Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Краеведение
  3. Из истории Вышетравинской школы

Из истории Вышетравинской школы

История малой родины неразрывно связана с историей образования в России. Всегда получение образования было социальным лифтом для жителей провинциальных городов России, и особенно для сельских жителей. Не обладая связями и богатством, человек мог изменить свое положение и улучшить качество жизни, получив образование и хорошую профессию в дальнейшем. В 2023 году Вышетравинская школа – филиал МБОУ «Окская СШ» отметила своё 50-летие. В рамках подготовки к этому празднованию мы решили обобщить материал о развитии системы образования в нашем селе Вышетравино. Необходимость этого исследования диктуется следующим: • привлечение внимания жителей села к истории родного края; • необходимость обобщения и систематизации информации, собранной к предыдущему юбилею школы - 40-летию, в 2013 году, школьным краеведческим музеем.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Краеведение

Категория

Краеведение
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Областной конкурс по школьному краеведению

Секция «Летопись родного края»

Из истории Вышетравинской школы

Рязанского района Рязанской области

Автор: Безрукова Анна Алексеевна, 6 класс

«Вышетравинская основная школа» – филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Окская средняя школа» муниципального

образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, краеведческое объединение

390518, Рязанская область, Рязанский район, с.Вышетравино

Научный руководитель: Назарова Марина Сергеевна, учитель истории

Вышетравинской основной школы

Рязань, 2022 год

Оглавление

1. Введение

2. Что такое земская школа

3.Здание школы

4. Педагогический состав

5. Организация учебной деятельности

6. Оснащение учебного процесса

7. Состав учащихся

8. Приложение № 1(иллюстрации)

9. Приложение № 2 источники и литература

1. Введение

История малой родины неразрывно связана с историей образования в России. Всегда получение образования было социальным лифтом для жителей провинциальных городов России, и особенно для сельских жителей. Не обладая связями и богатством, человек мог изменить свое положение и улучшить качество жизни, получив образование и хорошую профессию в дальнейшем. Есть прекрасный пример такого успеха, основанного на образовании - это жизнь и карьера М.М.Сперанского, который, в конце XVIII века родился в очень бедной семье сельского священнослужителя и стал министром, крупнейшим юристом XIX века и автором 5-томной работы Законы Российской империи. Поэтому история народных училищ и земских школ так важна. Систему земских школ в России, которая затронула широкие массы народа и дала людям возможности намного больше, разработал и проводил в жизнь в 1860-е года, после отмены крепостного права, А.А.Головнин, министр образования Российской империи, сын знаменитого путешественника и писателя, вице-адмирала В.М.Головнина, уроженца Рязанщины. Была такая школа и в нашей деревне Вышетравино.

В 2023 году Вышетравинская школа – филиал МБОУ «Окская СШ» будет отмечать своё 50-летие. Она является правопреемницей Павловской средней школы и Вышетравинской основной школы-интерната. Но ее история начинается с одноклассного народного училища в Вышетравино. В рамках подготовки к этому празднованию мы решили обобщить материал о развитии системы образования в нашем селе Вышетравино.

Необходимость этого исследования диктуется следующим:

  • - привлечение внимания жителей села к истории родного края;

  • - необходимость обобщения и систематизации информации, собранной к предыдущему юбилею школы - 40-летию, в 2013 году, школьным краеведческим музеем.

В соответствии с этим, задачу данной работы можно сформировать следующим образом:

- систематизировать и обобщить имеющийся материал об истории образования на территории села Вышетравино и ближайших территориях.

Основой исследования и источниками информации являются исторические и статистические материалы, справка ГАРО.

Объект – начальная история образования в Вышетравино конец XIX - конец XX вв.

Вопросы исследования –

месторасположение и здание народного училища

педагогический состав

организация учебной деятельности,

оснащение учебного процесса,

учащиеся.

Методы исследования:

1.Работа с историческими источниками, материалами ГАРО;

2.Изучение материалов об истории развития образования в России в начале XX века (в том числе Педагогические энциклопедии);

3.Посещение участниками школьного музея земской школы в селе Константиново Рыбновского района Рязанской области.

Основа работы - материалы Государственного архива Рязанской области - справка по результатам обследования Вышетравинской школы приблизительно в 1900 – 1917 г.

2. Что такое земская школа

Зе́мская шко́ла (полное официальное название — одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения) — самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год.

Школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Обучением в школе занимались постоянно заняты й народный учитель и приходящий законоучитель-священник. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным. Школы содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения — директоров и инспекторов начальных училищ. Финансирование школ было совместным, осуществлялось за счёт сельских обществ и волостей, земств и государства; при этом финансовое участие государства постоянно росло, в то время как участие крестьянских обществ сокращалось. С конца 1900-х годов земства перешли к построению школьных сетей, рассчитанных на достижение всеобщего обучения в течение 5—15 лет. Рекомендовалось раздельное обучение мальчиков и девочек, но при невозможности допускалось совместное обучение.

