МБОУ ДО « Центр дополнительного образования для детей имени Героя России Владимира Вячеславовича Селиверстова» г.Вязники Владимирская область
Исследовательская работы
«История исчезнувшей
деревни Малое Быкасово»
Работу выполнила подготовил: Ф.И.О.: Безрукова Анастасия Федоровна
Научный руководитель : педагог дополнительного образования МБОУ ДО « Центра дополнительного образования для детей имени Героя России Владимира Вячеславовича Селиверстова» г.Вязники
Безрукова Зинаида Алексеевна
План
Введение
Основная часть:
История возникновения деревни
Колхоз «Память Ильича»
Деревня в годы войны
Послевоенное развитие
Заключение
Главная цель:
Собрать и сохранить исторические материалы об исчезающих деревнях.
Задачи:
Изучить материалы, имеющиеся в школьном краеведческом музее, дополнительные материалы.
Встретиться с жителями деревень, записать их воспоминания.
Оформить материал в школьный краеведческий музей.
Актуальность
Актуальность материала не вызывает сомнений. Каждый гражданин должен знать историю своего родного края, своей малой родины.
Методы исследования
Изучение всех доступных материалов, встреча с жителями, сбор фотографий, документов и других источников.
Практическая направленность
Использование материалов на уроках и внеурочной деятельности.
Введение.
У каждого из нас есть две Родины: большая- Российская Федерация и малая- то место, где мы родились. Наша малая родина – это Сергиево-Горская земля.
Первые письменные упоминания о деревнях нашей местности относятся к 16-17вв. Многие из них за последнее время исчезли с лица земли, некоторым повезло: они остались в названиях лесов, прудов, местечек… От большинства – не осталось никакой памяти. К сожалению, этот процесс продолжается. Сергиево-Горская территория была густо заселена: в 1941 году был21 населенный пункт с населением 6052 человека, детей-2050. В Сергиево – Горках проживало533человек, в Медведеве 758, в Злобаеве 633. Были и небольшие деревеньки: Лиски -6 дворов, Овинищи- 10 дворов, Куроедово-4 двора, Ураково – 4 двора и другие. В 2005году – 17 деревень, в настоящее время –15.Во многих деревнях осталось по 2-6 жителей, иногда часть дачников. Для современного поколения название деревень Переродово, Лохово, Чистово, Малое Быкасово ни о чем не говорит, они довольно смутно представляют, где находились эти населенные пункты, правда, некоторые видели в паспортах бабушек и дедушек, что место рождения их – одна из этих несуществующих деревень. А ведь в них жили люди,кипела жизнь, игрались свадьбы, рождались дети. Нам нужно обязательно сохранить память о них, это наша история, наши корни, наши истоки.
Основная часть.
Сегодня хочется рассказать об истории деревни Малое Быкасово. Когда возникла деревня, точных данных нет. Список населения местности Владимирской губернии Гороховецкого уезда (перепись населения местности за №1801) 1859года дает нам следующие данные. Данное поселение расположено в 47 км от уездногогорода Вязники, дворов-8, мужщин-35, женщин-40. Почему возникло именно здесь и получило такое название? Существует несколько версий. Первая связана, конечно же, с животным-бык, но это не столь распространенное животное. Вторая связана с понятием «урочище»-это означает договорились (уреклись), природная межа. Возможно, деревню основали выходцы из деревни Большое Быкасово, что находилось тогда в Фоминском районе. О возрасте поселения говорит тот факт, на основании похозяйственных книг за 1941-1945гг: из 33 семей 10 проживали в домах, построенных еще до 1918 года.
Главным занятием населения было сельское хозяйство. Основными культурами: рожь, просо, овес, выращивали корнеплоды, сеяли табак. В семьях держали скот,особенно почтительно относились к лошади. Но главной культурой был лен. К нему было особое уважение, о нем говорили: «Ты наш кормилец – ленок, ты нам и хлеба кусок, ты и одежда.» По вероисповеданию быкасовцы были старообрядцами или староверами. Это подтверждается воспоминаниями. В 1936году был закрыт храм в деревне Выезд Гороховецкого уезда, в постановлении комиссии есть такие строки «Главная причина закрытия старообрядческого храма был распад общины…д. Малое Быкасово Вязниковского района». Храм закрыли, а вера осталась.
Располагалась деревня в один ряд вдоль реки и только один большой планный добротный дом Антиповых стоял отдельно. В деревне была часовенка, сложенная из старого добротного кирпича с кованными железнымиставнями на окнах, был вырыт большой пруд, рядом с деревней протекала маленькая речка Смородинка. Дома были все крепкие, мужчины были хорошими плотниками. Часто ходили со своим ремеслом в отходничество, слава хороших плотников давала возможность дополнительного заработка. На краю деревни лежал большой камень, любимое место игр деревенской детворы.
В 1930 годы начинается коллективизация. 19 января 1930года в М.Быкасове был создан колхоз «Память Ильича».Председателем колхоза стал Чайкин Александр Васильевич, заместителем Чайкин Петр В деревне в это время проживали 33 семьи, 144 человека 57 детей. Сохранилось удостоверение Чайкиной Екатерины Дмитриевны, которая проявила себя ударницей во всех политических компаниях, выполняя и перевыполняя нормы выработки и своей активностью показывая пример отстающим. Главными профессиями колхозников были: скотник, разнорабочий, свинарка, сливщик молока, плотик, сторож, счетовод. С появлением МТС появились первые трактористы. Ими стали Абрамов Иван Леонтьевич, Чайкин Александр Егорович. К лошадям всегда относились с особым уважением. Чайкин Василий Иванович был не просто конюхом, а прекрасно понимая лошадей, обучал мальчишек и девчонок езде верхом. Сам готовил упряжь длялошадей, участвовал в конных соревнованиях в Холуе, привозил призы. Чайкин Петр Иванович занимался пчелами, очень любил угощать ребятишек медом. А своих у них с Марфой Васильевной было 8 детей. Многие семьи в деревне были многодетными, поэтому занятие некоторых женщин – домохозяйка. Многим приходилось ходить на работу в соседние деревни: Злобаево, С- Горки ,т. к. там была МТС, школа, больница. Но уходили и дальше:на торфозаготовки(девушки на штапель зарабатывать), на фабрику в Никологоры.
