« Интегративное взаимодействие предметов «хор-сольфеджио» в обучении на хоровом отделении школы искусств
по программе ФГТ»
2024 г.
Детское хоровое творчество — особый вид музыкального искусства, в котором музыка объединяет множество маленьких сердец в одно большое сердце. Преподаватель хора должен проявить себя не только как музыкант-исполнитель, но и педагог-организатор, т.к. одна из сложных задач - это создание вокально-хорового коллектива.
Воспитание ребёнка в коллективе — важнейшее условие всестороннего развития его личности и раскрытия её внутренних богатств. Жизнь в коллективе положительно влияет на развитие интересов и творческой инициативы детей. Только в коллективе ребёнок может сравнивать себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников: считаться с интересами друга, стремиться оказать ему помощь, радоваться его успеху, вместе с ним переживать его горести, преодолевать трудности.
Одним из важных признаков формирования и развития детского хорового коллектива является накопление и сохранение традиций. Они обеспечивают сплоченность коллектива, четкость и устойчивость в работе. Юные певцы должны знать наиболее значительные творческие достижения старших учащихся хора. Неоценимую пользу оказывает накапливаемый коллективом архив - диски, альбомы с фотографиями, дипломами с конкурсов и фестивалей.
Перед преподавателем хора (ансамбля) встает вопрос о развитии коллектива, как в новых условиях поддерживать традиции ансамбля (т.к. в течении последних 10 лет, с появлением ФГТ, было несколько наборов в 1 класс ). Проанализировав ситуацию совместно с преподавателем теоретического отдела, пришли к выводу об углублении межпредметных связей.
Хочется отметить, что межпредметные связи существовали всегда, но носили скорее эпизодический характер. Сейчас мы пришли к необходимости создания системы обучения на хоровом отделении.
И первый этап этой сложной длительной работы — углубление взаимосвязи предметов хора и сольфеджио, который имеет смысл начинать в младших классах.
Цель работы: осмысление межпредметных связей курса основных дисциплин по программе ФГТ хорового отделения детской школы искусств.
Задачи:
Проанализировать взаимосвязь и взаимодополняемость музыкальных дисциплин.
Выявлять общие приемы вокально-интонационной работы.
В школе искусств дети изучают музыкальную грамоту в комплексе основных музыкальных дисциплин. Каждая из них несет в себе определенные цели и задачи.
Эти предметы являются профилирующими на хоровом отделении, их объединяют общие направления в развитии музыкальных способностей: воспитание музыкального слуха, формирование вокально-интонационных навыков, развитие музыкальности и музыкальной культуры.
Взаимопроникновение и дополнение предметов позволяет заложить основы исполнительского мастерства, а также развивают у учащихся способность слушать и понимать музыку.
Все предметы музыкального курса несут в себе «заряд» определенных качеств. Они учат воспринимать музыку, пропускать ее через мир собственных эмоций и доносить до слушателя посредством своих исполнительских навыков.
Музыкальная литература дает необходимые знания об эпохах, стилях, композиторах. Занятия хором учат работать в коллективе, развивают артистизм, умение держаться на сцене. Сольфеджио дает необходимую базу теоретических знаний. Особенно связаны между собой уроки хора и сольфеджио. Качество пения в хоре напрямую зависит от теоретических и практических знаний, полученных на занятиях сольфеджио. Многие важные для хора качества отрабатываются на уроках сольфеджио. Необходимо также помнить, что направленность этих предметов все же различна. Предмет «сольфеджио» направлен на достижение индивидуального результата, а «хор» - на соединение множества индивидуальных результатов в общий результат.
Если процесс преподавания сольфеджио, с методической точки зрения, можно разделить на темы, то в хоровом классе — такого разделения нет, все происходит единовременно. Основным вопросом курсов сольфеджио и хора являются развитие ладового мышления и достижение чистоты интонирования. Таким образом, главной на этих предметах является вокально-интонационная работа. Весь процесс, как нам представляется, должен быть построен на принципе «от простого к сложному». Все упражнения на этих уроках должны быть системными, логичными, доступными. Упражнения, направленные на работу чистотой интонации, у каждого преподавателя свои. Они нарабатываются многолетним опытом и трудом. В самом начале любого урока, будь то сольфеджио или хор, проводится «распевка». Она происходит в той тональности, в которой будут исполняться произведения в хоре или будет писаться диктант, или проводится чтение с листа. Распевка настраивает детей на дальнейшую работу, корректирует работу плохо интонирующих детей.
Чистота интонирования зависит в целом от нескольких факторов:
Природный слух (это качество поддается корректировке)
Координация слуха и голоса (сложность работы с «гудошниками» - нечисто интонирующими детьми).
Правильно выбранный темп урока (на этот фактор влияют индивидуальные возможности восприятия группы в целом и одного ученика индивидуально). Слишком быстрый темп работы не позволит усвоить информацию качественно; а медленный, наоборот, лишит работу целостности, превратив урок в набор упражнений, не имеющих конечной цели. Слишком медленный темп работы сделает пение вялым, неоформленным, «сонным», качество внимания и слуховой активности ухудшится. Вялая вокализация – прямой путь к «грязной» интонации.
Комплексное применение певческих навыков (их мы перечисляли выше).
Хороший результат в работе с нечисто интонирующими детьми дает прием «пение закрытым ртом» (этапы распевания: разбор диктанта, сольфеджирование). Важно научить детей правильно, то есть «вокально» закрывать рот для пения. Язык — в естественном положении, зубы не сжаты. Во время пения закрытым ртом ученик слышит сам себя и может контролировать неточности своего пения.
