Интерактивных методы на уроках географии.
Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.
Урок - игра по теме: «География населения мира».
Цель: повторить, закрепить и проверить знания по основным темам раздела «География населения мира»; проверить умение проводить анализ половозрастных пирамид, таблиц, графиков, диаграмм; научить учащихся применять знания в новой ситуации, делать выводы, предположения, прогноз.
Оборудование: карточки-задания, атласы, карта «Население мира», «Политическая карта мира»
Ход урока: класс делится на несколько команд.
1 конкурс: «Мозговой штурм».
В каком государстве самая высокая плотность населения (Бангладеш)
Один из элементов воспроизводства населения (рождаемость).
Как называются перемещения людей через границы (миграции).
Единица измерения естественного прироста (промилле).
Скопление городов и их слияние (агломерация).
Процесс роста городов и увеличения числа горожан (урбанизация).
Государство-лидер по числу жителей (Китай).
Один из типов этнических общностей (нация).
2 конкурс «Узнай страну».
Назови страну, где появились эти литературные герои.
Варианты вопросов:
В этой стране жил Малыш и Карлсон (Швеция)
2 В этой стране гастролировали Бременские музыканты (Германия).
Где нашли дети капитана Гранта своего отца? (Новая Зеландия).
В какой стране жил Робин Гуд (Англия).
Где живет Санта – Клаус? ( Север Финляндии)
В какой стране появились Дюймовочка , Снежная королева? (Дания)
Назовите страны по краткой характеристике
Население этой страны превышает 1 млрд. человек. Исповедуют здесь конфуцианство (Китай)
Символом этой страны является хризантема (Япония).
Эта страна занимает весь континент (Австралийский Союз).
Самое маленькое государство Европы (Ватикан).
Одна из развитых стран мира, большую часть населения составляют иммигранты (США).
На флаге это страны кленовый лист (Канада).
3конкурс. «Пирамида»
Командам раздаются карточки-задания. Провести анализ половозрастных пирамид.
Одной команде предлагается определить, как отличается доля детей от доли старших возрастов у стран различного типа воспроизводства населения.
Второй команде сравнить долю трудоспособного населения в разных странах, указать причины различий.
4конкурс «Президент»
Если бы я был президентом нашей страны, то какую демографическую политику следовало бы проводить. Каждая команда высказывается по данной проблеме.
5 конкурс «Какой должна быть семья будущего». Задание готовили дома.
Провести социологическое исследование в своих семьях.
1 Выяснить сколько по сравнению с нынешней семьей было детей у их бабушки, прабабушки, прапрабабушки
. 2Построить график, иллюстрирующий изменение числа детей в семье, проанализировать и сделать выводы. Выявить причины изменения количества детей в семье.
3 Узнать, где жили ваши предки (в горах или в селе), какое образование у ваших родителей, бабушки, прабабушки.
4 Учащиеся представили свои графики и делают выводы: а) количество детей по сравнению с прошлым сократилось, б) причинами этого являются: смена сельского образа жизни на городской, более высокий уровень образования, повышение требований к условиям жизни, ускорение темпов жизни.
Ответить на вопросы:
1 Будет ли сокращаться численность населения в вашем районе и городе
2 Изменился ли тип воспроизводства на уровне семьи.
6 конкурс « Правда или нет….». Учитель читает вопросы, ученики отвечают «да» или «нет»
Высокий уровень рождаемости характерен для Кении (да).
Политика государственного сдерживания проводится в Финляндии (нет).
К однонациональным государствам относится Швеция (да).
Буддизм распространен в Новой Зеландии (нет).
Агломерация – это слияние городов (да).
Россия занимает 1 место по численности населения (нет).
Осетины относятся к индоевропейской семье (да).
Урбанизация – это увеличение числа городов (нет).
Демографический взрыв – это резкое уменьшение населения (нет).
Конфуцианство – основная религия в Китае (да).
Депопуляция – это увеличение численности населения (нет).
Рефлексия. Ученики дают оценку своей работы на уроке
Мое участие заключалось в….
Мне было очень интересно работать…
Самое сложное для меня было….
На уроке я научился, научилась….
Подведение итогов. Выставление оценок.
ЗАКЛЮЧЕНИИЕ.
Урок, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учеников без исключения. Учитель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Учитель создает условия для инициативы обучающихся.
В формировании коммуникативной компетенции учащихся главной задачей становиться мотивировать их на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель создает условия для развития интеллектуальных способностей, определенных умений: вступать в контакт с любым собеседником, соблюдая нормы и правила общения, слушать собеседника, высказывать и аргументировать собственное мнение.
Коммуникативная культура - важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества. Поэтому формирование коммуникативной компетенции - одна из важных задач изучения всего школьного курса географии. Таким образом, формируя ключевые компетенции учеников, мы выполняем общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Беловолова Е.А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2014.
География. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. Н.В. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2008.
География. Интерактивные формы работы с учащимися. Продуктивный уровень/авт.-сост. Н.Н. Зинченко. – Волгоград: Учитель, 2014.