Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Естествознание
  3. Интегрированный урок по химии и биологии по теме "Состав воздуха. Газообмен в лёгких и тканях"

Интегрированный урок по химии и биологии по теме "Состав воздуха. Газообмен в лёгких и тканях"

Интеграция предметов повышает мотивацию у обучающихся, формирует естественнонаучную грамотность на уроках, способствует формированию информационной компетентности при работе с текстами заданий и социальной компетентности через организацию эвристической беседы, побуждающей учащихся к активному самостоятельному поиску решений.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Естествознание

Категория

Естествознание
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Интегрированный урок по химии и биологии в 8 классе

Тема: «Состав воздуха. Газообмен в лёгких и тканях»

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности.

Цели: формирование представления о составе воздуха, газообмене в лёгких и тканях.

Оборудование: таблицы «Система органов дыхания», «Схема кровообращения, лабораторное оборудование, презентация, маршрутный лист, шаблон солнца и лучиков жёлтого и голубого цветов.

Ход урока:

I. Организационный момент

Вот опять звенит звонок - начинается урок.

Входим дружно все мы в  класс: интегрированный урок у нас.

Гости на уроке нашем, знания мы им покажем.

Всех приветствуем, друзья, на уроке этом мы!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов и плодотворной работы.

II.Проверка домашнего задания

Учитель биологии: В маршрутных листах запишите свою фамилию и дату. Выполните задание 1 и 2.

Задание 1. Установите соответствие

ОрганВыполняемая функция

1. Носовая полостьа) содержат жидкость, снижающую трение

2. Гортаньб) увлажнение воздуха, задерживание пыли

3. Трахея и бронхив) обеспечивает свободное прохождение воздуха

4. Легкиег) образование голоса

5. Легочная и д) газообмен через альвеоло-капиллярную мембрану

пристеночная плевра

(Ответы:1-б,2-г, 3-в, 4-д, 5-а)

Задание 2. Назовите вещества: СО2,CaO,Al2O3,MnO2,Na2O.

(Ответы: оксид углерода (IV), оксид кальция, оксид алюминия, оксид марганца (IV), оксид натрия).

Учитель химии: Проверьте себя со слайда на экране и поставьте оценку.

III.Актуализация опорных знаний

Учитель биологии: Великий врач Древней Греции Гиппократ назвал воздух «пастбищем жизни.

Учитель химии: В 1846 году на судне «Мэри Сомс» погиб батальон солдат, укрывшись в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Почему? (Ученики отвечают.)

Учитель биологии: Почему дыхание имеет такое значение? (Ученики отвечают.)

Тема нашего урока – «Состав воздуха. Газообмен в лёгких и тканях». Запишите в маршрутных листах тему урока.

Учитель химии: Что сегодня мы будем изучать? (Ученики отвечают.)

Сегодня мы должны познакомиться с составом воздуха и газообменом в лёгких и тканях.

IV.Изучение нового материала

Учитель биологии: (Создание проблемной ситуации): сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно. Через 2-3 минуты обсуждаем впечатления детей о своих ощущениях.

Как вы себя чувствуете?

Почему вы почувствовали слабость, сухость во рту, головокружение?

Сколько времени мы можем не дышать?

Зачем мы дышим? (Ученики отвечают.)

Учитель химии: Рассмотрим состав воздуха. По учебнику химии на странице 88 заполните таблицу в маршрутных листах.

Составные части воздуха

Формула вещества

Содержание в % по объёму

Постоянные

Кислород

О2

21

(1/5)

Азот

N2

78

Инертные газы

He

Ne

Ar

0,9

Переменные

Углекислый газ

CO2

0,03 – 0,06

Случайные

Пары воды

Таким образом, воздух – это смесь газов.

В организме нет запаса кислорода, поэтому мы дышим смесью газов.

Учитель биологии. Дыхание – неотъемлемый признак жизни человека. За 1 час сна человек вдыхает 15-20 литров воздуха, при физической работе – 45-60 литров воздуха. Дыхание – сложный непрерывный процесс, в результате которого постоянно обновляется газовый состав крови и происходит биологическое окисление в тканях. При этом освобождается скрытая химическая энергия, которая является источником всех жизненных процессов организма.

Наземные животные, в том числе и человек, приспособлены к потреблению кислорода, разбавленного азотом. Чистый кислород для организма ядовит.

