Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Поэты Донбасса О Великой Отечественной войне

Поэты Донбасса О Великой Отечественной войне

Донбасс – наш родной край, мы здесь родились и выросли. Изучая историю родного края, мы становимся духовно богаче. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы осознаем себя звеном в цепи поколений. А уходя от своих истоков, теряя связь с родным домом, забывая его культуру и историю, мы теряем себя в мире. Ведь история – это не только прошлое, это настоящее и будущее, которое будет строиться вашими руками. Мы познакомимся с творчеством поэтов Донбасса, которые достойно представили Донбасс на поэтическом Олимпе. Поэты Донбасса – его особая гордость. Изучая творчество поэтов, чей жизненный и творческий путь переплёлся с нашим краем, мы учимся гордиться нашей историей, любить Донбасс. Мы познакомимся со стихотворениями, в которых отразилась история земли, на которой мы с вами живём. В поэтических строках наши земляки воспевают и славят Донбасс, его удивительную историю, его силу, стремясь передать своё особенное к нему отношение.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Конспект мероприятия.

Литература родного края

«ДОНБАСС НИКТО НЕ СТАВИЛ НА КОЛЕНИ И НИКОМУ ПОСТАВИТЬ НЕ ДАНО! Поэты Донбасса о Великой Отечественной войне»

Цель: углубить сведения о жизни и творчестве поэтов-фронтовиков Донбасса;привлечение учащихся к изучению литературы родного края;содействовать развитию творческих способностей учащихся путём приобщения к литературному и музыкальному искусству; воспитание чувства уважения к героическому прошлому родного Донбасса, чувства патриотизма, гордости за свое Отечество.

Задачи:
Образовательная:  развивать интерес учащихся к литературному наследию Донбасса;
Развивающая: развивать умение выражать собственные мысли о прочитанных произведениях;

Воспитательная: воспитание чувства уважения к героическому прошлому родного Донбасса, чувства патриотизма, гордости за свое Отечество. чувство гордости за творческих людей, славных земляков;

Оборудование и материалы:

Портреты поэтов-фронтовиков, презентация, сборники стихотворений (выставка), видео ролики, проектор, песни военных лет, кадры кинохроники «Твои освободители Донбасс».

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя. 

Донбасс – наш родной край, мы здесь родились и выросли.  Изучая историю родного края, мы становимся духовно богаче. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения  здание  нашей  культуры,  мы   осознаем себя звеном в цепи поколений. А уходя от своих истоков, теряя связь с родным домом, забывая его культуру и историю, мы теряем себя в мире.  Ведь история – это не только прошлое, это настоящее и будущее, которое будет строиться  вашими руками.

Ребята, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с творчеством поэтов Донбасса, которые достойно представили Донбасс на поэтическом Олимпе. Поэты Донбасса – его особая гордость.  Изучая творчество поэтов, чей жизненный и творческий путь  переплёлся с нашим краем, мы учимся гордиться нашей историей, любить Донбасс.   Мы познакомимся со стихотворениями, в которых  отразилась история земли, на которой мы с вами живём. В поэтических  строках  наши земляки  воспевают и славят Донбасс, его удивительную историю, его силу,  стремясь передать  своё особенное к нему отношение.

(2 слайд)

Думаю, что все вы слышали слова «Донбасс никто не ставил на колени и никому поставить не дано».

А кто знает, кто написал эти строки?

Эти строки принадлежат нашему выдающемуся земляку, поэту шахтерского края Павлу Беспощадному. (3 слайд)

Слово учителя.

Павел Григорьевич Беспощадный, настоящая фамилия – Иванов, родился в семье безземельного крестьянина. Его дед был крепостным. У будущего поэта было семнадцать родных братьев и сестёр. Гонимый нуждою, его отец переезжает в Донбасс, где умирает после травмы, полученной в шахте.  Уже с 12 лет будущий поэт начал работать в шахте, был выборщиком породы, лампоносом, вагонщиком, коногоном.

Потом была революция, гражданская война, а после демобилизации, в 1921году, Павел Григорьевич возвратился на родину и снова работал в шахте.

Первые стихи опубликовал 18 мая 1924 году в газете «Кочегарка» (Артёмовск). Тогда же оставил шахтёрский труд и перешел работать в газету в отдел писем. Активно работал над объединением донбасских литераторов в Пролетарский союз писателей "Забой». В 1932 переехал в Горловку, куда была переведена редакция газеты Кочегарка.

