«Использование методов традиционного воспитания детей у якутов»
В прошлом у якутов существовала своя система традиционного воспитания детей, которая сложилась в процессе их исторического развития.
Главной целью воспитания являлось последовательное включение детей в реальную жизнь и, прежде всего, в жизнь своих родителей, взрослых. Старшие заботились о всестороннем развитии детей; развивали и закаляли физически, с раннего детства знакомили с нравственными и этическими понятиями, передавали знания об окружающей среде, ее богатствах и способах существования в ней, обучали трудовым навыкам. Детям передавался многовековой опыт. До шести - семи лет дети занимались своими играми, а потом, начиналась определенная подготовка к дальнейшей трудовой жизни. Прежде всего, их учили мало спать, сонливость не поощрялось у якутов. Считалось, что ребенок должен быть занят в течение всего дня полезным делом.
Якуты высоко ценили чистоплотность, аккуратность в быту, чистоту одежды. Одной из отличительных черт якутов издавна считается честность. Раньше якуты не знали замков, запоров. В воспитании художественного вкуса и дарования большую роль играет прикладное искусство. Якуты славятся как искусные мастера - косторезы, а якутки как вышивальщицы. Народы севера выработали свой стиль. Они различными узорами богато украшают одежды, коновязи, берестяную посуду и т.д.
Формирование традиций нужно начинать еще в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или еще маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными. Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в семье, тем больше радости будет у ребенка и в дальнейшей жизни.
При этом специфика народной педагогики в понимании основ воспитания и формирования личности предполагает, что основополагающим фактором воспитания должны стать трудовые традиции. Вся народная этика сводится, главным образом, к воспитанию ребенка трудом, развития трудолюбияи других нравственных качеств. В этом залог преемственности, связи поколений, уважение к семье, роду, обществу в целом.
Каждый педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересовребѐнка. Вовлекает дошкольников в решение проблемы. Намечают план движения к цели,поддерживают интерес детей и родителей.
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия)
-даѐт домашние задания родителям и детям;
-поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов,
информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом
совместно с детьми;
подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребѐнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребѐнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Настоящий проект в целом нацелен на принципах и идеях народной педагоги,педагогики основанной на национальных традициях народа, его мировосприятия и отношения к окружающему миру. Наши предки, жившие веками в нелегких природных условиях, добывали себе пропитание тяжелым трудом. Их жизнь полностью зависело от сил природы. Эти обстоятельства закалили не только их умения и навыки выживать, но и
создать традиции бережного отношения к природе. Они называли себя «Саха – дитя природы». Наши предки учили своих детей с малых лет, бережно относится к каждому лепестку, каждой траве, каждой живой душе, учили законам природы.
Дошедшая до нас и прошедшая проверку времени, основанная самой жизнью педагогика бережного отношения человека к природе является и должна быть стержнем для воспитания юного поколения.
Данный проект охватывает детей
3 – 4 лет «Я - радуюсь солнцу» «Мин – күҥҥэ үөрэбин» (младшая группа)
с 4 – 5 лет «Я – дитя природы», «Мин – айыл5а о5отобун» (средняя группа);
с 5 – 6 лет «Природа – Мне», «Я – природе» «Тулалыыр эйгэ уонна мин» (старшая группа);
с 6 – 7 лет «Знатоки природы». «Айыл5а сокуоннара» (подготовительная группа).
Социокультурная ситуация в детском коллективе ДОУ, в конкретной группе
Наше учреждение работает в полном режиме с 07:30 часов утра до 19:30 часов вечера.
Работают 34 педагогических работников. МБДОУ ЦРР д/с №12 «Улыбка» посещает 300 детей.
Функционируют группы: первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная. У каждого своя проектная деятельность.
Задачи:
1.Познавательные
Дать представления о природных объектах Якутии;
Формировать представления о чередовании времен года на Севере;
Ознакомить с содержанием якутского календаря «Күн-дьыл уонна үгэс эргиирэ»
2. Развивающие:
Развивать познавательный интерес, умение обобщать слова в одно значение.
Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность,
эмоциональную отзывчивость.
3. Воспитательные:
воспитывать интерес и бережное отношение к суровой природе, Якутии основанный наякутских народных традициях (якутский календарь);
формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми в процессе совместной продуктивной деятельности;
Воспитанник должен знать:
1. О взаимосвязи природы и человека
2. О многообразии живой и неживой природы
3. О растениях, животных Якутии
4. Что, все прекрасное связано с природой и жизнью
5. О том, что сохранение природы родного края зависит от каждого
Воспитанник должен уметь:
1. Содержательно рассказывать, творчески работать с родителем
2. передать свои полученные знания другим;
3. бережно и чутко относиться к природе;
Формы работы:
Прогулки и игры на природе;
Обучающие занятия и рисование на свежем воздухе.
Наблюдение и фотографирование явлений природы;
- занятий с использованием ИКТ (слайдовые презентации, обучающие мультфильмы о растениях и животных).
Результаты проекта должны показать:
Воспитанник
1. Разносторонние и глубокие знания о природе Якутии;
2. Систематическое применение знаний в процессе природоохранной деятельности в соответствии с народными традициями и обычаями;
3. устойчивый интерес к изучению родной природы, активность в решении экологических проблем ближайшего окружения,
4. умение видеть и ценить красоту окружающей природы,
5. чувства ответственности за сохранение природы.
6. знает и умеет отличать разнообразия растительного и животного мира родного края, знает
якутские названия растений и животных, птиц;
7. имеет навыки и умения использовать полученные знания о правилах на природе, основанных на якутских народных традициях;
8. знает содержания и значения якутского календаря и названия месяцев на якутском языке.
Этапы проекта:
1. Организационный (август) – подбор информации, консультаций, материала для реализации идеи. Составление плана проекта, определение сроков реализации проекта.
2. Содержательный (сентябрь – апрель): Проведение непосредственно – образовательной деятельности (занимательное дело) с детьми, специалистами и педагогами ДОУ, комплексное, тематическое планирование. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению: фотовыставок, выставки рисунков, стенгазеты и т.д.
3. Результативный (май) – анализ результатов проектной деятельности. Определить
перспективность темы.
1. Погружение в проект: Обсуждение темы, определение мотивов участия детей впредстоящей деятельности
Выяснить уровень знаний детей об основах экологической культуры.
Провести анкетирование родителей
Разработать перспективное планирование дидактических игр (образовательная область. Познание)
2. Реализация идеи
3. Использование различных методов и форм работы с детьми (экскурсий, бесед, практических занятий, чтения книг, показ слайдов, документальных фильмов, мультфильмов, подвижные, настольно-печатные, игры-упражнения и.т.д).
В заключении я хочу сказать, что сегодня традиции семейного воспитания, столетиями жившие в народной культуре нашей республики практически не утрачены. Представляется, что возрождение этих традиций в современных условиях может способствовать профилактике негативных явлений среди детей формированию их как личностей, укреплению семейных ценностей. Именно семье принадлежит ведущая роль в становлении личности ребенка.
Совместно с Национальной библиотекой Республики Саха (Якутия) ежегодно вместе с родителями проводим Ысыах для всех возрастных групп нашего детского сада.
Семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия. Некогда традиции были обязательной составляющей сплоченной семьи, отражая нравственную позицию всех ее членов. Многие традиции переходят из поколения в поколение, полностью воспринимаясь молодой семьей современного общества.
Приобщение детей с самого раннего детства к семейным традициям прививает им важность семьи и семейных взаимоотношений.