Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Естествознание
  3. Функциональная грамотность на уроках естественно-научного цикла

Функциональная грамотность на уроках естественно-научного цикла

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в основной школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т.е. социализацию личности. Обозначив одним из приоритетных направлений образовательной деятельности социализацию личности ребенка, работаем над проблемой формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках естественно-научного цикла (химии, биологии, географии). Что же такое функциональная грамотность? По мнению А.А.Лео́нтьева, доктора психологических наук и доктора филологических наук, «функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Задача системы образования 21 века состоит не в передаче объема знаний, не в определении уровня освоения школьных программ, а в формировании способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В связи с этим, одной из задач Министерства Просвещения становится разработка учебно-методических материалов, направленных на формирование у учащихся навыков, необходимых выпускникам школ для активной жизни в современном обществе; а так же организация мониторинга формирования способности применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических задач (функциональной грамотности). Все это актуально для реализации задач, поставленных президентом РФ. При этом системообразующим компонентом в структуре функциональной грамотности, является осознание обучаемым значимости решаемой проблемы для себя лично. Эффективность процесса обучения будет лишь при условии, когда он имеет деятельностные организационные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенном возрасте способствует формированию тех или иных типов деятельности. Задача педагога - создание соответствующих педагогических условий для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, массовое внедрение проблемного обучения и проектного метода, групповой и коллективной работы на уроке, использование ИКТ - ресурсов, а также, технических средств.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Естествознание

Категория

Естествознание
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Обдорская гимназия»

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА

Автор – составитель

Никифорова О.А.

учитель химии и биологии

Салехард - 2022

Введение  

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

 Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в основной школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т.е. социализацию личности.

   Обозначив одним из приоритетных направлений образовательной деятельности социализацию личности ребенка, работаем над  проблемой  формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках естественно-научного цикла (химии, биологии, географии).

   Что же такое функциональная грамотность?

По мнению А.А.Лео́нтьева, доктора психологических наук и доктора филологических наук, «функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

  Задача системы образования 21 века состоит не в передаче объема знаний, не в определении уровня освоения школьных программ, а в формировании способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

    В связи с этим, одной из задач Министерства Просвещения становится разработка учебно-методических материалов, направленных на формирование у учащихся навыков, необходимых выпускникам школ для активной жизни в современном обществе; а так же организация мониторинга формирования способности применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических задач (функциональной грамотности). Все это актуально для реализации задач, поставленных президентом РФ.

    При этом системообразующим компонентом в структуре функциональной грамотности, является осознание обучаемым значимости решаемой проблемы для себя лично.

Эффективность процесса обучения будет лишь при условии, когда он имеет деятельностные организационные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенном возрасте способствует формированию тех или иных типов деятельности. Задача педагога - создание соответствующих педагогических условий для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, массовое внедрение проблемного обучения и проектного метода, групповой и коллективной работы на уроке, использование ИКТ - ресурсов, а также, технических средств. 

Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления:

1. Языковая грамотность;

2. Математическая грамотность;

3. Естественно-научная грамотность;

4. Цифровая грамотность;

5. Финансовая грамотность;

6. Культурная и гражданская грамотность.

        Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся, позволяющих школьникам решать сложные задачи: критическое мышление, креативность, коммуникативность, сотрудничество в решении проблем. Как школьники решают задачи в новых изменяющихся условиях – формируют такие черты характера как: любознательность, инициативность, приспособляемость, социальная и культурная осведомленность, упорство, лидерство.

Функциональная грамотность включает в себя:

А)познавательную базу, представляющую собой органическое единство предметных, метапредметных, интегративных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают понимание и выполнение определенных правил, норм и инструкций;

Б)образовательное пространство, представляющее осваиваемую обучающимися совокупность источников информации о сущности функциональных проблем и способов их решения;

В)методы решения функциональных проблем, которые активно востребуются обучаемыми в процессе деятельности.

     Одним из эффективных приемов, направленных на формирование функциональной грамотностей школьников является решение практико-ориентированных задач.

На своих уроках я часто использую данные задания на этапе актуализации знаний.

Приведу пример практико-ориентированных заданий для учащихся.

•         В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая и понятная учащемуся.