В 1941 году был эвакуирован в Среднюю Азию. Сразу после освобождения Донбасса вернулся на Родину, вначале в Краснодон, потом в Ворошиловград. А в начале 50 -x годов навсегда вернулся в Горловку. Заслужено считается патриархом горловского литературного движения.
Издал около 30 сборников стихов.
Награды: Орден Ленина, Орден Трудового Красного Знамени. Почётный шахтёр СССР

Умер поэт 25 мая 1968 года в Горловке. Именем П. Г. Беспощадного была названа улица в Центрально-Городском районе Горловки. Именем поэта названа школа №73. С 1990 года в Горловке существует городская литературная премия им. П. Беспощадного, которая вручается за опубликованные литературные работы.

На могиле поэта Беспощадного Павла Григорьевича установлен бюст в г. Горловка Донецкой области. (4 слайд)

2. Наизусть читает учащаяся. (5 слайд)

ДОНБАССУ ЖИТЬ (Клятва)
Пока в груди шахтерской сердце живо
И в сердце кровь сыновняя тепла,
Хочу, чтоб песня с врубовкой дружила,
Варила сталь и в глубь стволы вела,
Клепала клети, и вздымала зданья,
И на лесах большого созиданья
Примером высшей доблести была.
Донбассу жить!.. Сирена шлет сирене
Горняцкой дружбы благовест стальной:
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!
И нет земли прекрасней, вдохновенней,
Где все творцом-народом создано.
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!

2. Слово учителя.

Николай Александрович Рыбалко (6 слайд)

Родился 14 февраля 1922 года в селе Орехово-Васильевка. В 1931 году семья переехала в Краматорск, который стал для Николая родным городом. Здесь он окончил 10 классов средней школы № 1. Затем стал студентом Днепропетровского государственного университета. Обучение на филологическом факультете было прервано началом Великой Отечественной войны. В числе других Николай Рыбалко ушёл на фронт добровольцем. Был принят в Барнаульское миномётное училище.
В июне 1942 г. лейтенант Рыбалко принял первый бой под Воронежем, тогда же получил первое ранение и первую награду — орден Красной Звезды. Ещё много было сражений в его жизни.
В феврале 1945-го на Одерском плацдарме гвардии капитан Рыбалко был тяжело ранен. Прошли долгие месяцы лечения в госпиталях, но медицина, увы, была бессильна, он навсегда потерял зрение. Тогда ему было только 23 года. Но для него война не закончилась в сорок пятом, для него оружием стало поэтическое слово.

В последующие годы появлялись новые сборники. Николай Александрович Рыбалко в течение всей своей жизни издал более 25 книг. Все сборники его стихов, среди которых «Глазами сердца» (1958), «Я жил в такие времена» (1972), «Незакатная звезда» (1982), «Незабудки на кургане» (1975) и многие другие, говорят не только о тяжёлых временах войны, но и о человеческой дружбе, верности и любви.

Творчество Николая Рыбалко отмечено множеством высоких правительственных наград, среди которых орден Октябрьской Революции и Дружбы Народов. В 1968 году за сборник «Дорога на высоту» автор получил звание лауреата республиканской комсомольской премии им. Николая Островского. В 1985 году за сборник «Незакатная звезда» он был удостоен звания лауреата Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко. Песня Александра Билаша на стихи Н. А. Рыбалко «Я жил в такие времена» стала лауреатом Всесоюзного телеконкурса «Песня-75».

4. Давайте посмотрим и послушаем песню «Я жил в такие времена» в исполнении Анатолия Мокренко.(7 слайд)

Я не могу оставить без внимания одно из моих любимых стихотворений Николая Рыбалко «Запоминайте их». Как вы думаете, ребята о ком пойдёт речь в этом стихотворении? Кого мы должны помнить?

Ответы детей. Мы должны помнить ветеранов Великой Отечественной войны и никогда не забывать их подвиг.

Да, ребята, я согласна с вами, подвиг наших дедов и прадедов надо помнить всегда. Учитель читает стихотворение наизусть Николая Рыбалко «Запоминайте их». (8 слайд)

«Запоминайте их».
И будет так неотвратимо будет…
На сцену выйдет
в орденах старик -
Последний на планете фронтовик.
И перед ним в порыве
Встанут люди: (8слайд)
Не кто-нибудь пред ними -
фронтовик!
И голосом спокойным и усталым
Солдат бывалый поведет рассказ,
Как землю эту
вырвал у металла,
Как наше солнце
сохранил для нас.
И будут парни очень удивляться,
Девчонки будут горестно вздыхать:
Как это можно умереть в семнадцать,
Как можно в годик маму потерять…
И он уйдет,(9 слайд)
свидетель битвы грозной,
С букетом роз и маков полевых…
Запоминайте их,
пока не поздно,
Пока они живут среди живых.

После смерти Николая Рыбалко было принято решение донецких писателей учредить конкурс его имени.

