Внеклассное мероприятие
Экологический устный журнал
«Глобальные экологические проблемы планеты Земля»
Пояснительная записка
Данное мероприятие рассчитано на учащихся старшего звена (9 – 11кл.) и предполагает большую подготовительную работу учащихся (под руководством преподавателя). В ходе подготовки и проведения мероприятия достигаются важные цели: углубления и расширения знаний по вопросам важнейших экологических проблем; воспитания экологической культуры и формирования экологического мировоззрения у учащихся; формирования общеучебных умений (анализировать, проектировать, делать логические выводы, научно аргументировать, строить схемы на основе принципа ассоциативных связей).
Мероприятие включает несколько логически связанных этапов, каждый из которых содержит информативную и практическую часть, что способствует не только приобретению теоретических знаний, но и их практическому применению. Итогом подготовки и проведения данного мероприятия является достижение у учащихся стойкого представления об экологических проблемах как проблемах №1 в мире (требующих незамедлительного решения), о необходимости рационального природопользования; осознание личной ответственности за сохранение и преобразование окружающего мира.
Комплексный подход с использованием разнообразных форм и методов в процессе подготовки мероприятия формирует у учащихся навыки осознанного и активного приобретения и применения знаний, развивает аналитические способности, критическое мышление, стимулирует творческую активность.
Данная разработка может быть использована педагогами во внеклассной работе с учащимися старшего звена, изучающими экологию как самостоятельный предмет или в рамках курса биологии.
Основная часть
Высказывания великих людей о Планете Слайд 2
Цели:
1) углубление и расширение знаний учащихся по вопросам важнейших экологических проблем и поиска их решений; показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека;
2) воспитание экологической культуры и формирование экологического мировоззрения у учащихся;
3) формирование общеучебных умений (анализировать, проектировать, делать логические выводы, научно аргументировать, строить схемы на основе принципа ассоциативных связей).Развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации
Форма проведения: устный журнал
Ход мероприятия
Организационный момент
Вступительное слово.
Преподаватель:
Здравствуйте студенты и дорогие гости! Я рада приветствовать Вас всех.
22 апреля – День Земли– это праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. Праздник чистой планеты. А вот насколько чиста наша Земля мы обсудим прямо сейчас.
Мы собрались сегодня для того, чтобы познакомить Вас с Глобальными экологическими проблемами планеты Земля, обратить внимание на ту угрозу, которую представляет человечество для окружающей природной среды в 21 веке. И так начнем!
Слайд 3- высказывания великих людей «Человечество без облагораживания его животными и растениями погибнет, оскудеет, впадет в злобу и отчаяние, как одинокий в одиночестве…» Андрей Платонов
Учащийся читает стихотворение (мальчик).
Слайд 4 – вращающаяся планета Земля
Когда-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться
Змеи, слоны, черепахи и птицы
Вот вам подарок, люди владейте
Землю вспашите, хлебом засейте
Всем завещаю вас я отныне –
Вы берегите эту святыню.
Взгляни на глобус – шар земной
Ведь он вздыхает, как живой,
И шепчут нам материки
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса
Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
2.Учащийся читает стихотворение (девочка).
Как яблоко на блюде
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить всё богатство
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас.
3.Преподаватель. В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. В настоящее время человечество столкнулось со следующими экологическими проблемамиЗемли: Слайд 4- перечень
-Разрушение озонового слоя (Озоновые «дыры»)
-Смог. Парниковый эффект
-Кислотные дожди
- Мусор. Свалки
И сегодня мы с вами прослушаем выступления наших экспертов по каждой из проблем. И Вашему вниманию представляется доклад эксперта группы _____по теме «Разрушение озонового слоя» Слайд 5,6
Учащийся читает доклад.
Разрушение озонового слоя
Сегодня мы рассматриваем глобальные экологические проблемы. Начну с того, что Экологическая проблема - это изменение природной среды, в результате антропогенного воздействия или стихийных бедствий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы. А глобальные, потому что все проблемы взаимосвязаны между собой и охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран Мира.
