Инновационный проект
«Мы танцуем, говорим и на месте не сидим»
для детей старшего дошкольного возраста
групп комбинированной направленности
Автор-разработчик проекта – Чичигина Ольга Ивановна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДШИ № 15 г.о. Самара
Срок реализации: сентябрь – май, 2022-2023 учебный год
Вид проекта: образовательный.
Возраст детей: 5 – 6 лет
Участники проекта: педагог дополнительного образования по ритмике, дети старшей группы, родители.
Актуальность проекта:
С каждым годом, по наблюдениям логопедов, растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребёнком гаджетами, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая в себе исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей.
Под влиянием занятий логоритмикой у детей происходят значительные изменения в звукопроизношении, словообразовании, накоплении активного словарного запаса. Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «Ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве». Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма.
Цель: преодолеть проблемы речевого развития, а также сопутствующие трудности, связанные с неречевыми функциями психики.
Задачи:
развивать чувство ритма, зрительную и музыкальную память, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
развивать фонематическое восприятие и фонематическое представление, слуховое внимание, расширять лексический запас;
учить детей быть творчески активными в любой деятельности (исполнительское творчество, способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами интонации, мимики, выразительных движений и т. д.);
способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий, созданию условий для совместной деятельности.
Ожидаемый результат:
Повышение интереса детей к занятиям, активизация психической деятельности, улучшение функции дыхания, сердечно-сосудистой системы, укрепление мышечного корсета, достижение эмоционального удовлетворения.
Сюжетно - тематическая организация совместной деятельности позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Используемые технологии:
Музыкально-ритмические игры, коммуникативные танцы и игры, чистоговорки, валеологические песенки-распевки, пальчиковые гимнастики и игры, игровой массаж, релаксация.
Реализация проекта «Мы танцуем, говорим и на месте не сидим» базируется на следующих педагогических принципах:
целенаправленности процесса воспитания, положительного отношения к деятельности;
научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности;
единства содержания форм и методов работы;
личностно ориентированного подхода в процессе воспитания;
сотрудничества детей, педагогов и родителей;
доступности;
системности и последовательности.
Результат:
приведение в систему работы по данной проблеме;
повышение компетентности педагога и родителей в вопросах коррекции речи и поведения;
использование разнообразных форм работы с воспитанниками, их родителями и педагогами старшей группы.
Условия реализации проекта:
Музыкально-оздоровительные формы работы с детьми реализуются как отдельный блок на каждом занятии в старшей возрастной группе. Длительность блока – 5-7 минут. В процессе музыкально-коррекционной работы педагог уделяет особое внимание детям с ОВЗ (ставит ребят на первую линию, наблюдает за произношением ими слов, слогов, помогает преодолеть трудности в произношении). Весь музыкальный репертуар сочетается с ритмическими движениями, что способствует реализации основных задач изучаемого предмета – ритмики. Все используемые игры, распевки, элементы самомассажа благотворно воздействуют не только на детей, имеющих проблемы в речевом развитии, но также полезны и здоровым детям.
План реализации проекта:
Подготовительный этап
подготовить необходимый материал для детской деятельности;
подготовить консультации для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;
диагностика детей в начале года;
индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностики.
Основной этап:
Музыкально-ритмическое развитие
Валеологические песенки-распевки: «Доброе утро», «Здравствуйте!», «Солнышку привет!» и т.д.
Чистоговорки: «Весело поёт синица», «Олки-олки-олки, убежали волки» и т.д.
Музыкальные игры: «Бери флажок», «Найди себе пару» Т.Ломовой, «Кто скорей?» М.Шварца, «Узнай по голосу» В.Ребикова, «Ищи!» Т.Ломовой и т. д.
Пальчиковая гимнастика под музыку Е.Железновой.
Комплексы игрового массажа с пением по А.Уманской.
Речевые игры О.Арсеневской.
Игры на творчество по И.П.Равчеевой и др.
Релаксации.
Игра-распевка «До свидания!»
Взаимодействие педагогов с семьёй
Информирование родителей о данном проекте, проведение консультационной помощи для родителей,
открытые занятия.
Заключительный этап
Для детей
-Праздник для детей.
Для педагогов
- Диагностика детей в конце года.
Для родителей
- Открытое занятие.
