1 кадр
Сценарий
интерактивного открытого урока фортепианного отдела
«Программная музыка для детей»
09.02.2024 г.
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители и преподаватели!
Давайте начнем наш интерактивный открытый урок фортепианного отдела, который называется «Программная музыка для детей», с рассказа о том, что же такое программная музыка.
2 кадр
Программная музыка – инструментальная музыка, имеющая словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающая заложенное в ней содержание.
Музыка может передавать различные эмоции, но не может своими средствами точно обозначить, что именно порождает эти настроения.
Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явле-ние природы или окружающей действительности, которое имел в виду композитор («Утро» Э. Грига из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»), или на вдохновившее его литературное произведение (симфоническая поэма «Макбет» Р. Штрауса по драме В. Шекспира).
Более подробные программы обычно составляются по литературным произведениям (симфоническая сюита «Антар» Н.А. Римского-Корсакова по одноименной сказке О.И. Сенковского), реже – вне связи с литературным прообразом («Фантастическая симфония» Берлиоза).
Программа раскрывает нечто сложное и неоднозначное для музыкального воплощения и потому не вполне раскрытое самой музыкой; этим она принципиально отличается от любого анализа или описания музыки; придать её музыкальному произведению может только его автор.Некоторым «не авторским» заголовкам удалось, все же, закрепиться в истории (например, так называемая «Лунная» Соната № 14 Л.В. Бетховена). Однако надо признать, что случаи такие единичны.
Различают 2 вида программности: картинную и сюжетную.
Простейший вид программной музыки – картинная программность (музыкальные картины природы, народных празднеств, битв и т.п.).
В сюжетно-программных произведениях развитие музыкальных образов в той или иной степени соответствует развитию сюжета, как правило, заимствованного из художественной литературы.Например, программная оркестровая сюита Г. В. Свиридова «Метель», пьеса для симфонического оркестра в трех частях, написанная К. Дебюсси «Диалог ветра и моря». Во всех этих произведениях авторы порождают ассоциации с указанными явлениями. А программа нам подсказывает то, что надо искать в музыке, что нужно услышать и постараться понять.
Порой в них даётся лишь музыкальная характеристика основных образов, общего направления развития сюжета. Это обобщённо-сюжетная программность. Иногда отображается вся последовательность событий. Это последовательно-сюжетная программность.
А теперь прослушаем несколько пьес.
А. Роули «В стране гномов»,
исп. Крепак Ян 2(8) кл., преп. Ерохина С.В.
М. Регер «Листок из альбома»,
исп. Дьяченко Кира 4(8) кл., преп. Хабунь Е.Н.
Р.Д. Вандал «Водопад»,
исп. Курбатов Константин 3(8) кл., преп. Обуваева Т.В.
Программная музыка известна с глубокой древности (античная Греция). Согласно одному из дошедших до нас сообщений, в 586 году до н. э. на Пифийских играх в Дельфах была исполнена на авлосе (древнегреческом музыкальном духовом инструменте) пьеса Тимосфена, изображавшая битву Аполлона с драконом. Среди программных произведений 18 в. – клавесинные миниатюры Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха. Ряд программных сочинений создан Л. Бетховеном – «Пасторальная симфония», увертюры «Эгмонт», «Кориолан» и др.
Расцвет программной музыки в 19 веке во многом связан с романтическим направлением в музыкальном искусстве, провозгласившим лозунг обновления музыки с помощью единения её с поэзией. Среди программных произведений композиторов-романтиков – симфония «Гарольд в Италии» и уже упоминаемая нами «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза, симфонии «Фауст», «К “Божественной комедии” Данте» Ф. Листа и другие.
Теперь познакомимся с пьесами композиторов-романтиков. Мы послушаем переложение для фортепиано симфонической миниатюры из сюиты «Пер Гюнт» норвежского композитора Эдварда Грига к одноименной пьесе драматурга Генрика Ибсена.
Э. Григ «В пещере горного короля»,
исп. Федоров Арсений 4(8) кл., пр. Сергеева Н.А.
Сейчас прозвучат два произведения из сборника «Песни без слов» Ф. Мендельсона:
Ф. Мендельсон «Песня венецианского гондольера»,
исп. Стегниенко Ярославна 4(8) кл., преп. Зарубова З.В.
Ф. Мендельсон «Осенняя песня»,
исп. Дворников Дмитрий 5(8) кл., преп. Обуваева Т.В.
Немецкий композитор Р. Шуман написал для детей «Альбом для юношества», пьесу из которого мы сейчас услышим:
Р. Шуман «Воспоминание»,
исп. Скоробогатов Лука 6(8) кл., преп. Суслякова Т.А.
