Картотека игр и опытов с водой, песком
для детей 2 младшей группы.
Картотека игр и опытов с водой, песком
для детей 2 младшей группы.
«ВОДА».
Знакомство с водой
«Вода льется».
Цель: Познакомить детей с тем, что вода льется, мы выпускаем воду, и она течет. Вода чистая, прозрачная. Сквозь нее видны руки, мыло. Вода смывает грязь. Воду надо беречь.
Оборудование: тазик, салфетки, мыло.
Словарная работа: льется, чистая, прозрачная, глазки, щечки, рот, зубок.
Ход и руководство:
Воспитатель вносит тазик с чистой водой. И предлагает поиграть с ней, читая стихотворение:
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Дети прыскаются в воде, пропускают ее через руки.
Вопросы:
Какая вода?
Верно, посмотрите, какая вода чистая, сквозь нее видны руки.
Предлагает намылить руки мылом.
Посмотрите и скажите, какая вода стекает с ваших рук? (грязная).
Вот какие грязные у вас были руки. Так что же смывает грязь? (Вода и мыло).
Нужна ли вода? Кому? (Верно, нам).
Вода нужна всем, ее надо беречь. Кран не надо открывать сильно, не баловаться ею.
Беседа
«Зачем нужна нам вода?».
Цель: Познакомить детей со свойствами воды, рассказать для чего и для кого она нужна. Развивать познавательность у детей. Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: лейка с водой.
Словарная работа: льется, можно пить, мыть руки, поливать ею растения, чтобы они росли.
Ход и руководство:
Посмотрите, что я принесла. Что это?
Верно. Это лейка, а в ней вода. Посмотрите, какая вода чистая, прозрачная. Для чего вода нам нужна?
Правильно, чтобы пить, руки мыть, а еще зачем?
Мы с вами пьем ее, а животным и растениям она нужна? Да, нужна без нее они погибнут.
Давайте, подойдем к клумбе, и польем наши цветочки, чтобы они росли, цвели и были красивые цветочки.
Действия детей совместно с воспитателем.
Опыт с водой
«Тонет – не тонет».
Цель: Познакомить с тем, что в воде предметы могут тонуть, а другие плавают на поверхности. Развивать умение различать предметы, которые тяжелые, а какие легкие, желание знать. Воспитывать любознательность.
Оборудование: таз с водой, камешки, резиновая игрушка утенок.
Словарная работа: вводить в речь детей слова тонет, плавает, тяжелый, легкий.
Ход и руководство:
Воспитатель вносит таз с водой предметы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Воспитатель показывает детям предметы.
Что это у меня? (верно, камушки и утенок).
Смотрите, я вам покажу фокус.
Воспитатель опускает камушек и утенка в воду.
Что это, ребята, посмотрите, почему камушек потонул, а утенок плавает?
Предлагает потрогать камушек.
Какой он? (тяжелый).
Верно он тяжелый, поэтому он тонет.
А утенок? (легкий).
Поэтому, он не тонет, а плавает на поверхности.
Дети играют с водой и игрушками.
Опыт
«Вода бывает холодная и горячая».
Цель: Продолжать развивать ощущения детей – учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать это словами. Вода наша помощница. Воспитывать чувство чистоты и опрятности у детей.
Оборудование: две пластмассовая емкости с холодной и горячей водой.
Словарная работа: холодная, горячая.
Ход и руководство:
Воспитатель вносит емкости с водой. И предлагает определить, где холодная, а где горячая вода. В одном тазу горячая, а в другом холодная, поэтому нельзя опускать руки в нее.
Ребята как проверить?
Не знаете, надо дотронутся, до емкости.
Воспитатель вместе с детьми дотрагивается до емкости с холодной водой.
Какой тазик?
Ответ детей: холодный.
Затем они дотрагиваются до емкости с горячей водой.
Какой таз, как вы думаете?
Верно, горячий, потому что вода горячая.
Из нее можно сделать теплую воду. Воспитатель смешивает воду в одной емкости на глазах у детей.
Теперь ее можно потрогать пальчиком.
Давайте скажем: «Мойся, мойся – воды не бойся».
