Интегрированный урок по химии и биологии в 8 классе
Тема: «Состав воздуха. Газообмен в лёгких и тканях»
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности.
Цели: формирование представления о составе воздуха, газообмене в лёгких и тканях.
Оборудование: таблицы «Система органов дыхания», «Схема кровообращения, лабораторное оборудование, презентация, маршрутный лист, шаблон солнца и лучиков жёлтого и голубого цветов.
Ход урока:
I. Организационный момент
Вот опять звенит звонок - начинается урок.
Входим дружно все мы в класс: интегрированный урок у нас.
Гости на уроке нашем, знания мы им покажем.
Всех приветствуем, друзья, на уроке этом мы!
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов и плодотворной работы.
II.Проверка домашнего задания
Учитель биологии: В маршрутных листах запишите свою фамилию и дату. Выполните задание 1 и 2.
Задание 1. Установите соответствие
ОрганВыполняемая функция
1. Носовая полостьа) содержат жидкость, снижающую трение
2. Гортаньб) увлажнение воздуха, задерживание пыли
3. Трахея и бронхив) обеспечивает свободное прохождение воздуха
4. Легкиег) образование голоса
5. Легочная и д) газообмен через альвеоло-капиллярную мембрану
пристеночная плевра
(Ответы:1-б,2-г, 3-в, 4-д, 5-а)
Задание 2. Назовите вещества: СО2,CaO,Al2O3,MnO2,Na2O.
(Ответы: оксид углерода (IV), оксид кальция, оксид алюминия, оксид марганца (IV), оксид натрия).
Учитель химии: Проверьте себя со слайда на экране и поставьте оценку.
III.Актуализация опорных знаний
Учитель биологии: Великий врач Древней Греции Гиппократ назвал воздух «пастбищем жизни.
Учитель химии: В 1846 году на судне «Мэри Сомс» погиб батальон солдат, укрывшись в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.
Почему? (Ученики отвечают.)
Учитель биологии: Почему дыхание имеет такое значение? (Ученики отвечают.)
Тема нашего урока – «Состав воздуха. Газообмен в лёгких и тканях». Запишите в маршрутных листах тему урока.
Учитель химии: Что сегодня мы будем изучать? (Ученики отвечают.)
Сегодня мы должны познакомиться с составом воздуха и газообменом в лёгких и тканях.
IV.Изучение нового материала
Учитель биологии: (Создание проблемной ситуации): сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно. Через 2-3 минуты обсуждаем впечатления детей о своих ощущениях.
Как вы себя чувствуете?
Почему вы почувствовали слабость, сухость во рту, головокружение?
Сколько времени мы можем не дышать?
Зачем мы дышим? (Ученики отвечают.)
Учитель химии: Рассмотрим состав воздуха. По учебнику химии на странице 88 заполните таблицу в маршрутных листах.
Составные части воздуха | Формула вещества | Содержание в % по объёму | |
Постоянные | Кислород | О2 | 21 (1/5) |
Азот | N2 | 78 | |
Инертные газы | He Ne Ar | 0,9 | |
Переменные | Углекислый газ | CO2 | 0,03 – 0,06 |
Случайные | Пары воды |
Таким образом, воздух – это смесь газов.
В организме нет запаса кислорода, поэтому мы дышим смесью газов.
Учитель биологии. Дыхание – неотъемлемый признак жизни человека. За 1 час сна человек вдыхает 15-20 литров воздуха, при физической работе – 45-60 литров воздуха. Дыхание – сложный непрерывный процесс, в результате которого постоянно обновляется газовый состав крови и происходит биологическое окисление в тканях. При этом освобождается скрытая химическая энергия, которая является источником всех жизненных процессов организма.
Наземные животные, в том числе и человек, приспособлены к потреблению кислорода, разбавленного азотом. Чистый кислород для организма ядовит.
Учитель химии: Сейчас мы проведём лабораторный опыт
Лабораторная работа №6. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Возьмите стакан с известковой водой. Рассмотрите эту воду. Какого она цвета, прозрачна ли она? В стакан опустите стеклянную трубочку и через нее сделайте несколько выдохов. Что происходит с известковой водой? Сделайте вывод из опыта.
Опыт надо прекратить при появлении хорошо заметного помутнения раствора.
Заполните таблицу в маршрутных листах из текста учебника биологии на странице 104.
Воздух | Содержание газов (в %) | |||
Кислород | Углекислый газ | Азот | Пары воды | |
Вдыхаемый | 21 | 0,03 | 78-79 | Немного |
Выдыхаемый | 16 | 4 | 78-79 | Насыщен |
Учитель химии: По результатам работы ответим на вопросы:
Откуда появился углекислый газ?
Куда исчез кислород? (Ученики отвечают.)
(По рисункам «Газообмен в легких и тканях» объясняем сущность газообмена).
Учитель биологии: В органах дыхания происходит 2 вида дыхания: легочное (внешнее) и тканевое (клеточное) дыхание. В маршрутных листах по учебнику биологии на странице 104 составьте рассказ «Газообмен в лёгких», заполнив пропуски.
…кровь поступает в лёгкие по … Во вдыхаемом воздухе содержится кислорода …, чем в капиллярах, оплетающих альвеолы. Через … стенки альвеол и капилляров по механизму … кислород из … поступает в …, а углекислый газ из … поступает в … .Здесь кислород соединяется с … и кровь из … превращается в …
По учебнику биологии на странице 104 составьте рассказ «Газообмен в тканях», заполнив пропуски.
… кровь по сосудам …круга поступает к … Содержание кислорода в … крови…, чем в клетках тканей. Через … стенки капилляров по механизму … кислород из … поступает в …, а углекислый газ из … поступает в … . Кровь из … превращается в …, которая возвращается в …
Таким образом мы проследили за движением газов в организме человека при дыхании, это еще раз подтверждает взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем организма человека.