Учитель химии: Сейчас мы проведём лабораторный опыт

Лабораторная работа №6. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Возьмите стакан с известковой водой. Рассмотрите эту воду. Какого она цвета, прозрачна ли она? В стакан опустите стеклянную трубочку и через нее сделайте несколько выдохов. Что происходит с известковой водой? Сделайте вывод из опыта.

Опыт надо прекратить при появлении хорошо заметного помутнения раствора.

Заполните таблицу в маршрутных листах из текста учебника биологии на странице 104.

Воздух

Содержание газов (в %)

Кислород

Углекислый газ

Азот

Пары воды

Вдыхаемый

21

0,03

78-79

Немного

Выдыхаемый

16

4

78-79

Насыщен

Учитель химии: По результатам работы ответим на вопросы:

Откуда появился углекислый газ?

Куда исчез кислород? (Ученики отвечают.)

(По рисункам «Газообмен в легких и тканях» объясняем сущность газообмена).

Учитель биологии: В органах дыхания происходит 2 вида дыхания: легочное (внешнее) и тканевое (клеточное) дыхание. В маршрутных листах по учебнику биологии на странице 104 составьте рассказ «Газообмен в лёгких», заполнив пропуски.

…кровь поступает в лёгкие по … Во вдыхаемом воздухе содержится кислорода …, чем в капиллярах, оплетающих альвеолы. Через … стенки альвеол и капилляров по механизму … кислород из … поступает в …, а углекислый газ из … поступает в … .Здесь кислород соединяется с … и кровь из … превращается в …

По учебнику биологии на странице 104 составьте рассказ «Газообмен в тканях», заполнив пропуски.

… кровь по сосудам …круга поступает к … Содержание кислорода в … крови…, чем в клетках тканей. Через … стенки капилляров по механизму … кислород из … поступает в …, а углекислый газ из … поступает в … . Кровь из … превращается в …, которая возвращается в …

Таким образом мы проследили за движением газов в организме человека при дыхании, это еще раз подтверждает взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем организма человека.

Учитель биологии: В качестве закрепления давайте посмотрим таблицу на экране.

Вопросы

В лёгких

В тканях

1.Какая кровь вначале?

Венозная

Артериальная

2.Какой газ поступает в кровь?

Кислород

Углекислый газ

3.Какой газ выходит из крови?

Углекислый газ

Кислород

4.Какой стала кровь?

Артериальная

Венозная

5.В каком круге кровообращения это происходит?

Малый

Большой

Вещество, которое транспортирует газы (кислород и углекислый газ) находится в эритроцитах, называется гемоглобин.

Учитель биологии: Каково значение дыхания? (Ученики отвечают.)

1.Обеспечение организма кислородом.

2.Образование и удаление из организма избытка углекислого газа.

3.Окисление органических веществ с высвобождением энергии, необходимой для жизни.

4.Удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак и т.д.)

V.Закрепление

Учитель химии: давайте закрепим наши знания. В маршрутных листах у вас есть вопросы, ответьте на них.

1) Найдите молекулярную массу газа, которого в воздухе содержится всего 0,03%.

А) 44

Б) 32

В) 28

2) Что общего между процессом горения и дыхания?

3) Какие вещества содержатся в выдыхаемом воздухе? Как экспериментальным путём это можно доказать?

Подведение итогов. Оцените свою работу в маршрутных листах. Цель урока достигнута.

VI. Домашнее задание

§ 24 учебника биологии, объяснить, почему дыхательная и кровеносная система взаимосвязаны.

VII.Рефлексия «Солнышко»

На доске прикреплен круг от солнышка, детям раздаются лучик желтого и голубого цвета.

Лучики нужно прикрепить к солнышку:

желтого цвета – мне очень понравился урок, я получил много интересной информации;

голубого цвета – занятие было не интересным, не получил ни какой интересной информации.

Это интересно…

У курильщиков ослабевают защитные свойства, низкий дыхательный объём.

Список использованных источников:

1.Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., переработ.-М.:Вентана-Графф, 2003. – 272 с.: - ил.

2.Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология: Человек: Методика для учителя. – М.: Вентана-Графф, 2000. – 240 с.: ил.

3.Рудзитис Г.Е. Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.: ил.

