Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Естествознание
  3. Интегрированный урок по химии и биологии по теме "Состав воздуха. Газообмен в лёгких и тканях"

Интегрированный урок по химии и биологии по теме "Состав воздуха. Газообмен в лёгких и тканях"

Интеграция предметов повышает мотивацию у обучающихся, формирует естественнонаучную грамотность на уроках, способствует формированию информационной компетентности при работе с текстами заданий и социальной компетентности через организацию эвристической беседы, побуждающей учащихся к активному самостоятельному поиску решений.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Естествознание

Категория

Естествознание
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Интегрированный урок по химии и биологии в 8 классе

Тема: «Состав воздуха. Газообмен в лёгких и тканях»

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности.

Цели: формирование представления о составе воздуха, газообмене в лёгких и тканях.

Оборудование: таблицы «Система органов дыхания», «Схема кровообращения, лабораторное оборудование, презентация, маршрутный лист, шаблон солнца и лучиков жёлтого и голубого цветов.

Ход урока:

I. Организационный момент

Вот опять звенит звонок - начинается урок.

Входим дружно все мы в  класс: интегрированный урок у нас.

Гости на уроке нашем, знания мы им покажем.

Всех приветствуем, друзья, на уроке этом мы!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов и плодотворной работы.

II.Проверка домашнего задания

Учитель биологии: В маршрутных листах запишите свою фамилию и дату. Выполните задание 1 и 2.

Задание 1. Установите соответствие

ОрганВыполняемая функция

1. Носовая полостьа) содержат жидкость, снижающую трение

2. Гортаньб) увлажнение воздуха, задерживание пыли

3. Трахея и бронхив) обеспечивает свободное прохождение воздуха

4. Легкиег) образование голоса

5. Легочная и д) газообмен через альвеоло-капиллярную мембрану

пристеночная плевра

(Ответы:1-б,2-г, 3-в, 4-д, 5-а)

Задание 2. Назовите вещества: СО2,CaO,Al2O3,MnO2,Na2O.

(Ответы: оксид углерода (IV), оксид кальция, оксид алюминия, оксид марганца (IV), оксид натрия).

Учитель химии: Проверьте себя со слайда на экране и поставьте оценку.

III.Актуализация опорных знаний

Учитель биологии: Великий врач Древней Греции Гиппократ назвал воздух «пастбищем жизни.

Учитель химии: В 1846 году на судне «Мэри Сомс» погиб батальон солдат, укрывшись в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Почему? (Ученики отвечают.)

Учитель биологии: Почему дыхание имеет такое значение? (Ученики отвечают.)

Тема нашего урока – «Состав воздуха. Газообмен в лёгких и тканях». Запишите в маршрутных листах тему урока.

Учитель химии: Что сегодня мы будем изучать? (Ученики отвечают.)

Сегодня мы должны познакомиться с составом воздуха и газообменом в лёгких и тканях.

IV.Изучение нового материала

Учитель биологии: (Создание проблемной ситуации): сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно. Через 2-3 минуты обсуждаем впечатления детей о своих ощущениях.

Как вы себя чувствуете?

Почему вы почувствовали слабость, сухость во рту, головокружение?

Сколько времени мы можем не дышать?

Зачем мы дышим? (Ученики отвечают.)

Учитель химии: Рассмотрим состав воздуха. По учебнику химии на странице 88 заполните таблицу в маршрутных листах.

Составные части воздуха

Формула вещества

Содержание в % по объёму

Постоянные

Кислород

О2

21

(1/5)

Азот

N2

78

Инертные газы

He

Ne

Ar

0,9

Переменные

Углекислый газ

CO2

0,03 – 0,06

Случайные

Пары воды

Таким образом, воздух – это смесь газов.

В организме нет запаса кислорода, поэтому мы дышим смесью газов.

Учитель биологии. Дыхание – неотъемлемый признак жизни человека. За 1 час сна человек вдыхает 15-20 литров воздуха, при физической работе – 45-60 литров воздуха. Дыхание – сложный непрерывный процесс, в результате которого постоянно обновляется газовый состав крови и происходит биологическое окисление в тканях. При этом освобождается скрытая химическая энергия, которая является источником всех жизненных процессов организма.

Наземные животные, в том числе и человек, приспособлены к потреблению кислорода, разбавленного азотом. Чистый кислород для организма ядовит.