•         Каждое задание содержит задачу, решаемую с помощью имеющихся знаний.

•         Контекст заданий близок к ситуациям, возникающим в повседневной жизни.

•         Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.

•         Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны.

•         Информация предъявляется в текстовой и нетекстовой форме (таблицы, схемы, простые столбчатые диаграммы, рекламные объявления, выписки с банковских счетов и др.).

  1. Функциональная грамотность на уроках химии

Задания к теме: «Ознакомление с устройством спиртовки»  (8 класс)

При нагревании жидкости в пробирке вы…

 а) наливаете жидкости побольше, чтобы посильнее плескалось и брызгало, заливало стол и тетради;

б) нагревая, заглядываете внутрь пробирки в надежде увидеть скорейшее закипание;

в) помните, что держать горячую пробирку пальцами неудобно, вы должны заставить кого-нибудь из соседей сделать это или положите пробирку на свою тетрадь.

Представьте, что Вы  работаете в химической лаборатории и подруга принесла пирожное и предлагает попить чайку. Ваши действия:

а) завариваете чай на спиртовке в химическом стакане и “расчищаете” место для пирожного на рабочем столе;

б) приглашаете зайти в другую комнату, где не проводятся опыты;

в) предложите свой вариант.

Вы получили ожог от пламени спиртовки, Вы…

а) смазываете ожог зеленкой;

б) промываете раствором марганцовки;

в) смазываете растительным маслом;

г) промываете и накладываете стерильную повязку.

 

Практико-ориентированные задания для 8-9 классов по теме «Кислоты: классификация, физические и химические свойства»:

1.Какая кислота входит в состав желудочного сока? При увеличении  ее содержания возможно развитие заболевания. Каковы признаки этого состояния?
2.Для снижения уровня кислотности желудка назначают препарат «Алмагель», содержащий гидроксид алюминия и гидроксид магния. На чем основано действие этого препарата. Запишите уравнения реакций.
Почему не рекомендуется использовать для снижения кислотности желудка раствор питьевой соды? Приведите уравнение реакции.

Практико-ориентированные задания для 9 класса:

  1. Тема «Углерод и его соединения»

2. Тема «Сера и ее соединения»

3.Любителям разводить огород на подоконнике рекомендуют экологически чистое и бесплатное удобрение, которое можно приготовить, если скорлупу сырых яиц бросать в банку с водой. Через несколько дней вода приобретает специфический тухлый запах, значит, удобрение готово. Банку лучше держать закрытой. Какой элемент питания получают растения? Чем обусловлен тухлый запах?

4. Тема «Химия вокруг нас»

 

 

5. Задания формата PISA по теме «Фосфор и его соединения»

 Задание 1.

«ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»

  Фосфор образует несколько аллотропных модификаций:

Белый фосфор - воскообразное вещество, бесцветное с желтоватым оттенком, имеет чесночный запах. Нерастворим в воде, хорошо растворяется в сероуглероде. На воздухе легко окисляется. Температура воспламенения 40С, измельченный фосфор воспламеняется при обычной температуре. Белый фосфор очень ядовит. Особым свойством его является способность в темноте светиться, вследствие его окисления.

Красный фосфор представляет собой темно-малиновый порошок, без запаха. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. На воздухе окисляется медленно и самовоспламеняется при температуре 260 С. Не ядовит и не светится в темноте. 

Черный фосфор похож на графит, нерастворим в воде, обладает полупроводниковыми свойствами.

Вопрос 1: «ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»

Почему белый фосфор следует хранить под водой?

А. В темноте светится;

Б. Не растворяется в воде;

В. Воспламеняется при обычной температуре;

Г. Имеет чесночный запах.

Вопрос 2: «ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»

Смесь белого и красного фосфора обработали большим количеством растворителя – сероуглеродом. Часть смеси не растворилась.

Что представляет собой нерастворимый осадок?

А. Часть смеси белого и красного фосфора;

Б. Осадок – нерастворимое вещество, образовавшееся при растворении фосфора в сероуглероде;

В. Белый фосфор;

Г. Красный фосфор.

Вопрос 3: «ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»

Фосфор применяется в пиротехнике, производстве спичек.