Вода помогает нам быть чистыми и опрятными. Мы не хотим быть грязнулями. Дети, вода нужна всем, она наша помощница, ее надо беречь.
Опыт
«Разноцветная вода».
Цель: Продолжать знакомить детей с водой, о том, что она бывает чистая, которая льется из крана. Чистая вода нужна всем, ее надо беречь. Но воду можно сделать цветной, добавив в нее краски. Такая вода становится непрозрачная, сквозь нее ничего не видно.
Оборудование: емкость с водой, краска, камушек.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова чистая, прозрачная, непрозрачная, цветная.
Ход и руководство:
Воспитатель вносит стакан с чистой водой, и краску. Предлагает посмотреть, что он принес.
Воспитатель: верно, я вам принесла чистую воду и краску. Ребята, а зачем мне краска? Не знаете.
Я вам покажу фокус.
Какая вода?
Верно, чистая, прозрачная, сквозь нее видно руки. Что у меня налито в этой баночке? Верно, краска.
Посмотрите, я взяла и налила немного красной краски в баночку с чистой водой. Что вы видите, какая цветом стала вода? (Красная).
В эту баночку я налила синюю, а в эту желтую. Какая стала вода цветом? Верно, желтая и синяя.
Давайте, посмотрим через эту воду, видно ли нам друг друга. Сейчас я брошу что – то в воду. Скажите что я бросила? Аня, а теперь ты брось. Погляди, видно ли что ты бросила? Почему не видно? (Вода грязная, не прозрачная).
Вот какой фокус мы с вами сделали, понравилось. Вода может быть разной.
Опыт
«Твердая вода».
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что вода бывает твердая, если ее заморозить, льдинки – это тоже вода. Развивать внимание, любознательность. Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: емкость с простой водой и замороженной.
Словарная работа: вода течет, жидкая, твердая, не течет.
Ход и руководство:
Воспитатель вносит баночку с простой водой и емкость с льдинками, предварительно замороженными в холодильнике.
Воспитатель: посмотрите, что я вам принесла?
В одной баночке у меня простая, чистая вода. Она течет, жидкая.
В ней можно мыть руки, как вы думаете? Верно, можно.
А теперь посмотрите, что в этой баночке? Правильно, льдинки. Какие они, потрогайте? Верно, они холодные. А еще они твердые.
Из чего «сделаны» льдинки? Верно, из воды. Это тоже вода, только она замерзла в холодильнике. А такая вода может течь? Правильно, нет, а что же нам делать. Давайте, ее поставим на солнышко и посмотрим, что же будет.
Проходит время и педагог с детьми проверяют баночку с льдинками.
Посмотрите, куда исчезли льдинки? Нет, они вовсе не исчезли, а превратились в воду. Солнышко ее нагрело, и льдинки растаяли. Также льдинки тают весной.
Игра – забава с водой
«Круги на воде».
Цель: Вызвать у детей положительно – эмоциональный отклик. Развивать умение выдувать струю воздуха, складывая губы трубочкой. Воспитывать желание играть с водой.
Оборудование: таз с водой.
Ход игры:
Воспитатель вносит таз с водой.
Игровая мотивация: я хочу показать фокус с водой.
Воспитатель наклоняется над тазом и дует на воду.
Посмотрите на воде появились круги.
Предлагает детям сделать то же самое.
Действия детей.
Игра – забава с водой
«Пускание кораблика на воду».
Цель: Вызвать положительный эмоциональный настрой. Развивать желание играть с водой летом. Воспитывать желание играть вместе.
Оборудование: таз с водой, кораблики.
Приемы:
1. Сюрпризный момент: внесение корабликов.
2. Игровая мотивация: посмотрим у кого дальше уплывет кораблик.
3. Указание: пускать по очереди, не толкать руками, дуть губами, делая трубочкой.
4. Действия детей.
5. Поощрение: Молодцы, у всех кораблики уплыли далеко.
«ПЕСОК».
Беседа
«Для чего нам песок нужен?».
