёт всё динамическое нарастание. И грать следует неторопливо, проникновенно.

Вторая часть требует распевного исполнения, хорошего легато в шестнадцатых длительностях и движения их в сильную долю. Музыка полна перекличек между руками. Игра в разных регистрах, требует особого тембра, особых музыкальных красок, а также динамического развития. В левой руке надо проучить басовую линию, лучше начинать со второй доли, так легче интонировать. Играть всем весом руки, с опорой в бас. Все интервалы должны звучать тише.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая методическую разработку, хочется отметить, что творческая работа над фортепианным циклом «Домик в Клину» требует от педагога огромной душевной отдачи, напряженного интонационного вслушивания, постоянного обогащения слухового опыта.

И.А. Парфёнов не был профессиональным пианистом. Фактура его далеко не всегда удобна. Но неудобства такого рода с лихвой окупаются удивительным богатством гармонических красок.

Все пьесы, безусловно, могут быть использованы не только для работы в классе, но и на концертных, конкурсных выступлениях учащихся. Музыкальный материал цикла незаменим в детских образовательных беседах и лекциях.

Таким образом, фортепианный цикл «Домик в Клину», можно и нужно включать в репертуарный план учеников ДМШ и ДШИ.

  • для создания методической разработки использовалась информация интернет ресурсов;

  • для характеристики музыкальных произведений использовался сборник

пьес «Домик в Клину» И.А. Парфёнова издание Аллегро 2017

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В данной методической разработке я предлагаю познакомиться с фортепианным циклом Игоря Алексеевича Парфёнова «Домик в Клину». Музыка этого сборника привлекла меня, прежде всего своей красотой, доступностью образов и пианизма. Дети с удовольствием берутся за её разучивание и исполнение. В первом разделе методической разработки дан краткий обзор биографии композитора, рассмотрены история создания цикла, его композиция и образный строй, общие проблемы исполнения. Второй раздел посвящён педагогическому и исполнительскому анализу произведений цикла.
0 ₽