Учитель химии: Сейчас мы проведём лабораторный опыт

Лабораторная работа №6. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Возьмите стакан с известковой водой. Рассмотрите эту воду. Какого она цвета, прозрачна ли она? В стакан опустите стеклянную трубочку и через нее сделайте несколько выдохов. Что происходит с известковой водой? Сделайте вывод из опыта.

Опыт надо прекратить при появлении хорошо заметного помутнения раствора.

Заполните таблицу в маршрутных листах из текста учебника биологии на странице 104.

Воздух

Содержание газов (в %)

Кислород

Углекислый газ

Азот

Пары воды

Вдыхаемый

21

0,03

78-79

Немного

Выдыхаемый

16

4

78-79

Насыщен

Учитель химии: По результатам работы ответим на вопросы:

Откуда появился углекислый газ?

Куда исчез кислород? (Ученики отвечают.)

(По рисункам «Газообмен в легких и тканях» объясняем сущность газообмена).

Учитель биологии: В органах дыхания происходит 2 вида дыхания: легочное (внешнее) и тканевое (клеточное) дыхание. В маршрутных листах по учебнику биологии на странице 104 составьте рассказ «Газообмен в лёгких», заполнив пропуски.

…кровь поступает в лёгкие по … Во вдыхаемом воздухе содержится кислорода …, чем в капиллярах, оплетающих альвеолы. Через … стенки альвеол и капилляров по механизму … кислород из … поступает в …, а углекислый газ из … поступает в … .Здесь кислород соединяется с … и кровь из … превращается в …

По учебнику биологии на странице 104 составьте рассказ «Газообмен в тканях», заполнив пропуски.

… кровь по сосудам …круга поступает к … Содержание кислорода в … крови…, чем в клетках тканей. Через … стенки капилляров по механизму … кислород из … поступает в …, а углекислый газ из … поступает в … . Кровь из … превращается в …, которая возвращается в …

Таким образом мы проследили за движением газов в организме человека при дыхании, это еще раз подтверждает взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем организма человека.

Учитель биологии: В качестве закрепления давайте посмотрим таблицу на экране.

Вопросы

В лёгких

В тканях

1.Какая кровь вначале?

Венозная

Артериальная

2.Какой газ поступает в кровь?

Кислород

Углекислый газ

3.Какой газ выходит из крови?

Углекислый газ

Кислород

4.Какой стала кровь?

Артериальная

Венозная

5.В каком круге кровообращения это происходит?

Малый

Большой

Вещество, которое транспортирует газы (кислород и углекислый газ) находится в эритроцитах, называется гемоглобин.

Учитель биологии: Каково значение дыхания? (Ученики отвечают.)

1.Обеспечение организма кислородом.

2.Образование и удаление из организма избытка углекислого газа.

3.Окисление органических веществ с высвобождением энергии, необходимой для жизни.

4.Удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак и т.д.)

V.Закрепление

Учитель химии: давайте закрепим наши знания. В маршрутных листах у вас есть вопросы, ответьте на них.

1) Найдите молекулярную массу газа, которого в воздухе содержится всего 0,03%.

А) 44

Б) 32

В) 28

2) Что общего между процессом горения и дыхания?

3) Какие вещества содержатся в выдыхаемом воздухе? Как экспериментальным путём это можно доказать?

Подведение итогов. Оцените свою работу в маршрутных листах. Цель урока достигнута.

VI. Домашнее задание

§ 24 учебника биологии, объяснить, почему дыхательная и кровеносная система взаимосвязаны.

VII.Рефлексия «Солнышко»

На доске прикреплен круг от солнышка, детям раздаются лучик желтого и голубого цвета.

Лучики нужно прикрепить к солнышку:

желтого цвета – мне очень понравился урок, я получил много интересной информации;

голубого цвета – занятие было не интересным, не получил ни какой интересной информации.

Это интересно…

У курильщиков ослабевают защитные свойства, низкий дыхательный объём.

Список использованных источников:

1.Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., переработ.-М.:Вентана-Графф, 2003. – 272 с.: - ил.

2.Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология: Человек: Методика для учителя. – М.: Вентана-Графф, 2000. – 240 с.: ил.

3.Рудзитис Г.Е. Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.: ил.

