Исследовательская деятельность и ее особенности в старшей школе в условиях новых ФГОС
Наверное, вряд ли сегодня можно встретить учителя, который бы ничего не знал об исследовательской деятельности учащимися. Но далеко не все пробовали организовать такую деятельность со своими учащимися. По разным причинам: кто-то – в силу специфики образовательного учреждения и контингента учащихся, а кто-то – из-за общей загруженности. Вместе с тем ФГОС нового поколения, а также заявление министра образования о введении оценки портфолио достижений при зачислении в вузы подводят нас к тому, что во всевозможную продуктивную, творческую, проектную, исследовательскую деятельность необходимо вовлекать большинство учащихся. Положения, связанные с развитием у учащихся проектной и учебно-исследовательской деятельности, должны появиться и в образовательных программах школ с 2015 года, когда по всей стране вступят в силу новые ФГОС ООО.
Поэтому, наверное, каждый учитель должен задуматься о том, как он будет организовывать данную деятельность в условиях конкретного класса при изучении конкретного предмета.
Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся понимается учебная деятельность по приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что является условием и средством развития у обучающихся творческих исследовательских умений Итогом исследования должно стать получение учеником субъективно новых знаний (т.е. новых для ученика), развитие метапредметных умений и развитие личности учащегося.
Таким образом, исследовательский характер или «научность» работы выражается не в совершении научного открытия, а в следующем:
в правильной постановке проблемы исследования и формулировке темы исследования;
в использовании различных источников информации, среди которых должна присутствовать научная литература. Также могут использоваться источники научно-популярного характера, статьи в периодической печати, публикации в сети интернет, видеоматериалы;
в правильном использовании сносок на цитируемые источники – это важный элемент культуры исследования;
в объективном анализе различных точек зрения на проблему, оценке противоречивой информации, в обоснованности собственной позиции;
в использовании широкого спектра общенаучных методов исследования (определение, классификация, описание и объяснительная интерпретация, сравнение и аналогия, анализ и обобщение, рассуждение от частного к общему – индукция и от общего к частному – дедукция и т.д.) и специально-научных (например, методы интервьюирования, анкетирования, изучения стереотипов и т.д. в обществознании, лингвистический анализ в литературе, анализ источников в истории и т.д.)
в обоснованности выводов – результатов исследования.
В старшей школе предполагается самостоятельный характер исследовательской деятельности. Но обязательным условием этого является сформированность у учащихся целого комплекса УУД еще на этапе основной школы: формулировка проблемы и предположений по ее решению – гипотез, планирование своей деятельности, поиск и анализ информации в разных источниках, проведение эксперимента, оценка информации, формулировка выводов, презентация итогов исследования…
Все эти умения нельзя сформировать мгновенно, к ним необходимо подходить постепенно от отдельных самых простых заданий в 5 классе, даже, возможно, в начальных классах, постепенно усложняя и добавляя новые задачи в следующих классах. Данная работа должна вестись не только в рамках одного предмета. Поэтому составление программы развития УУД – важная задача, которую необходимо решать все педагогическому коллективу школы в тесном сотрудничестве. Только тогда станут реальными идеи, заложенные в ФГОС нового поколения.