Учебный год в земской школе был очень коротким и продолжался, как правило, семь месяцев (с 1 октября по 1 мая), из которых около месяца приходилось на церковные празники и каникулы. Родители не были обязаны посылать детей в школу, и дети неодновременно приступали к учёбе и так же неодновременно оставляли учёбу, так что большинство детей училось около пяти месяцев в году. Основной причиной короткого учебного года называлась занятость крестьянских детей, даже самых маленьких, в домашнем хозяйстве — родители могли себе позволить отпустить их в школу только в зимнюю половину года, когда не было сельскохозяйственных работ.

Учёба занимала шесть дней в неделю, каждый день было 4—5 часовых уроков с 5-10 -минутными переменами между ними и часовым обеденным перерывом.

КАК ПРОХОДИЛИ УРОКИ В ТАКОМ БОЛЬШОМ КЛАССЕ?Учитель давал одному отделению письменную задачу, затем объяснял следующему новый материал, после чего повторял материал с третьим, и так многократно переходил от одного отделения к другому по ходу урока. Применялись и более сложные приёмы: старшему и среднему отделению читали текст, после чего среднее отделение должно было письменно ответить на вопросы, а старшее отделение — написать полное изложение; одну и ту же задачу по арифметике среднее отделение решало письменно, а старшее — в уме, и т. д. Индивидуальные ответы у доски занимали незначительное место в обучении; вместо этого было повторение хором за учителем. Дети, как правило, не имели возможности заниматься у себя дома — тесные и тёмные крестьянские избы мало подходили для учебных занятий. Поэтому в сельской школе не было домашних заданий . льские дети выражали живой интерес к содержанию учебного курса, были привязаны к школе и учителю, хорошо усваивали учебный материа (.dic.academic.ru)

3. Здание школы

Вышетравинская школа была основана в 1882 году как одноклассное народное училище. Здание школы размещалось на земле сельского общества.

Здание училища построено в 1910 году. Выстроено специально для школы. Деревянное, одноэтажное здание. Фундамент кирпичный, пол деревянный.

В школе имелось:

1.Одна классная комната;

2.Одна квартира учащихся;

3.Кухня;

4.Раздевальня.

Отхожее место для мальчиков и девочек отдельно. Библиотеки – читальни не имелось.

Площадь земельного участка, относящегося к школе составляла 746 квадратных сажен . На пришкольной территории располагались два сарая и погреб. В справке указывается также, что нет площадки для детских игр.

Здание школы отапливалось дровами за счёт Рязанской уездной Земской управы. Воду брали из сельского колодца. На основании данной справки можно сделать вывод о штатном составе школы:

- учитель;

- законоучитель;

- завхоз;

- сторож.

М.А.Пресняков, внук земской учительницы д. Вышетравино К.Н.Пресняковой (Никифоровой), любезно предоставил нам фотоснимки из архива своей семьи, где мы можем видеть облик нашей школы в 1910 - 20 годы. Это здание и эта учительница работали до 1946 года, пока шли Первая Мировая война, гражданская война, в 30-е годы и годы сталинских репрессий, пережили Великую Отечественную войну. Здание сгорело в 1946 году.

4. Педагогический состав

У нас нет сведений об учителях Вышетравинского народного училища со дня его основания, с 1882 года. С конца 1900-х годов до 1946 года в нашей школе работала одна и та же легендарная учительница - Учитель с большой буквы, Клавдия Николаевна Преснякова, Она получала жалование 360 рублей в год, в 1910 году. Семья Пресняковых была большой, у Клавдии Николаевны и ее мужа, Максимилиана Степановича, агронома и землемера, было 10 детей (данные семейного сайта Пресняковых - http://max-presnyakov.ucoz.ru/). Максимилиан Степанович занимался вопросами агрономии и вопросами, связанными с землемерными работами до, а также и после Великой Октябрьской революции до 1937 года, когда был репрессирован.

Из воспоминаний известного рязанского художника Анатолия Максимилиановича Преснякова, внука К.Н. и М.С. Пресняковых:

"Помню свои первые опыты рисования. Я тогда учился в начальной школе у своей бабушки в селе Вышетравино, что недалеко от Рязани, в которой она одна и работала. Под кроватью лежали большие книги деда, который был агрономом. Пресняков Максимилиан Степанович, расстрелянный в 1937 году, был близким другом одного из 26 бакинских комиссаров Г.К.Петрова, памятник которому теперь стоит в центре Рязани. Эти книги были по садоводству, овощеводству, агрономии. Страницы с рисунками овощей, фруктов я вырывал потихоньку, относил на печку и там на обратной чистой их стороне рисовал. В доме была большая русская печка с лежанкой, где я и спал. Что рисовал – никак не могу вспомнить. Когда бабушка обнаружила эти мои рисунки, приклеенные хлебным мякишем за печкой, она сильно меня ругала за порчу книг…». Клавдия Николаевна Преснякова, урожденная Никифорова, пятьдесят лет после окончания гимназии проработала сельской учительницей в Вышетравино. «Когда она шла по улице, то бывшие ее ученики, а теперь уже пожилые люди, посещавшие ее школу еще до революции, вставали, снимали шапки и кланялись ей. Ее очень уважали». Хотя Клавдия Николаевна указана в справке 1910 года как крестьянского происхождения, семья Пресняковых говорит о том, что она была купеческого происхождения и стала работать в Вышетравино сразу после окончания рязанской женской гимназии Екимецкой и брака с М.С. Пресняковым. Таким образом, мы можем предположить, что молодыми людьми в даном случае двигали лучшие побуждения как народников, помощи крестьянам. К сожалению, в ходе поиска информации к 40-летнему юбилею только один человек вспомнил о том, сколько семья Пресняковых сделала для сельчан Вышетравина. Это бывшая учительница нашей школы А.И.Зарубина, у которой свекровь работала нянькой в семье Пресняковых.