5. Слово учителя. (9 слайд)

Виктор Васильевич Шутов родился 27 июля 1921 года в городе Донецке в семье шахтера. После окончания десятилетки поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Войны он хлебнул полной ложкой. В 1939-1940 гг. принимал участие в войне с белофиннами. Во время Великой Отечественной войны - участник обороны Ленинграда и прорыва блокады.
Демобилизовавшись в конце 1946 года, он вернулся в родной Донецк, тогда еще Сталино. Трудился на заводе, был инструктором обкома комсомола, работал в редакциях газет «На страже социалистического Донбасса», «Комсомолец Донбасса», в журнале «Донбасс». В 1953 году окончил Московский литературный институт имени А. М. Горького.

В 1959-м начали розыск тех, кто во время фашистской оккупации боролся в донецком подполье. Он выступал по радио и ТВ, много работал в архивах Донецка, Киева, Ростова, Москвы, Ленинграда. Встречался и переписывался с бывшими подпольщиками и их родственниками.  В его личной картотеке было около 400 имен участников антифашистской борьбы. Он не только вернул нам забытые имена, но и обелил многие из них.

 Вскоре появились книги: «Смерти смотрели в лицо», «Рядовые подполья» и другие. Есть в нашем городе и улица имени Шутова.

Он ушел в 1988-м, вскоре после того, как стал почетным гражданином Донецка. «Города синих терриконов и звонких тополей», как написал однажды. Города, которому посчастливилось, что в его орбите была такая планета – Шутов.
Издал более десяти сборников поэзии. Среди них -"Трудный пласт" (1957), "Когда юность уходит" (1958), "Лирика моего города" (1960), "Земная тяга" (1961), "Семицветъе" (1963), Крутые уступы" (1971), "Любовь и память" (1979) и другие.

В. Шутов - автор нескольких книг прозы и многих песен о донецком крае и шахтерах, написанных совместно с советскими композиторами.

Шутов закончил войну старшиной, с медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда» и желанием поделиться тем, через что прошел сам. Да и вся страна:

6. Наизусть читает учащийся.

Наград не густо на груди –
был в обороне я, в блокаде. 
Огонь стеною – впереди,
а голод, как трясина, – сзади.

И все бои, бои, бои –
ни отступать, ни продвигаться,
а рядом сверстники мои,
как по ранжиру, всем по двадцать.

Но мы дубленые уже 
и на ветру, и на морозе, 
стоим на смертном рубеже, 
ни хлеба и ни сна не просим.

...Не густо на груди наград, 
в блокаде путь военный пройден. 
Но жив и славен Ленинград –
на всех один великий орден.

7. Наизусть читает учащийся.

Не спросила: хочу ли, могу ли,
Просто: «Надо», - сказала она,
И пошел я под бомбы и пули,
И легла мне на плечи война.
Не стенал под кровавою ношей,
Только падал и снова вставал,
И на бога ничуть не похожий,
И карал, и рубил наповал.
Среди равных - ни лучший, ни худший,
Находил и терял я друзей,
И ремень подпоясывал туже
От блокадных, как слезы, харчей.
Да, бывало - от ветра качало,
И на травы бросало, и в грязь,
Только жизни не меркло начало,
И с землей моя связь не рвалась».

8. Слово учителя. (10 слайд)

Здесь было поле боя.

Спускалось к сбагренным берегам,

отсюда шел и налево и на право рубеж ,

деливший землю пополам.

Так писал трижды лауреат Государственных премий, известный в мировой прессе поэт и публицист, драматург и общественный деятель Анатолий Сафронов. Капитан А. Сафронов был во время войны военным корреспондентом. Много им было написано в горячие дни боев за Донбасс. Он был среди тех, кто следом за атакующей пехотой входил в города и рабочие поселки.

"Риск - часть профессии, часть профессии военного журналиста. Но мы понимаем, что это важно, что наша работа нужна" – говорит один из журналистов, который работает в зоне боевых действий. Журналисты гибнут, так как хотят рассказать правду людям, ведь правду о войне рассказывают не генералы в официальных сводках, а репортеры. (11 -12 слайд) 

9. Слово учителя.

Давайте посмотрим и послушаем песню «Послушай ветры над Саур-Могилой» на фоне кадров военных сражений. (13 слайд)

В годы Великой Отечественной войны Саур-Могила стала символом мужества и славы советских воинов.

Это была господствующая высота, после взятия которой началось освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков. За неё отдали жизни более 23 тысяч бойцов Красной Армии.

Господствующую над местностью высоту немецко-фашистские войска укрепили мощными инженерно-сапёрными сооружениями.

Но решительным штурмом 31 августа 1943 года Саур-Могила была взята нашими войсками, Миус-фронт был прорван, началось освобождение Донбасса. Много полегло здесь отважных советских солдат.

10. Наизусть читает учащийся. (14 слайд)

Растёками играя ковыля,

Ветра над степью

гонят тучи низко.

И кажется,

слились у обелиска

В единой скорби небо и земля.