Еще один результативный прием аналогичный предыдущему — во время пения ладонью прикрывают одно ухо, именно это позволяет слышать себя «внутри» и пение остальных «снаружи».
Очень хороши упражнения на glissando (скольжение по звукам). Качественное пение этим приемом (в среднем и медленном темпе, хроматизмы не «проскакивают», а пропеваются) помогает исправить интонацию. Вокально — интонационных упражнений и приемов очень много и они бесспорно важны для обучения, но каждый педагог выстраивает работу над ними самостоятельно и индивидуально.
Также важно использовать принцип попевок и секвенционность. Пение ступеней в различных комбинациях способствует выработке навыка ощущения ладовых тяготений.
В первую очередь педагогам необходимо конкретизировать задачи, определить интегрированные методы и формы работы на определенных этапах обучения.
Начальный этап (1,2 классы) самый важный, где закладывается фундамент для дальнейшего успешного развития музыкальных интеллектуальных и эмоциональных способностей детей.
Основная задача - формирование первоначальных вокально-интонационных навыков. Хормейстер и сольфеджист с первых уроков уделяют внимание правильной певческой установке, певческому дыханию, выработке унисона в работе над кантиленой, воспитанию культуры звука и осознанному отношению к интонированию.
На сольфеджио эти задачи выполняются через развитие слуха и музыкального мышления:
- умение сконцентрировать и удерживать слуховое внимание, контролировать интонацию,
- развитие ладового мышления, «думающего» слуха - первоначальные навыки анализа мелодического движения,
- развитие координации между слуховыми представлениями и реализации их в пении.
На хоре - через овладение вокально-хоровой техникой: целенаправленная работа над дыханием, артикуляцией, формированием орфоэпических навыков (работа над гласными), над правильной подачей звука.
Важным моментом является анализ учебно-дидактического материала с точки зрения интеграции обучения. Совместно преподаватели выстраивают в определенную систему вокальные упражнения, попевки, песни, которые способствуют исправлению интонации, расширению диапазона, выработке унисона, умению подстроиться под общее звучание: интонационно, динамически, по качеству звука, чисто и выразительно интонировать мелодические обороты с опорой на устойчивые ступени лада.
Учитывая интенсивность вокального развития учащихся хорового отделения, преподаватель сольфеджио неукоснительно следит за качеством пения на своих уроках. Требования по сольфеджио и хору (в вокальной работе) должны быть едиными. Здесь мы имеем ввиду культуру звука, фразировку, правильное формирование гласных в пении с текстом и сольфеджировании.
Особо хочется сказать о пении а сареllа и работе над двухголосием. Сложно говорить о том, когда нужно начинать. Педагог должен хорошо знать возможности учащихся, степень развития музыкально-ладового слуха и вокальных данных, учитывать потенциал группы.
Преподаватель обязан проявить максимальную чуткость (педагогическое «чутье»), одинаково важно своевременно при наличии необходимых условий активно продвигать учащихся вперед, так и, в случае недостаточного уровня развития способности детей, не форсировать изучение нового материала.
Музыкальное, интеллектуальное, физическое развитие детей третьего и четвертого года обучения позволяет повысить требования к вокальным навыкам.
Основные задачи этого этапа:
- укрепление навыков двухголосного пения, воспитание основ строя в трехголосии;
- развитие навыков а сареllа на более сложном мелодическом материале, многоголосном пении.
К пятому классу многоголосие является важным шагом на пути слухового освоения гармонического и полифонического голосоведения. Можно рекомендовать использовать во взаимодействии следующие формы работы:
- элементы двухголосия в диктантах, творческих заданиях;
- гармонический анализ, в том числе фрагментов хоровых произведений, со зрительной опорой на партитуру, обращая внимание на структуру и функции аккордов;
- пение гармонических последовательностей интервалов и аккордов, нацеливать детей на удержание слухом своего мелодического голоса при вертикальной координации всех голосов (фиксация слухом), акцентировать внимание на чистоту строя.
К средним классам дети должны чувствовать себя достаточно свободно в произведениях а сарpеllа. Преподаватель сольфеджио также обращает внимание на пение без поддержки инструмента. Можно рекомендовать иногда использовать в практике (время от времени) уроки с «закрытой крышкой» рояля, настраиваясь по камертону.
Вокально-интонационные упражнения acappella и с аккомпанементом следует чередовать в работе (постоянная гармоническая поддержка фортепиано делает слух «ленивым»). В то же время аккомпанемент делает упражнения более интересными с музыкальной и эстетической точки зрения; также гармоническая «поддержка» облегчает слуховое ориентирование в ладу и способствует более быстрому усвоению материала.
Аккомпанемент для вокально-интонационных упражнений может быть как поддерживающий (особенно на начальном этапе обучения), так и контрастным по отношению к вокальной партии (контраст фактурный, темповый, штриховой). Допустимо использование консонансов и диссонансов. Использование контрастных аккомпанементов вырабатывает активность слухового восприятия и самоконтроля в пении. Такое «интонационное противостояние» вносит в работу элемент игры, и это нравится детям
На сегодняшний день мы вполне удовлетворены темпом музыкального развития учащихся в вокально-интонационной работе, наши результаты совместных усилий позволяют надеяться на перспективность развития вокальных ансамблей.
6