Дата: 2023/2024 уч. год
Ф. И. обучающегося: _____________________________
Диагностика
Рисунок « Дом, дерево, человек»
Цель:Оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности, взаимоотношений с окружающим миром
Девочка испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими, обладает плохая личностная организация. Имеет тенденцию к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию, отмечается недостаточный контроль действий и импульсивность. Отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности. Вытесненная агрессивность, грубость, черствость, потребность в независимости. Откровенное пренебрежение ( неподчиннение, игнорирование ). Плохая адаптация, нестабильность.
Тест «Несуществующее животное»
Цель:личностные особенности ребенка
Импульсивность, противоречивые желания, внутренний конфликт
Коррекция защитной агрессивности
Этапы работы | Поведение ребенка на занятии | |
1Задания на проявление чувства гнева | На первом этапе коррекции ребенку дают возможность проявлять чувство гнева, но при этом постепенно вытесняют стереотипное восприятие традиционных агрессивных объектов (вампира, монстра и т. п.), например, при рисовании «злого» персонажа ребенку предлагают добавлять симпатичные детали: бантики, брошки, книжки и т. п. Одновременно его учат размышлять о причинах и последствиях своего агрессивного поведения, а также контролировать себя в ситуациях, вызывающих соответствующие реакции: ссоры,конкуренция и т. п. | Нарисовала маму-злая, когда просит делать уроки. Саша не любит делать уроки. В остальное время веселая. Она добрая, когда у меня «5», когда ложимся спать, ходим в кафе, убираемся в квартире. Саша любит рисовать, играть на телефоне, смотреть мультфильмы, играть в машики. ( ограниченный круг интересов, отрицательное отношение к учебе) |
Быстро нарисовать то, что представляют эти слова: любовь, ненависть, красота, тревога, свобода, ссора, гнев, конкуренция, | Любовь-мама в новогоднем платье. Красота-цветы. Красный цвет мне нравится Ссора-мы с дедушкой ссоримся. Я прошу покатать его на плече, а он отказыватся, говорит « Саш, я после работы устал» Гнев-молния Конкуренция-неадеватное объяснение.: «зуб логично» Свобода-Самолет. Мы летим с Машей в Питер отдыхать Ненависть –смайлик , зубы. Ест бумагу, зубы чешатся Тревога-полиция, скорая помощь, пожарная машины. Они с мигалками | |
РАЗРУШЕНИЕ СТЕРЕОТИПНОГО ВОСПРИЯТИЯ АГРЕССИВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ «Конкурс художников » Ведущий заранее готовит два одинаковых черно-белых изображения «злого» персонажа и предлагает ребенку поиграть в художников, которые сумеют сделать его «добрым». Выиграет тот, чей персонаж окажется «добрее». Ведущий и ребенок берут по рисунку, затем по очереди, проговаривая свои действия вслух, дорисовывают своему персонажу пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т. п. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ АНАЛИЗИРОВАТЬ ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ | Нарисовать страшного персонажа. Саша нарисовала Человека- паука. Объяснение девочки- он страшный, плетет паутину. Задание- сделать его добрым. Нарисовала еще одного Человека – паука и сказала, что он добрый. Он помогает делать уроки, готовит еду, играет. Ходит в магазин покупать еду. |
Почему подрались дети » Ребенку предлагают рассмотреть рисунок дерущихся детей и придумать, почему они подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть, что подрались, и почему, как можно было бы поступить по-другому. На последующих занятиях можно рассматривать другие рисунки с аналогичной тематикой. ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕТЬМИ АГРЕССИВНЫХ ЧУВСТВ; РЕФЛЕКСИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ; УМЕНИЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ В СООТВЕТСТВУЮЩИХ СИТУАЦИЯХ; ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВА СТРАХА | Ребенку, в силу низкого интел развития, трудно подобрать причины драки. С псомощью взрослого она перечислила причны драки: не хочет общаться, навязчивые. Ей также было сформлировать, как же можно помириться. С псомощью взрослого подобрали эмоции, когда человек дерется или ссорится | |
