Использование соревновательно – игрового метода на занятиях с детьми в дополнительном образовании
Для повышения качества образовательного процесса использую самый эффективный метод в физическом воспитании – соревновательно - игровой. Он многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности на занятиях за счет подключения эмоций обучающихся. Важным достоинством данного метода является возможность его использования во всех разделах образовательной программы, а также применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки.
Использование соревновательно - игрового метода позволяет мне добиваться более высоких показателей в физическом развитии и подготовки обучающихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени, а сами занятия сделать более интересными.
Соревновательно - игровой метод исключает принуждение, обучение осуществляется через игру и соревнование. Этот метод обеспечивает постепенное развитие волевых качеств у обучающихся, личную ответственность, веру в возможность преодоления трудностей. Ориентацию соревновательно - игрового метода на обучение без принуждения, считаю немаловажным в физическом воспитании обучающихся. Его характерная особенность - обязательное присутствие соревновательно - игровой деятельности двух противоборствующих сторон. Это требует от обучающихся проявления максимальных психологических и физических усилий, стремления добиваться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования. Этот метод помогает детям полностью раскрыть свои способности и достичь высокой двигательной активности.
Разнообразное применение соревновательных упражнений и различных игровых заданий позволяет монотонную двигательную деятельность сделать привлекательной и интересной. На занятиях использую следующие задания: бег с определением лидера, чередование возрастания объема и интенсивности физической нагрузки в соревновании или игре и т.д.
На первый взгляд может показаться, что роль соревновательно -игрового метода в освоении спортивных игр незначительна и его использование малоэффективно, так как спортивные игры очень эмоциональны и содействуют физическому развитию обучающихся сами по себе. Так как для овладения умениями и навыками спортивных игр в совершенстве требуется развитие специальных физических и психологических качеств, я включаю элементы изучаемой спортивной игры в соревновательные упражнения, подвижные игры и эстафеты. При изучении спортивной игры идёт подбор соревновательно - игровых заданий, способствующих развитию определённых умений и навыков обучающихся.
Использование соревновательно - игрового метода позволяет мне добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке обучающихся, а также улучшение межличностных отношений в детском коллективе (группе) за счёт обучения обучающихся дицентрации при выполнении двигательных действий (умение действовать с учётом действий партнера, понимать субъективность мнений) и развития способности выполнять двигательные действия в соревновательных условиях, обеспечивая максимальную физическую нагрузку.
Данный педагогический опыт может использоваться на практике учителями физкультуры, тренерами и педагогами дополнительного образования.