Приложение 1

Маршрутный лист по химии 8 класс

Ученика(цы)_8кл_________________________________________________________

Дата: _________________________________

Тема: _________________________________________________________.

Задание 1.Установите соответствие

ОрганВыполняемая функция

1. Носовая полостьа) содержат жидкость, снижающую трение

2. Гортаньб) увлажнение воздуха, задерживание пыли

3. Трахея и бронхив) обеспечивает свободное прохождение воздуха

4. Легкиег) образование голоса

5. Легочная и д) газообмен через альвеоло-капиллярную мембрану

пристеночная плевра

Задание 2. Назовите вещества: СО2,CaO,Al2O3,MnO2,Na2O.

______________________________________________________________________

(задания 1,2 оцениваются по 1 баллу)

КShape1 ритерии оценивания:«5» - 9-10 баллов

«4» - 7-8 баллов

«3» - 5-6 баллов

«2» - менее 5 баллов

Задание 3. По учебнику химии на странице 88 заполните таблицу.

Составные части воздуха

Формула вещества

Содержание в % по объёму

Постоянные

Кислород

Азот

Инертные газы

Переменные

Углекислый газ

Случайные

Задание 4. Лабораторная работа №6. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Возьмите стакан с известковой водой. Рассмотрите эту воду. Какого она цвета, прозрачна ли она? В стакан опустите стеклянную трубочку и через нее сделайте несколько выдохов. Что происходит с известковой водой? Сделайте вывод из опыта.

Опыт надо прекратить при появлении хорошо заметного помутнения раствора.

Заполните таблицу из текста учебника биологии на странице 104.

Воздух

Содержание газов (в %)

Кислород

Углекислый газ

Азот

Пары воды

Вдыхаемый

Выдыхаемый

Задание 5. По учебнику биологии на странице 104 составьте рассказ «Газообмен в лёгких», заполнив пропуски.

……………………….…кровь поступает в лёгкие по ………………………. Во вдыхаемом воздухе содержится кислорода…………, чем в капиллярах, оплетающих альвеолы. Через …………………………. стенки альвеол и капилляров по механизму ……………………….… кислород из …………………………. поступает в ……………………….…, а углекислый газ из ……………………….… поступает в ……………………….… .Здесь кислород соединяется с ……………………….… и кровь из ……………………….… превращается в ……………………….…

По учебнику биологии на странице 104 составьте рассказ «Газообмен в тканях», заполнив пропуски.

…………………………. кровь по сосудам ……………………….…круга поступает к ……………………….… Содержание кислорода в ……………………….… крови…………………………., чем в клетках тканей. Через …………………………. стенки капилляров по механизму ……………………….… кислород из …………………………. поступает в ……………………….…, а углекислый газ из ……………………….… поступает в …………………………. . Кровь из ……………………….… превращается в ……………………….…, которая возвращается в ……………………….…

Задание 6. Ответьте на вопросы

1) Найдите молекулярную массу газа, которого в воздухе содержится всего 0,03%.

А) 44

Б) 32

В) 28

2) Что общего между процессом горения и дыхания?______________________________

________________________________________________________________________

3) Какие вещества содержатся в выдыхаемом воздухе. Как экспериментальным путём это можно доказать?______________________________________________________

_______________________________________________________________________

ДShape2 омашнее задание: § 24 учебника биологии, объяснить, почему дыхательная и кровеносная система взаимосвязаны.

Оцените себя на уроке!

Спасибо за урок!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Интеграция предметов повышает мотивацию у обучающихся, формирует естественнонаучную грамотность на уроках, способствует формированию информационной компетентности при работе с текстами заданий и социальной компетентности через организацию эвристической беседы, побуждающей учащихся к активному самостоятельному поиску решений.
0 ₽
Конспект урока представлен для учащихся 9 класса по теме: «Углерод и его важнейшие соединения». Данный материал будет полезен учителям и учащимся для изучения вышеуказанной темы. Урок первичного предъявления новых знаний предполагает формирование представлений об углероде и его важнейших соединениях. При изучении темы осуществляются межпредметные связи с биологией.
0 ₽
Урок по учебной дисциплине «Химия» разработан с применением проблемно-поисковой технологии. Для поддержания интереса у обучающихся в содержание урока включены исследовательская работа, лабораторные опыты с использованием оборудования "Точка роста". Все задания направлены на развитие и активизацию аналитической активности обучающихся.
0 ₽