«Школа пугания » Взрослый предлагает поступить в необычную школу — «школу пугания», где детей учат пугать друг друга. Урок 1. «Испугаем по-разному» Ребенок придумывает способы «пугания», а взрослый их записывает, если ребенок затрудняется словесно выразить предлагаемые варианты, помогает ему. Как правило, дети называют крик, громкий стук, страшные слова, страшный смех, страшное лицо или картинку. Далее ребенок должен испугать взрослого тем или иным способом из составленного списка. За каждое выполненное задание в специальном дневничке ставятся плюсы. При этом ребенок должен строго следовать предложенному заданию, например испугать только лицом или только криком, не меняя выражения лица. Можно предложить ему подойти к зеркалу и убедиться, что страшный крик или страшные слова («Я тебя съем» и т. п.) не сопровождаются изменениями мимики. В этом случае ребенок учится осознавать и контролировать свои действия. В конце урока ведущий договаривается с ребенком, что все «изученное» в этой школе должно остаться тайной, чтобы никто из ребят о ней не узнал. Это необходимо для того, чтобы ребенок не начал применять «полученные знания» на практике в классе или группе детского сада. Естественно, занятие должно заканчиваться расслаблением. Можно предложить ребенку удобно устроиться в кресле, закрыть глаза и послушать звуки в комнате, в коридоре, на улице. При этом ведущий сам закрывает глаза, слушает звуки и некоторые негромко называет, чтобы привлечь к ним внимание ребенка. | Пугает голосом, ужастики, фильмы страшные. Игра в « пугания» ребенку понравилась. Пощекотать, ударить, изобразить привидение | |
Урок 2. «Страшный рисунок» Ребенку предлагают нарисовать что-то очень страшное, затем он вспоминает, как можно испугать человека, и показывает эти способы (пугает ведущего) в темной или затемненной комнате. | Варианты ребенка: пощекотать, ударить, изобразить привидение |
Урок 3. «Страшная маска» Ребенку предлагают, используя кусочки пластилина, «нарисовать» маску какого-либо страшного персонажа. Взрослый следит, чтобы кусочки тщательно размазывались по бумаге, и с помощью вопросов, «где он живет», «что он любит» и т. п., побуждает ребенка рассказывать о своем персонаже. Особое внимание уделяется тому, чтобы ребенок тщательно изобразил глаза, по возможности описал словами взгляд персонажа, а также изображению рта и средствам агрессии (клыки, зубы, ядовитая слюна, рога и т. п.), свидетельствам агрессии (кровь). После того как маска будет готова, ребенок может примерить ее на себя, рассмотреть себя в зеркале. Можно предложить ему побыть в роли этого персонажа, произнести звуки, посмеяться или попутать кого-либо. А затем самому немного попутаться. В этом случае маску надевает ведущий. Петя решил изготавливать маску Фреди Крюгера: «Он живет в одном месте, где ужасы живут». Показывает, как он хохочет. Делает ему клыки. Сообщает, что Фреди Крюгеры бывают и среди людей, только их сразу не заметишь. Потом делает ему еще и шипы, чтобы защищаться от полиции. Добавляет, что Фреди Крюгер «приходит в дома ночью, когда люди спят». рок 4, «Страшная рука» С помощью пластилина ребенок изображает на бумаге руку страшного персонажа. Сначала он обводит карандашом свою руку, затем обмазывает ее пластилином, чтобы она стала очень-очень страшной. Шура, 6 лет. — Ух, какая страшная рука получилась. Когти какие. Надо еще красным пластилином, чтобы кровь было видно. | - Как зовут? - Человек – паук. - Где живет? - В жарких странах, бывает в Реутово, в Москве - Что он любит? - Чем занимается? -Ломает город, чтобы люди не жили. Хочет купить квартиру. С тыквой (у меня дома у меня злая тыква есть). - Люди чем помешали? - Кричат, бибикают. -Они же одни остануться. Ничего не будет, ни школ, ни магазинов. Праздники никто не будет проводить? - Они правильно ведут? - Его напугать, Маску - Тебе нравиться, когда тебя пугают? - Нет. - Тогда как объяснить Маске, что так нельзя поступать. -Напоить чаем. Сазать, если город сломать, то будут люди страдать. Сказать «пожалуйста» | |