Савур-Могила посреди степи —

Живая боль бессмысленной утраты,

Тебя слезами дождик окропит,

Оплачет тех,

кто здесь полег когда-то,

которых можно было уберечь,

Заведомо на смерть не посылая,

Здесь пафосная неуместна речь.

Могилой братской — им земля родная.

И горестным раздумьям в унисон

О судьбах тех,

кого мы любим, помня,

Кто мог бы рядом с нами быть сегодня,

Взмывает в небо колокольный звон.

Борис Белаш

11. Слово учителя.

 В сводках Советского информбюро прозвучало сообщение об оккупации Донбасса 26 октября 1941г. Завершилась оккупация 8 сентября 1943г. Именно в этот день Донбасс был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, и с тех пор на Донбассе отмечают его с особым уважением и трепетом. Остановитесь на мгновение на цифре 73, ее легко написать и произнести. А прожить? 8 сентября 1943г. – это день торжества и памяти, гордости и скорби, праздник освобождения донбасских сел и деревень от фашистских захватчиков. Живет людская память, не стареет она с годами, не тускнеет. Она стучится в наши сердца звонами колоколов, пеплом концлагерей, солдатскими обелисками. Без памяти о прошлом нет будущего.

(во время слов ведущего на экране мелькают кадры военных лет).

Великая Отечественная война – тяжкое испытание, выпавшее на долю нашего народа. На великую народную беду сразу откликнулись и поэты. Они почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний. Воевали  и творчески трудились в период Великой Отечественной войны поэты Донбасса.

 Сейчас наша Родина переживает непростой период своей истории. Большие беды, разрушения, страдания пришли в наш край.  Но  верность ценностям, воспитанным в нас с детства, понимание того, что Донбасс – наш общий дом и мы в ответе за его и своё будущее,  даёт силы выстоять и построить  на нашей земле ту жизнь, которой мы достойны. (15 слайд)

Ия горжусь, что живу в Донбассе! Я горжусь теми героями, которые завоевали для нас победу, как в тяжёлых боях, так и своими произведениями искусства.

Владимир Зайцев 

12. Слово учителя.

Сейчас наша Родина переживает непростой период своей истории. Большие беды, разрушения, страдания пришли в наш край.  Но  верность ценностям, воспитанным в нас с детства, понимание того, что Донбасс – наш общий дом и мы в ответе за его и своё будущее,  даёт силы выстоять и построить  на нашей земле ту жизнь, которой мы достойны.

Земля Донецкая! Ты  —  родной дом для каждого, кто здесь родился, вырос и связал с тобой свою жизнь. Велика притягательная сила Донецкой земли. И в минуты славы, и в минуты горечи  растёт любовь к тебе, удерживая какой-то магией.  Каждая строка поэтов Донбасса отзывается в сердце любовью к малой родине. Авторы с искренним чувством создавали образ страны огня и металла, прославляли патриотов земли Донецкой. Различны возраст, темы, стили поэтов, но объединяет их одно: любовь к родному краю, к Донбассу.  Это чувство должно объединять и нас с вами, потому что будущее Донбасса —  в наших руках. (16 -17 слайд) 

Наизусть читает учащийся

Нам нужен мир – тебе и мне, и всем на свете детям.

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим.

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство,

Нам нужен мир, прекрасный мир,

Полученный в наследство!

Литература:

people.su

https://ru.wikipedia.org

http://facecollection.ru/people/nikolay-rybalko

https://yandex.fr

http://donbass.ua/news/culture/literature/2011/07/26/planeta-po-imeni-shutov.html

http://www.stihi.ru

http://bibliot2016.blogspot.ru

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Донбасс – наш родной край, мы здесь родились и выросли. Изучая историю родного края, мы становимся духовно богаче. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы осознаем себя звеном в цепи поколений. А уходя от своих истоков, теряя связь с родным домом, забывая его культуру и историю, мы теряем себя в мире. Ведь история – это не только прошлое, это настоящее и будущее, которое будет строиться вашими руками. Мы познакомимся с творчеством поэтов Донбасса, которые достойно представили Донбасс на поэтическом Олимпе. Поэты Донбасса – его особая гордость. Изучая творчество поэтов, чей жизненный и творческий путь переплёлся с нашим краем, мы учимся гордиться нашей историей, любить Донбасс. Мы познакомимся со стихотворениями, в которых отразилась история земли, на которой мы с вами живём. В поэтических строках наши земляки воспевают и славят Донбасс, его удивительную историю, его силу, стремясь передать своё особенное к нему отношение.
0 ₽
Цель его - исследовать остров, имя которому Предлог, проверить умение ориентироваться на местности нашего лингвистического острова, который окружен водой, повторим правописание предлогов и их отличие от других частей речи, а компасом будут служить ваши знания.
0 ₽