Крупный вклад в программную музыку внесли и русские композиторы-классики. Большой известностью пользуются симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе», также упоминаемая нами ранее симфоническая сюита «Антар» Н.А. Римского-Корсакова, симфония «Зимние грезы», «Манфред», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия для оркестра «Франческа да Римини» П.И. Чайковского и др.
Программные сочинения написаны также А. К. Глазуновым (произведения для симфонического оркестра «Весна», «Кремль», «Море», «Стенька Разин»), А. К. Лядовым (симфонические миниатюры «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро», «Танец амазонки», «Скорбная песнь»), А. И. Скрябиным (Поздние сонаты № 6 – 10, поэма «К пламени», «Поэма-ноктюрн»), С. В. Рахманиновым(симфонические поэмы «Остров мертвых», «Князь Ростислав») и др.
Национальные традиции в области программной музыки находят своё продолжение и развитие в творчестве советских композиторов – Н. Я. Мясковского (симфонии № 12 (Колхозная), № 16 (Авиация), симфоническая поэма «Тишина»), Д. Д. Шостаковича (симфонии № 2 «Октябрю», № 3 «Первомайская», № 7 «Ленинградская», № 11 «1905 год», № 12 «1917 год») и др.
А теперь давайте поговорим о программной музыке, написанной для детей. Правдивые и фантастические истории, картины природы, изображение птиц и зверей, герои известных сказок и произведения литературы нашли яркое воплощение в программных произведениях: «Детский альбом», «Времена года» П.И. Чайковского, «Детская музыка» С. Прокофьева, «Детский альбом» А.Т. Гречанинова, «Бирюльки» С. Майкапара, «Альбом для юношества» Р. Шумана, «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.
Для начала обратимся к авторам, сочинившим программную музыку, предназначенную для самых маленьких музыкантов. Одним из таких композиторов является А.Т. Гречанинов.
3 кадр
А.Т. Гречанинов внес большой вклад в развитие детской музыкальной литературы 20 века. Отдельную страницу в его творчестве составляет музыка, посвященная детям. В своей книге «Моя жизнь» композитор одну из глав называет «Моя детская музыка». Свои фортепианные пьесы Гречанинов, как правило, объединял в альбомы. Так появились «Дедушкин альбом», «Стеклянные бусинки», «День ребенка», «На зеленом лугу», «Детский альбом». Названия пьес красноречиво говорят о темах и образах, характерных для фортепианной музыки Гречанинова. Здесь мы встречаем портреты близких людей, картины природы, сценки повседневной жизни, детские игры и танцы.
Например,«Детский альбом» А.Т. Гречанинова (1923 г.) состоит из 15 ярких образных пьес:
Маленькая сказка
«В лагере»
Марш
«В разлуке»
«Верхом на лошадке»
«На лужайке»
«Недовольство»
«Скучный рассказ»
Колыбельная
Танец
«Необычное происшествие»
Этюд
Мазурка
Протяжная песня
Вальс
О из них мы сейчас услышим:
А.Т. Гречанинов «В разлуке», «Верхом на лошадке»,
исп. Антипина Полина 2(8) кл., преп. Владимирова Т.Н.
Теперь прозвучит еще одна пьеса Гречанинова из сборника «Пастели».
А.Т. Гречанинов «Гроза»,
исп. Федоренко Алеся 6(8) кл., преп. Хабунь Е.Н.
4 кадр
Также, одним из самых популярных у начинающих пианистов композиторов, является С.М. Майкапар. Он написал много фортепианных миниатюр, объединенных в сборники пьес.
«Бирюльки» С. Майкапара словно маленькие бусинки разбросаны по различным репертуарным сборникам. Многие встречались с ними в начальных классах. Легкие пьески с выразительными названиями захватывают воображение малышей.
Цикл фортепианных пьес для детей Самуила Майкапара «Бирюльки» принадлежит к числу классических произведений педагогического репертуара и стоит в одном ряду с такими сборниками, как «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (1725) И. С. Баха, «Детский альбом» П. Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана.
А.Е. Майкапар (музыковед, внук композитора С. Майкапара) отмечает:«Бирюльки» С. Майкапара – уникальный цикл пьес для детей: он знакомит юных пианистов со всеми тональностями, как и «Хорошо темперированный клавир» Баха, но при этом говорит с ними на романтическом музыкальном языке.«Бирюльки» вводят юного пианиста в мир Мендельсона, Шумана, Чайковского, Грига… Романтическая музыка не имеет другого такого цикла пьес во всех тональностях для начинающих».