Цель: Обратить внимание детей на вещи, которые их окружают, для чего они нам нужны. Продолжать закреплять умение бережно относится к окружающему их миру.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова: песочница, песок, беречь, играть с ним, сыпать, пересыпать. Делать постройки с помощью лопатки, ведра, формочек.
Ход беседы:
Воспитатель приглашает детей к песочнице.
- Посмотрите, что я принесла. (Показывает лопатку, ведро и формочки).
Дети называют то, что принесла педагог.
А зачем мне эти игрушки?
Правильно, чтобы играть.
А что это? (Показывает на песочницу).
Песочница, в ней лежит песок.
А он для чего нам нужен? Верно, для игры с ним.
Как мы можем с песком играть? дети отвечают, воспитатель помогает им в ответах и показывает действия с песком.
Молодцы, верно сказали, я могу его пересыпать из формочки в формочку. Что нибудь слепить, копать лопаткой.
Ребята, а можно его выносить?
Верно, нет, если мы с вами будем каждый раз выносить, то у нас песка совсем не останется в песочнице. Его надо беречь.
Воспитатель предлагает поиграть с песком и раздает игрушки.
Опыт с песком
«Мокрый – сухой».
Цель: Учить детей различать сухой и мокрый песок. Обратить внимание детей на то, что можно сделать постройки только из мокрого песка. Развивать внимание. Воспитывать желание играть.
Словарная работа: сухой, мокрый, рассыпается.
Оборудование: две емкости с песком (сухим и мокрым, две формочки.
Ход:
Воспитатель вносит прозрачные миски с песком и формочки.
-Ребята, посмотрите, что я принесла. Я вам принесла песок и формочки. Давайте с вами сделаем куличик. Воспитатель сначала насыпает в формочку песок сухой, переворачивает формочку и стучит по ней. Открывает и песок весь рассыпается, куличик не получается.
Что ребята, произошло, почему у нас не получился куличик?
Какой нам для это нужен песок? Правильно, мокрый.
-Ребята, посмотрите на сухой песок он светлый, он рассыпается в руках. А мокрый – темный, в руках он не рассыпается, из него можно сделать много куличиков. Для того, чтобы он был мокрый его надо полить водой.
Воспитатель дает детям игрушки и предлагает поиграть в песочнице с мокрым песком.
Игра с песком
«Испечем пирожки…»
Цель: Продолжать совершенствовать умения детей играть с песком, насыпать, переворачивать, лепить. Развивать воображение. Воспитывать интерес к играм с песком.
Оборудование: игрушка Мишка, лопатки, ведра, формочки.
Ход игры:
Воспитатель вносит Мишку.
Игровая ситуация: Ребята, к нам в гости пришел Мишка, у него много будет гостей.
Игровая мотивация: давайте ему поможем испечь много пирожков.
Воспитатель раздает формочки и лопатки.
Воспитатель показывает и сопровождает их словами.
-Набираем песок, насыпаем его в формочку, переворачиваем, стучим и поднимаем формочку.
Действия детей.
Игра с песком
«Домик для собачки».
Цель: Продолжать учить детей раскапывать ямку совком. Развивать моторику рук у детей. Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: лопатки, игрушки – втыкалочки в песок с изображением собачки.
Ход игры:
Воспитатель вносит втыкалочки и собачку.
Игровая ситуация: к нам в гости пришла собачка, у нее нет дома.
Игровая мотивация: давайте сделаем ей домик.
Показ педагога: воспитатель берет лопатку и копает ямку, затем ставит на палочке в ямку.
Действия детей.
Поощрение: Молодцы, ребята, теперь у нее есть домик.
Игра – забава «Рисование на песке».
Цель: Продолжать учить детей рисовать отдельные части. Развивать моторику рук у детей. Воспитывать желание рисовать на песке.
Оборудование: футляры от ручек.
Приемы:
1. Игровая мотивация: воспитатель приглашает порисовать на песке.
2. Действия педагога: воспитатель начинает рисовать солнышко, а дети дорисовывает лучики. (Травку, цветок).
3. Указание: рисовать можно сидя.
4. Действия детей.
5. Поощрение: молодцы, вот какую красивую картинку.
Играя, познавайте мир!