Учитель Бурцева Елена Леонидовна
Класс 7А
Предмет русский язык
Тема Предлог
Дата 14 .03.2024 г.
Форма урока: обобщение и закрепление изученного по теме «Предлог»
Игра – путешествие на остров «ПРЕДЛОГ»
Цели урока:
I. Обучающая:
1.Систематизировать знания учащихся о предлогах.
2. Закрепить навыки правописания производных предлогов
3.Формировать умение определять принадлежность предлогов к стилям речи.
II. Развивающая:
Развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, диалогическую и монологическую речь учащихся.
III. Воспитательная:
Вызвать интерес к урокам русского языка, воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока:
Организация класса.
Начинаем наш открытый урок. Прочитаем эпиграф к нашему уроку.
Слайд 1:
Эпиграф: Воде была дана волшебная власть стать соком жизни …Земле.
Леонардо да Винчи
Вопрос:Какое слово пропущено?
Ответ: На
Это слово какой части речи?
Сообщение темы и целей урока.
Слайд 2-3:
Да, на сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие. Цель его - исследовать остров, имя которому Предлог, проверить умение ориентироваться на местности нашего лингвистического острова, который окружен водой, повторим правописание предлогов и их отличие от других частей речи, а компасом будут служить ваши знания.
Актуализация опорных знаний.
Слайд 4,5,6:
Сейчас мы всей командой экипажа вспомним основное понятие этого острова.
Вопрос: Дайте определение предлогу.
Ответ: Предлог - служебная часть речи, которая указывает на зависимость существительных, прилагательных и местоимений от других частей речи и связывает слова в словосочетаниях и предложениях.
После выполнения заданий вы будем проводить самопроверку, чтобы ещё раз убедиться в правильности ответов.
Слайд 6. Самопроверка. Проверим ещё раз правильность определения. Тренируем зрительную память.
Изучение темы урока.
Слайд 7. Итак, чтобы двигаться по острову нужен маршрут
Задание 1. Вспомним алгоритм – маршрут определения предлога.
Прочитайте мне эту карту.
Слайд 8.
Маршрут проложен, двигаемся по нашему острову.
В каком предложении выделенное слово является предлогом? Объясните его написание.
1). Дети пришли (на) встречу с известным мореплавателем.
2). Лодка плывёт (на)встречу волне.
Слайд 9
Остров у нас каменистый. Мы должны преодолеть преграды и трудности, назвав грамматические признаки предлога: по составу и происхождению.
Слайд 10. Самопроверка. Проверим ещё раз правильность определения.
Слайд 11.
Чтобы двигаться дальше нужно выложить тропинку из рассыпанных слов. Составить пословицы. Назвать грамматические признаки предлогов по составу и происхождению.
1) Не зная броду, не суйся в воду.
2) Против воды тяжело плыть.
Слайд12.Мы приблизились к красивейшему месту острова к водопаду. Слышите, как течёт вода? Вот так и наша речь. Чтобы речь была грамотной, нужно правильно употреблять предлоги. Жители острова-предлоги не так просты. Они могут поставить слово в нужный им падеж.
Проверим их умения.
Слайд13.Ребята, вспомните, что такое фразеологизмы?
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову
.
Задание 3: Употребление предлогов. Укажите падежную форму слова ВОДА и выделите предлог. Определите значение фразеологизмов.
Буря в стакане воды –
Вилами по воде писано –
В тихой воде омуты глубоки –
Слайд14 . Самопроверка. Запомните данные слова. Пополняйте свой словарный запас.
Буря в стакане ( чего?) воды – Р.п.- шум, переполох.
Вилами по (по чему?) воде писано – Д.п. – сомнительно, неизвестно.
В тихой (в чём?) воде омуты глубоки – П. п. –неожиданно, непредсказуемо.
Физкультминутка. Слайд15.
«Морское царство».
Море очень широко (Дети широко разводят руки в сторону)
Море очень глубоко (Приседают, Коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья (Выполняют движение «Рыбка»)
А вот воду пить-нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи)
А над морем чайки кружат
Полетим за ними дружно.
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай и дельфинов догоняй (плавательные движения руками).
Слайд16.Ребята, сейчас поближе познакомимся с жителями острова
Задание 4: Объясните написание предлогов. Укажите, какой предлог по происхождению, из какой части речи он перешёл.
1) (благо)даря дождю,
2) на(перекор) воде,
3) (на)подоби... капель,
4) (в) продолжени ... урока.
Слайд17.Самопроверка.
1) благодаря (производный, глагольный, образован от глагола благодарить) дождю,
2) наперекор (производный, наречный) воде
3) наподобие (отымённый, образован от существительного подобие) капель,
4) в продолжение (отымённый, образован от существительного продолжение) урока
Закрепление темы урока.
Слайд 18 . Ребята! Вы заметили, что все словосочетания и предложения на сегодняшнем уроке посвящены теме воды. А почему? Внимание!
22 марта Всемирный день воды. Составить рекламный слоган, посвященный воде.
Использовать предлоги.
Слайд19.Самопроверка.
Подведение итогов. Мы возвращаемся из нашего путешествия. И нам нужно аккуратно, по веревке взойти на корабль.
Слайд20. Сейчас Эстафета. «ЛОВИ веревку!» Первый отвечающий передаёт право ответа другому.
Условные обозначения: «+» – правда
«-» - ложь
Предлоги бывают простыми и составными.
В предложении предлог является только дополнением.
Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.
Предлог из-за является составным.
Предлог благодаря является производным.
По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные.
Предлог в течение пишется слитно
Слайд 21.
Устная рефлексия (осмысление результатов). Вот мы уже закончили наше путешествие по острову и отправляемся домой. Нужно остановиться, осмыслить свою работу на уроке. Оцените свою работу и решите, под каким парусом вы будете возвращаться домой. Даю минуту на осмысление.
Итак… Поднять паруса.
Задание на дом: Напишите сочинение – эссе на тему: «Зачем необходимо знать предлоги как часть речи?»