Первые фосфорные спички были созданы в 1827 г. Такие спички загорались при трении о любую поверхность, что нередко приводило к пожарам. Так в 1867 г. от ожогов скончалась итальянская эрцгерцогиня Матильда, которая случайно наступила на спичку, – ее платье было мгновенно охвачено пламенем. Описаны случаи отравления фосфорными спичками как из-за неосторожного обращения, так и с целью самоубийства: для этого достаточно было съесть несколько спичечных головок. Вот почему на смену таким спичкам пришли безопасные, которые верно служат нам и сегодня.

Объясните, почему первые фосфорные спички были столь опасны, а современные нет. Укажите одну из причин.

Вопрос 4: «ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»

Некоторые люди рассказывают о «блуждающих огнях» - бледно-голубоватых огоньках, появляющихся на болотах и свежих могилах. Это редкое природное явление не выдумка. Как можно объяснить данное природное явление? Обведите «Да» или «Нет» для каждого из возможных объяснений.

Возможные причины появления «блуждающих огней»:«Да» или «Нет»

1.Самовозгорается фосфор, выделяющийся на болотах и могилах:

Да/Нет

2.«Горит» фосфин, образующийся при гниении отмерших растительных и животных организмов:

Да/Нет

3.Это души умерших, вышедших из могил:

Да/Нет

Вопрос 5: «ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»

В ниже приведенной схеме показано как осуществляется круговорот фосфора в природе.

Предположим, что у вас есть младший брат, который пытается понять,

что изображено на схеме. Однако он еще не получил в школе никакого естественнонаучного образования и не понимает смысла схемы. Опишите для своего брата, как происходит круговорот фосфора в природе. В своем объяснении следуйте строго по стрелкам схемы.

_________________________________________Схема 1.____________

 

Вопрос 6: «ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»

При сборе урожая сельскохозяйственных культур может произойти нарушение круговорота фосфора в природе. Как можно решить эту проблему?

 

Задание 2.

«СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ»

Прочитайте отрывок из  повести «Собака Баскервилей» А. Конан-Дойла

 и ответьте на вопросы.

«...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. — Фосфор, — сказал я».

Вопрос 1. Фосфор бывает белый, красный и черный. О каком фосфоре идет речь в отрывке? Объясните, почему вы так решили.

Вопрос 2.В этом отрывке Артур Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Он не учел химических свойств фосфора и его соединений. Проанализируйте содержание отрывка. Почему описанные в нем явления и процессы, маловероятно. Назовите не менее двух причин.

Вопрос 3. В отрывке говорится: «Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. — Фосфор, — сказал я». Зная свойства «светящегося» фосфора, выберите верные утверждения:

А. Попадание фосфора на кожу безопасно;

Б. Попадание фосфора на кожу вызывает ожоги;

В. Фосфор нужно брать только пинцетом или щипцами;

Г. Фосфор хранят под водой.

 

Пример практико-ориентированных заданий для учащихся 10-11 классов.

Задание 1.

«Каждый раз во время еды вы подвергаете свои зубы воздействию бактерий, вырабатывающих кислоту». С  этого утверждения начинается текст, рекламирующий одной из жевательных резинок. Как с точки зрения химии и биологии прокомментировать это утверждение? Просмотрите в YouTube рекламные ролики жевательных резинок, выберите два любых ролика, в которых есть ошибки рекламного текста. Отчет представьте в виде таблицы.

Рекламируемый товар

Рекламный текст (содержащий ошибки)

Комментарии

Задание 2.

На магазинных полках мы видим большой ассортимент сливочного масла. Часто данный продукт становится объектом фальсификации. Обнаружить подделку и доказать ее можно с помощью дорогостоящих анализов. Но есть и такие способы, с помощью которых можно доказать факт фальсификации даже в домашних условиях. Используя материалы сети Интернет, учебника, дополнительной литературы предложите способы определения фальсификации сливочного масла в домашних условиях.

Отчет о проделанной работе оформите в форме буклета (презентации и т.д).

    

 

.

  1. Функциональная грамотность на уроках биологии

На уроках биологии есть много возможностей формирования естественнонаучной грамотности учащихся: научить их применять полученные знания на практике и использовать в процессе социальной адаптации, формировать умения объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний.

Этому способствует методический инструментарий, который должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы, исследования, анализ и синтез процессов, явлений, фактов, выводов.

