Добрый день! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Повернитесь друг другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. А теперь, посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть для себя что-то новое, интересное.
На прошлом уроке, вы прошли тему: Основы конституционного строя России. Задача групп, составить схему государственного устройства РФ, используя понятия. Представители групп, выходят к доске и демонстрируют результат своей работы.
Проверим работы групп. (По Конституции ст.1)Всё верно?
Предлагаю прочитать отрывок (слайд 2)…, обратите внимание, на пропуски. В предложениях пропущен один и тот же термин.
Отрывок Н.Некрасов
А что такое____________?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам ____________!
Но где ж они? Кто не сенатор,
Не сочинитель, не герой,
Не предводитель,
Кто _________ страны родной?
Где ты? откликнись?Нет ответа.
И даже чужд душе поэта
Его могучий идеал!
Но если есть он между нами,
Какими плачет он слезами!!.
Ему тяжелый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
Какое слово пропущено в тексте?
Какие слова послужили подсказкой?
Какой главный смысл скрыт в отрывке?
Так о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?
-Какова тема нашего урока?
Давайте определим ее вместе.
Гражданин какой? –достойный, достойный своего государствава - ответственный
Идеал? Какой идеал?
Какую цель мы ставим для себя на уроке? Составить портрет идеального, активного гражданина. Каким образом мы добьемся достижения цели?
Запишите тему урока в рабочих листах: Слайд3 Гражданин-человек свободный и ответственный».
А кто такой гражданин? (своими словами)
Определение по Ожегову.
Определение Гражданин стр. 365. Записать определение. Устойчивая правовая связь человека с государством и выражается в совокупности их - гражданина и государства- взаимных прав и обязанностей.
Если вы помните курс всеобщей истории в Древней Греции граждане встречались редко, так как не каждый свободный человек мог им быть.Всей совокупностью прав и привилегий пользовались только те лица (мужского пола), у которых родители были природными и полноправными гражданами Афин. В Римской империи, постепенно все представители свободного населения получили права гражданина. В Средневековье, период феодальной зависимости звание гражданина употреблялось уже очень редко. Лишь в эпоху Буржуазных революций 17-19 вв провозглашались документы, «Декларация независимости США», «Декларация прав человека и гражданина,», которые обеспечивали защиту жизни и свобод человека. Познакомьтесь с документом…Попытайтесь выделить позиции теории естественного происхождения прав человека. В чем суть теории? (свойственно человеку от рождения. Право на жизнь, свободу, достоинство личности)
Можно ли вас назвать гражданами?
Сегодня вопросы приобретения гражданства или подданства решаются установленным в государстве способом. У нас в России вопросы гражданства решает Президент.
Слайд 4. Основания приобретения гражданства.
По рождению (Филиация)
По праву крови ребёнок приобретает гражданство, если его родители (или один из них) имеет гражданство данного государства.
По праву почвы ребёнок приобретает гражданство государства, на территории которого рождён.
В результате приема в гражданство (Натурализация)
В результате восстановления в гражданстве.
Иные основания Оптация (приобретение гражданства в связи с территориальными изменениями.)
Усыновление (Ребенок другого государства, усыновленный российскими гражданами, получает российское гражданство)
Слайд 5. Попробуем соотнести основания приобретения гражданства с примерами. (Подобные задания встречаются на ГИА по обществознанию)
1 января 2013 года президент России Владимир Путин подписал указ № 1 о предоставлении Жерару Депардьё российского гражданства.
Жители Крымского полуострова, постоянно проживающие по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя, были признаны гражданами России. При этом им была предоставлена возможность сохранить имеющееся у них иное гражданство или остаться лицом без гражданства
В феврале 1974 года Солженицын был арестован, обвинен в государственной измене и по решению ЦК КПСС лишен советского гражданства. После начала перестройки, в августе 1990 года Солженицыну было возвращено советское гражданство.
ст. 30 Конституции Мексики дает право стать гражданином по рождению детям, родившимся на ее территории, а также на борту мексиканского военного или торгового судна (корабль или самолет).
Сверим ответы. Слайд 6.
Гражданин- человек свободный, в чем заключается его свобода? Существует большое количество документов, закрепляющих права человека. В каком законе закреплены права и свободы человека и гражданина? На какие группы прав их можно поделить?
Физкультминутка? Слайд 7
Молодцы, а теперь проведём разминку, я буду задавать вам вопросы, на которые вы будете вместо ответа «Да» - хлопаете в ладоши, а ответа «Нет» - топаете ногами:
1.В РФ паспорт выдаётся в 14 лет (Да).
2.Защита Отечества - долг и обязанность граждан РФ (Да).
3.С 14 лет подросток может поступать на работу без согласия родителей( нет)
4.С 14 лет подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (Да).
5.Состоять на учёте в военкомате должны и девушки и юноши с 17 лет (Нет)
6.Конституция РФ принята в 1993 году (Да).
Слайд 8. Свобода - это ответственность
Вот почему ее так боятся.
Б.Шоу.
Согласны ли вы с данным высказыванием? Что означает ответственность в данном высказывании? Таким образом, где завершается свобода гражданина?
Ответственность, означает, что у него есть определенные обязанности. Перечислите обязанности (по Конституции РФ)
Откройте, пожалуйста, текст Конституции.
В какой главе мы найдем статьи о правах и свободах?
Слайд 9 (закрепить)
Мы с вами вели обезличенный разговор о гражданах, а теперь я хочу познакомить вас с Великим гражданином России — Андреем Дмитриевичем Сахаровым. Лауреат Нобелевской премии мира. Создатель самого мощного оружия ,почему же он получает Нобелевскую премию мира, а не за научные достижения?.Эта награда была получена за общественную, гражданскую деятельность. Чувства гуманности, любовь к людям, сочетались с чувством ответственности. Он понимал, что СССР достиг огромной мощи, и держал человечество в страхе. Как ученый он всю ответственность брал на себя, просил прощения у народа, за свое изобретение.
Какими выдающимися гражданами, вы бы дополнили список? (Петр1, Александр Суворов, Юрий Гагарин и т.д.) Что объединяет эти личности? Что они сделали для гос-ва?
Проявили Гражданские чувства, искали пути улучшения жизни в обществе и совершали поступки, направленные на улучшение жизни.
1.Выберите из предложенного перечня пять чувств человека, которые являются гражданскими, 2.затем сократите новый перечень до трех чувств. Объясните свой выбор.
гуманность искренность
скромность чувство вины
чувство справедливости стыдливость
честность сочувствие
чувство долга милосердие
чувство чести чувство ответственности
Гражданские чувства – это движение души не позволяющие честному человеку спокойно взирать на беды страны, несчастье других людей. Гражданские чувства побуждают искать пути улучшения жизни в обществе и совершать поступки, направленные на улучшение жизни.
Ребята, почему подобная тема изучается в школе?
Гражданские чувства укрепляют человека в его убеждениях, нравственных принципах, личностных гражданских качествах и проявляются в его действиях и поступках. Процветание общества во многом зависит именно от того, из каких людей оно состоит.
В оценочных листах завершите предложения.
Оценивание.
Д/з. (по плану)