Урок 5. «Нарисовать двух страшных пероснажей», затем ему предлагают устроить кукольный театр. Два составленных вместе стула закрывают куском ткани (лучше черной) — это ширма, сверху раскладывают «страшного персонажа». Взрослый зритель хлопает, как перед началом спектакля. Ребенок садится на корточки за ширму и сочиняет рассказ от лица того персонажа: где он жил раньше, что он любит сейчас и т. п. Затем взрослый и ребенок меняются ролями. Ребенок становится зрителем, а взрослый — этим страшным персонажем. При этом взрослый видоизменяет рассказ ребенка: его персонаж раньше был хорошим человеком, которого заколдовала злая ведьма. Теперь он, хотя и совершает злые дела, грустит и чувствует себя одиноко. Страшный персонаж просит зрителей расколдовать его. Ребенок расколдовывает страшного персонажа, а затем идет за ширму и придумывает свой рассказ, по возможности похожий на только что прослушанный. Взрослый расколдовывает его «героя» и предлагает ему в будущем защищать детей и взрослых от таких же заколдованных ужасов. Шура так объясняет ситуацию жизни своего героя: «Он пришел домой, выпил таблетку и превратился в ужас. Это ведьма такая была, она разносила таблетки. Все думали, что она добрая. А она была злая. Все пили эти таблетки и превращались в ужасы». ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ЧУВСТВ, РАЗВИТИЕ КОНТРОЛЯ ЗА СИТУАЦИЕЙ | Ребенок нарисовал двух страшных персонажей: Майнкрафт и Лунтик. У майнрафта зубы страшные, бьет Лунтика. Затем ребенок за ширмой показал диалог двух персонажей. Сюжет развивался вокруг того, что они что то не поделили и что кто то из них ударил другого. Вначале девочка говорила тихо, а затем она включилась в игру и стала более естественно вести диалог между двумя персонажами. В конце она попросила взять с собой вырезанных двух персоснажей и сказала, что покажет спектакль бабушке с мамой. Косвенный характер агрессии является следствием двойственности натуры девочки: с одной стороныей свойственна смелость, общественное признание, с другой стороны- сензитивность, зависимость, нарцисизм. Плохо переносит критику, что вызывает у нее чувство раздражения, обиды. Эмоции носят поверхностный характер, действия отличаются ситуативностью, а наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Имеет невысокий стстус в группе сверстнков. Отличает сниженный уровень интеллекта- и общего, и социального; неразвитую произвольность; низкий уровень игровой деятельности. |
«Планеты » Ребенку предлагают путешествие по планетам, которые он придумает сам. Взрослый раскладывает на столе крути разного размера — планеты, а ребенок дает им названия, рассказывает, кто живет в каждой из них. Затем они путешествуют по этим планетам, общаются с их обитателями. Леша, 9 лет. — На Меркурии все дерутся очень страшно, на Венере все языки показывают, на Марсе кидаются подушками, на Юпитере все тебя ругают, на Сатурне делают рабами, на Уране темно и привидения, на Нептуне плюются, на Плутоне заставляют уроки делать, стегают, если не хочешь делать. Люблю злые планеты. Саша, 9 лет (сверхподвижный, остро переживает маленький рост). — На Венере все маленькие, на Меркурии — великаны, на Уране — пьяницы, на Марсе — драчуны, на Сатурне ругаются, на Юпитере — людоеды, на Плутоне — сильные, на Нептуне — бегающие. ПРОЯВЛЕНИЕ ЧУВСТВА СТРАХА В ИГРОВОЙ БЕЗОПАСНОЙ СИТУАЦИИ «Ты пугаешь — я пугаю » Ребенок и ведущий по очереди путают друг друга и боятся друг друга. При этом ведущий предупреждает ребенка, что путать и бояться нужно как можно громче. Павлик, 7 лет. Поначалу мальчик отказывается пугаться. Выступает