1) «Что будет, если…?», «Попробуй объясни…» - задания на объяснение явлений и фактов;

2) «Как узнать?» - применение методов познания;

3) «Сделай вывод и поясни…» - на формирование умений делать выводы, соотносить свой жизненный опыт с предложенным научным;

4)Формы организации деятельности учащихся на уроках, где они могут применить полученные знания, опираясь на жизненный опыт.

Мы стали работать по этой теме, так как столкнулись с моментами, когда ученики, обладая системой знаний, не могли пояснить особенности тех или иных процессов, сделать выводы по изученному материалу или выполненному исследованию, воспользоваться и применить информацию, работать самостоятельно или сообща в команде, отстаивать своё мнение.

Уроки биологии позволяют решать через предложенные задания проблемные ситуации, которые должен понимать и решать «научно-грамотный» человек сегодняшнего и завтрашнего дня. Проблема развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения биологии реализуется в аспекте формирования умения решать ситуационные задания и самостоятельно применять знания в новых ситуациях. И я стала использовать на своих уроках такие задания – ситуационные задачи. Они позволяют осваивать ученику интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией:ознакомление-понимание–применение–анализ–синтез–оценка.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит практико-ориентированный характер и для её решения необходимо конкретное предметное знание, зачастую, требуются знания нескольких предметов и такая задача имеет интересное название. Обязательный элемент такой задачи – проблемный вопрос, который должен вызвать у ученика желание найти на него ответ. Результат работы с такой задачей – непременный успех. Формула успеха:овладение = усвоение + применение знаний на практике. Ситуационные задачи значимы для учащихся в настоящей и будущей жизни, позволяют организовывать работу по изучению учебного материала, дополнительной информации и необходимых знаний. Задачи составлены так, чтобы учащиеся прорабатывали текст учебника и другие предложенные источники информации, умели находить ответы на вопросы, проводить эксперименты, анализ и синтез информации, т.е. учащиеся учатся узнавать новое и применять его на практике, в повседневной жизни. Ситуационные задачи позволяют формировать биологические, интеллектуальные, коммуникативные компетенции, использовать разные формы работы учащихся на уроках: индивидуальную, парную, групповую, делают урок интересным и способствуют саморазвитию личности в процессе обучения биологии.

В практике используем следующие примеры заданий для учащихся 5-11 классов:

1. Тайна горшка. Около 300 лет назад знаменитый учёный В. Гельмонт поставил опыт. Он поместил в горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы. Землю в горшке прикрыл, чтобы на неё не попала пыль. Поливали ветку только дождевой водой, которая не содержала ни каких питательных веществ. Через 5 лет выросшую иву вынули из земли и взвесили. Её масса за 5 лет увеличилась на 65 кг. Масса же земли в горшке уменьшилась всего на 50 гр. Откуда же растение взяло 64 кг 950 гр. органического вещества?

2.Опасный трамвай. Осенью около трамвайных путей, проходящих вблизи садов и парков, иногда вывешивают плакат «Осторожно, Листопад!» Каков смысл этого предупреждения?

3. Как охотятся грибы? Любому живому существу нужны органические вещества для построения своего тела. Животные получают их через еду. Растения образуют органические вещества посредством фотосинтеза. А как быть грибам? Они не обладают фотосинтезом, не охотятся?

4. Кот – лекарь. Кот может безошибочно определить где у человека больное место. Он ложится прямо на больной сустав и начинает его «лечить». И ведь действительно помогает. Объясните, что за странное чутьё и лекарство есть у кота?

5.Волшебный кислород. В сутки человек вдыхает примерно 25 кг воздуха. На каждые 100 км пути автомобиль расходует 1825 кг кислорода. Сколько суток сможет дышать человек воздухом, если одна из машин проедет на 100 км меньше? Используя приведённые факты и расчёты, составить листовку о защите природы.

6. Контейнер для наркотиков. Прочитайте фрагмент газетной заметки «…Погиб парень двадцати лет. Желудок этого молодого человека был предназначен для перевозки полиэтиленовых мешочков с кокаином…». Какая функция желудка оказалась для него роковой? Ответьте на вопрос, используя знания за 8 класс по теме «Пищеварение».