Календарный график реализации проекта «Мы танцуем, говорим и на месте не сидим»
№ | Технология | Музыкальный репертуар в сочетании с ритмическими движениями | Задачи | Сроки реализации |
1 | Песенка-распевка | «Здравствуйте!» «До свидания!» | Задать позитивный тон восприятию окружающего мира. Поднять настроение, подготовить голос к пению | Сентябрь |
2 | Чистоговорка | «Бу-бы-ба, из окна торчит труба», «Са-са-са, прилетела к нам оса» | Закрепить правильное произношение звуков, развить чувство рифмы, внимание, память | Сентябрь |
3 | Самомассаж | «У жирафа пятна» | Закрепить технику выполнения различных видов игрового массажа, активизировать определённые зоны мозга, повысить сопротивляемость организма к ОРВИ | Сентябрь |
4 | Песенка-распевка | «Доброе утро!» «До свидания!» | Улучшить эмоциональный климат, настроение | Октябрь |
5 | Речевые игры | «Падают, падают листья» | Упражнять детей в употреблении предлогов «на», «под» | Октябрь |
6 | Пальчиковая гимнастика | «Пять утят» | Развитие общей и мелкой моторики | Октябрь |
7 | Песенка-распевка | «Здравствуйте, ладошки!» | Улучшить эмоциональный климат, настроение | Ноябрь |
8 | Игра на творчество | «Волшебные очки» | Развитие творческих речевых умений, воображения | Ноябрь |
9 | Релаксация | «Улыбнись» | Снятие эмоционального напряжения | Ноябрь |
10 | Пальчиковая игра | «Дед Мороз» | Развитие общей и мелкой моторики | Декабрь |
11 | Песенка-распевка | «Баба Яга» | Улучшить эмоциональный климат, настроение | Декабрь |
12 | Музыкально-дидактическая игра | «Бубенчики» | Развитие чувства ритма, мелкой моторики | Декабрь |
13 | Песенка-распевка | «Мы желаем вам добра!» | Улучшить эмоциональный климат, позитивный тон и восприятие окружающего мира | Январь |
14 | Игровой массаж | «Наушники» | Повысить сопротивляемость организма к ОРВ, ответственно относиться к своему здоровью | Январь |
15 | Релаксация | «Тишина» | Снятие эмоционального напряжения | Январь |
16 | Песенка-распевка | «Горошина» | Улучшить эмоциональный климат, настроение | Февраль |
17 | Игра на музыкальных инструментах | «Во саду ли, в огороде» | Развитие творчества, общей и мелкой моторики | Февраль |
18 | Пальчиковая игра | «Я хочу построить дом» | Развитие общей и мелкой моторики | Февраль |
19 | Релаксация | «Желание» | Снятие эмоционального напряжения | Февраль |
20 | Песенка-распевка | «Солнышку привет!» | Улучшить эмоциональный климат, настроение | Март |
21 | Чистоговорка | «Ца-ца-ца весело поет..» | Отработка четкости дикции, силы воздушной струи | Март |
22 | Творческие игры | «Весёлый поезд» | Звуковой анализ | Март |
23 | Игровой массаж | «Чебурашка» | Повысить сопротивляемость организма к ОРВ, ответственно относиться к своему здоровью | Март |
24 | Песенка-распевка | «Здравствуй, друг!» | Улучшить эмоциональный климат, настроение | Апрель |
25 | Речевые игры | «Красный-белый» | Выделять звук | Апрель |
26 | Пальчиковая игра | «10 лягушат» | Развитие общей и мелкой моторики | Апрель |
27 | Релаксация | «Потягушечки» | Снятие эмоционального напряжения | Апрель |
28 | Песенка-распевка | «Солнышку привет!» | Улучшить эмоциональный климат, настроение | Май |
29 | Чистоговорка | «Ар,ар, ар,Роме нравится загар» | Отработка четкости дикции, силы воздушной струи | Май |
30 | Игровой массаж | «Возьмём силы от земли» | Повысить сопротивляемость организма к ОРВ, ответственно относиться к своему здоровью | Май |
31 | Игра на музыкальных инструментах | «Найди свой инструмент» | Внимание, память | Май |
32 | Релаксация | «Холодно-жарко» | Снятие эмоционального напряжения | Май |
Список литературы:
Арсеневская О. И. «Система музыкально - оздоровительной работы в детском саду» Изд. «Учитель» 2013г
Аюпова Е. Е., Степанова А. Г. Логоритмика в детском саду: Программа логоритмических занятий для детей дошкольного возраста. Пермь: ПКИПКРО, 2009.
Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М., ВЛАДОС, 2002
Журнал«Музыкальная палитра»
Журнал«Музыкальный руководитель
Картушина М. Ю. «Конспектылогоритмических занятий с детьми 5 - 6 лет». (Творческий центр «Сфера» 2010 г.)
Кисловская И. А. «Авторская программа по преодолению речевых нарушений у детей через музыкально-логоритмические занятия»;
Равчеева И. А. «Организация, проведение и формы музыкальных игр» Изд. «Учитель» 2015г.