Цикл состоит из 26 пьес:
I серия
Тетрадь 1
«В садике»
«Сиротка»
«Пастушок»
«Осень»
Тетрадь 2
Вальс
«Тревожная минута»
«Полька»
«Мимолетное виденье»
II серия
Тетрадь 3
«Маленький командир»
«Сказочка»
Менуэт
«Мотылек»
Тетрадь 4
«Музыкальная шкатулка»
Похоронный марш
Колыбельная
Песнь моряков (Канон)
III серия
Тетрадь 5
Легенда
Прелюдия и фугетта
«Эхо в горах»
Гавот
Тетрадь 6
«Весною»
«Семимильные сапоги»
«На катке» (Токкатина)
«Облака плывут»
Романс
«Всадник в лесу»
А мы сейчас послушаем пьесу из сборника «Миниатюры».
С.М. Майкапар «Бурный поток»,
исп. Иванова Алиса 4(8) кл., преп. Рослякова Е.Ю.
5 кадр
П.И. Чайковский в мае 1878 года делает свой вклад в детскую музыкальную литературу: пишет сборник пьес для детей под названием «Детский альбом». Композиторпосвятил его одному из своих племянников – Володе Давыдову, которому на тот момент было шесть с половиной лет.
Циклсостоит из 24 пьес, большинство которых имеют названия, поясняющие их содержание. Это:
«Утренняя молитва»
«Зимнее утро»
«Мама»
«Игра в лошадки»
«Марш деревянных солдатиков»
«Новая кукла»
«Болезнь куклы»
«Похороны куклы»
Вальс
Полька
Мазурка
Русская песня
«Мужик на гармонике играет»
Камаринская
Итальянская песенка
Неаполитанская песенка
Старинная французская песенка
Немецкая песенка
Нянина сказка
«Баба Яга»
«Сладкая грёза»
Песня жаворонка
«В церкви»
«Шарманщик поёт»
6 кадр
Еще один сборник П.И. Чайковского «Времена года» вошел в сокровищницу мировой программной музыки.
Этофортепианный цикл, написанный в 1875 – 1876 гг. опус 37 bis. Пьес всего 12, как и месяцев в году. Каждая пьеса имеет название месяца и дополнительный заголовок:
«Январь. У камелька»,
«Февраль. Масленица»,
«Март. Песнь жаворонка»,
«Апрель. Подснежник»,
«Май. Белые ночи»,
«Июнь. Баркарола»,
«Июль. Песнь косаря»,
«Август. Жатва»,
«Сентябрь. Охота»,
«Октябрь. Осенняя песнь»,
«Ноябрь. На тройке»,
«Декабрь. Святки».
Каждой пьесе также предшествует небольшой эпиграф. Это строки из стихотворений известных русских поэтов: А. Майкова, А. Толстого, Н. Некрасова и др. Музыка рисует картины природы и передаёт настроение человека в различное время года.
Например:
«Март. Песня жаворонка»
Эпиграф из произведения А. Н. Майкова:
«Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны,
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны».
Эпиграф из произведения А. Н. Майкова:
«Голубенький, чистый подснежник – цветок,
А подле сквозистый последний снежок.
Последние слёзы о горе былом
И первые грёзы о счастье ином».
Следуя традициям П.И. Чайковского, советский композитор, наш современник И.А. Парфенов, написал несколько сборников фортепианных пьес для детей, навеянных творчеством великого композитора. Это «Детский альбом» и «Домик в Клину».
Известен вклад в развитие программной музыки С. Прокофьева. Давайте прослушаем несколько пьес из его сборников «Детская музыка» и «Мимолетности».
С. Прокофьев «Прогулка»,
исп. Ольховка Олеся 3(8) кл., преп. Хабунь Е.Н.
С. Прокофьев «Утро»,
исп. Кетрите Варвара 5(8) кл., преп. Сергеева Н.А.
Поводом к написанию «Мимолетностей» послужили стихи К.Д. Бальмонта, две строки из которых Прокофьев выбрал в качестве эпиграфа:
«В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры»
С. Прокофьев «Мимолетность»,
исп. Воронова Юлиана 5(8) кл., преп. Хабунь Е.Н.
Современный тамбовский композитор И. Рёхин написал 17 легких пьес для фортепиано, которые назвал «Пестрые картинки». Вот одна из пьес этого цикла:
И. Рёхин «Нимфа и Апполон»,
исп. Киосева Агния 5(8) кл., преп. Сергееева Н.А.
А теперь давайте подробнее рассмотрим несколько примеров, которые считаютсяэталоном программной музыки.
Итак, как мы уже говорили, минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое-либо явление действительности, либо на произведение литературы или искусства, с которым данное музыкальное произведение ассоциируется, одним словом, название поясняет содержание.