7.Разрушители зубов. «…Каждый раз во время еды, вы подвергаете свои зубы воздействию бактерий, вырабатывающих кислоту…», из текста, рекламирующего жевательную резинку. Как с точки зрения биологии прокомментировать это утверждение. Дать ответ.

При подготовке ситуационных задач по курсам биологии стараюемся учитывать возрастные особенности, а также преемственность формирования функциональной грамотности с 5 по 11 класс, уровень её сформированности.

В условиях современной модернизации образования одной из главных проблем обучения становится формирование умений смыслового чтения (стратегии смыслового чтения) при работе с текстом учебника и другими источниками, которые предлагаются для работы на уроках биологии. Формирование умений смыслового чтения– необходимое условие функциональной грамотности. УУД смыслового чтения - умения максимально точно и полно понимать содержание текста, практически осмысливать извлечённую информацию , соотносить её с имеющимися знаниями, интерпретировать, оценивать и применять при выполнении предложенных заданий с использованием учебных, учебно-познавательных текстов по биологии и другим дисциплинам. работа с текстом на уроках биологии мотивирует учащихся к познавательной деятельности, успеху, создаёт атмосферу сотрудничества и сотворчества, что позволяет выполнить требование ФГОС – развивать УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ, самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Эта работа ведётся на каждом уроке биологии (работа в парах, группах, индивидуально), с применением знаний на практике, при контроле, выполнении проектов, лабораторных и практических работ.

Стратегии смыслового чтения:

- работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

-работа с текстом: преобразование информации и её интерпретация;

-работа с текстом: оценка информации;

-приобретение социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.

Результаты смыслового чтения:

  1. Ориентация в тексте. Глубокое понимание текста. Применение полученной информации в практической деятельности.

Пример текста – задания для работы на уроке биологии 8 класс по теме «Пищеварение. Питательные вещества» количество питательных веществ: белков, жиров, углеводов, а также витаминов. Эти вещества поступают в организм с пищей. Когда вы приходите в магазин и выбираете сыр, то видите различные этикетки: сырный продукт, натуральный сыр. И соответственно обращаете внимание на разницу в стоимости этого продукта питания, а также на то, что они располагаются на разных полках…Известно, что натуральные сыры не содержат пальмового масла, которое пагубно влияет на организм.». Внимательно прочитайте текст, пользуясь информацией из текста, ответьте на вопрос: 1) Почему мы должны покупать и есть натуральные продукты – натуральные сыры?

Основные умения смыслового чтения:

1)Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде;

2)Определять из текста значение терминов;

3)Сопоставлять информацию из разных частей текста;

4)Устанавливать в тексте последовательность действий;

5)Выделять главную мысль отдельных частей текста;

6)Делать выводы на основе информации из текста;

7)Преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот;

8)Группировать или классифицировать информацию из текста;

9) Выделять ненужную информацию;

На уроках применяем различные приемы работы с текстом при изучении нового материала, обобщении, актуализации во время индивидуальной, парной, групповой форм работы.

Приём №1: «Ромашка Блума»

6 лепестков – 6 типов вопросов и заданий по тексту учебника к уроку:

А) простые вопросы: Как будет…

Б) уточняющие вопросы: Если я правильно понял…

В) интерпретационные вопросы: (объясняющие)…Почему?

Г) творческие вопросы, содержат частицу «бы» …А если бы…

Д) оценочные вопросы: Почему что-то хорошо…

Е) практические вопросы: Где вы в обычной жизни можете наблюдать…

Каждый вправе выбрать вопрос по желанию при индивидуальной работе, при работе в парах и группах.

Приём №2 «Восстанови текст»

 Текст собирается всеми участниками из отдельных предложений в логической последовательности.

Приём №3 «Лови ошибку»

 Участникам группы выдаётся текст с ошибками, которые надо найти и исправить, используя учебник.

Приём №4 «Верные и неверные утверждения»

 Выдается тест, в котором необходимо решить, что верно, а что неверно, своё решение пояснить.

Приём №5 «Памятка на полях (Инсерт)»

 При чтении текста, учащийся оставляет метки:

«+» - знаю;

«-« не знал;

«?» -возник вопрос;

«!» - я удивлён.

Приём №6 «Задай вопрос»

 Ученики читают текст и составляют вопросы, которые потом задают друг другу.