только в роли пугающего. Выбирает для этого маску бобра. Потом разрешает ведущему надеть эту маску и пугать его. При этом радостно и громко визжит и смеется. «Испугаться по -разному » Ребенка просят придумать и показать, как можно по-разному испугаться. Если упражнение проводится с ассистентом, полезно провести конкурс: кто лучше испугается. Антон, 7 лет. По очереди берет из шкафа страшные маски. Надевает их. Затем выходит за дверь и выпрыгивает оттуда с громкими звуками. Потом пугает уже без масок. Сам с помощью мимики делает страшное выражение лица. | На одной планете , в Японии, они живут вместе с братом Ваней и сестрой Сашей. - Почему в Японии? Чем тебе нравиться эта страна? - Там еда хорошая. Суши, роллы, пицца, картошка фри. Активность ребенка больше проявлялась при раскрашивании планет. Труднее при составлении рассказа про путешествие. 1 планета Сатурн. Там жвет мальчик Микс , он ухаживает за животными, лечит их. Мы там пробудем 3 дня, будем помогать мальчику. 2 планета Марс. Тут море, бассейны, океан. Там мы купаемся. Тут пробудем 10 дней. 3 планета Саша, Аня, Вика. Мы тут будем играть в телефон, есть пиццу и мороженое. Останемся на 100 лет 4. Следующая планета Земля. Тут школа, детский сад. Там учатся ( у ребенка заминка при вопросе - Тебе тут нравится?) 5 планета Уран. Тут ураган, который сможет сместить все остальные планеты. Но Марс их защитит Отмечаются низкие духовные интересы и примитивные влечения. С удовольствием отдается чувственным наслаждениям, стремиться к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими станлартами и желаниями окружающих. |
2.Задания на перевод агрессивности из деструктивного фактора развития в конструктивный
| ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ АГРЕССИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНО ЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ «Я могу защитить » Ребенок и ведущий перебрасываются мячом и по очереди по-разному заканчивают фразу «Я могу защитить». Если ребенок достаточно взрослый, можно использовать фразу «Я могу защитить, потому что». «Три подвига Андрея » Ведущий рассказывает о мальчике Андрее, который часто дрался. Как-то раз он подрался на улице с незнакомым мальчиком и побил его. Но оказалось, что это был не мальчик, а волшебник. Он рассердился на Андрея и забросил его на фантастическую планету. Вернуться домой Андрей мог, совершив три опасных подвига. Далее ребенок вместе с ведущим придумывают и разыгрывают эти подвиги. Каждому подвигу можно посвятить отдельное занятие. «Игрушечная история » Для игры требуется наличие маленьких игрушек. Взрослый старается повернуть сюжетную линию истории так, чтобы ее герой использовал агрессию в целях защиты кого-либо. | Я могу защитить кота Рокки. Мама его постоянно ругает. Лазит не туда Защитить бабушку от дедушки. Он ломает шкаф специально. Посадить бабушку в туалет и чтоб она там закрылась. Дедушке говорю: «Хватит бабушку мучить , иди на улицу». Сетру Вику бьет брат. Говорю ему : « Перестань!» «Три подвига Андрея»
( Мышление конкретное, низкий уровень воображения. Девочке очень трудно придумывать истории « Игрушечная история» Жил –был ежик. Звали его Темка. Он пошел в лес гулять. И встретил собачку. Собачку звали Фунтик. Пошли они вместе. И встретили лягушку. Лягушку зовут Маша. Собака поскользнулась и нее заболела лапа. Лягушка дала мокрую салфетку, а ежик помог заклеить пластырем. Потом они решили покататься на машине. Вдруг появился один человек, который жил в страшном лесу. Он сделал ловушку, положил камень, забрал собачку. Они прошли испытание. Они прыгали друг через друга. У ежика есть план , как спасти собаку. Водой облить человека и положить его в мусор. Чтоб больше не лез ни к кому. Они спасли собаку. Собака гавкала. Потом они опять пошли в лес, домой. Пришли, поели пирожки и пошли спать. ( Девочку по ходу придумывания несколько раз приходилось направлять. У конце, взрослый читает ее рассказ. Девочка очень вниательнос лушает и остается довольной своим рассказом) |
