Голосовые характеристики речи
Важное значение для процесса коммуникации имеет акустическая система речи, к которой относят качество голоса (тембр, высоту, тональность, гласность), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения. Темп речи может быть очень медленный, быстрый, очень быстрый. От темпа речи может зависеть то, как тебя будут слушать окружающие. "Пустое слово сыплется, как горох из решета, — насыщенное слово поворачивается медленно, словно шар, наполненный ртутью", — так говорил о темпе речи известный режиссер К. С. Станиславский. Норман Миллер и его коллеги из Университета Северной Калифорнии обнаружили, что чувство правдивости растет, когда человек говорит быстро. Жители Лос-Анджелеса и его окрестностей, слушавшие записи языков на тему "опасность употребления кофе", оценивали тех, кто говорил быстро (около 190 слов в минуту), как более объективных, интеллигентных и эрудированных, чем те, которые говорили медленно (около 110 слов в минуту). Они также сочли быстро произнесенные сообщения более убедительными.
Оказалось, что значимым фактором является именно темп речи. Когда рекламу ускоряли на 25 %, слушатели понимали ее по-прежнему хорошо и оценивали говорящего как более интеллигентного и искреннего, а само сообщение считали более интересным. Фактически нормальная скорость речи в 140 или 150 слов в минуту может быть почти удвоена, прежде чем начнет снижаться ее понимание слушателями. Джон Ф. Кеннеди, известный как исключительно эффективный оратор, иногда ускорялся до 300 слов в минуту. Для американцев быстрая речь не дает слушателю времени сделать эффективные выводы, она также отвергает любые нежелательные мысли.
Некоторые люди говорят очень медленно, их приходится будто "тянуть за язык", а другие будто "строчат из пулемета", о них говорят: "по твоему языку не поспеешь босиком". Важно уметь говорить не очень быстро, но и не очень медленно, чтобы всем было понятно. Однако в некоторых случаях лучше говорить медленно (если нужно что-то объяснить или если разговариваешь с человеком, который не очень хорошо знает твой язык, и пр.) или быстро (если ты или твой собеседник торопится).
Тон речи – это окрас голоса, с которым произносятся слова, помогающие человеку лучше передать свои мысли и чувства. Тон может даже изменить содержание речи, придать ему противоположное содержание. Попробуйте, например, произнести слова "да" и "нет" разным тоном (весело, грустно, удивленно, со злобой) и вы сами почувствуете разницу.
Не меньшее значение имеют и разные вкрапления в язык — паузы, покачивание, смех, плач и т.д. Голоса различаются по свойству влиять на другие. Поэтому различают голоса невзрачные, обычные, не привлекающие нашего внимания. Есть голоса, которые сразу привлекают наше внимание, надолго запоминаются.
Голос также выразитель наших чувств. По гласности речь достаточно меняется: от очень тихой, тихой, тише, чем обычно, до громкой, очень громкой, до крика. Когда человек говорит очень громко или очень тихо, слушать неприятно – плохо слышно и трудно понять. Однако бывают ситуации, когда нужно говорить очень тихо (если в доме кто-то работает, болеет или отдыхает; в учреждениях культуры: в музее, во время концерта, в театре и др.) или очень громко (если нужна помощь, кто-то заблудился, выступает перед большой аудиторией и т.п.).
В обычной обстановке нужно говорить с нормальной громкостью, чтобы вас все хорошо слышали. Да, спокойный и солидный голос снимает напряжение и возбуждает интерес, а "напряженная", быстрая и громкая речь может восприниматься как признак агрессивности. Тихим голосом обычно говорят люди робкие, неуверенные в себе. Плохое впечатление оставляет человек, явно декламирующий в ходе разговора ранее заученные фразы. К таким окружающим относятся с недоверием. Известный французский писатель однажды заметил, что есть всего один способ написать слово "нет" и один единственный способ - слово "да". Но существует тысяча способов произнести слово "нет" и столько же - слово "да". С помощью интонации, тембру голоса можно "да" произнести с отрицательным оттенком, а слову "нет" придать положительное значение. Вспомните известную фразу: "есть подано!". Именно с нее многие актеры начинали свою жизнь в театре. Попробуйте добавить ее звучанию разные оттенки. Если вышло больше десяти, то можно сказать, что вы хорошо владеете своей акустической системой.