Приложение 1

Маршрутный лист по химии 8 класс

Ученика(цы)_8кл_________________________________________________________

Дата: _________________________________

Тема: _________________________________________________________.

Задание 1.Установите соответствие

ОрганВыполняемая функция

1. Носовая полостьа) содержат жидкость, снижающую трение

2. Гортаньб) увлажнение воздуха, задерживание пыли

3. Трахея и бронхив) обеспечивает свободное прохождение воздуха

4. Легкиег) образование голоса

5. Легочная и д) газообмен через альвеоло-капиллярную мембрану

пристеночная плевра

Задание 2. Назовите вещества: СО2,CaO,Al2O3,MnO2,Na2O.

______________________________________________________________________

(задания 1,2 оцениваются по 1 баллу)

КShape1 ритерии оценивания:«5» - 9-10 баллов

«4» - 7-8 баллов

«3» - 5-6 баллов

«2» - менее 5 баллов

Задание 3. По учебнику химии на странице 88 заполните таблицу.

Составные части воздуха

Формула вещества

Содержание в % по объёму

Постоянные

Кислород

Азот

Инертные газы

Переменные

Углекислый газ

Случайные

Задание 4. Лабораторная работа №6. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Возьмите стакан с известковой водой. Рассмотрите эту воду. Какого она цвета, прозрачна ли она? В стакан опустите стеклянную трубочку и через нее сделайте несколько выдохов. Что происходит с известковой водой? Сделайте вывод из опыта.

Опыт надо прекратить при появлении хорошо заметного помутнения раствора.

Заполните таблицу из текста учебника биологии на странице 104.

Воздух

Содержание газов (в %)

Кислород

Углекислый газ

Азот

Пары воды

Вдыхаемый

Выдыхаемый

Задание 5. По учебнику биологии на странице 104 составьте рассказ «Газообмен в лёгких», заполнив пропуски.

……………………….…кровь поступает в лёгкие по ………………………. Во вдыхаемом воздухе содержится кислорода…………, чем в капиллярах, оплетающих альвеолы. Через …………………………. стенки альвеол и капилляров по механизму ……………………….… кислород из …………………………. поступает в ……………………….…, а углекислый газ из ……………………….… поступает в ……………………….… .Здесь кислород соединяется с ……………………….… и кровь из ……………………….… превращается в ……………………….…

По учебнику биологии на странице 104 составьте рассказ «Газообмен в тканях», заполнив пропуски.

…………………………. кровь по сосудам ……………………….…круга поступает к ……………………….… Содержание кислорода в ……………………….… крови…………………………., чем в клетках тканей. Через …………………………. стенки капилляров по механизму ……………………….… кислород из …………………………. поступает в ……………………….…, а углекислый газ из ……………………….… поступает в …………………………. . Кровь из ……………………….… превращается в ……………………….…, которая возвращается в ……………………….…

Задание 6. Ответьте на вопросы

1) Найдите молекулярную массу газа, которого в воздухе содержится всего 0,03%.

А) 44

Б) 32

В) 28

2) Что общего между процессом горения и дыхания?______________________________

________________________________________________________________________

3) Какие вещества содержатся в выдыхаемом воздухе. Как экспериментальным путём это можно доказать?______________________________________________________

_______________________________________________________________________

ДShape2 омашнее задание: § 24 учебника биологии, объяснить, почему дыхательная и кровеносная система взаимосвязаны.

Оцените себя на уроке!

Спасибо за урок!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Интеграция предметов повышает мотивацию у обучающихся, формирует естественнонаучную грамотность на уроках, способствует формированию информационной компетентности при работе с текстами заданий и социальной компетентности через организацию эвристической беседы, побуждающей учащихся к активному самостоятельному поиску решений.
0 ₽
Конспект урока представлен для учащихся 9 класса по теме: «Углерод и его важнейшие соединения». Данный материал будет полезен учителям и учащимся для изучения вышеуказанной темы. Урок первичного предъявления новых знаний предполагает формирование представлений об углероде и его важнейших соединениях. При изучении темы осуществляются межпредметные связи с биологией.
0 ₽
Урок по учебной дисциплине «Химия» разработан с применением проблемно-поисковой технологии. Для поддержания интереса у обучающихся в содержание урока включены исследовательская работа, лабораторные опыты с использованием оборудования "Точка роста". Все задания направлены на развитие и активизацию аналитической активности обучающихся.
0 ₽