Приём №7 «Составь задание»

 На основе анализа текста составляют задание в парах или группах.

Прием №8 «Дополни или сконструируй определение»

 При работе с текстом, выделяют главную мысль и выполняют задание.

Во время уроков используем и возможности рабочей тетради при работе с текстом. Задания, предложенные в рабочих тетрадях, ориентированы на работу с текстом учебника, на осмысление содержания, на самостоятельную работу, при опросах, контроле, изучении нового материла, выполнении лабораторных и практических работ, индивидуальной работе с учащимися, работе с новыми понятиями:

1.Поиск в тексте информации для формулировки новых терминов по изучаемой теме;

2.«Вставьте пропущенные буквы» в новых понятиях, предварительно изучив их правильное написание в тексте;

3.Составьте предложения с новыми терминами по изученной теме;

4.Работа с немыми рисунками. «Подпиши части растения или животного» (анализ текста и рисунков учебника);

5.Заполните таблицу, изучив текст учебника;

6.Составьте план параграфа;

7.Распределите изображённые организмы по группам, назовите их признаки;

8.Заполните пропуски в тексте;

9.Используя дополнительную информацию подготовьте сообщение по теме или презентацию;

10. «Исправь ошибку». Найдите 5 ошибок в тексте или на рисунках;

11.Решите кроссворд, используя текст учебника;

12.Смоделируйте объект по описанию в тексте;

13.Изучив задания лабораторной работы и текст учебника, выполнить работу на оценку;

14.Выполнение практических работ с использованием текста учебника и рабочей тетради;

15.Проведение исследований с помощью микроскопа.

Таким образом прослеживается формирование функциональной грамотности в урочной деятельности через систему заданий и работу с текстом. с использованием различных средств, методов и приёмов.

 Выводы: поскольку мы живем в эпоху глобализации и взаимодействия, наши дети должны быть успешными и конкурентоспособными в современном мире.

    И наша задача, как педагогов, выстроить свою работу так, чтобы дети обладали всеми необходимыми навыками 21 века и были готовы к жизни в постиндустриальном информационном обществе.  

Источники:

1.Пичугина Г.В. Ситуационные задания по химии. 8-11 класс, Москва, «Вако», 2018;

2. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А.;

Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019;

3.https://www.1urok.ru/categories/3/articles/32727

4. https://infourok.ru/iz-opyta-raboty-formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti-na-urokah-himii-4545338.html

4.Научно – методический журнал «Химия. Всё для учителя» №9 (сентябрь, 2020);

5. Научно – методический журнал «Химия. Всё для учителя» №11 (ноябрь, 2020);

6.Подготовка учащихся к олимпиаде по химии: методические рекомендации, справочные и дидактические материалы. Омск, БОУ ДПО «ИРООО», 2019;

7. Стратегии смыслового чтения. Методическое пособие для учителей естественно – научного цикла. Омск, БОУ ДПО «ИРООО», 2020.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в основной школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т.е. социализацию личности. Обозначив одним из приоритетных направлений образовательной деятельности социализацию личности ребенка, работаем над проблемой формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках естественно-научного цикла (химии, биологии, географии). Что же такое функциональная грамотность? По мнению А.А.Лео́нтьева, доктора психологических наук и доктора филологических наук, «функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Задача системы образования 21 века состоит не в передаче объема знаний, не в определении уровня освоения школьных программ, а в формировании способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В связи с этим, одной из задач Министерства Просвещения становится разработка учебно-методических материалов, направленных на формирование у учащихся навыков, необходимых выпускникам школ для активной жизни в современном обществе; а так же организация мониторинга формирования способности применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических задач (функциональной грамотности). Все это актуально для реализации задач, поставленных президентом РФ. При этом системообразующим компонентом в структуре функциональной грамотности, является осознание обучаемым значимости решаемой проблемы для себя лично. Эффективность процесса обучения будет лишь при условии, когда он имеет деятельностные организационные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенном возрасте способствует формированию тех или иных типов деятельности. Задача педагога - создание соответствующих педагогических условий для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, массовое внедрение проблемного обучения и проектного метода, групповой и коллективной работы на уроке, использование ИКТ - ресурсов, а также, технических средств.
0 ₽