Законоучителем в 1906 году был Александр Павлович Кротков, из касимовской священнической семьи. Жил в селе Троица на реке Рака (Пронский уезд) в ½ верстах от школы. Он также умер в ходе репрессий в 1930 году в Архангельской области, в лагере. Почитается новомучеником (pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/3138/ Кротков).

Завхоз – в его обязанности входила доставка дров в школу.

Услуги сторожа выполняла К.Н.Преснякова, за это ей доплачивали 60 рублей в год.

В классной комнате стояло 30 двухместных парт. Парты были для разных возрастов. Умывальники не имелись.

Таблица 1

Распределение учащихся по сословиям

пол

количество

Духовенство

Крестьянство

По вероисповеданию

православные

Мальчики

45

45

45

Девочки

43

1

42

44

Из данной таблицы видно, что в школе обучалось 88 детей крестьянского сословия. 1 девочка – из сословия духовенства. Все посещавшие школу были православного исповедания. Таблица 2

Распределение по числу лет пребывания в школе

Отделения

Группы

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

6-й год

ИТОГО

I отделение

мальчики

20

3

23

девочки

23

II отделение

мальчики

11

девочки

9

2

III отделение

мальчики

7

4

11

девочки

7

3

10

IV отделение

мальчики

девочки

V отделение

мальчики

девочки

VI отделение

мальчики

девочки

Анализ данной таблицы позволяет сделать вывод, что больше всего детей обучалось в первом отделении – 23 человека, во втором отделении – 22 человека; в третьем – 21 человек; в четвёртом, пятом и шестом отделениях не обучался никто.

Таблица 3

Распределение учащихся по селениям, из которых они приходили в школу

Расстояние

Мальчики

Девочки

Итого

Село, где находилась школа

33

38

71

Выселки

4 версты

2

2

4

Новинское

½ версты

10

4

14

Из данной таблицы видно, что в основном в школе обучались дети из села Вышетравино. Приходили ученики из с.Новинское – 14 человек, проделав путь 1,5 версты и из д.Выселки (Левашовские Выселки д.Левашовки) 4 версты расстояние – 4 человека.

Организация занятий

Занятия возобновлялись 15 сентября. К октябрю вся школа была в сборе. Прекращались занятия:

I – II отделения - 29 апреля;

III отделение – 27 апреля.

Начало занятий – 9.00, окончание – 15.00.

Перемена – 5-10 минут, большая перемена 30-40 минут.

Как видно из справки учебный год начинался 15 сентября, но собирались все к октябрю, когда заканчивались основные полевые работы. Заканчивался учебный год в конце апреля 22-27 числа, когда полевые работы начинались, так все учащиеся были крестьянского сословия и работали вместе с родителями.

Таблица 4

Распределение окончивших курс по возрасту

11 лет

12 лет

13 лет

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

Окончили одноклассное училище с 3 годичным курсом

1

2

3

1

0

1

Окончили одноклассное училище с 4 годичным курсом

Окончили одноклассное училище с 5, 6 годичным курсом

Вывод: в основном оканчивали одноклассное училище с 3х годичным курсом обучения. По каким причинам не все экзаменовались?

Оставлены родителями для домашней работы. Низкий процент окончивших объясняется поздним назначением экзаменов.

Приложение 2

  • Источники и литература

1.ГАРО, Р141, опись1, Дело 2530.

2. http://dic.academic.ru, земские школы

3. http://max-presnyakov.ucoz.ru/

4.http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/3138/ Кротков

5. Педагогическая энциклопедия, изд. «Советская энциклопедия», М, 1965 г.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

История малой родины неразрывно связана с историей образования в России. Всегда получение образования было социальным лифтом для жителей провинциальных городов России, и особенно для сельских жителей. Не обладая связями и богатством, человек мог изменить свое положение и улучшить качество жизни, получив образование и хорошую профессию в дальнейшем. В 2023 году Вышетравинская школа – филиал МБОУ «Окская СШ» отметила своё 50-летие. В рамках подготовки к этому празднованию мы решили обобщить материал о развитии системы образования в нашем селе Вышетравино. Необходимость этого исследования диктуется следующим: • привлечение внимания жителей села к истории родного края; • необходимость обобщения и систематизации информации, собранной к предыдущему юбилею школы - 40-летию, в 2013 году, школьным краеведческим музеем.
0 ₽