Грянула Великая Отечественная война, и мирный труд был прерван. Ушли на фронт 27 быкасовцев, девять погибли, вернулись-18. Осталось после войны 2 вдовы, 6 детей сирот. Почти все мужчины служили рядовыми. Лукьянов Николай Алексеевич был старшим лейтенантом, служил на Украинском и Забайкальском фронтах. Чайкин Василий Петрович встретил войну в 1941 году на границе, дошел до Сталинграда. Воевал в пехоте, командовал взводом автоматчиков. Награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». Чайкин Александр Васильевич награжден орденом «Красной Звезды», медали «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». Деревня в войну жила очень трудно, лошадей почти всех забрали на фронт, остались только старые и больные. На фабрику на переработку возили лен на санках женщины и дети. Ребята хорошо управлялись с оставшимися лошадьми, сказалась выучка Чайкина Василия Ивановича. Но успевали бегать в школу в Злобаево, по дороге зажигали факелы, чтобы отпугнуть появившихся в войну в нашей местности волков.
После войны деревня продолжает строиться. Колхоз постепенно поднимается. Строится каменный склад для хранения льносемя. Вновь оживает конюшня. Колхозники могут похвалиться новыми двумя приобретенными стульями. В семьях появляются дети. Любимыми именами у быкасовцев были: Иван, Александр, Анатолий, Николай, Мария,Анна, Татьяна, Евдокия. Всего в деревне проживали 33 семьи, 144человека, детей – 53 человека. Неграмотных – 17 человек (данные на 1951год). Но есть уже семьи, переезжающие жить в Фоминки, Ковров, Гусь – Хрустальный, Горький и даже в Крым.
В 60-ые годы в стране начинается укрупнение колхозов. В 1960 году на базе всех 21 колхозов появляется совхоз «Сергиево – Горский». Деревня Малое Быкасово вошла в 3 отделение совхоза. Управляющим 3 отделения становится Андриянов Николай Яковлевич. В начале совхоз не добивается особых успехов, но к концу 70 годов совхоз окреп и рабочие совхоза начинают жить лучше. В домах быкасовцев появилось радио, жители начали активно пользоваться велосипедами. Из воспоминаний Строевой (Чайкиной) Фаины Васильевны(проживала в деревне с1962 по 1971г.) деревня была очень дружная и веселая. Со всех деревень к нам гулять приходили. Да не просто нужно было придти, а обязательно всю дорогу перебрасываться частушками. Да и на работу шли с песнями.Особенно много песен звучало на сенокосе. На свадьбу Фаины и Александра подарили штапель на платье, мужскую рубашку,вышитое белье, но особенно они были рады двум стульям, а на «подметенные (во время свадьбы невеста метет, а гости бросают мелкие монеты) еще два стула. В приданое Фая от родителей получила кровать. Молодые были очень рады подаркам.
Очень интересно называли друг друга односельчане: Чайкин Саша(Полин). Леонтьев Анатолий(Манин), Чайкин Слава(Катин), Чайкин Анатолий (Пашин) и т. д. Так и говорили: «Пойдем к Пашиным посидим». К 70 годам в деревне сохранились каменный склад, часовенка, в нее складывали сундуки на случай пожара. В деревне оставались семьи:Чайкина Александра,Чайкиной Людмилы, Чайкиной Екатерины,Чайкина Анатолия, Чайкиной Марии, Чайкиной Людмилы, Лукьяновой Анастасии, Антоновой Нины, Безруковой Овдотьи, Крупновой Клавдии, Володиных, Абрамова Анатолия. Семьи чаще всего переезжают на центральную усадьбу в Сергиево-Горки, где есть магазины, водопровод, больница, школа, садик. Последние семьи держаться до последнего. Ведь все это родное, близкое и корни наши. Дачники не покупают здесь дома, т. к. неудобен подьезд от трассы. Многие приходят по осени собирать богатый урожай с опустевших садов, любят посидеть на большом камне у дороги. Но с каждым годом все больше зарастает травой и лесом бывшая деревня Малое Быкасово.
Решением Сергиево – Горского сельского совета от 04.07.1989года за №322 признан факт деревни как не существующей.
Заключение.
Наша малая Родина – частичка нашей большой России, и то, что происходит в сельской местности и в целом по стране, находит яркое подтверждение в нашей местности. За последние десятилетия слица земли исчезли многие десятки тысяч деревень. У нас за 70 лет исчезли 5 деревень, а какая-то перспектива выжить осталась удвух-Сергиево – Горки и Рытово(из 16). Люди покидают деревни, где их предки жили столетиями,они забросили землю, которая так любовно была обработана до последнего клочка их дедами, прадедами. Но ведь в литературе всегда подчеркивалось, что Россия всегда возрождается через возрождение провинции.
Хочется сегодняшним исследованием оставить для тех, кто будет жить на нашей земле в будущем рассказ о том, как жили их предки. И хочется верить в возрождение, обновление деревень Центральной России.
Литература
Материалы школьного краеведческого музея
Воспоминания жителей
Похозяйственные книги 1941 – 1951 гг.
Список населения местности Владимирской губернии Гороховецкого уезда (перепись населения местности за №1801) 1859года
Приложения