3.Задания на формирование доверия к окружающему миру | ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИЯ К ЛЮДЯМ «Я не упаду » На полу ведущий раскладывает канат (толстую веревку около 2 м) так, чтобы получилась какая-либо замысловатая фигура. Ребенок снимает обувь и становится на один край каната двумя ногами (пяточка одной касается пальцев другой). Ему завязывают глаза. Затем взрослый, страхуя ребенка, дает команды, помогающие ему идти по канату, например: «шаг вперед», «шаг влево», «шаг вправо» и т. п. Ребенок должен, не сходя с каната, дойти до его конца. Упражнение можно повторять несколько раз, начиная с простых фигур из каната, и постепенно усложнять их. «Мышарик » Ведущий предлагает ребенку послушать очень страшную сказку. Ребенок ложится на матрасик, а взрослый рассказывает сказку, изображая движения ее персонажей своими руками на спинке ребенка. «Жил-был маленький мышарик, вот как-то раз решил он поселиться на спине у… около шейки (ведущий бегает своими пальцами по спине ребенка, затем „ложится спать“ около его шеи). Но хитрый заяц решил съесть мышарика, он прискакал на спину к… (ведущий скачет пальцами по спине ребенка). Нашел мышарика и давай его зубами хватать (ведущий пощипывает спину ребенка). Но мышарик рассердился и съел зайца». Далее на спину ребенка приходят олень, волк, медведь, слон. Ведущий соответственно разыгрывает на спине ребенка бои этих животных с мышариком и его победы. После этого у мышарика болит живот, он идет в туалет, а затем снова весело гуляет по спине ребенка. Ваня (8 лет) ложится на коврик с некоторой опаской. Потом громко хохочет и соглашается вместе с ведущим рассказать эту сказку большому игрушечному медведю. ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИЯ, РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА «Я» «Мячик » Ребенок садится на корточки, прижимая голову к коленям. Взрослый «лепит» из него мячик, поглаживая его с разных сторон. Если ребенок легкий или психолог мужчина, «мячик» можно поднять несколько раз вверх. Если присутствуют двое взрослых, «мячик» можно покидать друг другу. Тема (8 лет) держится очень напряженно, никак не может прижать голову к коленям, все время пытается «раскрыть» мячик. Но через некоторое время успокаивается и просит поиграть еще. | «Я не упаду » Ребенок зтрудняется в определении команд «шаг вперед», «шаг влево», «шаг вправо». Сама игра ребенку нравится. При этом она смущена и смеется. Потом она уже стала ориентироваться на ощупь. «Мышарик » Ребенок с удовольствием сидел и смеялся. Девока была расслаблена. «Мячик » С некоторым недоверием: «Вы меня прям на потолок будете кидать?», потом расшалилась и смеялась. |
Выводы по результатам коррекционной деятельности:
Если в начале занятия ребенка отмечались склонность к агрессивности, демонстративности, низкий уровень адаптивности, импульсивность, эмоциональная незрелость, неспособность контролировать свои аффективные проявления. Также отмечались вспыльчивость, нежелание идти на компромисс в спорных и конфликтных ситуациях, нетерпимость к мнению окружающих.
В результате проведенных коррекционных занятий, направленных на уменьшение уровня агрессивности, у ребенка отмечаются положительные изменения. На занятиях девочка получила знания о том, как правильно выражать свои эмоции и чувства, как правильно вести себя в разных ситуациях. Закреплялись эти знания во время игры, в сочинении собственных сказок и моделировании ситуаций. Девочка стала больше проявлять интерес к одноклассникам. Предлагать свою помощь во внеучебных занятиях более слабым (с низким уровнем адаптированности) одноклассникам. На некотрых заданиях девочка первая желала выходить к доске и выполнить задание. У девочки отмечаются повышение самооценки и развитие коммуникативных навыков на более высокм уровне, способность видеть и понимать других.