Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Химия
  3. «Использование эксперимента как средства активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся на уроках химии»

«Использование эксперимента как средства активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся на уроках химии»

Использование эксперимента как средства активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся на уроках химии. Химический эксперимент – обязательная составляющая учебного процесса, содействующая более успешному усвоению химии. В ходе работы выявлено, что химический эксперимент и интерпретация его результатов играют важную роль в изучении химии.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Химия

Категория

Химия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

«Использование эксперимента как средства активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся на уроках химии»

Химический эксперимент – обязательная составляющая учебного процесса, содействующая более успешному усвоению химии. В ходе работы выявлено, что химический эксперимент и интерпретация его результатов играют важную роль в изучении химии. Первое, с чем сталкиваются дети, когда у них в школе начинается такой предмет как химия – это достаточно большой объем информации: нужно запомнить символы химических элементов, ряд формул и постоянных. Не всегда школьники готовы воспринять такое количество информации. Что дети больше всего помнят с уроков химии? Конечно то, что проделали сами. Живой эксперимент — средство формирования активной позиции в процессе обучения, уважения к себе, интереса к предмету. Химические эксперименты снимают накопившуюся усталость, но при этом повышают внимание, усиливают мыслительную деятельность. Химические эксперименты способствуют развитию мотивации учебной деятельности учащихся. Например, существуют три условия протекания химической реакции обмена: либо выпадает осадок, либо выделяется газ, либо образуется слабый электролит. Следовательно, проведение как минимум 3 реакций может быть достаточно полезно для успешного усвоения материала: 1) Опыт золотой дождь. В ходе этого эксперимента ребята не только увидят красивый опыт, но и столкнутся с темой «Гидролиз», начнут изучение одного из принципов Ле Шателье. Так как для растворения солей свинца необходимо подкислять раствор, чтобы сместить равновесие: 2) Надувание шарика при помощи реакции гашения соды уксусом. 3) Растворение нерастворимых гидроксидов под действием кислот. Ученический эксперимент - это вид самостоятельной работы. Он не только обогащает учащихся новыми знаниями, понятиями, учениями, но и доказывает истинность приобретенных ими знаний, что обеспечивает более глубокое понимание и усвоение материала. Он позволяет более полно осуществлять принцип политехнизма - связь с жизнью, с практической деятельностью. Ученический эксперимент разделяют на лабораторные опыты и практические занятия.

Школьный химический эксперимент условно можно разделить на несколько типов:

1. занимательные опыты;

2. иллюстрационный эксперимент;

3. лабораторные работы;

решение экспериментальных задач;

основы научного эксперимента.

На первых этапах изучения химии основное внимание уделяется знакомству учащихся с интересными фактами, умению наблюдать и делать выводы о результатах эксперимента, это формирует интерес к предмету, способствует формированию навыков самостоятельной творческой работы, привитию практического опыта работы с химическими реактивами и оборудованием. Во время проведения экспериментов школьники начинают логически мыслить и рассуждать. Это и является целью занимательных химических опытов. Они, как правило, содержат некоторые элементы фокусов: это исчезновение предметов (растворение алюминиевой ложки) извержение огня (разложение дихромата аммония), появление дыма (образование хлорида аммония), свечение (синтез люминофоров) и т.п. На первом этапе эти эффекты вызывают удивление, но пытливый ум учащихся требует объяснения, а ответы на вопросы могут появиться только при изучении химии.

Иллюстрационный химический эксперимент - эффективное средство в преподавании химии, он применяется на всех этапах обучения. Эксперимент дает возможность преподавателю выделить самое главное и сложное, учащиеся учатся наблюдать и делать выводы и одновременно знакомятся с основными навыками и приемами работы в химической лаборатории.

Выполнение лабораторных работ является обязательными условием для успешного усвоения материалы. В школе лабораторные работы выполняются учащимися при изучении всех курсов. Работы выполняются под руководством учителя учащимися самостоятельно и служат для закрепления изучаемого материала и контроля знаний. Опыты для лабораторной работы подобраны таким образом, что их можно выполнить, имея в распоряжении простейшее химическое оборудование и посуду, минимальный набор реактивов. Например, в курсе «Неорганическая химия» - это опыты, демонстрирующие взаимодействие алюминия с кислотами и щелочами, получение металлической меди и др. При выполнении работы, учащиеся учатся владеть техникой химического эксперимента, аккуратно обращаться с оборудованием лаборатории, разумно расходовать химические реактивы, а также самостоятельно исследуют химические явления и закономерности и на практике убеждаются в их справедливости, что способствует сознательному усвоению знаний. Иногда при проведении этих опытов проявляется творческий подход - применение знаний в новых условиях. Это позволяет повторить, закрепить, углубить, расширить и систематизировать знания из разных разделов химии. Кроме того, у школьников формируются экспериментальные умения и навыки в обращении с реактивами и оборудованием. Все это способствует улучшению теоретических знаний и практической подготовке учащихся. После выполнения работы ученики оформляют отчет по лабораторной работе, записывают свои наблюдения и объясняют их.

Решать экспериментальные задачи рекомендуется после изучения достаточно большой части теоретического материала. Это может быть осуществление химических превращений, например, АL→ Al2(SO4)3→ AlСl3 → Al(ОН)3 → Na[Al(OH)4], или определение качественного состава некоторых соединений при помощи качественных реакций. Такие задания помогают учащимся развивать свои творческие способности, готовиться к химическим олимпиадам различного уровня. Ученики совершенствуют свои умения и навыки, учатся применять полученные теоретические знания для решения конкретных заданий.

Опыт работы показывает, что целенаправленная и систематическая работа по формированию исследовательских умений, учащихся способствует:

  • усилению мотивации учебной деятельности;

  • изменению качества учебного процесса в связи с использованием технологий научно-исследовательской деятельности (содружества);

  • повышению интереса учащихся к химии;

  • развитие самостоятельности в деятельности по приобретению знаний;

  • интеллектуальному росту обучающихся.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Использование эксперимента как средства активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся на уроках химии. Химический эксперимент – обязательная составляющая учебного процесса, содействующая более успешному усвоению химии. В ходе работы выявлено, что химический эксперимент и интерпретация его результатов играют важную роль в изучении химии.
0 ₽