Озон — форма молекулярного кислорода (03). Основное его количество сосредоточено в стратосфере на высоте 15-25 км. Начало образования озона в стратосфере связано с реакцией расщепления молекулярного кислорода коротковолновым УФ-излучением Солнца. И он же защищает всё живое на Земле от губительного УФ излучения.
В настоящее время наблюдается всё усугубляющаяся картина истоньшения озонового слоя Земли. Впервые появление озоновой «дыры» над Антарктидой было зафиксировано еще в 1970-е годы. Как показали измерения со спутников, озона в этой «дыре» было на 30-50% меньше нормы. Подобное явление в Антарктиде наблюдается осенью, тогда как в другие времена года содержание озона колеблется около нормы. Позднее выяснилось, что толщина озонового слоя изменяется также в средних и высоких широтах Северного полушария, особенно над Европой, США, Тихим океаном, Европейской частью России, Японией и Восточной Сибирью.
Учёные считают, что изменяющаяся озоновая обстановка непременно скажется на состоянии растительного и животного мира. Урожайность некоторых сельскохозяйственных культур резко упадет. Изменившиеся условия скажутся и на микроорганизмах – на том же планктоне – основном корме морских обитателей. Увеличение дозы УФ лучей может резко ослабить иммунную систему человека и вызвать многие заболевания (глазные заболевания, рак кожи).
Основная причина разрушения озонового щита в концентрации хлор-фторуглеродов (фреонов). Это антропогенные вещества и химические соединения, используемые в производстве аэрозолей, хладагентов (в холодильниках), растворителей и т.д.
Также причинами разрушения озонового слоя могут быть: сверхзвуковые самолеты, запуск космических кораблей.
В нижних слоях атмосферы они не вступают ни в какие химические реакции и не оказывают токсичного действия. Но именно эта “инертность” позволяет им подниматься в стратосферу и интенсивно разрушать молекулы озона.
Практически ежедневно через средства массовой информации на нас обрушиваются предупреждения о неминуемых, если не происходящих, экологических бедствиях. Нам ещё сложно бывает представить себе такие глобальные явления, как "парниковый эффект" или "разрушение озонового экрана планеты". Мы подчас с недоверием относимся к сообщениям учёных-биологов о том, что каждый день на планете исчезают десятки видов живых организмов. Но все мы уже почувствовали на себе и твёрдо усвоили, что жизненно необходимые нам воздух и вода загрязнены и являются причиной многих болезней.
В заключении я хочу процитировать словаФридриха Вильгельма Ницше -Земля имеет оболочку; и эта оболочка поражена болезнями. Одна из этих болезней называется: «человек». И вашему внимаю представляется видео об Озоновом слое.
Слайд 8. Пять минут об Озоновом слое.
Преподаватель: Следующая проблема, которую мы разбираем – проблема Смога и “парникового эффекта”. Слайд 7.
Докладывает:студент 1 курса........
Смог и “парниковый эффект”
Вредными примесями пирогенного происхождения являются аэрозоли – это твёрдые или жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в воздухе. Твёрдые компоненты аэрозолей в ряде случаев особенно опасны для организмов, а у людей вызывают специфические заболевания. В атмосфере аэрозольные загрязнения воспринимаются в виде тумана, мглы, дыма или дымки. Фотохимический туман, или смог, представляет собой многокомпонентную смесь газов и аэрозольных частиц.
Впервые термин «смог» был введён англичанином доктором Генри Антуаном де Во в 1905 году в статье «Туман и дым» написанной для Публичного Конгресса о здоровье. От Великого смога 1952 года скончалось более 4000 человек, ещё 8000 человек погибло в последующие несколько месяцев, причём британское правительство первое время отказывалось признать факт того, что эти смерти стали последствием смога от обильного сжигания угля, приписывая их эпидемии гриппа. В настоящее время смог для Великобритании не встречается. Зато с 2010 года он встречается в Российских городах: Алмате, Москве, Санкт-Петербурге.
Смог возникает в результате фотохимических реакций при определённых условиях: наличии в атмосфере высокой концентрации оксидов азота, углеводородов и других загрязнителей, интенсивной солнечной радиации и безветрия. Не стоит путать - омутнение воздуха природными частицами пыли, снега или дыма от природных пожаров называется мглой.
