Интегрированный урок русского языка и мира природы в 4 классе.
Учитель:Сосненко Л. С.
Дата: 11.04.2018 г.
Тема урока:Родственные слова при обобщении темы «Домашние животные»
Цели: 1. Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока.
2. Закрепление понятий о признаках родственных слов, умений подбирать родственные слова; уточнение грамматического понятия родственности слов.
3. Обобщение знаний о домашних животных.
4. Воспитание положительных качеств личности (любви и заботы к домашним животным, трудолюбия, аккуратности, умения слушать собеседника, взаимоуважения); формирование положительного отношения к учению.
Оборудование:Презентация, таблички с родственными словами, индивидуальные карточки, иллюстрации, ребус, прищепки, жетоны, маски
Ход урока:
Орг. Момент.
Приветствие:
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуйте, мои друзья!
Гостям тоже - здравствуйте!
2. Создание психологического настроя.
-Какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу и нашим гостям хорошее настроение, порадуем знаниями . Сегодня у нас необычный урок . Мы объединим урок русского языка и урок развития устной речи.
- за работу вы будете получать жетоны в виде подковок ( подковка приносит счастье), в конце урока мы подведём итог.
2.Сообщение темы и целей.
Отгадайте ребус 7я
- Какие слова в русском языке живут семьями? (родственные слова)
- Рассмотрите картинку . Кого изобразил художник? (животных)
- Какое животное лишнее? (белка) Почему? (дикое животное)
- И так у нас остались только домашние животные.
- Сегодня мы вспомним всё, что узнали на предыдущих уроках о домашних животных и будем закреплять умение находить родственные слова по признакам.
3. Запись числа и классной работы в тетради.
4. Проверка домашнего задания.
Читаю загадки, учащиеся выходят по одному, одевают маску и выступают в роли угаданного животного, остальные задают вопросы.
- Где вы живёте?
- Кто за вами ухаживает и как?
-Чем вы питаетесь?
- Какую пользу приносите людям?
Презентация с загадками и иллюстрациями.
Не кузнец, не плотник
Первый на селе работник ( Лошадь)
Голодна – мычит, сыта- жуёт
Малым ребятам молочко даёт. ( Корова)
С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, но не корова.
С пухом, а не птица,
лыко дерёт, а лаптей не плетёт.(Коза)
Спереди- пятачок. Сзади- крючок,
Посредине- спинка, на спинке- щетинка. (Свинья)
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живёт под крылечком, а хвост колечком.(собака)
Спит на печке, свернувшись колечком,
Мягко ступает, мышей пугает. (Кошка)
5. Актуализация знаний.
А сейчас отправимся на экскурсию на скотный двор. Что мы там видим?
Корова. телёнок, коровник, доярка.
Лошадь, жеребёнок, конюшня, конь, конюх.
Свинья, свинарник, поросёнок, свинарка.
- Найдите родственные слова в каждом ряду, исключите лишние, объясните свой выбор.
Правило – Родственные слова близки по смыслу и имеют общую часть – корень.
- выписать родственные слова, выделить корень.
1 гр. – 3 строчки, 2 гр. – 2 строчки
Проверка – Прочитайте выделенные слова, назовите корень.
6. Физминутка.
Пальчиковая гимнастика.
Кусается сильно котёнок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
7. Закрепление
1. Работа с текстом .
Всем нам известно, что домашние животные приносят пользу, от коровы для детского питания производят много различных молочных продуктов. Один из них –творог. Сейчас мы прочитаем об этом текст.
Моя бабушка в деревне сама делает творожок из кислого молока. Молоко нагревает , чтобы оно створожилось. После творожную массу откидывает на сито. И когда с неё стечёт влага получается очень вкусный творожок.
- Спишите текст, найдите группу родственных слов, выделите корень.
1 гр. – всё. 2 гр. - 3 предложения.
Проверка – назовите родственные слова. Какой корень выделили?
Дидактическая игра «Назови родственника»
- Ребята, а какие ещё продукты делают из молока?
(сметана, сливки, кефир, сыр)
- давайте каждому слову найдём родственника.
Называю слово, а дети подбирают родственные слова.
Сметана- сметанный, сметанник, сметанка.
Сливки- сливочное, сливочки,
Кефир- кефирный,
Сыр- сырок, сырный. Сыровар.
8. Итог
- Понравился вам урок?
- Что мы повторили о родственных словах? О домашних животных?
9. Домашнее задание
( на карточке – подобрать родственные слова данным)
10. Оценивание
- Подсчитайте сколько подковок на счастье вы собрали.
- Молодцы, всем спасибо.