Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества им. А.А.Алексеевой»
Игровой проект
«Танцевальный «оркестр» »
Автор:
концертмейстер Дугинова Т.С.
Череповец
2019
Сроки реализации. Проект «Танцевальный оркестр» реализуется в течение двух недель.
Возраст детей, участвующих в проекте, в соответствии с программой «Мир танца – 1ступень»,8 -9лет.
Актуальность темы. Цель любого занятия по хореографии для детей дошкольного возраста сводится к развитию творческого потенциала личности ребенка, развитию его образного мышления и совершенствованию танцевальных навыков.
Обращение на занятиях по хореографии к классическим образцам музыкального искусства необходимо для формирования культурного кругозора детей.
Симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк» - это произведение, созданное специально для детей, оно рассчитано на детское восприятие, включает в себя яркие, разнохарактерные образы, созданные музыкальными средствами. Простой, но захватывающий сюжет позволяет рассчитывать на детское сопереживание и просто напрашивается на хореографическое воплощение. Не случайно сразу после написания этого симфонического произведения оно получило свое продолжение в анимационных версиях:
«Петя и волк» (Peter and the Wolf, 1946) — первая анимационная версия произведения, цветной рисованный мультфильм Уолта Диснея.
«Петя и волк» (1958) — советский кукольный мультфильм по произведению.
«Петя и волк» (1976) — советский кукольный мультфильм по произведению.
«Петя и волк» (Peter and the Wolf, 2006) — короткометражный анимационный фильм, удостоенный премии «Оскар» . [https://ru.wikipedia.org/wiki/Петя_и_волк]
Инсценирование как форма творческой работы соотносится с такими разделами Программы «Движение, музыка - здоровье», как: ««Игровой стрейчинг» и «Креативная аэробика»»
Методологической базой проекта являются
I. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности Театра-студии современной хореографии «Сириус»«Мир танца – 1ступень»
II. Методы:
Метод использования слова. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкального произведения, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Методические приёмы использования слова: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку.
Методы наглядного восприятия - способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися новых знаний, повышения интереса к изучаемому материалу. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей.
Практические методы, например, игровой. Основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
III.Основная литература:
Петя и волк (Симфоническая сказка) С.Прокофьев. Читает Н.Литвинов. (НД-2928-9) 1956г. ГАСО ГАБТ СССР. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://qmusic.me/mp3
Петя и волк. Мариинский театр. Видео [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://videofind.ru/t6IiBUZwI-E/mariinskiy-teatr-petya-i-volk-08-01-2017.html
Соколова Д. Сказки и сказкотерапия. – Москва: Эксмо – Пресс, 2001
Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. –Москва: Эксмо – Пресс, 2001.
Цель проекта: Инсценировка симфонической сказки Сергея Прокофьева «Петя и волк».
Поставленной цели соответствуют следующие задачи:
Изучить историю создания сказки посредством просмотра интернет-ресурсов;
обсудить фрагменты музыкальной сказки и способы их хореографического воплощения;
распределить роли в процессе обсуждения образов персонажей на основе их музыкальных партий в симфонической сказке;
создать в движении образы персонажей, соответствующие их музыкальным партиям,
запомнить названия и звучание инструментов симфонического оркестра.
Этапы реализации
Погружение в выбор темы. Дети прослушивают фрагменты симфонической сказки с авторским текстом и обсуждают, насколько яркие образы удалось создать музыкантам, представляют ли их дети. Создается проблемная ситуация: если звуками удалось показать волка, утку, дедушку, птичку…, то можно ли этих персонажей станцевать?
Обсуждается характер музыки, звучание инструментов, показываются отдельные движения, соответствующие каждому образу. Принимается решение превратить симфоническую сказку в сказку сценическую, близкую к балету.
Планирование. Распределяются роли. Предлагается выбрать элементы костюма для своего персонажа. В качестве домашнего задания – продумать костюм и просмотреть видео балетной постановки.
Реализация.На этом же и следующем занятии дети показывают инсценировку без остановок. Ведется видеозапись.
IV. Презентация. Просмотри обсуждение видео на занятии, дети делятся своими эмоциями, хвалят друг друга за удачные находки. Возможны короткие монологи о том, что теперь поняли о героях сказки, насколько просто или сложно было их показывать.
Рефлексия. Педагог в личной беседе с родителями рассказывает о своих наблюдениях, о том, как детям удалось выполнить поставленные совместно задачи, какие особенности каждого участника проекта проявились.
В беседе с детьми педагог поощряет их похвалой за малейшие удачи, за смелость, изобретательность, артистизм, музыкальность, коммуникабельность, лояльность… (на доступном языковом уровне); подчеркивает, что они на время проекта превратились в театральную труппу, продемонстрировали умение в движениях передавать чувства, эмоции, переживания.
В качестве поощрения организуется совместный просмотр мультфильмов и видео балетных постановок симфонической сказки Прокофьева.
Выводы.Проект продемонстрировал и позволил детям освоить важную культурную истину о единстве разных видов искусства в создании художественного образа. Проектная деятельность включила в себя следующие благотворные для становления свободной творческой личности процессы:
стимулирование познавательных способностей, мышления;
получение детьми опыта творческой деятельности;
расширение культурного кругозора;
развитие воображения, развитие свободной самостоятельной личности;
практика коллективного творчества и сотрудничества с ровесниками и педагогами;
создание эмоционально-ценностного отношения к окружающему;
развитие коммуникабельности.