Учитель биологии: В качестве закрепления давайте посмотрим таблицу на экране.
Вопросы | В лёгких | В тканях |
1.Какая кровь вначале? | Венозная | Артериальная |
2.Какой газ поступает в кровь? | Кислород | Углекислый газ |
3.Какой газ выходит из крови? | Углекислый газ | Кислород |
4.Какой стала кровь? | Артериальная | Венозная |
5.В каком круге кровообращения это происходит? | Малый | Большой |
Вещество, которое транспортирует газы (кислород и углекислый газ) находится в эритроцитах, называется гемоглобин.
Учитель биологии: Каково значение дыхания? (Ученики отвечают.)
1.Обеспечение организма кислородом.
2.Образование и удаление из организма избытка углекислого газа.
3.Окисление органических веществ с высвобождением энергии, необходимой для жизни.
4.Удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак и т.д.)
V.Закрепление
Учитель химии: давайте закрепим наши знания. В маршрутных листах у вас есть вопросы, ответьте на них.
1) Найдите молекулярную массу газа, которого в воздухе содержится всего 0,03%.
А) 44
Б) 32
В) 28
2) Что общего между процессом горения и дыхания?
3) Какие вещества содержатся в выдыхаемом воздухе? Как экспериментальным путём это можно доказать?
Подведение итогов. Оцените свою работу в маршрутных листах. Цель урока достигнута.
VI. Домашнее задание
§ 24 учебника биологии, объяснить, почему дыхательная и кровеносная система взаимосвязаны.
VII.Рефлексия «Солнышко»
На доске прикреплен круг от солнышка, детям раздаются лучик желтого и голубого цвета.
Лучики нужно прикрепить к солнышку:
желтого цвета – мне очень понравился урок, я получил много интересной информации;
голубого цвета – занятие было не интересным, не получил ни какой интересной информации.
Это интересно…
У курильщиков ослабевают защитные свойства, низкий дыхательный объём.
Список использованных источников:
1.Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., переработ.-М.:Вентана-Графф, 2003. – 272 с.: - ил.
2.Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология: Человек: Методика для учителя. – М.: Вентана-Графф, 2000. – 240 с.: ил.
3.Рудзитис Г.Е. Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.: ил.
Приложение 1
Маршрутный лист по химии 8 класс
Ученика(цы)_8кл_________________________________________________________
Дата: _________________________________
Тема: _________________________________________________________.
Задание 1.Установите соответствие
ОрганВыполняемая функция
1. Носовая полостьа) содержат жидкость, снижающую трение
2. Гортаньб) увлажнение воздуха, задерживание пыли
3. Трахея и бронхив) обеспечивает свободное прохождение воздуха
4. Легкиег) образование голоса
5. Легочная и д) газообмен через альвеоло-капиллярную мембрану
пристеночная плевра
Задание 2. Назовите вещества: СО2,CaO,Al2O3,MnO2,Na2O.
______________________________________________________________________
(задания 1,2 оцениваются по 1 баллу)
К ритерии оценивания:«5» - 9-10 баллов
«4» - 7-8 баллов
«3» - 5-6 баллов
«2» - менее 5 баллов
Задание 3. По учебнику химии на странице 88 заполните таблицу.
Составные части воздуха | Формула вещества | Содержание в % по объёму | |
Постоянные | Кислород | ||
Азот | |||
Инертные газы | |||
Переменные | Углекислый газ | ||
Случайные |
Задание 4. Лабораторная работа №6. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Возьмите стакан с известковой водой. Рассмотрите эту воду. Какого она цвета, прозрачна ли она? В стакан опустите стеклянную трубочку и через нее сделайте несколько выдохов. Что происходит с известковой водой? Сделайте вывод из опыта.
Опыт надо прекратить при появлении хорошо заметного помутнения раствора.
Заполните таблицу из текста учебника биологии на странице 104.
Воздух | Содержание газов (в %) | |||
Кислород | Углекислый газ | Азот | Пары воды | |
Вдыхаемый | ||||
Выдыхаемый |
Задание 5. По учебнику биологии на странице 104 составьте рассказ «Газообмен в лёгких», заполнив пропуски.
……………………….…кровь поступает в лёгкие по ………………………. Во вдыхаемом воздухе содержится кислорода…………, чем в капиллярах, оплетающих альвеолы. Через …………………………. стенки альвеол и капилляров по механизму ……………………….… кислород из …………………………. поступает в ……………………….…, а углекислый газ из ……………………….… поступает в ……………………….… .Здесь кислород соединяется с ……………………….… и кровь из ……………………….… превращается в ……………………….…
По учебнику биологии на странице 104 составьте рассказ «Газообмен в тканях», заполнив пропуски.
…………………………. кровь по сосудам ……………………….…круга поступает к ……………………….… Содержание кислорода в ……………………….… крови…………………………., чем в клетках тканей. Через …………………………. стенки капилляров по механизму ……………………….… кислород из …………………………. поступает в ……………………….…, а углекислый газ из ……………………….… поступает в …………………………. . Кровь из ……………………….… превращается в ……………………….…, которая возвращается в ……………………….…
Задание 6. Ответьте на вопросы
1) Найдите молекулярную массу газа, которого в воздухе содержится всего 0,03%.
А) 44
Б) 32
В) 28
2) Что общего между процессом горения и дыхания?______________________________
________________________________________________________________________
3) Какие вещества содержатся в выдыхаемом воздухе. Как экспериментальным путём это можно доказать?______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Д омашнее задание: § 24 учебника биологии, объяснить, почему дыхательная и кровеносная система взаимосвязаны.
Оцените себя на уроке!
Спасибо за урок!