7 кадр
Таким, еще одним из ярчайших образцов программной музыки, является произведение М.П. Мусоргского «Картинки с выставки». Герой, задуманный автором, ходит по выставочному залу, и художественные образы рисунков В. Гартмана рождают у него музыкальные впечатления. Вот это и есть программа, так появляются музыкальные миниатюры, объединённые в цикл произведений.
Итак, «Картинки с выставки» -цикл фортепианных пьес русского композитора Модеста Петровича Мусоргского написан в 1874 году в память о друге композитора, художнике и архитекторе Викторе Гартмане.
8 кадр
Цикл «Картинки с выставки» состоит из 10 пьес:
«Гном»
«Старый замок»
«Тюильрийский сад»
«Быдло»
«Балет невылупившихся птенцов»
«Два еврея: богатый и бедный»
«Лиможский рынок»
«Катакомбы»
«Избушка на курьих ножках»
«Богатырские ворота»
Мы видим несколько рисунков, иллюстрирующих данное произведение.
9 кадр
Одним из самых популярных музыкальных произведений в мире является цикл из 4-х концертов Антонио Вивальди - «Времена года», которые композитор написал в 1723 году для солирующей скрипки и оркестра. Здесь используется более развёрнутая программа. Вивальди сопроводил концерты сонетами, но сегодня при исполнении мы их не слышим, они практически никогда не зачитываются. Кто автор этих слов – до сих пор остается загадкой. Предполагается, что сонеты написал сам композитор. 1725 год был ознаменован выходом в свет одного из самых значимых сборников композитора – восьмого опуса, в который Вивальди включил 12 виртуозных скрипичных концертов, первые четыре из которых носят название «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Сегодняшняя исполнительская практика объединила эти сочинения в цикл «Времена года».
«Времена года» А. Вивальди считаются эталоном программной музыки.
10 кадр
Как я уже говорила, каждому концерту предшествует сонет – своего рода литературная программа, которая настраивает слушателя на нужный лад.
Например:
ВЕСНА
Allegro
Приход весны встречая звонким пеньем,
Летают птички в голубых просторах,
И слышен плеск ручья, и листьев шорох,
Колеблемых зефира дуновеньем.
Но вот грохочет гром, и молний стрелы
Шлют небеса, внезапной мглой одеты,
И это все – весенних дней приметы!
…Утихла буря, небо просветлело,
И вновь кружит над нами птичек стая,
Веселым пеньем воздух оглашая.
Largo e pianissimo
Среди цветов, с овчаркой – верным другом,
Лег рядом пастушок; им сладко спится
Под шелест трав, под шум листвы влюбленный.
Allegro
Волынки звук разносится над лугом,
Где хоровод веселых нимф кружится,
Весны волшебным светом озаренный.
А теперь, в исполнении фортепианного ансамбля мы услышим еще одну пьесу Прокофьева:
С. Прокофьев «Фея зимы» из балета «Золушка»,
исп. Журавлева Милана 4(4) кл. – Стегниенко Ярославна 4(8) кл.,
преп. Дарвина Е.В. – Зарубова З.В.
11 кадр
Итак, подводя итог нашего открытого урока, давайте вспомним еще раз: программной музыкой называют инструментальные и симфонические произведения, которые лишены текста как такового, но имеют название, отражающее композиторский замысел и указывающее на его содержание, которые также нередко снабжены литературными предисловиями-программами: подзаголовок, эпиграф, небольшой рассказ.
Программность использовали в своих произведениях композиторы Барокко и Классицизма (Ж.Ф. Рамо, Ф. Куперен, И.С. Бах, Л. Бетховен), однако, наибольшее распространение получила программная музыка во времена эпохи Романтизма (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, П.И. Чайковский) и более поздних композиторов (М. Равель, К. Дебюсси и другие).
Программная и непрограммная музыка равноправны и развиваются в тесном взаимодействии. Таким образом, программность явилась большим завоеванием музыкального искусства, стимулировала поиски новых выразительных средств, способствовала обогащению круга образов музыкальных произведений.
Закончить хочу словами великого Петра Ильича Чайковского, который считал, что скрытая программа есть у любого серьезного музыкального сочинения – в противном случае оно превратится в «пустую игру в аккорды, ритмы и модуляции».
Интерактивный открытый урок фортепианного отдела «Программная музыка для детей» провела преподаватель Владимирова Т.Н.
Список литературы:
Бандура Н., «О программности в произведениях А.Н. Скрябина», http://vzms.org > criabin.htm
Чайковский П. И., «О программной музыке», Избр. отрывки из писем и статей, М., 1952;
Стасов В. В., «Искусство XIX века», Избр. соч., т. 3, М., 1952;
Лист Ф., Избр. статьи, М., 1959, с. 271 – 349;
Хохлов Ю., «О музыкальной программности», М., 1963.