По своему физиологическому воздействию на организм человека смог крайне опасен для дыхательной и кровеносной систем и часто бывает причиной преждевременной смерти городских жителей с ослабленным здоровьем. Такие смоги – нередкое явление над крупными городами.
Парниковый эффект – это свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, но задерживать земное излучение, способствуя аккумуляции тепла Землёй. Существует ряд научных гипотез, объясняющих последствия парникового эффекта:
1) к концу XXI века содержание атмосферного углекислого газа удвоится, что неизбежно приведёт к повышению средней глобальной приземной температуры на 5–6 градусов;
2) подобный рост средней глобальной приземной температуры приведёт к повышению уровня Мирового океана на 20–165 см, что в свою очередь приведёт к затоплению многих территорий;
3) концентрация атмосферного углекислого газа может оказать весьма благоприятное воздействие на урожайность сельскохозяйственных культур;
4) потепление может привести к резкому сокращению площадей бореальных лесов, а также к перемещению их границ на север. В целом, парниковый эффект – это уравнение со многими неизвестными. Например, есть учёные, которые считают, что, как это ни парадоксально, ускоряющееся накопление углекислого газа может привести не к потеплению, а к похолоданию.
Загрязнение атмосферы не имеет границ. Самостоятельно справиться с проблемой охраны воздуха одна страна не в состоянии. Только совместные усилия всех стран, всех жителей планеты способны что-либо изменить. Берегите Планету. У всех людей она одна во вселенной. А теперь, предлагаю Вам просмотреть видео материал оПарниковом эффекте. Слайд 9
Преподаватель: А теперь уважаемые участники сегодняшнего мероприятия мы проверим насколько вы внимательны и знаете Экологию: Задание первое Слайд 10. такое – рассмотрите рисунок схему, найдите источники экологического загрязнения
Задание второе Слайд 11. Сопоставьте экологические термины с их определением.
Задание 3. Задаю вопрос вы отвечаете на него одним словом
Дерево – символ России. (Береза)
Листья сосны. (Хвоя)
Самое высокое дерево мира. (Секвойя)
Искусственное насаждение вдоль дорог. (Лесополоса)
Сосновый лес. (Бор)
Самое быстрое животное суши. (Гепард)
Защитный экран Земли. (Озоновый слой)
Токсичный туман. (Смог)
Экологически чистое топливо. (Водород)
Самое распространенное вещество на Земле.(Вода)
Оболочка Земли, заселенная живыми организмами.(Биосфера)
Кора березы. (Береста)
Дубовый лес. (Дубрава)
Что ест жаба зимой? (Ничего, спит)
Причина потепления климата Земли. (Парниковый эффект)
Преподаватель: Спасибо за активное участие. Далее мы рассмотрим ещё две глобальные проблемы. И выступить с докладом о Кислотных дождях я приглашаю Слайд 12,13____________________________
Учащийся читает доклад.
Кислотные дожди
Проблема кислотных дождей уже давно носит глобальный характер. Все вредные вещества, попадающие в воздух в процессе жизнедеятельности человека, никуда не исчезают, а остаются в атмосфере и рано или поздно возвращаются на землю в виде осадков. При этом последствия кислотных дождей настолько серьезны, что на их устранение порой требуются сотни лет.
Характеризует кислотный дождь пониженный уровень pH. Для обычных осадков этот показатель равен 5,6, и даже небольшое нарушение нормы чревато серьезными последствиями для живых организмов, попавших в зону поражения.
Причина кислотных дождей в большей степени кроется в человеческом факторе. Постоянное загрязнение воздуха кислотообразующими соединениями (оксидами серы, хлористым водородом, азотом) приводят к нарушению баланса. Эти оксиды соединяются в водой образуя кислоты: соляную. Серную, азотную. По сути они и выпадают в виде осадков на поверхность Земли.Основными «поставщиками» данных веществ в атмосферу являются крупные предприятия, в частности, работающие в сфере металлургии, обработки нефтесодержащих продуктов, занимающиеся сжиганием угля или мазута. Несмотря на наличие фильтров и очистительных систем, уровень современной техники все еще не позволяет полностью устранить негативное влияние промышленных отходов.
