«Использование эксперимента как средства активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся на уроках химии»
Химический эксперимент – обязательная составляющая учебного процесса, содействующая более успешному усвоению химии. В ходе работы выявлено, что химический эксперимент и интерпретация его результатов играют важную роль в изучении химии. Первое, с чем сталкиваются дети, когда у них в школе начинается такой предмет как химия – это достаточно большой объем информации: нужно запомнить символы химических элементов, ряд формул и постоянных. Не всегда школьники готовы воспринять такое количество информации. Что дети больше всего помнят с уроков химии? Конечно то, что проделали сами. Живой эксперимент — средство формирования активной позиции в процессе обучения, уважения к себе, интереса к предмету. Химические эксперименты снимают накопившуюся усталость, но при этом повышают внимание, усиливают мыслительную деятельность. Химические эксперименты способствуют развитию мотивации учебной деятельности учащихся. Например, существуют три условия протекания химической реакции обмена: либо выпадает осадок, либо выделяется газ, либо образуется слабый электролит. Следовательно, проведение как минимум 3 реакций может быть достаточно полезно для успешного усвоения материала: 1) Опыт золотой дождь. В ходе этого эксперимента ребята не только увидят красивый опыт, но и столкнутся с темой «Гидролиз», начнут изучение одного из принципов Ле Шателье. Так как для растворения солей свинца необходимо подкислять раствор, чтобы сместить равновесие: 2) Надувание шарика при помощи реакции гашения соды уксусом. 3) Растворение нерастворимых гидроксидов под действием кислот. Ученический эксперимент - это вид самостоятельной работы. Он не только обогащает учащихся новыми знаниями, понятиями, учениями, но и доказывает истинность приобретенных ими знаний, что обеспечивает более глубокое понимание и усвоение материала. Он позволяет более полно осуществлять принцип политехнизма - связь с жизнью, с практической деятельностью. Ученический эксперимент разделяют на лабораторные опыты и практические занятия.
Школьный химический эксперимент условно можно разделить на несколько типов:
1. занимательные опыты;
2. иллюстрационный эксперимент;
3. лабораторные работы;
решение экспериментальных задач;
основы научного эксперимента.
На первых этапах изучения химии основное внимание уделяется знакомству учащихся с интересными фактами, умению наблюдать и делать выводы о результатах эксперимента, это формирует интерес к предмету, способствует формированию навыков самостоятельной творческой работы, привитию практического опыта работы с химическими реактивами и оборудованием. Во время проведения экспериментов школьники начинают логически мыслить и рассуждать. Это и является целью занимательных химических опытов. Они, как правило, содержат некоторые элементы фокусов: это исчезновение предметов (растворение алюминиевой ложки) извержение огня (разложение дихромата аммония), появление дыма (образование хлорида аммония), свечение (синтез люминофоров) и т.п. На первом этапе эти эффекты вызывают удивление, но пытливый ум учащихся требует объяснения, а ответы на вопросы могут появиться только при изучении химии.
Иллюстрационный химический эксперимент - эффективное средство в преподавании химии, он применяется на всех этапах обучения. Эксперимент дает возможность преподавателю выделить самое главное и сложное, учащиеся учатся наблюдать и делать выводы и одновременно знакомятся с основными навыками и приемами работы в химической лаборатории.
Выполнение лабораторных работ является обязательными условием для успешного усвоения материалы. В школе лабораторные работы выполняются учащимися при изучении всех курсов. Работы выполняются под руководством учителя учащимися самостоятельно и служат для закрепления изучаемого материала и контроля знаний. Опыты для лабораторной работы подобраны таким образом, что их можно выполнить, имея в распоряжении простейшее химическое оборудование и посуду, минимальный набор реактивов. Например, в курсе «Неорганическая химия» - это опыты, демонстрирующие взаимодействие алюминия с кислотами и щелочами, получение металлической меди и др. При выполнении работы, учащиеся учатся владеть техникой химического эксперимента, аккуратно обращаться с оборудованием лаборатории, разумно расходовать химические реактивы, а также самостоятельно исследуют химические явления и закономерности и на практике убеждаются в их справедливости, что способствует сознательному усвоению знаний. Иногда при проведении этих опытов проявляется творческий подход - применение знаний в новых условиях. Это позволяет повторить, закрепить, углубить, расширить и систематизировать знания из разных разделов химии. Кроме того, у школьников формируются экспериментальные умения и навыки в обращении с реактивами и оборудованием. Все это способствует улучшению теоретических знаний и практической подготовке учащихся. После выполнения работы ученики оформляют отчет по лабораторной работе, записывают свои наблюдения и объясняют их.
Решать экспериментальные задачи рекомендуется после изучения достаточно большой части теоретического материала. Это может быть осуществление химических превращений, например, АL→ Al2(SO4)3→ AlСl3 → Al(ОН)3 → Na[Al(OH)4], или определение качественного состава некоторых соединений при помощи качественных реакций. Такие задания помогают учащимся развивать свои творческие способности, готовиться к химическим олимпиадам различного уровня. Ученики совершенствуют свои умения и навыки, учатся применять полученные теоретические знания для решения конкретных заданий.
Опыт работы показывает, что целенаправленная и систематическая работа по формированию исследовательских умений, учащихся способствует:
усилению мотивации учебной деятельности;
изменению качества учебного процесса в связи с использованием технологий научно-исследовательской деятельности (содружества);
повышению интереса учащихся к химии;
развитие самостоятельности в деятельности по приобретению знаний;
интеллектуальному росту обучающихся.