Также выпадение кислотных дождей связано с увеличением транспортных средств на планете. Выхлопные газы, хоть и в малых долях, но также содержат вредные кислотные соединения, а в пересчете на количество автомобилей, уровень загрязнения становится критичным. Свой вклад вносят и тепловые электростанции, а также множество предметов быта, вроде аэрозолей, чистящих средств и пр.
В результате попадания кислотных дождей в поверхностный слой почвы и водоёмы развивается подкисление, что приводит к деградации экосистем, гибели отдельных видов рыб и других водных организмов, сказывается на плодородии почв, снижении прироста лесов и их усыхании, пагубно действует на здоровье человека. Вызывает гибель памятников архитектуры. Кислотные дожди особенно характерны для стран Западной и Северной Европы, США, Канады, промышленных районов России, Украины и др.
Кислотные дожди в России в 2017 году станут «кислее» - таковы прогнозы по части экологической обстановки. Последние события на Украине повлияют даже на мировую экологию. Дело в том, что доля российского газа в европейском энергопотреблении составляет около30%. Из-за введения российских санкций, Европа от российского газа будет понемногу отказываться, переходя на более дорогой сланцевый газ из США, Румынии, Польши и Украины. Добыча сланцевого газа почти всегда связана с ухудшением экологии – именно поэтому в США его запретили добывать в густонаселенных районах Загрязнения грунтовых вод и большое количество выделяемого газа в атмосферу способствует ухудшению экологии. Так что скоро нас ждут глобальные проблемы кислотных дождей и другие неприятности.
Ожидаются сильные кислотные в Москве в 2017 году – атмосфера города чрезмерно загрязнена углекислым газом, выбросами от предприятий и электростанций. Воздух и испарения воды насыщены SO2, NO2, HCl – вся эта химия уже привела к массовой гибели рыбы (и ее мутации) в Москва-реке. Прогнозы метеорологов по поводу кислотных дождей в Москве в 2017 году тоже неутешительны – ветра особого в летние месяцы над столицей не ожидается, так что смог (и, соответственно, кислотные осадки) гарантированы.
Возможны кислотные осадки и в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде,Челябинске, Магнитогорске, Норильске.
Примечательно, города еще не гарантирует защиту дождей. К примеру, кислотное облако может принести в удаленный таежный городок изМосквы, причем осадки будут там идти неделю. Более того, в Россию кислотные дожди могут прийти из США, Китая и других стран. Уже довольно давно известно, что воздушные потоки переносят загрязняющие вещества на большие расстояния: уже обрел признание термин “трансграничный перенос”.
Например, Великобритания пользуется репутацией крупнейшего “производителя” сернистого газа в Европе. Почти 1/3 его переносится в другие страны, особенно скандинавские, где вызванные этим загрязнением кислотные дожди уже уничтожили около 15% строевого леса (в частности, в Швеции и Норвегии).
Также необходимо признать, что часто за выпадение кислотных дождей люди принимают желтую кайму луж, либо их неправильный цвет. Это явление практически во всех случаях объясняется наличием пыльцы в осадках. Естественно, никакой угрозы человечеству это не представляет. А вот вредные химические элементы визуально определить практически невозможно.
И в заключении: берегите природу, чистота спасёт Мир!!!!
Преподаватель: следующий докладчик раскроет нам проблему «Мусора» на Планете Слайд 14.
Что делать с мусором – «вечная тема». В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. И это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус – высочайшую горную вершину Европы.
Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300 кг. твердых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие «мусорщики» - американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг. ТБО. Во всех странах состав ТБО довольно близкий. Его главные составляющие – бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и т.д.)
Тем не менее, проблема ТБО остро стоит во многих странах, а особенно в России. Есть три основных варианта обращения с ТБО.
Захоронение. Это самый антиэкологичный способ. Из обычной свалки вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан «берет на себя» 20% эффекта потепления климата). Если используется современный полигон для хранения ТБО (это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой пленки, в которой уплотненные слои ТБО пересыпаются слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют – их собирают и очищают. Тем не менее, в атмосферу все – таки летит, а объем мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется, и нужно стоить новый.
Переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем. Перерабатывать ТБО выгодно, т.к. на вторичное сырье – бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы – всегда есть спрос.
Ситуация с ТБО в России пока сложная. Перерабатывается не более 2% мусора, т.к. сортировка мусора затруднена по разным причинам. Во-первых, значительная часть городского населения живет в небольших квартирах с маленькими кухнями, в которых трудно разместить несколько емкостей для разных фракций отходов. Во – вторых, сказывается недостаточная экологическая культура населения. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенные для этого места. Такие территории не огорожены, там нет специалистов, ведущих наблюдение за правильным размещением мусора. С этих «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие легкие отходы. «Дикие» свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья людей. Часть бывших свалок, оказавшихся в черте города, застраивается жилыми кварталами. Однако продолжающийся выделяться там биогаз – результат разложения органических веществ – создает взрыво – и пожароопасную ситуацию.
На свалках в больших количествах размножаются грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний. Свалки бытовых отходов загрязняют окружающую природную среду, создавая эпидемиологическую и токсикологическую опасность. Страдает атмосферный воздух (от выделений метана, сернистого газа и пр.), загрязняются почвы и грунтовые воды (от тяжелых металлов, растворителей, полихлорбифенилов – диоксинов, инсектицидов и др.) – почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5 километров от свалок. Вблизи городских свалок в почве и грунтовых водах обнаружены соединения мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля.
Специально оборудованные свалки – не лучший способ избавиться от мусора, хотя сегодня без них не обойтись.
На территории России сегодня действует 7 мусоросжигающих заводов, которые перерабатывают около 3% твердых бытовых отходов, а 9% вывозятся из городов на более чем 1000 полигонов бытовых отходов. Остальная масса отходов поступает на свалки.
Самое трудное в борьбе за чистоту – не мусорить самому!
Вот так выглядит реальность нашей сегодняшней темы, о которой Вам рассказали наши эксперты!!!!!! Слайд 15
Заключение.Слайд 16
Подведение итогов.
Итак, на этой конференции мы с вами рассмотрели тему колоссальной значимости в наш век.Человек губит землю. В самом деле, нагрузки на всю среду обитания возрастают и скоро могут сделать ее непригодной для жизни вида homo sapiens, "человека разумного". Это тревожит все большее число людей и должно тревожить и нас. Уже через несколько лет мы рискуем оказаться в незнакомом и пугающем мире. Задумайтесь о своем будущем и будущем ваших детей!
Послушав все выступления мы убедились, что наша Земля серьезно больна. Ее поразило вмешательство человека. Люди! Давно пора понять, что не Природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух – чтобы дышать; кристальная вода – чтобы пить; вся Природа – чтобы жить. Давайте жить в согласии с природой и не нарушать ее законов и порядка, разумно использовать ее дары и богатства.
Сохраним природу-сохраним жизнь!
Учащиеся читают стихотворение (музыка на заднем плане)
Мы – молодое поколение, а это значит, что будущее планеты в Наших руках и от вашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети природы и должны с уважением относиться к ней, чтобы сохранить ее для последующих поколений в лучшем виде.
(Мальчик)
Берегите Землю, берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите-
Берегите Землю, берегите!
(Девочка)
Берегите Землю, берегите!
Чудо песен городов и весен,
Мрак глубин и волю поднебесной,
Откровение земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю, берегите!
Мальчик:
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
(Е. Смирнова)
Девочка:
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Спасибо за внимания и берегите природу!!!!!!
Используемая литература
Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие/ Б.Т. Величковский, В.И. Кирпичев, И.Т. Суравегина. – М.: Новая школа, 1997.
Мансурова С.Е. Следим за окружающей средой нашего города: школьный практикум/ С.Е. Мансурова, Г.Н. Кокуева. – М.: Владос, 2001г.
Миркин Б.М. Город без отходов/ Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова// Биология в школе. – 2005. - № 3
Самкова В.А. Экологический практикум «Город, в котором я живу»/В.А. Самкова// Биология в школе. – 2000.- № 5,7.